Чаплинская Оксана Алексеевна,
студентка группы М-ЗНО-1-14
Научный руководитель:
Джафарова Оксана Сергеевна
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВА КИНО В ФОРМИРОВАНИИ ГРАМОТНОГО ЗРИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Актуальность. На сегодняшний день культура становится более
зрелищной и визуальной. Развитие телевидения, кино, фотографии, видео иногда вытесняет печатное, книжное слово.
На сегодняшний день кино - это один из самых популярных ,доступных видов искусства. Поэтому искусству кино современный человек уделяет наибольшее количество своего свободного времени. Именно благодаря телевидению кинофильмы показывают в каждом доме. Можно с уверенностью сказать, что современный человек смотрит кино ежедневно. И кинематограф оказывает на него свое влияние. И кинематограф оказывает на него свое влияние.
Кроме того, кино - средство воспитания и влияния на телезрителей, которое налагает на создателей фильмов нравственную ответственность, «поскольку они могут направлять род человеческий на добрый или дурной путь, знакомя его с информацией и оказывая на него воздействие» [11]. Современные деятели искусства кино, к большому сожалению, не всегда задумываются или неправильно понимают эту ответственность, создавая кинопроизведения, которые порождают нравственные проблемы.
Кинематограф может нести миру, как зло, так и добро. Задача современного поколения помочь семенам добра дать свой урожай, а злу не дать засорить неокрепшие умы молодежи. Нужно вести диалог и с авторами, которые создают «проблематичные» в нравственном отношении фильмы с надеждой на изменение их позиции в будущем.
Обзор литературы. Начиная с 60-х годов XX века, началась разработка философами проблем теории культуры и кинематографа, в частности в работах В. Библера, Е. Боголюбовой, В. Давыдовича, Н. Злобина, В. Келле,
Л. Когана, Э. Маркаряна, В. Межуева, Э. Соколова, Н. Чавчавадзе.
В самые последние годы вышли в свет учебные пособия С. Бабушкина, Б. Губмана, П. Гуревича, Б. Ерасова, Э. Соколова, коллективные монографии под редакцией В. Добрыниной, А. Марковой, Е. Попова. Существенно и то, что в последние десятилетия опубликованы переводы многих культурологических работ крупнейших зарубежных ученых: Г. Драча,
П. Гуревича, М. Когана, В. Йегера.
Цель статьи: раскрыть особенности и основные задачи формирования грамотного зрителя в начальной школе.
В «Большом энциклопедическом словаре» раскрывается понятие «киноискусство» как рода искусства, произведения которого созданы с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В искусстве кино синтезируются эстетические свойства театра, музыки, литературы, изобразительного искусства, на основе только ему присущих выразительных средств, из которых главные - фотографическая природа киноизображения и монтаж [12].
Дети становятся кинотелевидеозрителями раньше, чем учатся читать. Включенный телеэкран является постоянным фоном в повседневной жизни современных семей. Бытует мнение, что заинтересованность книгой у детей резко упала, и не чтению они отдают предпочтение, а многочасовым теле - и видеопросмотрам. Возможно, это и так, хотя вопрос требует своего скрупулезного изучения [4, с.67]. Не секрет, что многие ученики вместо того, чтобы прочитать соответствующее программное произведение по литературе, останавливают свой выбор на просмотре фильма - экранизации. Здесь нетрудно проследить тенденцию нынешнего отношения к художественному произведению — выбор, как правило, отдается легкости и быстроте потребления («сидишь себе и смотришь»), а не вдумчивому, многочасовому диалогу с автором и художественным текстом.
Такая ситуация считается ненормальной, так как она наносит вред формированию читательской, литературной культуры обучающихся общеобразовательных школ. Это особенно важно для учеников 1 – 4 классов, где читательская культура только начинает вырабатываться.
Грамотный зритель – это зритель, который не упустит из вида некоторую вторичность, присутствующую в фильме, а именно: тоталитарное общество с четко установленным режимом, непростых главных героев, так сказать «избранных» и не таких, как все; бездушного героя - антагониста, которого хлебом не корми, а дай только жизнь людям подпортить, вездесущую любовную линию, обещающую отношения «до гроба». Учитывая все вышесказанное, на выходе может получиться довольно примитивный и посредственный продукт, спекулирующий на интересе учащихся к таким вот историям.
Кинематограф и современная литература сильно связаны друг с другом. В основу каждого экранного (кинематографического) произведения ложится сценарий как вид особого произведения литературы. Немалое количество экранных произведений создается по всем известным произведениям художественной литературы — это экранизации. Статус произведения литературы приобретают и киносценарии, если издаются отдельной книгой [10, с. 113].
Развитие легкомысленного «смотрения», каковым считаются просмотры учениками передач и кинофильмов, тоже не признают нормальным [7, с. 128]. Просмотры, в процессе которых зрители - дети стараются поймать только общий смысл того, что происходит, «схватить» общий ход развития интриги кинофильма, не вдаваясь в детали, не придавая значения диалогам главных героев, их мыслям, не стараясь понять позиции автора, идеи, нравственного урока, немного, что дают для развития детей. Очень вредным является формирующееся восприятие и «клиповое» мышление, когда весь процесс просмотра превращается в нескончаемое переключение телевизионных программ с одной на другую, в поисках фрагментов кинофильмов и телепередач с динамичным актом, часто довольно агрессивного содержания [5, с. 26].
