Проявления подросткового кризиса
1)Замедляется темп деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2)Происходят нарушения со стороны нервной системы:
• повышенная возбудимость;
• вспыльчивость;
• раздражительность;
•склонность к аффектам (кратковременным взрывным реакциям).
3)Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда ребенок обязательно станет делиться своими проблемами.
Какие же общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:– слушать учителя;– выделять главную мысль сообщения;– связно пересказывать содержание текста;– отвечать на вопросы к тексту;– ставить вопросы к тексту;– делать содержательные выводы на основе полученной информации;– письменно выражать свою мысль;– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);– адекватно оценивать результаты собственной работы.
1. Продолжайте формировать у ребенка навыки осмысленного осуществления действий.
2. Играйте с ребенком в игры, которые способны пробудить у него желание продумывать разные варианты деятельности и прогнозирование результатов этой деятельности, в зависимости от ранее сделанного выбора.
3. Учите ребенка находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший из них.
4. Для укрепления интереса к учебной деятельности следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.
5. Следует отучать от механического запоминания учебного материала, неизбежно формирующего в 5 – 7-х классах безразличие к учёбе в школе.
6. Важно постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения.
7. Также важно продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы.
8. Развивайте в ребенке самостоятельность, путем поручения каких-либо дел по дому, по уходу за собой самостоятельно, уже без посторонней помощи.
9. Беседуйте с ребенком на тему культурного поведения дома, в школе, на улице и т.д.
10. Укрепляйте навык ежедневного чтения художественной, а также научно-популярной литературы, с пересказом прочитанного и совместным обсуждением.
11. Продолжайте отмечать все достижения в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.