ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.8

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
9 кл—11 кл +1
02.04.2017
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИКТ позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, хорошо подготовиться к выпускному экзамену (устно) в 9 классе, а также к сдаче Единого национального тестирования по русскому языку. Уроки, проведенные с использованием ИКТ , надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны.Опыт изучения творчества О. Бокея в рамках регионального компонента на уроках приведет к цели – возрождению идеалов любви и добра
О. Бокей. Садыкова.docx
Региональный  компонент на уроках русского языка и литературы как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся (на примере жизни творчества О. Бокея) Садыкова Багжамал Унарбековна,  учитель русского языка и литературы  КГУ «Лицей №44 имени о. Бокея» Опыт   изучения  творчества   О.  Бокея  в   рамках  регионального  компонента   на уроках приведет к цели – возрождению идеалов любви и добра. Experience of studying O. Bokey’s creativity under regional component at the lessons will lead to the purpose – revival ideals of love and kindness.   Орыс   тілі   сабағында   аймақтық   компонент   ретінде   О.   Бөкей   шығармашылығын   оқу тәжірибесі махаббат пен мейірімділік мұратының жаңаруына көмектеседі О. Бокей – один из самых читаемых и переводимых в мире современных писателей, творчество которого вошло в сокровищницу художественного слова.  С   1994   года   школа­лицей   №44   носит   имя   этого   замечательного   писателя.   Его творческую биографию и жизнь знает каждый учащийся нашей школы, мы гордимся тем, что именно наша школа удостоилась столь высокого звания.    Тем больше проходит времени, тем ближе и роднее становится нам творчество писателя. Директор школы Т.К.Туменбаев делает все, чтобы имя Оралхана Бокея было для учеников самым близким, чтобы на его произведениях   учились любить свой край, свою природу.   В   школе   функционирует   музей   писателя.   Есть   также   и   книга   отзывов,   где написаны самые теплые пожелания в адрес музея, школы. Традиционно отмечается день рождение   писателя,   проводятся   классные   часы,   викторины,   литературные   вечера, бокеевские чтения. На первом этаже установлены стенды, где есть данные о его жизни и творчестве, его родословная. Ведь это является самым главным в творчестве писателя, человек должен знать свои корни, «жеті ата». Конечно, судьба отмерила ему слишком короткую жизнь, его жизнь оборвалась на взлете. Может быть, если бы судьба так жестоко не распорядилась им, возможно, он порадовал бы нас более глобальными произведениями. Но   не   нам   судить...  В   2013   году   писателю   исполнится   70   лет.   Писатель   –   драматург оставил после себя огромное творческое наследие: роман, 15 повестей, 8 пьес, около 40 рассказов,   проникнутые   любовью   к   родной   земле,   природе,   человеку   –   труженику.   В литературу   О.Бокей   вошел   стремительно.   Он   сразу   удивил   непохожестью   на   других. Первый   сборник   его   повестей   и   рассказов   «Камчигер»,   изданный   в   1970   году   в издательстве «Жазушы», принес начинающему писателю признание. О.Бокей осваивает стиль, в котором тонкий психологизм и добротный реализм писателя соединяются притчевой и мифологической основой древних преданий казахов. Человек и природа, жизнь и смерть, одиночество и всеобщность, родство людей и действенная   доброта   людей   –   вот   вечные   темы,   своеобразно   преломленные   в   его творчестве. Знакомство с жизнью и творчеством О.Бокея помогает учащимся лучше понять художественную   правду   его   произведений,   красоту   языка,   глубину   мыслей   и   чувств. Главная цель изучения творчества О. Бокея  – изучить и возродить традиции литературного краеведения, вызвать у учащихся интерес к своей малой родине, пробудить чувство любви к   своему   краю,   литературе   и   культуре   родного   края,   развить   творческие   способности учащихся. Задача – максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся,   не   просто   расширить   представление   детей   о   литературе   благодаря   новым именам,   но   и   дать   возможность   почувствовать   себя   звеном   в   цепи   литературных, исторических   событий.   Правильно     организованное   соотношение   основного   и регионального компонентов образования дают   много возможностей для сопоставления произведений основного и регионального компонента,  на примере  творчества  Бокея. Я построила   учебную   и   внеклассную   работу   школьников   так,   чтобы   учащиеся   видели   в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства. Приведем примеры таких сопоставлений. В 10­11 классах возможно сопоставление описания суровой холодной зимы, трудной жизни тружеников села в повести О. Бокея «Снежная девушка» (региональной компонент) и описания суровой холодной зимы, трудной жизни крестьян в поэме «Мороз Красный нос» Н.   