Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения речевых зон коры головного
мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (доречевой период)
Основные признаки алалии:
Системное нарушение речи.
При алалии страдает в целом речевая деятельность (мотив высказывания, грамматические операции, моторная реализация).
Алалия – это нарушение центрального органического характера.
Алалики имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.
Алалик – это ребенок, который никогда не говорил.
Классификация алалий по В.А.Ковшикову
Моторная алалия (экспрессивная)
Сенсорная алалия (импрессивная)
- состояние , обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
Признаки:
отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной);
активное использование жестов, выразительная мимика;
как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»;
- бедность словарного запаса;
- резкое расхождение между достаточным пониманием значений слов и возможностью их называния, вследствие неустойчивых звуковых образов слов;
- эхолалия отсутствует;
- повторение услышанного затруднено;
-множественные аграмматизмы;
-неумение оперировать словами;
-значительные затруднения в связной речи;
-несовершенная моторика
Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании
нарушение понимания речи вследствие недостаточной работы речеслухового анализатора при преимущественном недоразвитии (поражении) височной доли доминантного полушария, наступившим до начала формирования речи.
Признаки:
речевой негативизм , дети малоконтактны;
отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики;
отсутствие компенсаторных средств;
-недоразвитие фонематического восприятия;
- характерна гиперакузия;
- понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего;
- присутствует эхолалия;
- повторение услышанного выполняют, не понимания смысла проговоренного слова;
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь
Крайне низкий темп при направленном формировании речи
Комплексный подход к реабилитации детей - алаликов
медицинское сопровождение,
логопедическая коррекция,
организация совместной деятельности логопеда, воспитателя, психолога, дефектолога(по показаниям), родителей;
Строгая организация и соблюдение режима дня и речевого общения.
Логопедическая коррекцияДидактические принципы, используемые при работе с безречевыми детьми:
Принцип комплексности.
Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации( на различные анализаторы).
Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий(по П.Я.Гальперину).
Принцип учёта зоны ближайшего развития(по Л.С.Выготскому).
Принцип постепенного усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
Онтогенетический принцип.
Функционально-семантический принцип(общность эмоциональных реакций ребёнка и педагога выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребёнка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок)
Логопедическая работа , в зависимости от периода развития речи алалика (по Н.Н.Трауготт)
Работа с начинающими обучаться детьми, у которых речь отсутствует или ограничивается немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета(тпу, ням-ням, би-би и т.д.); пытаясь объясниться с окружающими, ребёнок прибегает к мимике и жестам.
Работа с детьми в периоде «выхода из алалии» .Слов в распоряжении ребёнка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков(что имеет место у каждого косноязычного), трудных для произношения, или частичной замене их другими, или в перестановке слогов, что очень характерно для алаликов. Появляется фраза из 2-3 слов, но построение её очень своеобразно; часть слов заменяется мимикой, имеет место полный аграмматизм.
Работа с детьми, владеющими элементарной бытовой лексикой. Ребёнок обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Формируются короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью ещё нет; в необычной ситуации вновь обнаруживается речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме.
Основные разделы логопедической работы
Развитие понимания речи
Развитие самостоятельной речи
Отработка элементов звучащей речи
Важно отметить, все эти разделы необходимо применять параллельно в каждом периоде работы.
В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.
Обследование речи с элементами обучения
Проверка возможности речевого подражания
Выявление уровня понимания лексических категорий
Выявление уровня понимания грамматических категорий
Исследование понимания семантики(общего смысла) фразы, умения узнавать предметы по их назначению, показывать части тела человека и животного.
1 период - работа с неговорящими детьми1 раздел – развитие понимания речи
Главная задача : повышение речевой активности (надо добиваться того, чтобы ребёнок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания)
Научить ребёнка слушать и понимать обращённую речь, рассказы и сказки, соответствующие его развитию и интересам.
2 раздел – работа над развитием самостоятельной речи
Цель: Сформировать хотя бы самую элементарную бытовую речь.
Необходимо исходить из того, что основной причиной отсутствия словаря является несформированность звуковых и двигательных образов слов.
Задачи :
Формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение. Его обогащение и активизация.
Формирование элементарных лексико-грамматических категорий
Развитие элементарных навыков связной речи
Работа над развитием самостоятельной речи
Приёмы работы:
игра, включающая в себя отдельные слова и восклицания
Совместное рассматривание картин
На этом этапе полезно многократное индивидуальное повторение слова. Для лучшего запоминания слова даём его в различных ситуациях, воздействуем на все анализаторы, применяем наиболее впечатляющие приёмы.
