Возможности использования педагогических инноваций в школе глухих
В современном обществе число детей с недостатками слуха увеличивается. Таких детей начинают воспитывать в семье с первых лет жизни. Затем в процесс воспитания включается школа-интернат, позднее-то производство, куда попадает выпускник школы. Воспитательное воздействие на ребенка непрерывно, но оно изменяется в зависимости от социальных требований общества к семье, школе, производству. Оно изменяется и в зависимости от возрастных особенностей учащихся, различных житейских ситуаций и специфики особых потребностей глухих и слабослышащих детей.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве.
В этом состоит первая особенность воспитания детей с недостатками слуха.
Второй особенностью воспитания глухих и слабослышащих является опора на потенциальные возможности ребенка, на его здоровые силы, вера в возможности преодоления отставания в развитии.
Третьей особенностью воспитания детей с недостатками слуха является его практическая направленность, широкое использование разнообразных видов деятельности.
В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности глухие и слабослышащие овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна быть не только воспитывающей, но и коррекционной.
Четвертой особенностью воспитания детей с недостатками слуха является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, главным образом тех, которые обусловлены нарушением слуха и речевым недоразвитием.
Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии.
Коррекционная работа в «Хабаровской школе-интернате II вида для детей с нарушением слуха» осуществляется в процессе учебно-воспитательной деятельности по трем направлениям:
1. Словесная речь – основа формирования личности не слышащего воспитанника.
2. Развитие слуховой функции – одно из условий совершенствования образовательного процесса.
3. Активизация устной коммуникации не слышащих школьников в учебно-воспитательном процессе (на всех фронтальных и индивидуальных уроках, воспитательских занятиях, внеклассных мероприятиях) .
Образовательно-воспитательный процесс строится на основе словесной речи во всех ее функциях: коммуникативной, познавательной, регуляторной.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В методических объединениях учителя знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, решают вопросы адаптации программ, стремятся активизировать познавательные интересы школьников через проведение внеклассных мероприятий, используя метод проектной деятельности. Каждое методическое объединение имеет свои педагогические копилки, в которых собираются планы - конспекты открытых уроков, мероприятий, доклады, методические разработки, интересный дидактический материал. Учителя школы выступают на международных, республиканских научно-практических конференциях, делятся опытом. Педагоги школы опираются в своей работе на научно – методические разработки, которые обеспечивают коррекционное – развивающее сопровождение не слышащих детей. В качестве таких инновационных технологий мы используем систему коррекционное – развивающего обучения. Одним из основных условий её реализации является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб школы, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста. Приход в школу компьютерных технологий – одна из важнейших частей и необходимых условий модернизации образования. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Для детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования не только общего, но и профессионального. Очень важным шагом в использовании компьютеров является создание, оборудование и оснащение программным обеспечением компьютерного класса для учащихся. Обучающие игровые и контролирующие программы сейчас используются учителями школы, поэтому у нас появляется возможность приобщить учащихся к работе с компьютером и даёт возможность развить у них такие качества, как внимательность, уверенность, психическую реакцию, ориентацию в информационном пространстве на элементарном уровне, тем самым адаптировать их к изменениям, происходящим в социальной среде с введением в жизнь компьютерных технологий. При работе с глухими детьми возможность непосредственной демонстрации преподавателем требуемого приёма или метода работы, сопровождаемая при необходимости пояснительными текстами на экране компьютера (или обмена вопросами и ответами между учащимися и преподавателем в письменной форме с помощью компьютера) облегчает работу учителя и способствует более быстрому усвоению учащимися новых понятий. Применение информационных технологий является важным дополнительным средством преподавания, существенно расширяющего возможности традиционных приёмов обучения. Дополнение традиционных средств информационными технологиями позволяет продемонстрировать специфику отклонений на разных стадиях обучения. В настоящее время использование информационных технологий в специальном образовании становится актуальной задачей. Они способны помочь взрослому «достроить» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач обучения, но не могут быть созданы при помощи традиционных применяемых средств.
Список использованных источников
1.Аксенова Л.И. Восприятие глухих детей // Дефектология. - 2005. - №21.- 23 с.
2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М.: Книга, 2003.-123 с.
3.Миронова Э.В., Шматко Н.Д Формирование речи у глухих детей // Дефектология. - 2005. - №5.-27 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.