Основным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание
Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.
При выборе физическихОсновным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание
Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.
При выборе физических
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основным средством физических упражнений в школе является физическое
воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с
формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию
двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ,
благотворно влияют на дыхание
Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию
в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и
укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений
человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.
При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо
физиологические и психологические особенности детей младшего школьного
возраста. Важнейшей особенностью детского организма является быстрый
рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут
ноги, что изменяет пропорции тела, Происходит довольно быстрый процесс
окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и
относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются
гибкостью, эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани.
В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не
допускается чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические
усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт. Мышцы и связки
позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками
толще, чем у взрослых. К 7 годам выражены все изгибы позвоночника, но
фиксация их наступает значительно позже, к 14 – 15 годам.
Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных
условиях создаёт опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще
всего наблюдаются различные искривления позвоночника сколиозы, лордозы,
кифозы. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами
В 7 – 9 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела, а к 18
годам – 40%.Мышцы развиты слабо, особенно спины и живота. Крупные
мышцы развиты лучше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста
характерно быстрое нарастание мышечной массы и при благоприятных
условиях развитие мышечной силы. В этот период мышцы детей отличаются
низкой работоспособностью. В связи с особенностью мышечной системы не
следует допускать длительных статических напряжений, однообразных
движений, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить
пропорциональное развитие, правильное чередование нагрузки на различные
мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой
необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой
мускулатуры. В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно
большее, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых,а стенки сосудов эластичнее. Пуль чаще, около 90 ударов в минуту.
Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно – сосудистой
системы требуют ограничения упражнений с натуживанием, поднятием
тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить
трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно – мышечное
напряжение, учащающее сердцебиение. Обмен веществ у детей происходит
быстрее, чем у взрослых. Грудная клетка имеет более округлую форму, а
рёбра менее наклонены, что создаёт неблагоприятные условия для глубокого
дыхания. Дыхание частое около 20 раз в минуту, поверхностное. Дыхательные
пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо
обучать глубокому, равномерному дыханию через нос. Выполнение
упражнений должно быть согласовано с дыханием. Особенности детского
возраста требуют самого большого внимания к формированию правильной
осанки, являющейся значительным фактором нормальной жизнедеятельности
организма. Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если
движения разнообразны и чередуются с кратковременным отдыхом, дети
долго не утомляются. Координация движений, особенно у младших
школьников, развита слабо. В младшем школьном возрасте наблюдаются
некоторые различия в физическом развитии мальчиков и девочек. У
мальчиков в среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка и
большая ЖЕЛ. Мышечная сила мальчиков развита лучше. В связи с этим
наблюдаются различия и в двигательном умении. Мальчики быстрее бегают,
дальше и выше прыгают, лучше метают, они сильнее и выносливее.
Возрастные особенности 7 – 9 летних: в этом возрасте происходит
постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на
двигательных возможностях детей. Хотя мышцы ещё не окрепли и скелет не
закончил своего формирования, организм достигает в своём развитии фазы
«готовность к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет
начать изучение координационносложных движений и обеспечивает
необходимое совершенство деятельности внутренних органов. Дети 7 – 9 лет
отличаются сильным желанием двигаться и играть. В начале их движения не
экономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под
влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с
большими и длительными напряжениями. Это объясняется тем, что сердечно
– сосудистая система детей постоянно функционирует с перегрузкой,
вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объём
крови у детей оказывается больше за счет более высокой частоты сердечных
сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и
меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и
ускоряют восстановление. Поэтому дети этого возраста легко справляются с
кратковременными нагрузками переменного характера. Среди особенностей
высшей нервной деятельности следует обратить внимание на повышенную
возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще немогут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приёмов, и
поэтому наиболее пригодным методом здесь является комплексно – игровой,
т.е. обучение через игру.
10 – 12 лет. Для детей этого возраста характерно еще большее
совершенствование организма. Интенсивное развитие внутреннего
торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в
центральной нервной системе. В этот момент происходит энергичное
функциональное созревание двигательного аппарата. Одновременно
происходят изменения в опорно – двигательном аппарате – укрепляется
костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к
появлению высокого совершенства двигательной координации. Возросшие
двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются улучшением
деятельности сердечно – сосудистой системы. По уровню максимального
потребления кислорода. 56 мл кг мин дети двигаются к взрослым 60 мл кг
мин. Сердце у детей заметно увеличивается в размере, а у 11 летних девочек
даже достигает своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки
сердечно – сосудистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет
у занимающихся спортом отмечаются значительно большие размеры сердца.
Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной
системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого
возраста выглядят неутомимыми, но делать отсюда вывод о возможности
использования больших нагрузок нельзя. Лучше всего здесь подходят
прерывисто – переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на
развитие большей выносливости.
Большое значение имеет коррегирующих упражнений, так как под влиянием
специальных тренировок у юных спортсменов могут появиться нарушения
осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми
следует применять упражнения для укрепления мышц. Специально обучать
выполнению игровых приемов. В этом возрасте дети еще не могут достаточно
долго сосредотачивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире
использовать игровую, соревновательную формы, проводить обучение по
преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих
упражнений.
13 – 15 лет. В отличие от предшествующего, этот период развития
характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и
сравнительно лёгкой решимостью организма. Это объясняется тем, что в этом
возрасте происходят сложные внутренние перестройки, связанные с
переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в
резком ускорении роста тела в длину, в некоторой дискоординации движений.
Довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности. В эти годы
завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие
мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы
иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Значительносовершенствуются функции двигательного анализатора, обостряется
мышечное чувство и уточняется управление движениями. Наблюдается
начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для
изучения техники и тактики игр. Поскольку сознание играющих
освобождается от постоянного контроля за выполнением приёмов и
переключается на решение тактических задач. К концу этого периода
функции сердечно – сосудистой системы становятся совершенными: размеры
и вес сердца, кислородная ёмкость крови, максимальное потребление
кислорода достигают величины, наблюдающейся у взрослых. Вместе с тем еще
нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями
организма. Поэтому возможности для специального развития выносливости
ограничены. Интенсивные нагрузки следует применять с осторожностью и
достаточными паузами для восстановления.
При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического
характера. Поведение подростков определяется все в большей мере
длительностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональному
стимулу в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое
копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения
спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно здесь
достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости.
Закладываются основы правильной техники и тактики; формируется
«спортивный характер». Решение этих задач должно быть главным
содержанием учебно – тренировочного процесса.
16 – 18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких
функциональных перестроек, и организм всё более приближается к
состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью
заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов
и центральной нервной системы. В психике наблюдается устойчивость
интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной
концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения
высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие
тем, которые применяют в работе со взрослыми.