«Возможности использования Нейросети в дополнительном образовании»
(Слайд1) Добрый день коллеги, тема моего выступления «Возможности использования Нейросети в дополнительном образовании», но я бы хотел немного эту тему перефразировать и расширить: «Возможности искусственного интеллекта в образовании». Почему я так сделал? Во первых под термином «нейросеть» почти всегда не посвященные понимают термин «искусственный интеллект», а во вторых дополнительное образование не сильно отличается от обычного образования в формах и методах, зачастую существенная разница в этих двух видах заключается в индивидуальности подхода. И поэтому эта разница не существенна для рассматриваемой темы.
(Слайд2) В ходе подготовки к выступлению по данной теме, я подробнее почитал некоторые материалы и комментарии некоторых деятелей. И они разделились на два лагеря: первые утверждают, что искусственный интеллект это чуть ли не библейское чудо и поэтому мы скоро всем человечеством заживем еще лучше (я конечно же утрирую), а вторые наоборот говорят, что будто бы этот искусственный интеллект нас в будущем поработит, словно как в фильме «Терминатор», но правда же как обычно и бывает где то по середине.
(Слайд3) Для начала давайте разберемся с термином искусственный интеллект. Согласно википедии (я надеюсь все знают, что такое википедия), искусственный интеллект в самом широком смысле – это интеллект, демонстрируемый машинами, в частности компьютерными системами. Это область исследований в области компьютерных наук, которая разрабатывает и изучает методы и программное обеспечение, позволяющие машинам воспринимать окружающую среду и использовать обучение и интеллект для выполнения действий, которые максимально увеличивают их шансы на достижение поставленных целей. Такие машины можно назвать искусственным интеллектом. А под термином интеллект понимается следующее это общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего, в новых, сложных или необычных ситуациях). Замете, что в двух этих определениях ни слова не говорится о способности к творческой деятельности на основе своих знаний, умений и навыков, другими словами создания чего то нового.
(Слайд4) Определение термина «искусственный интеллект» дал некий ученый Джон Маккарти и пояснил его: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире». Т.е. основоположники теоретики создания искусственного интеллекта даже не ставили за цель, чтобы машины (компьютеры) могли овладеть творческой деятельностью, созданием чего то нового и ценного. Таким образом, этот «искусственный интеллект» никак не сможет заменить человека в его деятельности, а нужен он исключительно как инструмент для достижения человеком своих целей, разница лишь в том, что с этим инструментом он будет достигать своих целей гораздо быстрее.
(Слайд5) Разобравшись по глубже в теме, я пришел к выводу, что подавляющее большинство сервисов в интернете по искусственному интеллекту умеют неплохо работать с текстовым и графическим материалами. Например, текстовые ИИ могут исправить ошибки написания самостоятельно, преобразовать текст в различные стили изложения, преобразовать текст в аудиозапись голоса с различной интонацией, и соответственно наоборот преобразовать голос в текст. Все эти функции могут быть полезными при изучении языков, как русского, так и любого иностранного. Так же некоторые ИИ могут составить тестовые задания (закрытого или открытого типа) по тексту лекции того или иного предмета (лучше гуманитарного, с техническими предметами хуже работает), что так же немного упрощает работу педагога. С графическим материалом в принципе все также, похоже, ИИ по вставленному тексту может создать презентацию, может найти в интернете подборку графического материала по вставленному тексту (карты, изображения, с чертежами также проблемно). Могут на фотографиях удалять добавлять ретушировать объекты. А вот с проверкой выполненных заданий учениками не все так однозначно, как заявляют создатели различных сервисов. Тут проблема в наших реалиях заключается не в том, что с ИИ, что то не так, а в том, как эти анализируемые материалы (домашние задания) загрузит в сервис ИИ на проверку. Мы же помним по своей школе, что домашние задания выполняются в специальной тетрадке по предмету в рукописном виде. ИИ, конечно же, может различать рукописный текст, но не на все 100%, а с русским языком еще меньше, но главная проблема в том, как преподавателю большое количество рукописного материала преобразовать в цифровой вид. И тут два варианта либо отсканировать на сканере каждую тетрадь, либо сфотографировать и все полученные изображения загрузить в ИИ. Я думаю все сразу посчитали в голове сейчас, сколько это времени займет у учителя на так называемую проверку.
(Слайд6) Но в ИИ есть и уйма положительных моментов. Вы же замечали когда мы в поиске в интернете ищем что либо, нам часто поисковик выдает не то, что нужно, и вот в этом направлении альтернативы у ИИ нет. Не зря в современности темой разработки ИИ занялись такие компании как Google, Яндекс и другие. И все мировые технологические компании занимаются созданием своего ИИ под свои задачи. Если же говорить про образование, то ИИ хорошо подойдет для создания различных тестовых заданий, но обязательно в электронном виде (т.е. создание, выполнение и проверка будут проводиться в электронном виде). Второй задачей, которую можно поручить ИИ в образовании, это проверка на антиплагиат. Казалась бы она уже давно существует, но она не корректно всегда работала. Расскажу свой случай, будучи студентом магистратуры, нужно было написать одну статью в университетский журнал, там освещалась проблема применения наглядных пособий при изучении устройства автомобиля. И соответственно в тексте множество раз использовались специализированные термины-названия различных агрегатов и деталей автомобиля. Статью я написал полностью сам, без использования интернета, и когда этот текст мой руководитель стал проверять на плагиат в системе, эта программа выдала авторства 60%, благо что можно было посмотреть, какие выражения и слова не понравились антиплагиату, и он, разумеется, выделил красным (т.е. как заимствованными) все специализированные термины и называния. Руководитель посмотрел это и конечно же понял, что это ошибка в системе и эти термины нельзя заменить на какие либо другие, и зачел мне проверку на плагиат как 100% авторства. Так вот при применении ИИ в подобной системе антиплагиат, то ИИ уже подобных ошибок не делает, т.е. более качественно работает. Хотя как утверждают разработчики подобных ИИ, что с техническими направлениями ИИ так же не всегда не корректно работает.
(Слайд21) Таким образом, резюмируя все выше сказанное, ИИ это не панацея от всех проблем в образовании, а всего лишь инструмент для более качественного обучения детей, просто более новая и продвинутая форма интернета по сути, которая сейчас понимает смысл и контекст запроса, не всегда верно правда, но, тем не менее, понимает. Человека она не заменит, так как по определению не умеет творить и создавать, что то новое, даже при разработке подобных сервисов перед ней таких задач не ставилось. И конечно же правильно такую разработку называть нейросетью, а не интеллектом. Искусственным интеллектом ее называют лишь с одной целью для маркетингового продвижения данного цифрового продукта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.