«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»
Оценка 4.8

«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Оценка 4.8
docx
04.10.2021
«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ - ЖЕНЯ.docx

 

 

III Всероссийская научно-практическая конференция

«ЗАЩИТА детства: проблемы, поиски, решения», 

приуроченная к Десятилетию детства в России.

 

 

 

Доклад по теме:

«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО):

пути решения»

 

 

 

 

 

Подготовил:

заведующий

МБДОУ  д/с № 18 «Улыбка»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

 

 

 

 

 

Пятигорск, 2020

 

 

Доклад по теме:

«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО):

пути решения»

 

(слайд 1)

Добрый  день,  уважаемые  коллеги!

В настоящее время  дошкольное  образование в соответствии с ФГОС ДО активно  использует  весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищет новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

(слайд 2)

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны.

Наш детский сад сегодня,  находясь в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы используем различные  формы и направления работы детского сада с семьей.

          В  нашем учреждении  разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.

Работая с семьями воспитанников, мы руководствуемся системой принципов семейного воспитания:

 - дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

-  родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;

- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

- диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

- личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;

- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

-  все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

 - оптимизм - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

 

(слайд 3)

Особой популярностью в настоящее время, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

         На слайде представлена классификация нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, предлагаемая Т.В. Кротовой.

Среди всех форм взаимодействия с семьями воспитанников играют познавательные формы организации их взаимодействия. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Главная задача всех форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

Хотелось бы  подробнее  остановиться  на  некоторых формах из  нашего  опыта  работы.

(слайд 4)

          «День открытых дверей в ДОУ» – одна из  известных  и  популярных форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность непосредственно познакомиться с  дошкольным  образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. По  нашим  наблюдениям – это  самая  привлекательная  форма   для  родителей  вновь  поступивших  в  детский  сад  детей.  «Лучше  один  раз  самим  всё  увидеть,  чем  сто  раз  про  это  слышать», - говорят  они.  Детский сад  даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня  они  могут  посетить  различные  виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

     (слайд 5)

          По-прежнему основной  формой  сотрудничества с родителями  являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого — педагогического взаимодействия  детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения  встреч  в виде отчетов и поучающих бесед  родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход  из этого положения мы  нашли  в изменении форм и методов проведения родительских собраний, которые в нашем детском саду  проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать  живой разговор. Это и  видео-презентации о жизни детей в детском саду,  минуты самоанализа с  использованием так  называемых  «горячих  вопросов» с  участием  педагога-психолога и  логопеда  детского  сада,  когда каждый  родитель  начинает серьезно  задумываться о своих взаимоотношениях с ребенком.

         Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность (педагоги, специалисты отдела образования, медицинские работники, учителя, педагоги-психологи и т.д.).

(слайд 6)

Педагогический консилиум в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму, так как  она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).  В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель - логопед, представитель родительской общественности. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть: наличие сведений об особенностях конкретной семьи; определение мер помощи родителям в воспитании ребенка; разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

(слайд 7)

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в  детских  музыкальных  и  спортивных праздниках, развлечениях, творческих  фестивалях  и  конкурсах.  Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы, а  в  дальнейшем  активно помогают  раскрытию  детских  талантов. Примером  тому  служит  активное  участие  и  победы  наших  семей  за  последние  годы  в   фестивалях  и  конкурсах   «Счастливое  детство» в  номинации «Семейное  творчество»,  «Параде-колясок»,  посвященному   Дню  победы, городских  Фитнес-марафоне и Велопробеге, «Пасхальная  радость»,  «Вифлеемская звезда» и  ещё  многих-многих  других.

          (слайд 8)

В настоящее время   нами  активно используется  инновационный метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с  достопримечательностями   родного  города. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, парков, делают фотографии и  фотоколлажи. Затем все  работы  представляются  на общих  мероприятиях (собраниях,  праздниках  и  развлечениях и др.). Совместное  участие  родителей  и  воспитателей в   инновационной  проектной  деятельности  способствует  повышению  статуса  семьи  и  формированию  важных  жизненных приоритетов.

(слайд 9)

С целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания несколько лет на базе нашего детского сада успешно функционирует Консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих и не посещающих детский сад.

(слайд 10)

          Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, всегда  размещается на  официальном  сайте детского сада и подкрепляется фотографиями с официального разрешения родителей.

         На нашем официальном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и, таким образом, быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта  и «почта доверия» детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия основной целью которых является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование - используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны выстроить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

          Использование разнообразных современных  и  интересных  форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  зримые положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность,  заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Это  подтверждают   результаты. 

          При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками наших  педагогов в любом деле.

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником  семье.

 

 

 

  (слайд 11)

И закончить свое выступление я хотел бы такими словами:

 

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко.

Сухую ветвь один огонь исправит»

(Саади.)

 

 

 

Список литературы:

1.     Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2

2.     Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями // Детство-пресс, СПб 2013г.

3.     Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй // Детство-пресс, СПб 2013г.

4.     Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

 

 

 


 

III Всероссийская научно-практическая конференция «ЗАЩИТА детства: проблемы, поиски, решения », приуроченная к

III Всероссийская научно-практическая конференция «ЗАЩИТА детства: проблемы, поиски, решения », приуроченная к

Доклад по теме: « Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС

Доклад по теме: « Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС

Особой популярностью в настоящее время, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их…

Особой популярностью в настоящее время, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их…

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей

Консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих и не посещающих детский сад

Консультативный пункт для родителей воспитанников, посещающих и не посещающих детский сад

И закончить свое выступление я хотел бы такими словами: «Покинут счастьем будет тот,

И закончить свое выступление я хотел бы такими словами: «Покинут счастьем будет тот,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021