Восточнославянские племена и их соседи. Князья и дружина. Принятие христианства.. ЕГЭ История

  • docx
  • 16.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Восточнославянские племена и их соседи. Князья и дружина. Принятие христианства..docx

Восточнославянские племена и их соседи. Князья и дружина. Принятие христианства.

Древность и Средневековье

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І–ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ–IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III–II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II–IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І–ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV–V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II–VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

·           западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);

·           южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);

·           восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV–V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык... А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны ... Все они и высокие, и очень сильные ... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый ...».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI–IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II–V вв.) и Пеньковскую (VI–нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII–VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI–IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI–VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

К главным богам славян относятся:

·           Перун — бог грома, молнии, войны;

·           Сварог — бог огня;

·           Велес — покровитель скотоводства;

·           Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;

·           Даждьбог (Ярило) — бог солнца;

·           Симаргл — бог подземного мира.

Возникновение государственности у восточных славян

В результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII–IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Основные причины появления государственности у восточных славян:

·           кризис родоплеменных отношений и переход к феодальному обществу;

·           общность этнокультурного происхождения;

·           необходимость защиты территорий от общих врагов;

·           близость политического устройства;

·           общие экономические цели.

Теории создания Киевской Руси

Норманнская (учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер). Сущность: созданию собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория основывалась на скандинавском происхождении многих древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были норманнами по происхождению. Согласно летописным данным, в 862 г. новгородские бояре пригласили на княжение варяжского конунга (вождя) Рюрика, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, пребывавшей на русском престоле до конца XVI в.

Антинорманнская теория (М. Ломоносов) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства. Большинство современных исследователей являются сторонниками теории естественно-исторического процесса. Не отрицая влияния норманнов на появление государства с центром в Киеве, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян.

Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со второй половины IX до 30‑х гг. ХIII в. Началом политической истории Древней Руси принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Князья и дружина

Вечевые порядки. Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными.

Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей: старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.

Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые вече упоминается в летописях в Новгороде (1016). В его компетенции находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.

Киевский князь сосредотачивал в своих руках всю административную, военную, судебную власть и управлял государством с помощью ближайшего окружения: собственного войска (дружины), удельных князей и наместников, управлявших отдельными городами (градами). Органом местного самоуправления было народное вече.

Древняя Русь не была монолитной державой, а состояла из приблизительно 15 удельных княжеств, которые сохраняли определённую самостоятельность. Их зависимость от центра часто ограничивалась уплатой дани и обязательством в случае войны предоставлять помощь князю, давая в его распоряжение собственные дружины и народное ополчение. В отношении территориального устройства Древнюю Русь называют конфедерацией, содружеством князей и даже суперсоюзом.

Внутренняя политика великих киевских князей

Правление Олега (882–912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Во время одного из своих походов он погиб (по другой версии — умер от болезни).

Сын легендарного Рюрика Игорь (912–945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье. Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.

Его жена — княгиня Ольга (945–964) — своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В дальнейшем Ольга провела некоторые реформы: налоговую (погосты — уставы — уроки), административную (появление посадников), поднималась проблема христианизации Руси (княгиня приняла христианство в 957 г.). Также Ольга поддерживала контакты со Священной Римской империей.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964–972) прежде всего известен активной внешнеполитической деятельностью. В 964–966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.

Владимир I Великий (980–1015), победив во время междоусобной борьбы своих братьев и став князем, завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн человек.

С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления провёл ряд реформ:

·           религиозная (введение христианства или Крещение Руси);

·           административная (изменение границ между княжествами по территориальному принципу, их возглавляли либо его сыновья, либо наиболее преданные воеводы);

·           военная (строительство городов-крепостей на южных рубежах государства и возведение сторожевых башен, что повысило обороноспособность Руси. У этой реформы был и ряд других важных последствий: она позволила сформировать боеспособное, преданное князю войско; создать новую, или младшую, дружину, полностью зависимую от великого князя, которая играла роль своеобразного противовеса местному боярству);

·           финансовая (начал чеканить собственную монету — золотники и сребреники);

·           судебная («Устав о церковных судах и десятине»).

Расцвет Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого (1019–1054). В первые годы правления его власть над русскими землями была не полной, поскольку уже в 1024 г. Ярослав потерпел поражение в битве под городом Лиственом от своего брата, черниговского князя Мстислава. Однако победитель не занял великокняжеский стол. Братьям удалось найти компромиссное решение: они образовали дуумвират, поделили Русь по Днепру и из двух центров — Киева и Чернигова — управляли огромным государством. Лишь после смерти Мстислава в 1036 году, Ярослав стал, по словам Нестора, «самовластителем Русской земли». Среди его основных достижений:

·           масштабное строительство культовых сооружений (только в Киеве насчитывалось более 400 церквей);

·           составление первого писаного сборника законов Русская Правда;

·           развитие книгописания и основание первой библиотеки;

·           составление первой летописи (1037–1039);

·           основание отдельной Киевской митрополии (1051).

В последние годы жизни Ярослав предпринял попытку решить болезненную проблему престолонаследия. В основу предложенного им механизма преемственности княжеской власти был положен принцип сеньората, то есть власти старшего в роде. В случае смерти киевского князя великокняжеский стол переходил к старшему по возрасту сына, что, по мнению Ярослава, давало возможность избежать семейных ссор, так как каждый из потомков имел шанс править в Киеве.

Принятие христианства

В числе мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира (980–1015) поднять авторитет языческих богов. С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокоши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество изжило себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.

Основные причины принятия христианства

·           необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;

·           желание поднять международный авторитет Древней Руси.

При выборе веры Владимир остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям. Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти.

Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это было чрезвычайно высокое требование, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами, византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в тоже время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, с 988 г. приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов. Данное событие и стало точкой отсчёта процесса введения христианства на Руси, который охватил несколько веков. Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

Категории населения на Руси

В IX–X вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. В это время происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и обладали целым рядом других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимые крестьяне и рабы.

Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодально-зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани. Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по «Русской правде», крестьяне на Руси IX–XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно утратили личную свободу.

С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодально-зависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI–XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, т. е. бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.

К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категорию зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.

Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию, разорившиеся купцы и т. п.).

Русская Правда

Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стала жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодально-зависимой части населения, право наследования и др. Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII–XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м гг. XV в. Напечатана она была А. Шлёцером в 1767 году.

Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060–1070-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016 г., другие склонны её датировать 1030-ми гг. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII–IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. Основы краткой правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества.

Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав, во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.