Возможности использования кроссвордав работе психолога с детьми ОВЗ.
Оценка 5

Возможности использования кроссвордав работе психолога с детьми ОВЗ.

Оценка 5
Особые потребности
doc
22.03.2022
Возможности использования кроссвордав работе психолога  с детьми ОВЗ.
кроссворды .doc

            Возможности использования кроссворда в работе психолога с детьми с ОВЗ.

 

            Кроссворды сейчас очень популярны и популярность их растет. Считается, что  кроссворд  помогает расширить кругозор человека.  Кроме того разгадывание кроссвордов позволяет без неприятных усилий достичь одного из самых высоких уровней пирамиды потребностей А. Маслоу – это потребность в самоактуализации. Человек ставит перед собой цели и достигает их благодаря своим усилиям, поэтому он не может не чувствовать удовлетворения от побед во множестве решенных задач.

            Слово кроссворд образовалось из двух английских слов cross – «пересечение» и word – «слово».
            За свою небольшую, немногим более столетия историю, кроссворд претерпел множество изменений. То богатство кроссвордного многообразия, те виды кроссвордов, которые появились, говорят о не иссякающем интересе человека к этой  интеллектуальной игре.                                                               
            Интерес этот поддерживается нашей природной любознательностью. Ведь, решение кроссворда тренирует память, оттачивает сообразительность, повышает грамотность, учит работать со справочной литературой, побуждает углублять знания, вырабатывает умение довести начатое дело до конца.

            Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов отгадчику посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки. Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.
            Кроссворды для детей впервые придумали в середине прошлого века, а уже в 90 годы стали издавать сборники детских кроссвордов регулярно. Их можно разделить на два вида. К первому виду необходимо отнести занимательные крестословицы с вопросами для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Второй вид  - это кроссворды, ориентируемые на подростков.

            В чем же польза кроссвордов для детей? Прежде всего, это тренировка памяти. На уроке и дома после запоминания новых слов  целесообразно организовать их проверку с помощью кроссворда. Это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит воспитания ребенка.

             Кроссворды можно сравнить с учебой, но в отличие от последней ребенок больше воспринимает решение этой головоломки как игру. Благодаря такой игре ребенок проявляет больше усидчивости, да и замена учебы (в классическом понимании этого слова) игрой, наиболее эффективно сказывается на умственных показателях детей. Решая легкие кроссворды, ребенок тренирует и настраивает мозг на решение в будущем более сложных головоломок.

            В чем же главные преимущества детского кроссворда:

- Ребенок конкретно видит результаты своего труда, заполняя пустые клеточки словами. Если ответ неправильный - он сразу поймет это, т.к. слово просто не подойдет.

- Детский кроссворд развивает речь ребенка и умственные способности - он держит в голове сразу несколько вариантов и размышляет, какой из них подойдет.

            Чаще всего кроссворды в школе используют на уроках в начальных классах, но они могут быть полезны и для детей старшего возраста. Разумеется, в этом случае головоломки должны быть более сложными, отвечающими уровню интеллектуального развития учащихся. Разгадывание тематических кроссвордов не только позволяет в игровой форме проверить знания материала, но и развивает у школьников другие полезные навыки:

·      помогает запомнить правильное написание слов;

·      развивает логическое мышление и умение понимать определения;

·      учит пользоваться словарями и учебниками.

Благодаря  своим свойствам кроссворд может активно применяться и в работе с детьми с ОВЗ как в индивидуальной, так и в групповой.

 На своих занятиях с учащимися с ОВЗ я широко использую метод кроссворда. Кроссворды нравятся всем детям и часто позволяют не очень интересное, но очень необходимое задание превратить в состязание по отгадыванию кроссвордов, в ходе которого в игровой форме происходит закрепление и отработка материала.

Кроссворды в свою работу ввожу со второго класса. Сначала задания содержат подсказки (например, варианты ответов для выбора в кроссвордах «Аналогии»), потом подсказки постепенно исчезают, а количество слов с 4-5 возрастает до 10 и более.

Знакомство с кроссвордами проходит обычно на одном из первых занятий,  большая крестословица рисуется на доске или ватмане, ее задания состоят из вопросов максимально знакомых детям, ознакомившись с правилами работы и обменявшись опытом отгадывания, если он есть, дети  приступают к работе. Иногда для закрепления умения работать с кроссвордом я раздаю ребятам листочки с кроссвордами, которые они решают самостоятельно, а потом мы вместе заполняем клетки большого кроссворда на доске и каждый проверяет правильность своих ответов еще раз. При составлении кроссвордов для занятий я учитываю индивидуальные особенности и возможности детей, чтобы задание было интересным, доступным по сложности, но в то же время и развивающим.

Очень помогают кроссворды, когда мы с ребятами работаем над развитием логических операций мышления. Задания на обобщение, классификацию, работу по аналогии можно подать в виде кроссворда, который дети могут решать вместе, всей группой обсуждая свои варианты ответов, или каждый индивидуально, соревнуясь друг с другом. Кроссворд позволяет возвращаться к изученному материалу и закреплять его так долго, как это необходимо ребенку или группе, не вызывая недовольство у детей повторением заданий.

