Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников
Оценка 4.8

Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитание
06.04.2020
Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников
Статья посвящена психологическим особенностям формирования личностной рефлексии детей на возрастных этапах дошкольного возраста. Работа строится на исследовании зарубежных и отечественных психологов, ученных. Рассмотрены психологические аспекты развитие рефлексии у детей дошкольного возраста. Делаем вывод о проблемном характере рефлексии у детей старшего дошкольного возраста
статья бгу.docx

 

Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников

 

Воспитатель МБОУ №58 «Золушка»

Викулина Ольга Александровна

 

 

Статья посвящена психологическим особенностям формирования личностной рефлексии детей на возрастных этапах дошкольного возраста. Работа строится на исследовании зарубежных и отечественных психологов, ученных. Рассмотрены психологические аспекты развитие рефлексии у детей дошкольного возраста. Делаем вывод о проблемном характере рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, кризисы развития личности, новообразования.

 

 

Вопрос о возрастно-психологических особенностях формирования рефлексии имеет определенное значение для взаимодействия педагога и ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для полного понимания психологического формирования личностной рефлексии необходимо знать возрастные особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Анализируя работы Г.С. Пьянкова, особенности и закономерности развития рефлексивных умений и навыков на разных возрастных этапах, утверждает, что формирование личностной рефлексии проходит ряд последовательно усложняющихся стадий и связаны они с возрастными этапами психологического развития ребенка (Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев и др.) [8].

В тоже время позиции ученых о возрастных возможностях личностной рефлексии дошкольника различны. Одни ученные считают, что склонность к рефлексии устойчива уже в два – три года (Р.Н. Маслен, Дж. Каган, А. Хьюс-тен, Дж. Конджер). Другие утверждают, что у детей дошкольного возраста личностной рефлексии почти нет (С.Ю. Гловин). Третьи  говорят, что рефлексия неотъемлема практическому освоению мира и всегда связана с ним становление ребенка (В.П. Иванов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) [9].

Несмотря на многоплановость подходов к исследованию личностной рефлексии на разных возрастных этапах, можно выделить  единство точек зрения авторов в отношение касаемо фундаментальных условий развития рефлексии на разных этапах начиная с младенчества – непрерывное пребывание ребенка в психической общности «Я – значимый друг». Ребенок приобретает возможность сделать предметом исследования свою деятельность, мысль (Д.Б. Эльконин, Н.В. Дорофеева и  др.) [9].

Жизнедеятельность ребенка как развивающаяся личность, рефлексия проявляется в трех сферах, это коммуникация, познание и самосознание. В сфере познания и коммуникации, в которых формируется личностная рефлексия детей, необходимы условия и специально созданная среда для рефлексивного взаимодействия. Что касается самосознания, то здесь формируется механизм внутренней определяющей рефлексии. При этом взрослый  обеспечивает лишь условия для формирования процессов рефлексии. На первых стадиях развития ребенка все сферы выступают в слитной форме, а в дальнейшем каждая сфера приобретает четкие особенности функционирования и развития. А это способствует формированию разных типов рефлексии - интеллектуальной, личностной, коммуникативной (В.В. Давыдов, Н.В. Дорофеева, В.С. Мухина, Н.В. Репкина и т.д.) [7].

В.И. Слободчикова, С.И. Исаева, утверждают, что самоконтроль определяет его отношение к самому себе. И в старшем дошкольном возрасте выступает как осознание и спонтанная оценка собственных действий самим ребенком. При этом самооценка и самоконтроль не имеет общего волевого основания. Устойчивый интерес ребенка к себе, к другому человеку на его отношения, состояния, поступки и действия способствует осуществлению самоконтроля [9].

На каждом этапе развития ребенка уровни рефлексии обуславливаются развитием других психических функций, таких как, восприятие, память, мышление, речь, произвольные действия и чувства. Что позволяет рассматривать рефлексию как постепенно формирующийся психический процесс. Характеризующийся более усложняющимися формами самопознания, самоопределения, саморегуляции (Р. Бернс, В.В. Давыдов, В.С. Мухина,  И,Н, Семенов и т.д.) [1].