А.   Некрасова   (основной   литературный   курс).     О   материнской   любви,   преданности своему   народу,   его   истории   в   «Сказании   о   матери   Айпаре»   Бокея   (региональный компонент)   и   легенда   о   манкурте   из   романа   Ч.   Айтматова   «Буранный   полустанок.  И дольше   века   длится  день»,   образ   бабушек   и   их   роль   в   жизни   двух   великих   людей М.Горького (повесть «Детство») и Бокея ( рассказ «Апамнын астауы») Уже   стали   традиционными   бокеевские   чтения   на   казахском   и   русском   языках, проводимые в день рождения писателя в сентябре. Учащиеся состязаются в умении не только выразительно читать, но и показывают знание текста, умение вести себя на сцене. Завораживающе звучат отрывки из произведений «Снежная девушка», «Человек ­ Олень», «Ьура»,   «Сказание   о   матери   Айпаре»,   «Кербугу»   и   другие.   Ежегодно   мои   ученики становятся победителями бокеевских чтений и это говорит о том, расширяя и обогащая знания школьников о писателе, мы прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогаем полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. В кабинете накоплен богатый дидактический материал по творчеству Бокея, оформлены буклеты, папки с разработками уроков по литературе и русскому языку, его произведения, фрагменты   экранизаций   литературных   произведений   Бокея,   видеоролики,   который   мы используем как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Совместно   с     учащимися   11     класса   Атудиновым   Меирханом,   Маемеровой Айгерим были  созданы  2 видеоролика на тему «Любим и помним», «Наш класс носит имя О. Бокея», посвященные писателю. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя,   но   увидеть   воочию     людей,   окружавших   этого   человека,   места,   с   которыми связана его жизнь. Толчком для создания ролика явилась поездка   Меирхана на родину писателя. По его словам, увидеть все своими глазами, дом, где провел свое детство и юность   Бокей,   природу   Катон   –   Карагая­   это   стало   для   него   важным   событием.  Не случайно Л.Н. Толстой признавал невозможным представить Россию без Ясной Поляны, а нам   трудно   представить   Восточный   Казахстан   без   Катон   –   Карагая   ­   удивительный, своеобразный мир на самом востоке республики. Писатель из нашего края, наш земляк  ­ это он воспел самые красивые и необыкновенные места Восточно ­ Казахстанской области. Полноводная   Бухтарма,   хребты   Алтая   со   снежной   шапкой   Белухи,   стык   равнины   с предгорьями, песчаных дюн с тайгой, верблюжьих троп с оленьими.  С   поездки   Мейрхан   привез   фотографии   и   поделился   своими   впечатлениями   на   уроке. Затем мы создали видеоролик, который показали на уроке.  Для Айгерим, идеей     создания ролика послужило то, что ее класс 11 «М» второй год завоевывает право носить  имя писателя. Это связано с еще одной замечательной традицией школы ­  класс, показавший высокий рейтинг, удостаивается столь почетного звания. Была проведена   большая   подготовительная   работа   по   созданию   этого   проекта,   подбирали материал, фотографии, выбирали  фоновую музыку. Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать   основные   факты,   даты   или   составлять   тезисный   или   простой   план,   что развивает общеучебные умения и навыки. В нашем кабинете собрана видеотека по его произведениям. Просмотр предваряется заданиями.   Наиболее   простые   задания   типа:   какие   события   предшествовали   данному моменту   и   какие   последуют   за   ним.   Можно   предварять   просмотр   эпизода   каким­то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.  Создание заочных экскурсий ­ документальных фильмов ­ важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Во­первых, они расширяют кругозор учащихся. Во­вторых, на уроках литературы предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы ­ видеоподдержка таких уроков. В­третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, Катон – Карагай, поэтому такие экскурсии замещают "живые". Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки   и   проводить   анализ   полностью.   Такую   работу   необходимо   проводить систематически (начиная с  V  класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты биографии и отрывков  из произведений писателей. Например, Задание: 1. Выразительно прочитайте текст. 2. Определите тип и стиль речи. 3. Подберите синонимы к выделенным словам  … Все это одновременно и реально и метафорично. Герои погружены в стихию природы, ритм их жизни совпадает с ритмом жизни самой природы. Вся проза О. Бокеева устремлена к размышлению о добре и зле, о силе и  храбрости, о подлинных и мнимых духовных ценностях. В ней торжествует жадная, напористая, неистовая страсть к жизни, ее совершенствованию.   Оралхан   Бокеев   ­   мастер   волшебного   слова.   