Реализация принципов:
Принцип фонетической доступности
Уточнение и автоматизация звуков раннего онтогенеза; работа по уточнению звука содержит большие возможности для формирования слоговой структуры и слухового восприятия .
Лексико – грамматический принцип
Работа со словами 1 – 2 – 3 – 4 - типа слоговой структуры
Двухсложные слова из двух открытых слогов
Односложные слова
Трёхсложные слова из открытых слогов
Двухсложные слова с закрытым слогом
В начальную работу включаем простые существительные , ранние онтогенетические формы (беспредложные винительного, родительного, творительного падежей); так же вовлекаем разные слова с интонационным выделением предлогов и флексий, отрабатываем формы множественного числа и уменьшительно-ласкательные с суффиксом «ик»
Глаголы ( с демонстрацией действий и привлечением предметно-окружающей среды).
Отрабатываем подходящие по звуковому составу формы лица, числа, наклонений, настоящего времени, составляем сочетания (сижу на стуле) и фразы(мама купит машинку).
Местоимения и местоимённые прилагательные (с жестовым показом).
Вопросительные и указательные слова(с жестовым сопровождением).
Отрицательные местоимения и наречия( с жестами)
Наречия и прилагательные
Слова, обозначающие количество
Формируя речь ребёнка, важно обеспечить повторяемость учебного материала с постепенным его усложнением( через промежуток времени возврат к определённой лексической теме).
3 раздел – отработка элементов звучащей речи
Основные виды работ по отработке элементов звучащей речи:
Постановка дыхания необходима ввиду предрасположения алаликов к развитию заикания и в виду того, что расстройство дыхательной функции, в ряде случаев наблюдающиеся у алалика, затрудняет процесс воспитания речи.
Уточнение произношения имеющихся звуков, в дальнейшем работа по постановке отсутствующих.
Упражнение в подражании простейшим элементам речи.
2 и 3 периоды развития речи алаликов
Работа планируется на базе программ для детей с ОНР 2 и ОНР 3 , соответствующих уровням речевого развития.
Формирование и уточнение знаний и представлений об окружающем в соответствии с программными требованиями той возрастной группы, в которой воспитывается ребенок.
Уточняется:
дифференцированное восприятие и обозначение цвета, формы, размера,
представление о количестве, о явлениях окружающего растительного и животного мира;
развиваются элементарные обобщения;
развитие произвольной памяти, внимания, процессов анализа, синтеза на уровне практической деятельности.
Коррекция сенсорной алалии:
Подготовительный этап:
Установление контакта ребёнком.
Развитие сенсомоторной базы речи:
общая и мелкая моторика,
восприятие неречевых звуков(звучащие игрушки)
Развитие психических функций:
развитие произвольного внимания,
развитие зрительной кинестетической памяти,
- Основной этап:
работа по развитию фонематического восприятия;
дифференциация звуков на слух и в собственном проговаривании;
расширение понимания бытовых инструкций;
развитие как пассивного, так и активного словаря;
работа над совершенствованием слоговой структуры;
развитие тонких акустических дифференцировок;
работа над фразой;
развитие сознательного анализа и синтеза речи.
Работа с родителями
Обязательное включение родителей на правах участников в коррекционно-образовательный процесс!
1.Сформировать у родителей правильное отношение к дефекту ребёнка, понимание путей преодоления, создания условий для полноценного общения с ним.
2. Довести до сведения родителей их основных задач:
- Закрепление навыков, усвоенных ребёнком на занятии.
-Создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения.
3.Постоянно информировать о результатах деятельности ребёнка; о перспективных планах коррекции .
4.Разъяснять значимость развития личностных качеств ребенка – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям.
Список литературы:
Битова А. Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсо-моторной алалией// Школа здоровья. - 1996. - Т. 3, N 4: Темат. вып. "Тез. докл. конф. "Здоровье школьника: Медико-психологическая поддержка и физическая культура", Москва, 8-11 сентября 1996 г." - С. 6
Битова А.Л., Сафронова Е.Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25-28 сентября 2001 г. - М.: РОСИНЭКС. - 2001. - С. 307-308
Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи . –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. И перераб.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
Аксёнова Л.И - Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений в современной педагогике //Дефектология 2007 №3
Грибова О.Е.Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжёлой речевой патологией./Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2002 №2
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.- В кн.: Нарушение речи и голоса у детей. М. ,1975.
Ковшиков 8.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией.- В кн.: Психические и речевые нарушения у детей, Л., 1979
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.