Восточные славяне
С темы "Восточные славяне" начинается изучение истории России. Уже на первом уроке можно показать, как знания, полученные в курсе всеобщей истории применяется на новом материале, что позволит активизировать умения учащихся и перейти от репродуктивного подхода к компетентностному.
В первую очередь учитель обращается к алгоритму работы при изучении нового материала:
Вопрос - С чего необходимо начать изучение темы? - получает традиционный уже для учащихся ответ - С предшествующего периода.
Проблема: данный урок - первый в новом курсе, т.е. предшествующего периода в данном учащимся учебном пособии не существует.
Разрешение данной проблемы активизирует самостоятельную работу учащихся. (При необходимости учитель может задать дополнительный вопрос: Что из изученного нами материала может стать таким "предшествующим периодом"?)
Восточные славяне.doc
Восточные славяне
С темы "Восточные славяне" начинается изучение истории России. Уже на первом уроке можно
показать, как знания, полученные в курсе всеобщей истории применяется на новом материале, что
позволит активизировать умения учащихся и перейти от репродуктивного подхода к
компетентностному.
В первую очередь учитель обращается к алгоритму работы при изучении нового материала:
Вопрос С чего необходимо начать изучение темы? получает традиционный уже для учащихся ответ
С предшествующего периода.
Проблема: данный урок первый в новом курсе, т.е. предшествующего периода в данном учащимся
учебном пособии не существует.
Разрешение данной проблемы активизирует самостоятельную работу учащихся. (При необходимости
учитель может задать дополнительный вопрос: Что из изученного нами материала может стать таким
"предшествующим периодом"?)
Ответ:
История первобытного общества.
Таким образом, изучение темы становится совместной работой учителя (регулирующая функция) и
учащихся, применяющих имеющиеся у них знания.
Вступление: праславяне.
Курсивом будет выделен материал, который могут предложить сами учащиеся:
Использование алгоритма разбора темы "Западные и южные славяне в VIX вв."
Происхождение славян: Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. На рубеже
III тыс. до н.э. происходит их выделение из языковой общности. Доказательством может
служить яркий лингвистический пример: bear (медведь) и берлога в русском языке.
Прародина.
На данный момент существуют две основные версии.
ВислоОдерская
БугоДнепровская
Археологические данные: культура пражской
(шнуровой) керамики
Б.Рыбаков на основании "Истории" Геродота:
описание скифовпахарей
Письменные источники.
Античные:
Геродот "История"
Тацит
Птолемей
Геродот: описал три группы скифов (кочевники, царские, пахари). Версия
Б.Рыбаков: под именем скифовпахарей описаны праславяне
Тацит, Птолемей и др.: описание соседей германских племен венедов
Европейские: Иордан
Венеды и родственные им анты
Византийские:
Прокопий
Кесарийский
Маврикий Стратег
Константин
Багрянородный
набеги праславян на Византию
анты и склавины (склавы)
высокие, русоголовые, голубоглазые
селятся по берегам рек
живут в народоправстве
свободны, не склонны к рабству
многочисленны
не знают военного строя, но применяю военные хитрости (тростинка)
Арабские
трудности перевода
компиляция византийских Древнерусский:
Нестор
Повесть временных лет (нач. XII в.)
III VIII вв. Эпоха Великого переселения
народов.
западные
южные
восточные
Поляки
Чехи
и т.д.
Болгары
Сербы
и т.д.
Русские
Украинцы
Белорусы
Учитель дополняет материал: существует дискуссионный вопрос были ли восточные славяне
коренным население ВосточноЕвропейской равнины или колонизировали её в ходе Великого
переселения народов (для ответа на вопрос можно показать связь дискуссии с гипотезами о
прародине). В любом случае, в VIVIII вв. восточные славяне стали основным населением Восточно
Европейской равнины (Нестор: 15 племенных объединений)
Основная часть: экономика.
