Возрастные особенности детей школьного возраста
Оценка 4.8

Возрастные особенности детей школьного возраста

Оценка 4.8
Лекции
docx
03.02.2020
Возрастные особенности детей школьного возраста
Возрастные особенности детей школьного возраста
возрастные особенности.docx

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

       Знание возрастных особенностей детей помогает выбрать нам из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят. К подростковому возрасту принято относить период от 11 до 15 лет.

Считается, что 7-8 лет- младший школьный возраст, 9-10- средний возраст, 11-12- ранний подростковый, 13-15 –старший подростковый возраст, 16-17-юношеский возраст. Возрастные границы являются условными, т.к. велики индивидуальные различия. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.

7-8 лет

          Во-первых, создается впечатление, что у этих ребят хороший такой Энерджайзер в попе!! Если выражаться приличней, то данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! Отсюда выводы – следить нужно за малышами в оба глаза, иначе травмы не заставят себя долго ждать! Причем дети могут даже не придать значения травмам, подняться, и поскакать дальше, а потом выясняется, что у ребенка сильный ушиб, сотрясение или еще что-нибудь. Но! повышенная активность, кажущаяся работоспособность носит относительный характер – они начинают уставать через 25-30 минут какого-либо занятия.

        Также они быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда второй вывод – смена деятельности! Поэтому отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, эмоциональность и восприимчивость.

        Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

           Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Делает открытия через вопросы. Задает около 60-70 вопросов в день. Может повторить один и тот же вопрос много раз.
 Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
 
        Основная специфика возраста - несамостоятельность, зависимость от помощи извне (особенно психологической). Но то, что младшие ребята совершенно не способны что-либо делать сами,  тоже далеко не так. Они вполне способны к проявлению самостоятельности, хорошо понимают, что такое ответственность, и просто обожают, когда вы что-либо доверяете только им! Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это Очень важно", и ребёнок счастлив до потери пульса. Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребенок будет слушаться вас просто потому, что вы старше.

            Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. Критическое отношение к действиям других детей, является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста. Взрослому необходимо понимать данную особенность, не позволять втягивать себя в конфликты. Самой эффективной мерой в таких случаях может стать метод «тайм-аута». Вместо вовлечения в спор о том, кто прав, а кто виноват, просто рассказать, что существуют различия во мнениях, но разрешать эти различия должны сами ребята. Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.

         С малышами рекомендуется не директивный метод управления

 И, наверное, главное в работе с таким возрастом – игра, игра, и еще раз игра. Старайтесь чаще хвалить ребенка за каждый его успех либо хорошее дело (у маленьких детей даже маленькая удача - большое достижение). Дети любят рисовать, нужно требовать от руководства  больше бумаги, красок, карандашей и проводить больше конкурсов на рисование и выставок (стен много) художественного творчества.

           Самое главное маленьких детей надо любить - они мгновенно это чувствуют! Только в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят взрослого, и именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание. А еще – они просто солнышки!

9-10 лет

       Тоже Энерджайзеры. Только он был в палате, через минуту уже летит сломя голову с мячом, а через пять сидит на дереве. И чтобы он не сломал себе голову, их нужно занимать постоянно. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко.    Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. По статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с деревьев и качелей.  Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений).

         Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

        Проблем с дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Воспитатель должен понимать, что встав на сторону одного из ссорящихся он потом останется крайним, т.к. те помирятся. Вожатый не должен занимать чью-либо сторону: он выше этого. Можно наказать обоих: сказать, что не пойдут на дискотеку или другое мероприятие и через несколько минут оба наказанных будут дружить сильнее прежнего и просить у взрослого прощения. Часто невозможно найти виновного, когда обе стороны пеняют друг на друга. Можно выбрать «соломоново» решение – виноваты все; или вынести предупреждение (жёлтую карточку).

          Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. Привлекайте детей к поиску решений. Не стремитесь к тому, чтобы заставить ребенка нести наказание за проступок, напротив сосредоточьтесь на том, какой опыт все ребята, и вы приобрели для будущего. Где возможно, давайте детям возможность выбора, по крайней мере между двумя приемлемыми вариантами.

        Если же определённый ребёнок часто нарушает дисциплину, задирает других, мешает в тихий час или сбегает, то этого ребёнка можно припугнуть, взять за руку и сказать, что идём к директору, потом собирай вещи и домой, либо припугнуть: «сейчас напишешь объяснительную и директор позвонит домой родителям». В этом предложении дети боятся 2 вещей: писать объяснительную «о ужас, что это? Так всё серьёзно» и второе – боятся, что родители накажут, если позвонят домой. Или же посадить писать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!            Объяснительные вообще читать очень весело, особенно если заставить провинившегося полностью описать свой проступок и его причину.

          Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности. Нужно поощрять детей и хвалить за каждую сделанную самостоятельно деталь – например, застеленную постель, уборку в комнате, постиранные вещи и др., особенно за участие в конкурсах.

11-12 лет

Какие наблюдения про этот возраст:

      Самое интересное - у детей 11-12 лет уже есть мозг. Они уже не маленькие, поэтому многое понимают, и готовы во всем вам помогать. В этом возрасте у них особенно развито желание лидерства. Нельзя открыто выделять любимчиков, они могут зазнаться, переоценить свою значимость в отряде.

