Возможности применения задач-рисунков в обучении физике
Оценка 4.6

Возможности применения задач-рисунков в обучении физике

Оценка 4.6
pdf
20.04.2024
Возможности применения задач-рисунков в обучении физике
Возможности применения задач-рисунков в обучении физике.pdf

Возможности применения задач-рисунков в обучении физике

Задачи-рисунки, как и физические задачи других типов, имеют широкий спектр применения в урочной и внеурочной деятельности.

Рассмотрим возможные варианты. 

              На уроке задачи-рисунки могут выступать как средство закрепления, обобщения и повторения уже изученного материала. На уроке изучения нового материала задачи-рисунки можно применить на этапе актуализации знаний, создать на их основе проблемную ситуацию. Причем типы задач-картинок для этой цели могут применяться разные. Согласно составленной в параграфе 1.4, это может быть задача-рисунок «Найди ошибку», задача-рисунок «Опиши явление» или задача-рисунок «Сравни и сделай вывод». Например, при изучении темы «Сила» в 7 классе можно использовать задачу-рисунок (рис. 5), на котором изображено начальное состояние шарика и конечное. Учащимся нужно попытаться объяснить, почему так произошло. Конечно, на бытовом языке объяснить сможет каждый, но задача учителя помочь учащимся перевести это объяснение на язык физики. 

 

Рисунок 5. Создание проблемной ситуации с помощью задачи-рисунка

Стоит отметить, что задачи-рисунки не стоит использовать на каждом уроке. Такие задачи могут выполнять функцию активизации познавательной деятельности учащихся, пробуждать интерес к физике. Но если такие задачи будут применяться на каждом уроке, то они станут обыденностью, и эффект новизны и занимательности будет утрачен. 

              Также задачи-рисунки будут востребованы на уроке решения задач. В этом случае задачи-рисунки целесообразно решать перед количественными задачами, чтобы повторить и актуализировать знания определенных физических процессов и явлений для дальнейшего их применения в решении вычислительных задач. 

              Задачи-рисунки незаменимое средство в качестве домашнего задания. В этом случае, учащиеся разбирают задачи по аналогии с тем, как они это делали на уроке устно, но теперь записывают свой ответ в тетрадь. Другой вариант - предложить учащимся самостоятельно попробовать сделать задачи-рисунки или составить вопросы к рисунку. Такое задание может быть, как обязательным для всего класса, так и дополнительным по желанию. Затем, на следующем уроке в качестве проверки выполнения домашнего задания, актуализации знаний и повторения материала, можно использовать эти задачи. Мы уже упоминали о том, что, в основном, задачирисунки – это качественные задачи. Исходя и этого, можно предлагать учащимся иллюстрировать решение качественных задач. Такой методический прием позволит учителю проанализировать, что учащийся нарисовал и почему, в какой последовательности, если это серия рисунков и, тем самым, проверить глубину понимания учащимся физического процесса или явления, рассматриваемого в задаче [17]. С одной стороны, выполнение иллюстраций при решении задачи поможет ученику лучше ее понять и осмыслить, с другой добавить эмоциональную и творческую составляющую в решение задач. 

              Задачи-рисунки на контрольных и самостоятельных работах. Применение задач уместно в этом случае, если учитель разбирал подобный тип задач на уроках до контрольной работы, и учащиеся знают и понимают, как нужно решать задачи-рисунки, умеют оформлять их. Так, на контрольной или самостоятельной работе по разделу «Оптика» можно использовать задачу-рисунок (рис.6) с примерными вопросами: Что произошло с ложкой, когда ее опустили в стакан с водой? Какое оптическое явление изображено на рисунке, объясните его. Если посмотреть на стакан сверху, а не сбоку, изменится ли «состояние» ложки? Если бы вместо воды, было подсолнечное масло, что-нибудь бы поменялось? Приведите еще примеры этого оптического явления. 

 

Рисунок 6. Задача-рисунок на контрольной работе

              Еще одним вариантом применения задачи-рисунка может быть индивидуальное или коллективное творческое задание [13]. Для учащихся с творческими способностями, тем, кто любит рисовать и не боится пробовать что-то новое, задание, самостоятельно создать задачу-рисунок, может показаться интересным. Такое задание может быть предложено учащимся, как на уроке, так и задано домой. Тем более, что при всей привлекательности и методической ценности задач-рисунков, учителю сложно набрать большое количество задач-рисунков в силу ограниченности источников. Если же ученики будут периодически создавать свои задачи-рисунки, то это позволит со временем создать свои каталог таких задач и использовать его на уроках. Ниже приведен пример задачи-рисунка, самостоятельно выполненной дома

(рис. 7). Вопрос к задаче такой: Какой ночью будет теплее на улице и почему?

 

Рисунок 7. Задача-рисунок, созданная в качестве домашнего задания

В качестве коллективного творческого задания можно предложить учащимся решение кроссворда, вопросы к которому оформлены в виде картинок (рис. 8а и 8б). Пример такого кроссворда можно встретить в книге И.Я. Ланиной «100 игр по физике» [1]. На картинках изображены различные физические явления, портреты ученых, приборы и установки. Придумывая название к картинке одним словом, учащиеся заполняют вертикальные и горизонтальные графы кроссворда. Число участников не ограничено, отгадывать кроссворд можно индивидуально, в малых группах, можно организовать соревнования между группами. Возможна и фронтальная работа. 

              Широкое применение задачи-рисунки могут найти при организации внеклассной работы. Известны физические кружки, на которых учащиеся учатся решать задачи различной степени сложности, в том числе и качественные задачи. Поэтому вполне целесообразно включать в занятия кружка решение задач-рисунков, а также самостоятельное создание таких задач. Также задачи-рисунки могут лечь в основу сценария физической игры или викторины. В книге И.Я. Ланиной «100 игр по физике» приводится пример физического домино (рис. 9).

             Рисунок 8, а. Пример заданий кроссворда с              Рисунок 8, б. Пример

                                       вопросами-картинками                                   кроссворда

 

Карты домино могут содержать портреты ученых, с которыми учащиеся знакомятся при изучении учебного материала. Игра проводится во время групповой работы для повторения и закрепления материала. Игра позволит учащимся повторить материал и дать правильную оценку своим знаниям. Также интересным вариантом для внеклассного мероприятия может быть физическое лото. Игра содержит 16-18 больших карточек и 20-30 маленьких. Пример большой карточки представлен на рисунке 10. Все большие карточки разбиты на несколько частей, в каждой части помещается рисунок, рассказывая о котором ученик раскрывает основные положения темы. 

 

Рисунок 9. Пример карт физического домино

 

Рисунок 10. Пример большой карточки лото

 

Возможности применения задач-рисунков в обучении физике

Возможности применения задач-рисунков в обучении физике

Также задачи-рисунки будут востребованы на уроке решения задач

Также задачи-рисунки будут востребованы на уроке решения задач

Какое оптическое явление изображено на рисунке, объясните его

Какое оптическое явление изображено на рисунке, объясните его

Рисунок 7. Задача-рисунок, созданная в качестве домашнего задания

Рисунок 7. Задача-рисунок, созданная в качестве домашнего задания

Рисунок 8, а. Пример заданий кроссворда с

Рисунок 8, а. Пример заданий кроссворда с

Рисунок 9. Пример карт физического домино

Рисунок 9. Пример карт физического домино
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2024