«Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
Оценка 4.6

«Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Оценка 4.6
docx
28.11.2024
«Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
Речь – это ведущее средство общения, сопровождающее все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. В настоящее время отмечается тенденция роста речевых нарушений в более раннем возрасте. Помимо речевого недоразвития у детей имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие речи сказывается также и на формировании интеллектуальной и сенсорной сфер. Детям с ОВЗ трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, пособий с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. В нашей работе мы используем разнообразные деревянные пособия, способствующие интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, которые позволяют разнообразить рутинный процесс многократного повторения скучного речевого материала и мотивируют детей на занятия. Ведь ни для кого не секрет, чем больше анализаторов мы задействуем в своей работе, тем эффективнее будет результативность работы. Нами были приобретены и внедрены в логопедическую практику многофункциональные деревянные пособия. Испокон веков игрушки изготавливали из дерева – теплого, приятного на ощупь материала, обладающего тонким ароматом. Натуральные материалы не вызывают аллергических реакций у ребёнка. Также дерево не выделяет токсинов. Деревянные игрушки экологичны, помогают гармоничному и творческому развитию ребёнка. Психологами доказано, что деревянные изделия положительно влияют на режим сна, дают чувство комфорта и уюта, стабилизируют нервную систему малыша. Игрушки делают из натуральной древесины: березы, бука, хвойных пород. Фактура натурального, гладко обработанного дерева идеальна для детей. Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать различных сенсорно-моторных каналов. В результате психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей происходит на основе практических действий. Большинство этих пособий можно прятать в песок, сенсорные коробки, чудесные мешочки. Помимо привычных в использовании деревянных игрушек: бизибордов, шнуровок, сортеров, конструкторов, пирамидок, пазлов, кубиков, мы включили в коррекционную работу наглядные и игровые пособия. В основном это неокрашенные фигурки для коррекции звукопроизношения. Отсутствие привязанности к цвету, помогают сконцентрировать внимание на конкретной задаче. Не развивая стереотипы одного и того же образа, мы можем описать предмет, подобрать его характеристики, придумать собственные сюжеты, сценарии игр. В этом нам помогают пособия следующих изготовителей: Lalio_Yaroslavl, Logo_box, ЛогОтандЕм Depevяшkino, elenalogoped_rostov, PremiumWood 1. «Артикуляционная рыбалка» с магнитными фигурками и удочкой, карточки (с изображением артикуляционного уклада и теней к фигуркам) и игрушки – тренажеры для артикуляционно-пальчиковой гимнастики 2. Фигурки «Символы звуков» и «Трафареты букв». Используются для называния, украшения и выкладывания. Самое нелюбимое у детей – это повторять один и тот же звук много-много раз. А с помощью этих фигурок, мы организовываем интересные занятия, и дети не замечают, как повторили звук 10-20-30 и более раз. В качестве дополнительного материала нам потребуются марблз, помпоны, бусины, пинцет, магнитный жезл с фишками, мелкий природный материал. 3. Парковка и ритмический круг, используются для выкладывания визуально – ритмических рядов из фигурок на звуки раннего и позднего онтогенеза и перечисленного дополнительного материала. Цель которых отработка слоговой структуры, автоматизация и дифференциация звуков, развитие чувства ритма, слухового, зрительного и пространственного восприятия, пальцевого праксиса. 4. Лупы Цветные фигурные. советуем использовать для автоматизации и дифференциации звуков, на согласование прилагательных с существительным, составлением предложений. Например, для звука Р вам пригодится оРанжевая Ракета, для звука Ль,Зь - ЗеЛеный самоЛет, для звуков Ш,Ж - Желтый меШок. Лупы «Числа». Позволяют согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. Лупа «Сердечко» назови ласково, Лупа «Рука» - работа с притяжательными местоимениями (мой, моя, моё), отработка родительного падежа, Лупа «Ладошки» - работа с множественным числом. Подключаем фантазию педагога. 5. Межполушарные доски и «Жесты». Используются для стимуляции и развития межполушарного взаимодействия. 6. Логокуб с 6 буквами на липучках, в который требуется класть фишки, карточки вертикально или горизонтально, попадая в отверстие, работая над зрительно-моторной координацией и отработкой звуков. 7. Пособие «Падежи». Прекрасная визуальная подсказка и игровой момент. Падеж соотнесен с фигуркой мальчика, которая передает мимикой и позой отношение к предмету. (Нет кого? Вижу кого? Любуюсь кем? Радуюсь кому? Думаю о ком?) 8. Фигуры со стеклом на подставке (грузовик, мешок). Считаем, играем с любыми фигурками и картинками, автоматизируем, развиваем связную речь. 9. Слоговые структуры по Марковой А.К., 1-14 класс. С помощью развивающей игрушки из дерева можно придумать различные игры, придумать сюжетную игру, использовать как счетный материал, на ощупь распознавать простые фигуры развивая мелкую моторику. Для малышей 3-4 лет можно использовать как раскраску обводя фигурки и дополнять рисунки, как артикуляционную гимнастику, можно совместно придумывать сказки и обыгрывать их. Для деток 4-5 лет можно использовать как изучение характеристик предмета, классификации предметов (Например: сова - это птица, собака- это домашнее животное, лев- это дикое животное и т.д.) проговаривая ежедневно слоговые структуры слова разных классов. В процессе работе мы компонуем данные пособия, тем самым расширяя перечень коррекционных задач. Деревянные фигуры выдержат все, лишь бы ребенок заговорил и заговорил правильно, красиво! Таким образом, использование деревянных пособий наряду с общепринятыми логопедическими играми, мотивирует и повышает интерес детей с различной речевой патологией к занятиям, предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Использование деревянных пособий.docx