        12-13 лет опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание пофигизма (не хочу, не буду). Говорите "ну и не надо", не уговаривайте. Вот увидите - прибежит сам и попросится участвовать. Дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость. Помогает система мотивации участия во всем, например рейтинговая система (дети очень любят соревноваться - кто больше).

          В этом возрасте могут возникнуть наибольшие проблемы с поведением (они могут подраться, пробовать курить и т.д.). Сразу нужно строго обозначьте все рамки дозволенного, очертить систему наказаний (что оно будет неотвратимо).           

        Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию воспитателю. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Они считают себя взрослыми. Этим можно пользоваться: в нужный момент пристыдить: «что вы как маленькие себя ведёте…».  Правда не стоит этим злоупотреблять, а то дети просекут это и ответят «Да, мы маленькие» только чтоб вас обезоружить. Дети вообще быстро просекают всякие приёмчики, поэтому воспитатель должен иметь богатый арсенал и быть непредсказуемым.

                 Этому возрасту характерны  романтичность и сложность взаимоотношений. Мальчиков и девочек тянет друг к другу, но они не умеют друг с другом общаться. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь взрослый может прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет. Особую роль тут, конечно, имеют дискотеки. Для детей станцевать медляк — это событие. И это очень серьёзно. Это почти - то же самое, что признаться в любви и начать встречаться. И поэтому пригласить девочку на танец — это очень сложно. И поэтому «мужики не танцуют». А ведь порою нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребёнок будет после этого вам очень, очень благодарен. Иной раз надо поговорить и с мальчиком, и с девочкой, позаниматься этаким «сводничеством». Но, конечно, в разумных пределах, и универсальных рецептов тут, наверное, нет…  Нужно сформировать у них правильное отношение к любви. В данном вопросе для этого возраста (и не только) существует семь главных НЕ: не подозревать в любви дурного, не запрещать общения, не следить, не выспрашивать специально, не высмеивать (даже не подшучивать), не растравлять сочувствием, не подсказывать без крайней необходимости. Нужно поддерживать дух рыцарства.

13-15 

        Главная их особенность: они считают себя взрослыми. Более того, они зациклены на этом вопросе. Им жизненно необходимо доказывать всем, что они взрослые. У них подходит к завершению переходный возраст, уже чувствуется некоторая склонность к максимализму, часто это приводит у девочек - к истерикам, у мальчиков - к дракам. Склонны к депрессиям и чрезвычайным подъемам настроения. Они достаточно умны, общительны, умеют отстаивать свою точку зрения (зачастую их доводы не лишены смысла).       Не любят, когда ими командуют. Считают, что вправе распоряжаться собой сами. Больше говорят, чем делают. Если делают, то, в основном, напоказ. Не могут существовать без лидера, поэтому, сами того не подозревая, его создают, в большинстве случаев от этого страдают.  Нуждаются в поощрении, добрых словах со стороны старших. Для подростков характерно объединение в неформальные группы. На ребят эффективно действовать через лидеров (нужно войти в доверие, найти общий язык, взять их к себе в помощники).

          Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. На доброе слово и предложение помочь, подросток частенько ответит показной грубостью и холодностью, но долго будет еще вспоминать, как именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем. Мы должны быть для них авторитетом. Не допускать панибратства, чего и хотят дети этого возраста.                    

          В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу, учитывая довольно раннее развитие детей и влияние сегодняшней внешней среды, окружающей подростка, эти дети требуют особого присмотра, чтобы не столкнуться с тем, что в отряде «появится еще и новорожденный ребенок». Важно снимать существующее сексуальное напряжение. Нашим инструментом, помощником являются  дискотеки и возможно (по обстоятельствам), если в этом есть необходимость, так называемые "эротические игры" («Статуя любви», «Брысь, кис, мяу» и др.). Положительный эффект таких игр достигается благодаря публичности их проведения. Дети получают возможность реализовать (в пределах разумного) свои скрытые желания, причем это проходит под присмотром воспитателя, в процессе, который сопровождается весельем. А смех, как известно, лучший расслабляющий фактор.

16-17 лет – юношеский возраст.

              Дети перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка и комплексы.

          Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

          Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

           Характерны устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

       Специфические трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся по типу отношений  сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение - своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания.

      Известный педагог Януш Корчак сказал: «Нет детей-есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другой игрой чувств. Сто детей-сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня- уже люди». Это надо знать в каком бы возрасте не был ребенок.

 

К сожалению, в наше время дети часто испытывают дефицит доброты сос стороны окружающих,  а самое страшное, порой и со стороны близких людей. Необходимо быть внимательным даже к очень робким, застенчивым, небезразличным.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это

Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это

Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений)

Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений)

Какие наблюдения про этот возраст:

Какие наблюдения про этот возраст:

Нужно поддерживать дух рыцарства

Нужно поддерживать дух рыцарства

Дети перерастают свою угловатость, неуклюжесть

Дети перерастают свою угловатость, неуклюжесть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020