ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ

  • Работа с родителями
  • docx
  • 22.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время, помимо финансовых и прочих мате¬риальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в заня¬тости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родите¬лей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекват¬но (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени у педагогов, ощущение собствен¬ной несостоятельности у некоторых педагогов, чувство обиды и даже этнические стереотипы — все это в совокупности мо¬жет привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
Иконка файла материала вовлечение в жизни группы.docx

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ

В настоящее время, помимо финансовых и прочих мате­риальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в заня­тости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родите­лей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекват­но (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени у педагогов, ощущение собствен­ной несостоятельности у некоторых педагогов, чувство обиды и даже этнические стереотипы — все это в совокупности мо­жет привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отка­зываться, а учиться это делать, понимая, что участие родите­лей в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, вос­питателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни  группы:

• оказание разовой помощи;

• участие в организации образовательной работы с деть­ми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;

• участие в качестве постоянных добровольных помощ­ников;

• участие в принятии решений относительно своего ре­бенка или группы, которую он посещает, инициирова­ние действий и проектов «для своих»;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности группы в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в про­цессе взаимодействия со школой будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуа­лизации, признания за семьей права выбора характера и сте­пени своего участия в совместной с педагогами деятель­ности.

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вы­растить» желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками «общественной» жиз­ни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома приме­нять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка дости­жений своих детей и гордость за них;

• появляется возможность поработать в профессиональ­ной среде, что может побудить к получению дополни­тельного образования, поступлению на какие-либо кур­сы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обуче­ния детей дошкольного возраста;

• формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим coтрудни­кам школы;

• делается выбор школы для второго ребенка;

• родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с други­ми родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

• в их сознании возникает позитивная связь между семь­ей и школой: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в школе с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работаю­щим в группе;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставля­ет детям особое удовольствие, благоприятствует их ус­пехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства соб­ственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет соци­альный опыт и дает положительные модели для подра­жания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источ­нику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представля­ют разнообразные культурные традиции, создает воз­можность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всей школы, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

• изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми ;

• возможность использования увлечений, талантов, зна­ний и интересов родителей в процессе занятий с деть­ми;

• возможность закрепления знаний, получаемых в школе с помощью занятий дома;

• происходит более тесное общение между родителями;

• родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни школы;

• являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим ма­лышам решать задачи;

• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрос­лые члены семьи разделяют со своими детьми (напри­мер, приготовление пищи, игра на музыкальных инст­рументах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уваже­ния по отношению к семьям воспитанников, это положитель­но влияет на формирование отношения ребенка к школе.Итак, привлечение родителей и других взрослых к рабо­те с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, на­конец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе — прекрасный способ разнообразить и индивидуали­зировать задания, выполняемые детьми, предоставить им ши­рокий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с од­ним ребенком или с небольшой группой. Они могут руково­дить занятиями в Центрах искусства, математики или есте­ственных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помо­гать в выполнении заданий отдельным детям, готовить мате­риалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которы­ми они могут поделиться с детьми.

Связи между семьей и школой строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного об­мена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходи­мо установить активный, персонифицированный, непрерыв­ный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителя­ми. Для этого педагоги должны находить способы документи­ровать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспи­танников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобрета­ют дети в школу. Практические действия по привлечению родителей и других взрослых помощников

Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, по­мощников или ассистентов в группе. Беспокоит сам факт по­явления на занятиях другого взрослого, который наблюдает и оценивает; возникает неуверенность по поводу своей роли в отношении этого взрослого — педагог не знает, как на это ре­агировать. Есть воспитатели, которые считают родителей не­подготовленными и неумелыми для общения с детьми, не спо­собными сделать что-нибудь полезное. Возможно, это проис­ходит потому, что педагоги не понимают, чем другой взрос­лый может помочь им в работе с группой. Некоторые счита­ют, что в задачу воспитателя не входит планирование работы со взрослыми помощниками. Для многих такая работа будет в новинку.

Лучшим способом справиться с этими сомнениями явля­ется совместное создание всеми работниками школы и родителями эффективной программы сотрудничества с семь­ями. В таком случае вы сможете выявить преимущества при­влечения родителей и других добровольных помощников. Составив список этих преимуществ, вы объясните себе и дру­гим, зачем нужна программа. А когда все будут твердо убеж­дены в этих преимуществах, процесс следует начинать.

Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь...

• в работе с небольшими группами или с отдельными детьми?

• в отношении материалов и оборудования?

• при осуществлении проектов или общих мероприятий?

• в подготовке праздников?

• в Центрах обучения или в выполнении других заданий?

• в оценке достижений и проблем отдельных детей?»