 

 

 

 

 

 

 

«Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь – это ведущее средство общения, сопровождающее все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. В настоящее время отмечается тенденция роста речевых нарушений в более раннем возрасте.

Помимо речевого недоразвития у детей имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие речи сказывается также и на формировании интеллектуальной и сенсорной сфер. Детям с ОВЗ трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, пособий с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

В нашей работе мы используем разнообразные деревянные пособия, способствующие интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, которые позволяют разнообразить рутинный процесс многократного повторения скучного речевого материала и мотивируют детей на занятия. Ведь ни для кого не секрет, чем больше анализаторов мы задействуем в своей работе, тем эффективнее будет результативность работы.

Нами были приобретены и внедрены в логопедическую практику многофункциональные деревянные пособия. Испокон веков игрушки изготавливали из дерева – теплого, приятного на ощупь материала, обладающего тонким ароматом. Натуральные материалы не вызывают аллергических реакций у ребёнка. Также дерево не выделяет токсинов. Деревянные игрушки экологичны, помогают гармоничному и творческому развитию ребёнка.  Психологами доказано, что деревянные изделия положительно влияют на режим сна, дают чувство комфорта и уюта, стабилизируют нервную систему малыша.

Игрушки делают из натуральной древесины: березы, бука, хвойных пород. Фактура натурального, гладко обработанного дерева идеальна для детей.

Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать различных сенсорно-моторных каналов. В результате психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей происходит на основе практических действий. Большинство этих пособий можно прятать в песок, сенсорные коробки, чудесные мешочки.

Помимо привычных в использовании деревянных игрушек: бизибордов, шнуровок, сортеров, конструкторов, пирамидок, пазлов, кубиков, мы включили в коррекционную работу наглядные и игровые пособия.

В основном это неокрашенные фигурки для коррекции звукопроизношения. Отсутствие привязанности к цвету, помогают сконцентрировать внимание на конкретной задаче. Не развивая стереотипы одного и того же образа, мы можем описать предмет, подобрать его характеристики, придумать собственные сюжеты, сценарии игр.

