III Всероссийская научно-практическая конференция
«ЗАЩИТА детства: проблемы, поиски, решения»,
приуроченная к Десятилетию детства в России.
Доклад по теме:
«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО):
пути решения»
Подготовил:
заведующий
МБДОУ д/с № 18 «Улыбка»
г. Пятигорска
Командин Е.Н.
Пятигорск, 2020
Доклад по теме:
«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО):
пути решения»
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
В настоящее время дошкольное образование в соответствии с ФГОС ДО активно использует весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищет новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
(слайд 2)
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны.
Наш детский сад сегодня, находясь в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы используем различные формы и направления работы детского сада с семьей.
В нашем учреждении разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.
Работая с семьями воспитанников, мы руководствуемся системой принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;
- диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
- оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
(слайд 3)
Особой популярностью в настоящее время, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
На слайде представлена классификация нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, предлагаемая Т.В. Кротовой.
Среди всех форм взаимодействия с семьями воспитанников играют познавательные формы организации их взаимодействия. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Главная задача всех форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых формах из нашего опыта работы.
(слайд 4)
«День открытых дверей в ДОУ» – одна из известных и популярных форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность непосредственно познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. По нашим наблюдениям – это самая привлекательная форма для родителей вновь поступивших в детский сад детей. «Лучше один раз самим всё увидеть, чем сто раз про это слышать», - говорят они. Детский сад даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить различные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.
(слайд 5)
По-прежнему основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого — педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы нашли в изменении форм и методов проведения родительских собраний, которые в нашем детском саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и видео-презентации о жизни детей в детском саду, минуты самоанализа с использованием так называемых «горячих вопросов» с участием педагога-психолога и логопеда детского сада, когда каждый родитель начинает серьезно задумываться о своих взаимоотношениях с ребенком.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность (педагоги, специалисты отдела образования, медицинские работники, учителя, педагоги-психологи и т.д.).
(слайд 6)
Педагогический консилиум в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, так как она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации). В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед, представитель родительской общественности. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
(слайд 7)
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в детских музыкальных и спортивных праздниках, развлечениях, творческих фестивалях и конкурсах. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы, а в дальнейшем активно помогают раскрытию детских талантов. Примером тому служит активное участие и победы наших семей за последние годы в фестивалях и конкурсах «Счастливое детство» в номинации «Семейное творчество», «Параде-колясок», посвященному Дню победы, городских Фитнес-марафоне и Велопробеге, «Пасхальная радость», «Вифлеемская звезда» и ещё многих-многих других.
(слайд 8)
В настоящее время нами активно используется инновационный метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, парков, делают фотографии и фотоколлажи. Затем все работы представляются на общих мероприятиях (собраниях, праздниках и развлечениях и др.). Совместное участие родителей и воспитателей в инновационной проектной деятельности способствует повышению статуса семьи и формированию важных жизненных приоритетов.
(слайд 9)
С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания несколько лет на базе нашего детского сада успешно функционирует Консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих и не посещающих детский сад.
(слайд 10)
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, всегда размещается на официальном сайте детского сада и подкрепляется фотографиями с официального разрешения родителей.
На нашем официальном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и, таким образом, быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта и «почта доверия» детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия основной целью которых является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование - используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка
Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны выстроить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Использование разнообразных современных и интересных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт зримые положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Это подтверждают результаты.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками наших педагогов в любом деле.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
(слайд 11)
И закончить свое выступление я хотел бы такими словами:
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко.
Сухую ветвь один огонь исправит»
(Саади.)
Список литературы:
1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2
2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями // Детство-пресс, СПб 2013г.
3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй // Детство-пресс, СПб 2013г.
4. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.