Для рассмотрения данного пункта можно использовать тему "Древние германцы". Вспомогательный
вопрос: кто такие восточные славяне с точки зрения античного общества? Варвары, что позволяет
использовать материал по теме "Древние германцы".
Экономика восточных славян была натурального типа и имела экстенсивный характер развития.
1. Земледелие.
пашенное
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Учитель дополняет материал с опорой на карту: природноклиматические условия протяженной
ВосточноЕвропейской равнины весьма различаются, что привело к появлению двух систем
земледелия:
север
юг
Системы земледелия
Орудия труда
Подсечно
огневое
(подсека)
Топор
Борона
суковатка
плуг
Переложное
(перелог)
Рало (обращение к изучению на уроках литературы
древнерусских былин о Микуле Селяниновиче,
который "oрал")
Система обработки полей
двуполье
трехполье
2. Скотоводство.
Оседлое или полукочевое
Скот мерило богатства
3. Развитие ремесла и
зарождение торговли.
Учитель обращает внимание учащихся на карту, отмечая внимание на
влияние торговых путей:
"Из варяг в греки"
"Из варяг в персы" Лесные и речные
промыслы.
Военная добыча.
Вспомогательные занятия.
бортничество
охота (ради пушнины)
рыболовство (селения по берегам)
Проводится аналогия с походами варваров на территорию Западной
Римской империи: походы на Византию (Восточная Римская империя)
Основная часть: общественное устройство.
Учитель отмечает, что в VIVIII вв. восточные славяне вступили в стадию кризиса родоплеменных
отношений. Отсюда учащиеся делают вывод о возможности использования знаний по истории
первобытного общества и тем "Западные и южные славяне в VIX вв.", "Древние германцы". Задачей
учащихся становится доказать наличие у восточных славян эпохи военной демократии, признаки
которой они уже знают. Эта работа проводится совместно учителем и учениками.
Возможный вариант ответа: признаками военной демократии являются
Признаки военной
демократии.
Проявление у восточных славян.
Племенные объединения
Работа с картой и источником отрывок из Повести временных лет
Переход от родовой общины к
соседской
Племенные объединения носят названия, указывающие на
территорию проживания, а не на кровное родство
Выделение профессиональных
воинов
Организация походов на Царьград (работа с источником Маврикий
Стратег, Константин Багрянородный)
Укрепление наследственной
власти
Правление Кия и его потомков (источник Повесть временных лет)
При этом ещё сохраняются элементы родовой организации:
1) вече
2) совет старейшин
3) народное ополчение
развитие орудий труда ведет к появлению имущественного неравенства и социальной
дифференциации: выделяется родовая знать.
Основная часть: религия.
Этот пункт учащиеся разбирают на основе знаний тем "Религия первобытного общества", "Древние
германцы". Также можно использовать курс "История религий".
В VIVIII вв. у восточных славян сохранялось язычество, что означало наличие:
культа природы
культа предков (Учитель дополняет материал рассказом о происхождении терминов: пращур
основатель рода; чур предок)
политеизм
Работа с учебником или энциклопедическим словарем (при наличии словарей в кабинете): дать
определение терминам капище, идолы, волхвы.
Составление таблицы "Пантеон богов восточных славян".
Божество Функция
Домашнее задание: Фактический материал по теме "Восточные славяне"
Таблица "Племенные объединения восточных славян"
Племенное объединение Территория Племенной центр
В зависимости от уровня класса этот материал можно дать по карте, согласовав работу с учителем
географии, или использовать учебник А.Н.Сахарова, В.И.Буганова для 10 класса "История России с
древнейших времен до конца XVII в."
Таким образом, такое обучение позволяет реализовывать компетентностный подход на уроках
истории, показывая параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивая навыки
аналогии, сравнительного мышления, умения применять ранее полученные знания с добавление
фактического материала по данной теме, в дальнейшем выделение закономерностей исторического
развития для различных стран и народов.
Восточные славяне
Восточные славяне
Восточные славяне
Восточные славяне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.