Возможности информационных технологий в дошкольном образовании
Оценка 4.8

Возможности информационных технологий в дошкольном образовании

Оценка 4.8
docx
29.03.2020
Возможности информационных технологий в дошкольном образовании
Возможности информационных технологий.docx

Возможности информационных технологий в дошкольном образовании

 

Ионова С.П., методист ГККП «Ясли-сад №51» г.Костанай  

 

В структуре базовых компетентностей личности современ­ного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, -  все это актуализирует информа­ционный опыт детей. Информационная компетентность до­школьника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информа­ционным процессам, позволяющим ребенку включаться в до­ступные ему виды информационной деятельности: познава­тельной, игровой.

       Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-комму­никативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным оруди­ем развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, ле­жащей в основе способности к обучению, Ускорение ран­него развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования сви­детельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех - шести лет, поскольку в этом возрасте интен­сивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логи­ческое, алгоритмическое и системное мышление. Современ­ное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует дошкольное об­разование на развитие у детей умения рассуждать строго и логически, на развитие фантазии и творческого воображения. Такие умения можно сформировать у детей дошкольного воз­раста, правда не столько с помощью компьютера, сколько при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.

Информационно-коммуникативные технологии целесооб­разно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от на­глядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Занимательность условного мира ИКТ  делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной ИКТ  является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в организационную деятельность  ребенка.

Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельности детей, обуславливающей развитие их познавательных способностей. Например, детские сады Марии Монтессори с начала ХХ века и до сегодняшнего дня представляют подход к построению богатой обучающей среды для детей младшего возраста, оказывающей влияние на развитие различных сторон детской личности, включая способность использовать ИКТ. То же самое можно сказать о вальдорфской (или штайнеровской) педагогике, которую принято считать «технофобской», но которая на самом деле может эффективно сочетаться с методами обучения на основе ИКТ.

В начале 1960-х годов Мур и Коблер изобрели «говорящую пишущую машинку» - устройство для обучения трехлетних детей чтению и письму. Сегодня мы знаем, что само это устройство было менее важным, чем принципы, которыми руководствовались его создатели. Говорящая пишущая машинка -  всего лишь одно из многочисленных изобретений, которые можно придумать на основе теоретических принципов, разработанных Муром и Коблером:

1. Принцип многогранности. Среда более благоприятна для обучения, если она допускает и стимулирует рассмотрение большего числа граней предмета обучения.

2. Принцип увлекательности. Среда более благоприятна для обучения, если

учебная деятельность в ней более увлекательна.

3. Принцип продуктивности. Среда более благоприятна для обучения, если то, чему обучают в ней, более полезно.

4. Принцип персонализации. Среда более благоприятна для обучения, если

она:  сильнее реагирует на действия ребенка,  поддерживает более внимательное и вдумчивое отношение ребенка  к себе самому как к учащемуся.

ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами,  интегрирующими математические навыки и эксперименты.

Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры.

В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах. ИКТ могут предоставлять уникальные возможности для поддержки не только детей с особыми образовательными потребностями, но и детей иных языковых или культурных групп.

ИКТ можно использовать в ДО для развития интеллекта и творческих способностей детей, в том числе развития разных видов «интеллекта» и разных «грамотностей», таких как графическая, алгоритмическая, логическая, количественная, пространственная и, наконец, «обычная» вербальная (устная и письменная).

Несмотря на большой опыт, полученный в результате экспериментов и исследований, накопленный за годы использования ИКТ основными

препятствиями для реализации программ являются все еще недостаточная системность в разработке программного обеспечения для компьютеров и методических материалов. Психологи утверждают, что привитие ребенку навыков алгоритмического мышления и умения логически мыслить оптимально в возрасте 5–11 лет, так как логические структуры мышления формируются именно в этом возрасте. В данном возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики, и получают практические навыки на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в

сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.

Подводя итоги, следует сказать: ИКТ можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду, и как методику обучения.


 

Возможности информационных технологий в дошкольном образовании

Возможности информационных технологий в дошкольном образовании

Другой положительной стороной

Другой положительной стороной

ИКТ. То же самое можно сказать о вальдорфской (или штайнеровской) педагогике, которую принято считать «технофобской», но которая на самом деле может эффективно сочетаться с методами…

ИКТ. То же самое можно сказать о вальдорфской (или штайнеровской) педагогике, которую принято считать «технофобской», но которая на самом деле может эффективно сочетаться с методами…

Психологи утверждают, что привитие ребенку навыков алгоритмического мышления и умения логически мыслить оптимально в возрасте 5–11 лет, так как логические структуры мышления формируются именно в…

Психологи утверждают, что привитие ребенку навыков алгоритмического мышления и умения логически мыслить оптимально в возрасте 5–11 лет, так как логические структуры мышления формируются именно в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020