Как показывают научные исследования М.И. Лисиной, самые ранние проявления рефлексивных умений и навыков наблюдаются у детей дошкольного возраста. Что подтверждается открытым феноменом эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, в работах Ж.Пиаже, которая стоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого человека [6].

Дошкольник развивается, познавая окружающий мир и себя в своем субъективном мире, которая выражается в познании, в отношении к ней и во взаимодействии с ее объектами. Результат достижения ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в понимании явления и процесса, объяснение поступков других людей, эмоциональное реагирование на них, взаимодействовать с ними, получая неотъемлемый социальный опыт, а с этим опытом и умение рефлексировать. 

В младшем дошкольном возрасте, когда наступает кризис «Я сам», проявляется спонтанная, неразвитая рефлексия.  Здесь ребенок становится самостоятельным, учится функционировать во внешнем мире и осваивает межличностные отношения.

На основе взаимодействия ребенка с взрослым и детьми, у ребенка складывается «Я концепция», которая направлена на будущую потребность позитивного отношения со стороны окружающих. Дошкольный возраст  - это период формирования и развития рефлексивных способностей и становления всех ее характеристик.  А рефлексия поддерживается добрым отношением взрослого, который способствует осознанию и раскрытию ребенком своих возможностей. В своих исследованиях Р.Бернс говорил: «…ребенок активно стремиться исследовать окружающий мир, обнаружить границы своих возможностей. Вряд ли он обладает отчетливым самопознанием, но он уверен в своей способности контролировать собственные переживания»  [10].

Ребенок в этом возрасте пытается представить, кем он будет в будущем и способен определять границы дозволенности. Ребенок размышляет о себе, определяет отношение к себе, а это можно назвать личностной рефлексией. Личностная рефлексия замыкается на собственном состоянии, но пока еще не имеет обратной связи.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте это игра. В процессе своей активности ребенок оценивает и воспринимает самого себя. В игре ребенок познает окружающий мир, берет на себя роли, человеческие отношения, учатся работать в группе, усваивают язык общения. И в этот период совершаются первые рефлексивные умения. Они приучаются к тому, что у них есть свое «место» в обществе. При этом они смотрят на себя чужими глазами, глазами взрослого.

Таким образом, в дошкольном возрасте начинает формироваться личностная рефлексия детей, когда ребенок начинает выделять себя из среды и под ее влиянием начинает развиваться самопознание с присущей ей рефлексией. В дальнейшем развитие зависит от сюжетно ролевой игры, насколько она будет интересна и социализирована. А через игру ребенок понимает и принимает нормы должного поведения, связанные с послушанием, честность, помощь другу, бережливость, уважение, аккуратность. Также категории добра и зла, правильно и неправильно, хорошо и плохо, можно и нельзя, могу и не могу, это служит критерием нормы в реальных отношениях, оценки и взаимодействия. Осознание и ориентация, восприятие самого себя в соответствии с другим человеком, самооценка и оценка.

Личностная рефлексия складывается поэтапно: явление, осмысление, обобщение, апперцепция, управление действиями, анализ, оценка, самооценка.  В их основе лежат возрастные предпосылки. Познавание окружающего мира и самого себя является источником внешней рефлексии, формирующие способность разделять себя от других. Представление о себе сопровождается самооценкой и оценкой и это связанно с внутренней рефлексией, при которой ребенок оценивает действия, приобретенные в социуме.

Когда ребенок осваивает предметный  и социальный мир  появляются проблемные ситуации, которые требуют осознание и решения их. Каждая из этих ситуаций   выдвигает познавательные задачи. Решение этих задач имеет конкретный характер и направлен на формирование и развитие в сторону личностной рефлексии.  В старшем дошкольном возрасте ребенок уже умеет выделять признаки предмета и явления.   

В своих исследованиях А.В. Запорожца и Г.Д. Лукова установлено, что мышление у детей дошкольного возраста имеет более прочную основу в знакомстве с действительностью, и рассуждение основывается на известных обобщениях. При этом дошкольник способен к анализу и синтезу  совершающего действия.

