Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса
Оценка 4.7

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
10.11.2019
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса. В безотметочном обучении отсутствует оценкав форме количественного результата.Это обучение способствует гуманизации, индивидуализации учебного процесса,повышает самостоятельность учащихся и их мотивацию к обучению. Безотметочное обучение является приоритетной целью обучения в начальной школе ,нужно сделать оценку более содержательной ,объективной ,дифференцированной.
возможности безотметочной сист..doc
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1­ых классов Подготовила выступление  на ШМО начальных классов учитель начальных классов                                                               Филиппова С. Н. 1 Принципы системы оценки достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего  образования.  Основными   принципами   системы   оценки  достижения   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования (форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся) являются:  Критериальность:   контроль   и   оценка   строятся   на   основе критериев,   сформулированных   в   требованиях   стандарта   к планируемым   результатам.   Критериями   являются   целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;  Уровневый   характер   контроля   и   оценки,   заключающийся   в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;  Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;  Приоритет   самооценки:   самооценка   ученика   должна предшествовать   оценке   учителя   (прогностическая   самооценка предстоящей   работы   и   ретроспективная   оценка   выполненной работы);  Гибкость   и   вариативность   форм   оценивания   результатов: содержательный контроль и оценка предполагает  использование различных   процедур   и   форм   оценивания   образовательных результатов;  Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и   методах   оценки   должна   быть   доведена   до   сведения обучающихся   и   родителей.   Информация   об   индивидуальных результатах   обучения   и   развития   обучающихся   должна   быть адресной. Система безотметочного обучения в начальной школе   Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск   нового   подхода   к   оцениванию,   который   позволил   бы   преодолеть  недостатки существующей   «отметочной»   системы   оценивания   такие   как:   не   формирование   у учащихся   оценочной   самостоятельности;   затруднение    индивидуализации  обучения; малая информативность; травмирующий характер. 2 Безотметочное   обучение   вводится   в   1   классе   начальной   школы   и   призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.  Основными принципами безотметочного обучения являются:  дифференцированный   подход  при   осуществлении   оценочных   и контролирующих действий;  критериальность  –   содержательный   контроль   и   оценка   строятся   на критериальной,   выработанной   совместно   с   учащимися   основе.   Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;  приоритет   самооценки  –   формируется   способность   учащихся самостоятельно  оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся ­ прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;  непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти   от   традиционного   понимания   оценки   как   фиксатора   конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает   право   на   ошибку,   которая,   будучи   исправленной,   считается прогрессом в обучении;  гибкость   и   вариативность   инструментария   оценки  –   в   учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко   реагировать   на   прогресс   или   регресс   в   успеваемости   и   развитии ученика;  сочетание   качественной   и   количественной   составляющих   оценки качественная   составляющая   обеспечивает   всестороннее   видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень   прилагаемых   усилий,   индивидуальный   стиль   мышления   и   т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое   время   назад,   сопоставлять   полученные   результаты   с нормативными   критериями.   Сочетание   качественной   и   количественной составляющих оценки  дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;  естественность   процесса   контроля   и   оценки  –   контроль   и   оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс   и   напряжение.   В   характеристику   учебно­познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 3 Уровни развития умений и навыков обучающихся.  При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо прежде  всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения,  правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями  работать с текстом. • Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25­З0 слов в минуту (на конец учебного года),  понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль  прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. • Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения,  если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20­25 слов в минуту (на  конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем  понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в  тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. • Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при  темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения,  непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы  по содержанию.  При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо  учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по  орфографии, сформированность устной речи. • Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной  каллиграфией, допускается 1­2 негрубых недочета. • Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2­З  существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами,  словами, несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.) и 1­2 негрубых  недочета. • Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо,  которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований,  небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочетов относятся: а) частичные искажения формы букв; б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; 4 в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв; г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее; д) крупное и мелкое письмо; е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и  словами. • Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. • Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует  письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5­7  недочетов. • Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует  письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.  Критериями оценки сформированности устной речи являются: а) полнота и правильность ответа; б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; в) последовательность изложения; г) культура речи. • Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные,  связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не  более одной неточности в речи. • Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к  требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает  неточности в речевом оформлении ответов. • Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по  наводящим вопросам затрудняется самостоятельно подтвердить правило  примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений,  5 которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно,  недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и  построении словосочетаний или предложений.  