Хорошо зарекомендовал себя кроссворд и в работе с детьми из двуязычных семей, поскольку необходимость ответить на задание письменно, да еще с учетом количества букв в слове и всех его пересечений с другими словами заставляет ребенка уточнить,  как именно пишется слово и зафиксировать его, используя сразу несколько каналов восприятия.

Кроссворд почти всегда воспринимается детьми как интересное развлечение и на индивидуальных занятиях используется мною как полноценное задание, встроенное в логику занятия среди  других развивающих заданий и упражнений.

Ниже я предлагаю примеры кроссвордов, которые мы решаем на занятиях.

 

 

 

Примеры кроссвордов, которые можно использовать в школе и дома при организации развивающей работы с детьми:

 

Кроссворд  «Аналогии»  - реши задание на аналогию и впиши выбранное слово в кроссворд.

1. Школа – обучение = Больница –  ? (доктор, ученик, лечение, учреждение,  больной)

2. Песня – глухой = Картина  - ? (слепой, художник, рисунок, больной, хромой)

3. Нож – сталь = Стол – ? (вилка, дерево, стул, пища, скатерть)

4. Паровоз – вагоны = Конь –  ? (поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)

5. Лес – деревья = Библиотека – ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

л

е

ч

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

д

е

р

е

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

к

н

и

г

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Лишнее слово» - найди  лишнее слово в каждой строчке и впиши его в кроссворд.

1.       Чашка, блюдце, суп, тарелка

2.       Яблоко, персик, огурец, груша

3.       Помидор, баклажан, перец, слива

4.       Молоко, сметана, каша, сыр

5.       Коза, курица, корова, овца

6.       Чайник, стул, стол, шкаф

7.       Карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

о

г

у

р

е

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

1

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

6

ч

а

й

н

и

к

 

3

с

л

и

в

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

ш

л

я

п

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд  «Противоположное слово»  - подбери антоним к заданному слову и впиши его в кроссворд.

13

23

14

6

19

20

4

12

10

3

18

22

1

16

5

9

11

24

17

15

2

21

7

8

1.      День — ? 2. Черный — ? 3. Высокий — ? 4. Сырой — ? 5. Вредный — ? 6. Покупать — ? 7. Победа — ? 8. Тупой — ? 9. Глупый — ? 10. Исчезать — ? 11. Разжигать — ? 12. Возрастать — ?  13. Веселье — ? 14. Строить — ? 15. Работать — ? 16. Старт — ? 17. Начало — ? 18. Вход — ? 19. Холодно — ? 20. Яркий — ? 21. Горький —? 22. Новый —? 23. Глубокий — ? 24. Здоровый — ?.

Ответы:

 

 

13

г

23

р

14

6

м

19

20

т

у

с

к

л

ы

й

р

п

е

г

с

4

12

а

р

л

10

п

о

я

в

л

я

т

ь

с

я

у

з

о

к

р

ь

у

м

р

д

и

3

я

18

х

е

у

22

с

т

а

р

ы

й

1

н

о

ч

ь

в

о

16

ф

и

н

и

ш

в

5

и

о

9

у

м

н

ы

й

ь

а

а

п

з

х

ш

11

т

у

ш

и

т

ь

24

б

о

л

ь

н

о

й

17

к

о

н

е

ц

15

о

т

д

ы

х

а

т

ь

ь

л

и

д

т

2

б

е

л

ы

й

ь

з

21

с

л

а

д

к

и

й

7

п

о

р

а

ж

е

н

и

е

я

ы

8

о

с

т

р

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Обобщение» - назови группу слов  одним словом и запиши его в кроссворд.

 

1.       Стакан, тарелка, кастрюля, чашка

2.       Курица, гусь, утка, индейка.

3.       Волк, лиса, медведь, заяц.

4.       Картофель, свекла, лук, капуста.

5.      Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

о

б

у

в

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ж

и

в

о

т

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

п

т

и

ц

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возможности использования кроссворда в работе психолога с детьми с

Возможности использования кроссворда в работе психолога с детьми с

Благодаря своим свойствам кроссворд может активно применяться и в работе с детьми с

Благодаря своим свойствам кроссворд может активно применяться и в работе с детьми с

Кроссворд «Аналогии» - реши задание на аналогию и впиши выбранное слово в кроссворд

Кроссворд «Аналогии» - реши задание на аналогию и впиши выбранное слово в кроссворд

Яблоко, персик, огурец, груша 2

Яблоко, персик, огурец, груша 2

Кроссворд «Противоположное слово» - подбери антоним к заданному слову и впиши его в кроссворд

Кроссворд «Противоположное слово» - подбери антоним к заданному слову и впиши его в кроссворд

Кроссворд «Обобщение» - назови группу слов одним словом и запиши его в кроссворд

Кроссворд «Обобщение» - назови группу слов одним словом и запиши его в кроссворд

Курица, гусь, утка, индейка. 2

Курица, гусь, утка, индейка. 2

в 3 ж и в о т н ы е 1 щ 2 п т и ц ы о с у д а

в 3 ж и в о т н ы е 1 щ 2 п т и ц ы о с у д а
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022