Изучив научную литературу и основные характеристики рефлексии в разные возрастные периоды психологического развития ребенка дошкольного возраста, можно сделать обобщенный анализ формирования личностной рефлексии на разных возрастных этапах.  В младенческом возрасте (0-1 год), у детей наблюдаются предпосылки к становлению рефлексии. Это проявляется в сосредоточении и развернутая двигательная реакция на предметы, общение с взрослым. Средства отождествления взрослого с ребенком фиксируя средства обособления. Эти средства становятся предпосылками  внутренней рефлексии ребенка. В раннем детстве (1-3 года), у детей наблюдается способности к рефлексии, средством формирования,  которого выступает общение взрослого и ребенка с помощью речи.  В дошкольном возрасте (3-7 лет), у детей формируется личностная, интеллектуальная, коммуникативная рефлексия, но слабо развита. Через идентификацию ребенок познает этические эталоны, на основе которых развиваются этические качества. При присвоении себе какого-либо образа старший дошкольник осознает себя, соотносит свое поведение с нормой общества. На основе соотнесения своего «Я» с эталоном и с другими людьми, формируется способность к личностной рефлексии, которая постоянно развивается.

Способы формирования личностной рефлексии у детей старшего возраста как основа, для будущего логического мышления, обходимого для познавательной деятельности. Для социального поведения, понимания поступков и мотивов других людей, прежде всего сверстников. Для субъективности как одной из форм проявления индивидуальной продуктивной активности.

Анализируя научные труды по возрастно-психологическому формированию личностной рефлексии детей старшего дошкольного возраста  в процессе развития, позволяет сделать следующие выводы:

 - личностная рефлексия детей дошкольного возраста – естественная особенность когнитивного развития ребенка. Она проявляется при решении проблемных, познавательных ситуаций.

 - рефлексивное мышление начинается с момента перехода мышление к индукционному мышлению.

 - рефлексивное мышление предполагает фиксацию объекта, его признаки и свойства, осмысление ребенком действия  связанные с будущим.    

Это свидетельствует о том, что формирование личностной рефлексии детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах познавательной  и социальной деятельности. При решении мыслительных задач, с совместной деятельности детей с взрослыми и детьми в игре, при групповом и индивидуальном творческом взаимодействии.

Обобщая результаты закономерностей развития личностной рефлексии в детском возрасте можно сказать следующее, что формирование рефлексивных умений и навыков происходит последовательно и усложняется на каждом возрастном этапе психологическом развития детей. В формировании рефлексивных умениях выделяются стадии, которые непосредственно пересекаются с кризисами развития личности детей. Личностная рефлексия является механизмом социализации дошкольника. Ведущий вид деятельности напрямую влияет на формирование и развитие личностной рефлексии. 

 

                                                                                                                                                             

Литература

1.           Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия / А.А. Бизяева. — Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. — 216 с.

2.           Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

3.           Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. / Н.И. Гуткина — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. - 100–108с

4.           Зеньковский В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Академия, 1995. – 147с

5.           Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. / А.В. Карпов. -   М.: ИП РАН, 2004

6.           Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с

7.           Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В.С. Мухина. // 2-е изд., перераб. и доп / под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2001–272 c.

8.           Пьянкова Г. С. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / Г. С. Пьянкова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012. — 125 с.

9.           Слободчиков В. И., Исаев С. И. Психология человека / В.И. Слободчиков, С.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 77

10.       Штерн В. Персоналистическая психология / В. Штерн // История зарубежной психологии. – М., 2004.





 

Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников

Возрастно-психологические особенности формирования личностной рефлексии старших дошкольников

Что касается самосознания, то здесь формируется механизм внутренней определяющей рефлексии

Что касается самосознания, то здесь формируется механизм внутренней определяющей рефлексии

Вряд ли он обладает отчетливым самопознанием, но он уверен в своей способности контролировать собственные переживания» [10]

Вряд ли он обладает отчетливым самопознанием, но он уверен в своей способности контролировать собственные переживания» [10]

В младенческом возрасте (0-1 год), у детей наблюдаются предпосылки к становлению рефлексии

В младенческом возрасте (0-1 год), у детей наблюдаются предпосылки к становлению рефлексии

Бизяева А.А. Психология думающего учителя:

Бизяева А.А. Психология думающего учителя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020