С учениками для развития навыков восприятия произведений экрана и формирования зрительской культуры нужно проводить специальные телеуроки. Среди кинофильмов для школьников есть такие, которые представляют собой экранизации произведений литературы для детей или созданы по мотивам литературных произведений. Довольно часто сами зрители - дети и не подозревают о существовании литературного первоисточника. Однако известно, что фильм, который понравился, вызывает интерес к книге, и дети тогда стараются найти это литературное произведение и прочитать его.
Таким образом, возникает вероятность пробудить интерес к чтению у заядлых кинозрителей, которые предпочитают просмотры кинофильмов чтению. Небесполезно будет просмотреть фильм-экранизацию и тем ученикам, которые читают книги и знают произведения, по которым созданы те или иные фильмы.
При этом зрительный образ довольно часто помогает понять лучше само литературное произведение, ведь многое из того, о чем читают ученики начальных классов, им бывает тяжело представить из-за отсутствия жизненного опыта, специальных знаний.
В работе с кинофильмами важным является не пробуждение интереса к произведению, а сравнительный анализ этих произведений, который открывает характерные особенности языка того и другого вида искусства, и их неповторимые возможности в создании художественных образов [1, с. 73]. Формирование вдумчивого, неторопливого отношения к изучению произведения экрана и литературного произведения многое дает для личностного и художественного развития младших школьников.
Если периодически просматривать экранизацию литературного произведения, то это в дальнейшем поможет более глубоко проникнуть в сущность конфликта произведения, сравнить те представления о главных героях, месте действия, которые сложились при чтении, со зрительными образами, которые были созданы оператором и режиссером. Сравнение того, каким представлялся читателю, допустим, главный герой, с тем, что показан в кинофильме, позволяет подойти к пониманию роли самого автора и его трактовки тех или иных образов [8, с. 85]. Изменения в составе действующих лиц и ходе событий тоже может вызвать желание осмыслить авторское решение тех или иных сцен, эпизодов и всего литературного произведения целиком.
Анализ аналогичных фрагментов книги и кинофильма - наиболее эффективный прием. Когда ученики сравнивают, как одно и то же содержание передается средствами двух разных искусств — художественной литературы и кино, то убеждаются в том, что любое из искусств разговаривает на своем языке, используя все доступные лишь ему средства [2, с. 28]. Именно такой прием и развивает внимание к особенностям различных видов искусства, препятствуя поверхностному, беглому прочтению произведения и просмотру, повышая читательскую и зрительскую культуру, формируя потребность видеть смысл за действиями, словами и поступками персонажей.
Учителю необходимо включать в свои уроки работу с произведениями, ставшими классикой детской литературы и отечественного кинематографа. Педагог может на свое усмотрению заменить то или иное произведение, не нарушая общего принципа авторской программы: движения от простых произведений, небольших по объему и продолжительности, к произведениям большого объема.
И, наконец, такое включение кино в работу с младшими школьниками поможет педагогу сделать шаг к работе по формированию у детей основ экранной культуры. При работе с отдельными отрывками желательно использовать ксерокопии текстов, чтобы дети могли сделать в них необходимые рабочие пометки.
Показывать кинофильмы учитель может с помощью ноутбука, видеомагнитофона и телевизора, персонального компьютера и видеопроектора [3, с. 36]. Полнометражные кинофильмы необходимо разделить на несколько просмотров.
Таким образом, используя на уроках фильмы, учитель решает сразу несколько задач:
1) формирует представление о литературе и кино как различных видах современного искусства;
2) знакомит с отличительными чертами языка киноискусства и художественной литературы;
3) формирует навыки анализа и восприятия литературного произведения и кинофильма;
4) развивает эмоциональную отзывчивость, умение выражать собственные мысли, выслушивать мнения сверстников;
5) обобщает стихийно сложившийся опыт зрителя, формирует первое представление о современной литературе как основе кинематографического повествования;
6) развивает внимание и аналитические навыки в работе с художественными текстами различных искусств;
7) совершенствует зрительскую и читательскую культуру учеников;
8) делает уроки разнообразными, интересными, живыми, использует современные информационные технологии [6,с.245].
Литература
1. Баженова, Л. М. Герои книг на экране. Работа с фильмом - экранизацией // Начальная школа. – 1998. – № 2. – С. 73 - 74.
2. Баженова Л. М. Основы экранного искусства в школе // Искусство в школе. – 2002. – № 5. – С.27 - 28.
3. Баженова Л. М. В мире экранных искусств: книга для учителей начальных классов, воспитателей и родителей. / Л. М Баженова.– М.: –
ВИКИНГ, 1992. – 71 с., С. 61 – 65.
4. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. / Е. А. Бондаренко. - М.: - Аргус, 1994. - С. 67.
5. Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. / И. В. Вайсфельд. - М.: Знание, 1980. - С. 26.
6. Кино. Энциклопедический словарь. / Под ред. С. И. Юткевич. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 245.
7. Кукаркина Т. В. В некотором царстве... Сказка на экране. /
Т. В. Кукаркина - М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1984. - С. 128.
8. Романенко А. Р. В мире киносказки. / А. Р. Романенко. - М.: Знание, 1983. - С. 85.
9. Роу А. А.Сказка на экране. С кем и как я создавал киносказки. /
А. А. Роу. - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. - С. 139 - 140.
10. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. / Ю. Н. Усов. - М.: SVR – Аргус, 1995. - С. 113 - 114.
Интернет - ресурсы
11. Документы II Ватиканского Собора. / Москва, «Паолине», 2004. - 710 с. // сайт «Русская библиотека» http://rusbible.ru/sinodal/1kor.12.7.html
12. Электронный энциклопедический словарь / сайт «Энциклопедии & Словари» http://enc-dic.com/word/k/Kinoiskusstvo-9420.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.