При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо  учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков,  сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших  геометрических понятиях. Высокому уровню развития устных вычислительных  навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение  самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно  быстро. • Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют  ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности н формулировках, не  всегда использует рациональные приемы вычислений. • Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют  ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного  материала. • Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют  работы, выполненные безошибочно. • Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют  работы, в которых допущено не более З грубых ошибок. • Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют  работы, в которых ученик допускает более З грубых ошибок. • Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют  работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить  задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать  ответ на вопрос задачи). • Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют  работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в  формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их  сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3­4 негрубых ошибок. 6 • Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы  и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них  даже с помощью учителя, допускает две и более грубых ошибки. • Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических  понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их  существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол,  треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические  фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. • Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях  соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при  этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. • Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях не  соответствующие указанным требованиям.  Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим  миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа  результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. • Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы,  представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои  непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить  свои знания на практике. • Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют  ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик  допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно  раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний  на практике. • Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в  которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не  справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.  При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать  умения обучающихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать,  обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 7 • Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность  ученика самостоятельно ориентироваться в какой­либо детской книге из доступного  круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги,  определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее  содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). • Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение  самостоятельно ориентироваться в какой­либо детской книге, вычленять на  обложке 14 прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять  тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания  (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). • Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая  деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением,  вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем  расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке  и в тексте.  Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе  наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. • Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу,  самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать  рациональные приемы и способы работы. • Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с  помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и  способы работы. • Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии  учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов  работы, даже при помощи учителя.  Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся  производится по результатам наблюдений учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. • При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает  активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом  8 обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку  зрения, умеет организовать ребят, повести за собой. • При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие  в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в  обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в  аргументации своей точки зрения. • При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом,  но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою  точку зрения или неверно их оценивает. • При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется  повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо  учиться как долг, всегда добросовестен в учении. • При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес  ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в  учении, но иногда бывают срывы. • При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес  к знаниям или этот интерес ситуативен, обучающийся добросовестен только по  отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания. • Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка к любым  трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет  инициативу. • Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение  обучающегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не  выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них  только по инициативе других. • Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда  осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую  деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до  конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах. 9 • Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется  следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной  готовности помочь товарищам, взрослым и младшим. • Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется  следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик  нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает  это без энтузиазма. • Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого  поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных  ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил,  иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это  как повинность.  В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения  предмета на основе анализа учебных достижений обучающихся.  Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на  основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и  итоговой контрольной работы по предмету.  В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей  педагогической деятельности, учитывая следующее: – динамику развития обучающихся за учебный период; – уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам; – уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности  обучающихся; – сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; ­ выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. Никакому оцениванию не подлежат:  ­ темп работы ученика;  ­ личностные качества школьников; ­ своеобразие   их  психических   процессов   (особенности   памяти,   внимания, восприятия и т. д.).  