В этом нам помогают пособия следующих изготовителей: Lalio_Yaroslavl, Logo_box, ЛогОтандЕм Depevяшkino, elenalogoped_rostov, PremiumWood

1.     «Артикуляционная рыбалка» с магнитными фигурками и удочкой, карточки (с изображением артикуляционного уклада и теней к фигуркам) и игрушки – тренажеры для артикуляционно-пальчиковой гимнастики

2.     Фигурки «Символы звуков» и «Трафареты букв». Используются для называния, украшения и выкладывания. Самое нелюбимое у детей – это повторять один и тот же звук много-много раз. А с помощью этих фигурок, мы организовываем интересные занятия, и дети не замечают, как повторили звук 10-20-30 и более раз. В качестве дополнительного материала нам потребуются марблз, помпоны, бусины, пинцет, магнитный жезл с фишками, мелкий природный материал.

3.     Парковка и ритмический круг, используются для выкладывания визуально – ритмических рядов из фигурок на звуки раннего и позднего онтогенеза и перечисленного дополнительного материала. Цель которых отработка слоговой структуры, автоматизация и дифференциация звуков, развитие чувства ритма, слухового, зрительного и пространственного восприятия, пальцевого праксиса.

4.     Лупы

Цветные фигурные. советуем использовать для автоматизации и дифференциации звуков, на согласование прилагательных с существительным, составлением предложений. Например, для звука Р вам пригодится оРанжевая Ракета, для звука Ль,Зь - ЗеЛеный самоЛет, для звуков Ш,Ж - Желтый меШок.

Лупы «Числа». Позволяют согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Лупа «Сердечко» назови ласково, Лупа «Рука» - работа с притяжательными местоимениями (мой, моя, моё), отработка родительного падежа, Лупа «Ладошки» - работа с множественным числом. Подключаем фантазию педагога.

5.     Межполушарные доски и «Жесты». Используются для стимуляции и развития межполушарного взаимодействия.

6.     Логокуб с 6 буквами на липучках, в который требуется класть фишки, карточки вертикально или горизонтально, попадая в отверстие, работая над зрительно-моторной координацией и отработкой звуков.

7.     Пособие «Падежи». Прекрасная визуальная подсказка и игровой момент. Падеж соотнесен с фигуркой мальчика, которая передает мимикой и позой отношение к предмету.  (Нет кого? Вижу кого? Любуюсь кем? Радуюсь кому? Думаю о ком?)

8.     Фигуры со стеклом на подставке (грузовик, мешок). Считаем, играем с любыми фигурками и картинками, автоматизируем, развиваем связную речь.

9.     Слоговые структуры по Марковой А.К., 1-14 класс.

С помощью развивающей игрушки из дерева можно придумать различные игры, придумать сюжетную игру, использовать как счетный материал, на ощупь распознавать простые фигуры развивая мелкую моторику. Для малышей 3-4 лет можно использовать как раскраску обводя фигурки и дополнять рисунки, как артикуляционную гимнастику, можно совместно придумывать сказки и обыгрывать их. Для деток 4-5 лет можно использовать как изучение характеристик предмета, классификации предметов (Например: сова - это птица, собака- это домашнее животное, лев- это дикое животное и т.д.) проговаривая ежедневно слоговые структуры слова разных классов.

В процессе работе мы компонуем данные пособия, тем самым расширяя перечень коррекционных задач.

Деревянные фигуры выдержат все, лишь бы ребенок заговорил и заговорил правильно, красиво!

Таким образом, использование деревянных пособий наряду с общепринятыми логопедическими играми, мотивирует и повышает интерес детей с различной речевой патологией к занятиям, предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.


 

Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с

Возможности использования деревянных пособий с целью повышения мотивации в коррекционной работе с детьми с

Речь – это ведущее средство общения, сопровождающее все виды деятельности ребенка

Речь – это ведущее средство общения, сопровождающее все виды деятельности ребенка

Большинство этих пособий можно прятать в песок, сенсорные коробки, чудесные мешочки

Большинство этих пособий можно прятать в песок, сенсорные коробки, чудесные мешочки

Межполушарные доски и «Жесты»

Межполушарные доски и «Жесты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2024