У   него   удивительное чутье на выбор формы, огранки своих произведений. Широко и привольно льются строки его прозы. Знакомство   с   биографией   знаменитого   земляка   можно   проводить   в   форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни   О.Бокея.    Кроме цельных текстов как групповых заданий использование карточек и тестов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся представляется нам не менее важным. Например, карточки со следующим заданием:  Расставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. Природа   у   О.   Бокея   –   непремен…ый   и   равноправный   учас…ник   событий.   Она вмешивает…ся в жизнь героев, формирует характеры, вопрошает, наставляет, экзаменует. Аспан из повести "Крик", угодивший в ущелье в ледовый плен. Чабан из повести "Поющие барханы",   спасающий   овечью   отару   от   натиска   ра…свирепевшей   стихии.   М..лодые трактористы   из   повести   "Снежная   девушка",   сбившиеся   с   дороги   в   непроглядн…й январской ночи. Все это одновреме…но и реально и метафорично. Герои по(­)гружены в стихию природы, ритм их ж…зни совпадает с ритмом ж…зни самой природы.     Изучение творчества Оралхана Бокея выходит за рамки уроков русского языка и литературы. Во внеурочной деятельности мы готовим с учащимися литературные вечера, инсценирование его произведений, встречи с родными и прототипами бокеевских героев, читательские конференции, посещение музея. Развивает школьников и помогает лучше узнать произведения   писателя мультимедийная игра «Кто возьмет миллион?» по творчеству О. Бокея. Отдельно хочу остановиться на реферативных работах. В процессе их  подготовки, дети проникаются в изучаемый материал.   Данный вид работы позволяет расширить и обогатить знания школьников о судьбе и творчестве писателя, проблемах и темах,   поднимаемых   в   его   произведениях   ,   помочь   полнее   ощутить   и   осознать   связь литературы   с   жизнью,   а   главное,   способствует   нравственному   совершенствованию. Наиболее   сильные   и   мотивированные   учащиеся   занимаются   исследовательской деятельностью и с продуктами своего труда выходят на городскую и областную защиту научных   проектов по русскому языку и литературе. В апреле 2012 года   на конкурсе творческих работ «Зерде»  в секции «Языкознание» и  в секции  «Этнокультуроведение» мои   ученицы   7   класса   Шамзадаева   Жулдыз   завоевала   Гран   –   при   по   теме   «Имена собственные в произведениях О.Бокея» и Мырзабекова   Диана заняла   1­ место по теме «Прототипы бокеевских героев». Также ученица 10 класса  Алканова Акбота представила на городскую конференцию работу по творчеству О. Бокея «Мастер волшебного слова». В презентации   своего   материала   она   попыталась   раскрыть   основные   темы   и   проблемы писателя. В итоге работа ученицы была оценена Благодарственным письмом. Этой победе предшествовал   огромный   труд.   На   первом   этапе   она   изучала   весь   жизненный   путь писателя,   читала   его   произведения,   пытаясь   проанализировать,   каким   образом   многие жизненные проблемы     отражались в его творениях. И, несомненно, девочку удивило то, что Бокей как бы предвидел многие проблемы, которые будут актуальны в наше время, например, проблема нравственности, памяти. Считать исследовательскую работу нельзя было бы завершенной,  если бы не был проведен социологический опрос, в ходе которого мы   узнали,   что  дополнительного   материала   по     О.Бокея недостаточно  и это  стало причиной создания проекта.    изучению   творчества       Таким   образом,  уроки   литературы   и   внеурочная   деятельность   по применению   регионального   компонента   в   школе   дают   прекрасную   возможность   для всестороннего   развития   и   воспитания   личности,   создают   условия   для   формирования гражданина­патриота,   чтобы   наши   дети   с   самых   ранних   лет   своих   знали   свою   малую родину,   имели   представление   о   людях   её,   её   истории   и   культуре,   о   прошлом   ее   и   о настоящем. Не с этого ли начинается воспитание любви к земле родной? Литература 1. Нестеренко Н.А. Региональный аспект в изучении словесности// Русский язык и литература в казахской школе. 2005 ­ №3 С.10­12 2. Баянгазина Р.Д. Региональный компонент в работе с одаренными детьми// Русский язык и литература в казахской школе.2005 ­№3 С.13­15 3. Денисова С.Г. Учитель, ученик – творческая лаборатория. Из опыта использования регионального компонента// Русский язык и литература в казахской школе.2006 ­ №6  С.3 4. Идрисова К.К. Оралхан Бокеев. Памятка читателю.г.Усть – Каменогорск, 1993.9 ­14 с. 5. Полат   Е.С.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования. Москва «AKADEMA», 2000. С. 199,225 6. Садыкова Н.А. Тесты по творчеству О. Бокея. Методическое пособие по изучению творчества Оралхана Бокея. г.Усть – Каменогорск, 2004 С. 105 – 109

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017