10 Возможные   приемы   оценочной   деятельности,   используемые   на   уроке   при безотметочном обучении:   «Светофор»  ­   оценивание     выполнения     заданий   с   помощью   цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;  «Лесенка»  ­   ученики   на   ступеньках   лесенки   отмечают   как   усвоили материал:   нижняя   ступенька   ­   не   понял,   вторая   ступенька   ­   требуется небольшая   помощь  или  коррекция,  верхняя   ступенька   –  ребёнок   хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; ­ «Волшебная линеечка» ­ на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают  крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке  учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит  свой крестик ниже или выше;   Допускается   словесное   оценивание  ­   устным   ответам   учитель   даёт словесную   оценку:   если   очень   хорошо   ­   «Умница!»,   «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д. ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ученика (цы)__________ класса     ________________________________________ на _______________ учебный год (фио) Учебные предметы Период обучения 1 полугодие 2 полугодие Начало учебного года Чтение:                                                                                         осоз нанность правильность выразительность темп чтения Русский язык:                                                                                 кал лиграфия орфография развитие устной речи Математика:                                                                                   уст ный счет 11 письменные вычислительные навыки решение задач Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно­ следственные связи умение применять полученные знания на практике Учебно­организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности Сформированность  познавательной активности и  ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям Уровни:    высокий – красный цвет;  средний – зеленый цвет;   низкий – синий цвет. Подпись учителя _________________ /_______________/ 12 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ученика (цы)__________ класса     ________________________________________ на _______________ учебный год (фио) полугодие 1 – й класс конец года № 1 КРИТЕРИИ Отношение к учебе в целом:  положительное  безразличное негативное 2 Участие в работе класса на уроках: постоянное инициативное регулярное частое редкое 13 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда Ответственность и самостоятельность в  учебной деятельности: всегда самостоятелен нуждается в помощи и сопровождении самостоятельность проявляется редко уклоняется от ответственности Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания неполностью Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно готов к уроку с напоминанием не готов к уроку Оформление работ: по всем требованиям частично нарушены требования без выполнения требований красиво аккуратно грязно Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель учебной работы Умение организовывать и контролировать  свою работу на уроке: всегда иногда никогда Взаимоотношения и взаимодействие с  товарищами: положительное безразличное негативное Соблюдение норм и правил поведения  учащихся: отличное хорошее 14 удовлетворительное плохое 12 Учебные навыки освоены: отлично хорошо удовлетворительно плохо Подпись педагога Рейтинговая система оценивания знаний учащихся Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения,  изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие  активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются  умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать  гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при  необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного  процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система  оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: осуществлять  обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том,  15 насколько он продвинулся вперёд, и о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю  обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;  стимулировать учение; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя  им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать  становлению и развитию самооценки учащихся. Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе,  свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют  высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Однако по мере их обучения  в школе степень учебной мотивации снижается. И не последнюю роль в этом играет  технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная система бальных  оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения,  фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний  учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного  образования. С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки  знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем­то новым  для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в  ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних  школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы  оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов,  А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля  знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К.  Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др. Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания  знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся,  стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно­ исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и  психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в  разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков  традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой  системы оценки качества знаний учащихся. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная  открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей  деятельности с результатами одноклассников. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную  работу не только учащихся, но и учителя. 16 Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы  создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и  систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными  достижениями. Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой­либо  существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме  технологий личностно­ориентированного обучения. Выполняя какое­либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в  зависимости от типа задания и от правильности его выполнения: например Виды работы Количество баллов Посещение уроков 0,5 балла за урок Ведение тетради 1 балл за урок Работа на уроке До 10 баллов Решение задач До 10 баллов Сообщение 5­10 баллов Исследовательская работа в группе До 10 баллов Самостоятельная исследовательская работа 30­50 баллов Контрольная работа До 30 баллов Выполнение домашнего задания 15 баллов Выполнение заданий из банка зданий Не ограниченно Доказательство теорем и вывод формул До 10 баллов Участие в олимпиадах и конкурсах 50­70 баллов Компьютерное тестирование определяет компьютер 17 Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять  мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию: Пропуск урока по неуважительной причине ­20 баллов Опоздание на урок по неуважительной причине ­10 баллов Нарушение дисциплины на уроке ­10 баллов Невыполнение домашних заданий ­ 20 баллов  Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм  обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По  результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы  различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает  возможность самоуправления образовательной деятельностью. Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку  использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и  навыков учащихся необходимо для выставления оценок в аттестат, классный журнал, что  соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний,  умений и навыков учащихся по отдельным предметам. Учащиеся, набравшие 85%­100%  от максимальной суммы получают «отлично», 71%­85% ­ «хорошо», 56%­70% ­  «удовлетворительно». Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся  могут купить себе льготы на следующую четверть,либо приобрести товары Один раз в неделю не выполнить домашнее задание +1 балл за контрольную работу +1 балл за самостоятельную работу Помощь учителя во время выполнения контрольной работы Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы Право пользоваться при вычислениях микрокалькулятором Право выходить к доске по желанию +5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок Один раз в месяц не выполнить домашнее задание  Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике  современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение,  проблемное обучение, блочно­модульное обучение, ситуативное обучение, игровые  технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой  системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и  на дополнительные занятия. 18 Приложение Безотметочное оценивание   Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к системе оценивания, который  позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной»  системы оценивания.    Безотметочная система уже основательно закрепилась в начальной школе. Приоритетной целью обучения в начальной школе является формирование учебной  деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и  готовности к обучению в основном звене.    Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более  содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению психологов, это  позволит учителю, во­первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и,  во­вторых, более эффективно формировать знания и навыки.     Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную  деятельность у детей. Делая педагогический процесс гуманным и направленным на  личность ребенка. Это становится и условием, и результатом сотрудничества между  учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.                           Принципы безотметочного обучения ( Г.А. Цукерман ) Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для  оценки, опираясь на правило « Добавлять , а не вычитать». Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя  контролировать. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых  заданий. Оценивается, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих  себя. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и  дома особым образом. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система  оценок. Несовпадение   этих   двух   оценок   есть   предмет   особого   обсуждения,   в   котором   и зарождается объективация критериев оценки. классе   ребенок   должен   учиться   видеть   свою   работу   как   сумму   многих   умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». контролировать. контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий. относительно их самих. в классе и дома особым образом.               Принципы безотметочного обучения ( А.Э.Симановский) структуре любого учебного материала предусмотреть виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки. реализация которого позволяет ему осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и сформировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся   могут   добиться   значимых   учебных   достижений,   выполняя   большое количество   простых   заданий   (проявляя   трудолюбие),   другие   —   выполняя небольшое   количество   сложных   заданий   (проявляя   сообразительность   и творческие способности). обучения   смогут   почувствовать   себя   успешными   даже   на   первых   этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию. возможность улучшить свои достижения. Для этого учащимся время от времени предлагают   вернуться   к   заданиям   пройденных   учебных   тем   или   к   ранее оцененным умениям. Работа в режиме безотметочного обучения требует наличия определенных условий. Если образовательное учреждение переходит на безотметочную систему, необходимо продумать следующие вопросы: 1. Соотношение общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. ! Если в школе нет единой оценочной системы, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. 2. Соотношение оценочной политики школы и семьи. 19 !   Должны   быть   продуманы   механизмы   постоянного   согласования   и   координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения. Функции безотметочного оценивания в начальном образовании которая   основывается   на   эмоционально   доброжелательном   фоне   оценивания, сотрудничестве   и   взаимопонимании   всех   участников   учебно­воспитательного процесса.   Обучение   оценочной   деятельности   происходит   через   личностную поддержку ребенка. которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника.   В   этом   случае   становится   возможным   внутреннее   принятие   оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться. Развитие адекватной самооценки возможно   при   содержательном   оценивании,   связанном   с   преодолением   таких проблем, как страх перед наказанием, мания несправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетенность и т. д. деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, при котором основанием   в   оценке   становится   критерий   относительной   успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видах и формах Оценивания дает возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно   может   быть   измерено   различными   способами   и   шкалами.   Присвоение коэффициента   эффективности   обучения   реализует   индивидуальный   подход   в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. ческой   функций   невозможно   без   реализации методологической   функ ции. В   качестве   центрального   звена   по   осуществлению   данной   функции мы   рассматриваем   администрацию   школы,   методическую   и   психологи ческую   службы,   которые   организуют   обучение   учителей   и   родителей   на всех   этапах   учебного   процесса   и   выступают   координаторами   их   педаго гической деятельности. При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение   работать   в   классе   и   самостоятельно.   Нельзя   оценивать   личностные   качества ученика: особенности памяти, восприятие, внимание. Необходимо четко определить, что можно оценивать, какие это компетенции. По математике может быть оценка следующих компетенции: — умение выполнять арифметические действия; — умение составлять краткую запись; — умение решать задачу; — умение составлять схему; — умение считать устно.     При введении безотметочного обучения особая работа должна проводиться с  родителями. С появлением безотметочного оценивания в школе родителям не следует  дома выставлять ребенку свои отметки, но они должны видеть успехи и неудачи своего  ребенка, чтобы по возможности решить их.    Безусловно, система оценивания учебных достижений младших школьников должна  улучшить психологическое состояние детей, устранить тревожность, побудить исправить  свой прежний результат, помочь ребенку найти себя не только в учебной, но и в других  видах деятельности, подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка.                                           Портфолио Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину   значимых   образовательных   результатов   в   целом,   обеспечить   отслеживание индивидуального   прогресса   ученика   в   широком   образовательном   контексте, продемонстрировать его способности практически  применять приобретенные знания и умения. Традиционное   портфолио   представляет   собой   коллекцию   работ,   целью   которой является   демонстрация   образовательных   достижений   учащегося.   