Возможности информационных технологий в дошкольном образовании
Ионова С.П., методист ГККП «Ясли-сад №51» г.Костанай
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, лежащей в основе способности к обучению, Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех - шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует дошкольное образование на развитие у детей умения рассуждать строго и логически, на развитие фантазии и творческого воображения. Такие умения можно сформировать у детей дошкольного возраста, правда не столько с помощью компьютера, сколько при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Занимательность условного мира ИКТ делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной ИКТ является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в организационную деятельность ребенка.
Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.
Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для деятельности детей, обуславливающей развитие их познавательных способностей. Например, детские сады Марии Монтессори с начала ХХ века и до сегодняшнего дня представляют подход к построению богатой обучающей среды для детей младшего возраста, оказывающей влияние на развитие различных сторон детской личности, включая способность использовать ИКТ. То же самое можно сказать о вальдорфской (или штайнеровской) педагогике, которую принято считать «технофобской», но которая на самом деле может эффективно сочетаться с методами обучения на основе ИКТ.
В начале 1960-х годов Мур и Коблер изобрели «говорящую пишущую машинку» - устройство для обучения трехлетних детей чтению и письму. Сегодня мы знаем, что само это устройство было менее важным, чем принципы, которыми руководствовались его создатели. Говорящая пишущая машинка - всего лишь одно из многочисленных изобретений, которые можно придумать на основе теоретических принципов, разработанных Муром и Коблером:
1. Принцип многогранности. Среда более благоприятна для обучения, если она допускает и стимулирует рассмотрение большего числа граней предмета обучения.
2. Принцип увлекательности. Среда более благоприятна для обучения, если
учебная деятельность в ней более увлекательна.
3. Принцип продуктивности. Среда более благоприятна для обучения, если то, чему обучают в ней, более полезно.
4. Принцип персонализации. Среда более благоприятна для обучения, если
она: сильнее реагирует на действия ребенка, поддерживает более внимательное и вдумчивое отношение ребенка к себе самому как к учащемуся.
ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты.
Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры.
В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах. ИКТ могут предоставлять уникальные возможности для поддержки не только детей с особыми образовательными потребностями, но и детей иных языковых или культурных групп.
ИКТ можно использовать в ДО для развития интеллекта и творческих способностей детей, в том числе развития разных видов «интеллекта» и разных «грамотностей», таких как графическая, алгоритмическая, логическая, количественная, пространственная и, наконец, «обычная» вербальная (устная и письменная).
Несмотря на большой опыт, полученный в результате экспериментов и исследований, накопленный за годы использования ИКТ основными
препятствиями для реализации программ являются все еще недостаточная системность в разработке программного обеспечения для компьютеров и методических материалов. Психологи утверждают, что привитие ребенку навыков алгоритмического мышления и умения логически мыслить оптимально в возрасте 5–11 лет, так как логические структуры мышления формируются именно в этом возрасте. В данном возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики, и получают практические навыки на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в
сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.
Подводя итоги, следует сказать: ИКТ можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду, и как методику обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.