ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание. При выборе физическихОсновным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание. При выборе физических
Иконка файла материала vozrastnye_osobennosti_fizicheskogo_vospitaniya.doc
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основным средством физических упражнений в школе является физическое  воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с  формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию  двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ,  благотворно влияют на дыхание Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию  в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и  укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений  человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.  При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо­ физиологические и психологические особенности детей младшего школьного  возраста. Важнейшей особенностью детского организма является быстрый  рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут  ноги, что изменяет пропорции тела, Происходит довольно быстрый процесс  окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и  относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются  гибкостью, эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани. В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не  допускается чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические  усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт. Мышцы и связки  позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками  толще, чем у взрослых. К 7 годам выражены все изгибы позвоночника, но  фиксация их наступает значительно позже, к 14 – 15 годам. Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных  условиях создаёт опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще  всего наблюдаются различные искривления позвоночника сколиозы, лордозы,  кифозы. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами  В 7 – 9 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела, а к 18  годам – 40%.Мышцы развиты слабо, особенно спины и живота. Крупные  мышцы развиты лучше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста  характерно быстрое нарастание мышечной массы и при благоприятных  условиях развитие мышечной силы. В этот период мышцы детей отличаются  низкой работоспособностью. В связи с особенностью мышечной системы не  следует допускать длительных статических напряжений, однообразных  движений, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить  пропорциональное развитие, правильное чередование нагрузки на различные  мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой  необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой  мускулатуры. В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно  большее, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых,а стенки сосудов эластичнее. Пуль чаще, около 90 ударов в минуту.  Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно – сосудистой  системы требуют ограничения упражнений с натуживанием, поднятием  тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить  трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно – мышечное  напряжение, учащающее сердцебиение. Обмен веществ у детей происходит  быстрее, чем у взрослых. Грудная клетка имеет более округлую форму, а  рёбра менее наклонены, что создаёт неблагоприятные условия для глубокого  дыхания. Дыхание частое около 20 раз в минуту, поверхностное. Дыхательные пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо  обучать глубокому, равномерному дыханию через нос. Выполнение  упражнений должно быть согласовано с дыханием. Особенности детского  возраста требуют самого большого внимания к формированию правильной  осанки, являющейся значительным фактором нормальной жизнедеятельности  организма. Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если  движения разнообразны и чередуются с кратковременным отдыхом, дети  долго не утомляются. Координация движений, особенно у младших  школьников, развита слабо. В младшем школьном возрасте наблюдаются  некоторые различия в физическом развитии мальчиков и девочек. У  мальчиков в среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка и  большая ЖЕЛ. Мышечная сила мальчиков развита лучше. В связи с этим  наблюдаются различия и в двигательном умении. Мальчики быстрее бегают,  дальше и выше прыгают, лучше метают, они сильнее и выносливее.  Возрастные особенности 7 – 9  летних:  в этом возрасте происходит  постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на  двигательных возможностях детей. Хотя мышцы ещё не окрепли и  скелет не  закончил своего формирования, организм достигает в своём развитии фазы  «готовность к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно­сложных движений и обеспечивает  необходимое совершенство деятельности внутренних органов. Дети 7 – 9 лет  отличаются сильным желанием двигаться и играть. В начале их движения не  экономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под  влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с  большими и длительными напряжениями. Это объясняется тем, что сердечно  – сосудистая система детей постоянно функционирует с перегрузкой,  вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объём  крови у детей оказывается больше за счет более высокой частоты сердечных  сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и  меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и  ускоряют восстановление. Поэтому дети этого возраста  легко справляются с  кратковременными нагрузками переменного характера. Среди особенностей  высшей нервной деятельности следует обратить внимание на повышенную  возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще немогут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приёмов, и  поэтому наиболее пригодным методом здесь является комплексно – игровой,  т.е. обучение через игру. 10 – 12 лет. Для детей этого возраста характерно еще большее  совершенствование организма. Интенсивное развитие внутреннего  торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в  центральной нервной системе. В этот момент происходит энергичное  функциональное созревание двигательного аппарата. Одновременно  происходят изменения в опорно – двигательном аппарате – укрепляется  костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к   появлению высокого совершенства двигательной координации. Возросшие  двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются улучшением  деятельности сердечно – сосудистой системы. По уровню максимального  потребления кислорода. 56 мл кг мин дети двигаются к взрослым 60 мл кг  мин. Сердце у детей заметно увеличивается в размере, а у 11 летних девочек  даже достигает  своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки  сердечно – сосудистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет  у занимающихся спортом отмечаются значительно большие размеры сердца.  Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной  системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого  возраста выглядят неутомимыми, но делать отсюда вывод о возможности  использования больших нагрузок нельзя. Лучше всего здесь подходят  прерывисто – переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на  развитие большей выносливости. Большое значение имеет коррегирующих упражнений, так как под влиянием  специальных тренировок у юных спортсменов могут появиться нарушения  осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми  следует применять упражнения для укрепления мышц. Специально обучать  выполнению игровых приемов. В этом возрасте дети еще не могут достаточно  долго сосредотачивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную формы, проводить обучение по  преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих  упражнений. 13 – 15 лет. В отличие от предшествующего, этот период развития  характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и  сравнительно лёгкой решимостью организма. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят сложные внутренние перестройки, связанные с  переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в  резком ускорении роста тела в длину, в некоторой дискоординации движений. Довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности. В эти годы  завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие  мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы  иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Значительносовершенствуются функции двигательного анализатора, обостряется  мышечное чувство и уточняется управление движениями. Наблюдается  начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для  изучения техники и тактики игр. Поскольку сознание играющих  освобождается от постоянного контроля за выполнением приёмов и  переключается на решение тактических задач. К концу этого периода  функции сердечно – сосудистой системы становятся совершенными: размеры  и вес сердца, кислородная ёмкость крови, максимальное потребление  кислорода достигают величины, наблюдающейся у взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями  организма. Поэтому возможности для специального развития выносливости  ограничены. Интенсивные нагрузки следует применять с осторожностью и  достаточными паузами для восстановления. При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического  характера. Поведение подростков определяется  все в большей мере   длительностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональному  стимулу в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое  копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения  спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно здесь  достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости.  Закладываются основы правильной техники и тактики; формируется  «спортивный характер». Решение этих задач должно быть главным  содержанием учебно – тренировочного процесса. 16 – 18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких   функциональных перестроек, и организм всё более приближается к  состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью  заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов и центральной нервной системы. В психике наблюдается устойчивость  интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной  концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения  высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие  тем, которые применяют в работе со взрослыми.