Являясь   по   сути альтернативным   по   отношению   к   традиционным   формам   (тест,   экзамен)   способом оценивания, портфолио позволяет решать две задачи: 1.   Проследить   индивидуальный   прогресс   учащегося,   достигнутый   им   в   процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников. 2.   Оценить   его   образовательные   достижения   и   дополнить   (заменить)   результаты тестирования и других форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (как в американской профильной школе).        Портфолио является современной формой оценивания, отвечает духу профильного обучения, позволяет решить следующие педагогические задачи: •   поощрять   активность   и   самостоятельность   учеников,   расширять   возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; •   формировать   умение   учиться   —   ставить   цели,   планировать   и   организовывать собственную учебную деятельность; 20 • содействовать индивидуализации образования школьников; • повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции. Применительно   к   задачам   профильного   обучения   можно   сказать,   что   портфолио служит   основанием   для   совершения   правильного   выбора   профиля,   показателем ориентированности ученика на выбранное направление, его образовательной активности, готовности к переходу на следующие этапы образования и выбора профессии. Портфолио позволяет   осуществить   длительный   мониторинг   индивидуальных   образовательных достижений ученика и развития сферы его интересов на разных ступенях обучения. Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося:   содержит   информацию   о   предметах   и   курсах,   пройденных   в   ходе профильного обучения, о проектно­исследовательской деятельности и др. Много достоинств есть у портфолио как формы представления достижений учащихся, однако существуют и недостатки.                                                 Недостатки портфолио  1.Возникает   проблема   обязательного   минимума   и   необязательного   максимума соответствующих его элементов.  2.Могут   быть   сложности   с   распределением   «веса»   оценки   между   различными элементами портфолио.  3.Не исключено противоречие между направленностью портфолио на качественно­ количественную   оценку   и   требованием   школьной   администрации   «все   переводить   в стандартную количественную оценку».                         Функции портфолио (Т.Г. Новикова) • Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени. • Целеполагания — поддерживает учебные цели. • Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. • Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых работ. • Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. • Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.                         Типы портфолио ( Т.Г.Новикова)          Портфолио документов, или рабочее портфолио Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой­либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы, черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определенную   цель,   и   до   того,   как   он   ее   достиг.   Поэтому   в   портфолио   могут   быть представлены как успешные, так и неудачные работы.                                    Портфолио процесса Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом: то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса,  овладевая определенными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме  того, это портфолио демонстрирует процесс осмысления учащимся собственного  21 учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и  самооценки.                           Показательное портфолио Позволяет   лучше   всего   оценить   достижения   учащегося   по   основным   предметам школьной   программы.   Может   включать   только   лучшие   работы,   отобранные   в   ходе совместного  обсуждения  учеником  и педагогом.  Обязательным  требованием  является полное и всестороннее  представление  работы.  Как  правило,  в это  портфолио  входят разнообразные   аудио­   и   видеозаписи,   фотографии,   электронные   версии   работ. Представленные   материалы   могут   сопровождаться   письменными   комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных работ. При   переходе   к   профильному   обучению   в   России   разработаны   следующие   типы портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Процедура оценивания портфолио является достаточно сложным процессом и требует вовлечения и учащихся, и учителей, и родителей. Факторы, определяющие популярность и успешность портфолио в зарубежном 1.Портфолио является частью целостной образовательной стратегии. 2.Портфолио в полной мере дает ученику возможность самостоятельности и учебной образовании инициативы. 3.Портфолио созвучно идее «пожизненного обучения», то есть обучения в течение всей жизни. 4.Работа с портфолио хорошо организована и имеет системный характер. 5.Работа   школьников   с   портфолио   организуется   и   сопровождается   как   слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими пособиями.                                Тестирование  В педагогической практике тестирование уже давно используется как эффективная процедура педагогической аттестации. В настоящее время тестовые методы контроля все  более активно внедряются в отечественную практику. Анализ   отечественной   и   зарубежной   литературы   по   проблемам   педагогического тестирования   показывает,   что   достаточно   эффективным   может   быть   только   тот педагогический  тест, который соответствует критериям теории тестирования, принципам и условиям организации педагогического контроля. Традиционно   в   теории   тестирования   выделяют   два   основных   требования   качества тестов: надежность и валидность.                                 Достоинства тестовой формы: •   за   определенный,   достаточно   ограниченный,   промежуток   времени   может   быть проверен   большой   объем   разнообразного   учебного   материала   у   большой   группы испытуемых;    • высокая объективность процесса измерения и интерпретации результатов; 22 • возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне; допускается изменение   степени   трудности   вопросов,   в   качестве   вариантов   ответа   приводятся типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне;    •  возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки; • получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащегося (с пониманием своих ошибок); • фиксирование внимания учащихся не на формировании ответов, а на осмысливании их сути; • возможность автоматизации процесса проверки ответов;   • возможность свести к минимуму субъективное влияние преподавателя на результат  измерения; |       • статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения. К преимуществам тестового контроля можно отнести и возможность проводить тест на всех этапах  обучения  (вводный и текущий, рубежный и итоговый контроль), что позволяет эффективно управлять учебным процессом. Однако тестовый контроль обладает рядом недостатков: • значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно­ измерительных материалов (КИМов); • большая вероятность выбора ответа наугад; • проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; •   категоричность   оценки   выполнения   задания   —   задание   выполнено   правильно   и полностью, и задание не выполнено; • разработка учебников, ориентированных на тестовую форму контроля; •   малое   количество   специалистов   по   тестированию   в   системе   образования,   что замедляет процесс перехода на современное тестирование. 23

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1 класса
Скачать файл