Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные раскрываемые понятия:
культура, истоки национальной
культуры, искусство народа, народное творчество, народные традиции, обычаи,
обряды, праздники.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем
самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и
требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и
культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе
особое значение имеет познание и осмысление собственной старины,
истоков собственной национальной культуры» (Д. С. Лихачев).
Сейчас изза натиска «массовой культуры» и зачастую слепого
подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой
напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого
дверьто не перестала существовать?
Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным,
но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь
многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в
храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции,
правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно
традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д.
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения россиян
к национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача
приобщения к высочайшим идеалам отечественной культуры. Именно
отечественная культура поможет привить молодому поколению нравственный
иммунитет против культуры низкопробной, как правило, безнравственной и
аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы культуры своего
народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены
и присвоены молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в
мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир настолько широк, настолько
богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности
для развития личности в целом. Прикоснемся к этому миру, чтобы зановоосмыслить, что мы потеряли в системе семейного и школьного воспитания,
чтобы понять его значимость в деле возрождения нации и в целом России.
Как известно, приобщение подрастающего поколения к отечественной
культуре ведется на двух ее основах: традиционной (прошлой) культуре и
культуре классической. Остановимся подробнее на приобщении воспитанников к
традиционной культуре народа. Здесь видятся несколько путей.
Первый путь – это путь общенияпросвещения с помощью специалистов и
носителей традиционной культуры. Это и спецкурсы «Основы национальной
культуры», и уроки «Народоведение», и программа «Музейная педагогика», и
др.
Второй путь – путь создания очагов народной культуры (музей «Родная
старина», школа традиционных ремесел, соответствующее оформление
интерьеров ОУ).
Третий путь – путь обучения и приучения, то есть передачи мастерства из
уст в уста, из рук в руки от учителямастера, учителяносителя традиционной
культуры. Здесь будет интересен опыт приобщения воспитанников к фольклору
как своеобразной школе, в которой новым поколениям передается социальный
опыт народа; опыт изменения содержания программ трудового обучения,
основанного на изучении основ отечественной культуры. Ценность данных
программ состоит в том, что их содержание идет в контексте истории, в
контексте познания вековых традиций, обычаев и обрядов народа.
Главный вывод, следующий из вышесказанного: национальная культура
способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности,
избавляет его от комплекса национальной неполноценности, способствует
возрождению национальной гордости, воспитанию уважения к своей
истории, традициям, родному языку.
Устное народное творчество
С искусством народа мы начинаем знакомиться с первой услышанной в
детстве песенки, сказки, с первых детских игр. Искусство, созданное народом,
сопровождает нас и в зрелом возрасте. Нет человека, который не знал хотя бы
несколько пословиц и не помнил бы напева какойнибудь народной песни.
Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore – народное
знание, народная мудрость: folk – народ, lore – знание), глубоко жизненно и
бесконечно прекрасно.
Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в
старинных колыбельных песенках. За пением колыбельных песен наступал чередтешить ребенка пестушками и потешками. Детям в первые годы жизни матери и
няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенки прибаутки,
маленькие сказочки в стихах.
В прошлом ребенок рано начинал делить заботы взрослых. На улице он
выучивался закличкам и приговоркам, осваивал игровой опыт народа. В игре
каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми
принятого условия. В игре можно было и отличиться, но только так, если это не
нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность
народных игр.
За всем тем, что именуется детским фольклором, следуют загадки и сказки,
которые тоже входят в число детских забав и занятий, порой очень серьезных.
Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как
труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько
групп. Обширна группа календарных песен – их пели в определенные дни года,
по праздникам. С календарными песнями посвоему связаны хороводные,
игровые и плясовые песни. Обширна группа песен, не связанных ни с обрядом,
ни с пляской, – это лирические песни, медленные и протяжные, песнираздумья,
песнисетования (любовные, семейные, шуточные песни). От лирических песен
отличаются свадебные песни. Особо выделяются причитанияплачи (на свадьбе,
на похоронах, по рекрутуновобранцу). Нельзя не вспомнить исторические,
антикрепостнические песни, песни о солдатчине.
Во второй половине XIX столетия появился один из видов словесно
музыкального народного творчества – частушка. Частушечное творчество
получает массовое развитие. Частушки – песенки повышенного общественного
звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести.
Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками, которые
одновременно являлись и являются и явлением языка, и явлением искусства.
Народные традиции, праздники, обряды
Большое место в приобщении юных россиян к народной культуре должны
народные праздники, традиции, обряды. Именно в них
занимать
фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен
года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека. Освоение культуры народных праздников,
приобщение к традициям своего народа помогут нашим детям освоить опыт
цивилизованных форм досуга, его духовнонравственные основы и формы.Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни народа, что
переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный свод, но
во многом и сами составляли его. И ритуалы, и их фольклорное сопровождение –
это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы – не
полные, не цельные. Поэтому хотя бы основные из обрядов и обычаев нам и
нашим детям знать необходимо.
Художественные промыслы,
декоративноприкладное искусство
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной
гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой
культуры. Своими корнями оно уходит в далекие дохристианские времена, в
пору величия Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем
каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Тайны мастерства хранились
и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь
к совершенству.
Выстраивая систему приобщения юного поколения к ценностям национальной
культуры, освоения им ее богатств, ее духовного потенциала, необходимо
помнить о таком явлении, как сплетенность религиозного и национального в
культуре народа. Это объективная данность. Но вместе с тем неправомерно
сводить национальное в культуре лишь к религиозному и, например,
отождествлять духовное возрождение нации со всеобщим воцерковлением.
Культура каждого этноса обязательно включает в себя также и светские начала.
Не забудем также о том, что в настоящее время чрезвычайно остро стоит
вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при
условии знания и понимания национальных культур разных народов, что
возможно только на основе постижения своих собственных народных
культурных корней.
Воспитательные цели:
– приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной
отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к
высоким образцам российской классической и мировой культуры;
– развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям
Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать;– привитие молодому поколению нравственного иммунитета против влияния
низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну;
– обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других
занятий время с использованием традиций народной культуры.
ФОРМЫ РЕАЛИЗЦИИ ЦЕЛЕЙ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные формы:
1. Лектории, кинолектории, посещение этнографических музеев, музеев
«Родная старина», где происходит знакомство:
– с бесценным наследством, оставленным нам предками;
– особым культурным полем народа («кругом жизни»);
– собирателями устного народного творчества.
2. Уроки народной мудрости, уроки народоведения (уроки возвращения к
истокам).
3. Спецкурсы:
– «Круг жизни»: «Родины. Крестины. Воспитание детей»; «Свадьба»;
«Семейная жизнь»; «Окончание жизни»; «Круг жизни в русской классике»;
– «Этнография детства»: «Детство золотое», «Будь здоров, расти большой!»,
«Ученье с увлеченьем», «Детские игры и забавы».
4. «У источника народной мудрости» (темы для общенияпросвещения): «Не
столько роса с неба, сколько пот с лица», «Земледельческий месяцеслов», «Дело
мастера боится», «У Бога для праведных места много», «Велика Россия, да
отступать некуда», «Здоровье дороже богатства», «День мой – век мой», «Жизнь
дана на добрые дела»; «Как поживаешь, так и прослываешь», «Все остается
людям»; «Причитания».
5. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» (или «Сказочный мир твоего
народа»), темы:
– «Историческое развитие народного сказочного вымысла»;
– «Самобытность и неповторимость сказочной фантастики»;
– «Сказки родного края»;
– «Сказки народов России».
6. «В мире музыкального фольклора», темы:
– «Народные песни» (исторические, лирические, обрядовые);
– «Частушки»;
– «Игрушки – очевидцы и свидетели истории».Школа для взрослых (учителей и родителей):
– «Педагогическая направленность народной сказки. Сказка как духовный
родник ребенка».
– «Игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».
– «Антиигрушки в жизни современных детей, их негативное влияние на
развитие и здоровье детей и подростков».
– «Передаем опыт своей игровой деятельности детям и внукам».
– «Народные изречения как национальное достояние, духовный опыт наших
предков».
– «Живое слово народа как эффективное средство развития речевой и
коммуникативной культуры современных школьников».
– «Народное искусство как неотъемлемая часть национальной культуры».
– «Народные промыслы. История развития. Основные направления народного
искусства».
– «Нравственные аспекты народных праздников, обрядов, обрядовых
традиций. Приобщение воспитанников к праздничному и обрядовому миру
народа».
– «История развития народной игрушки. Народная игрушка как выразитель
народных представлений о добре и зле, как самобытная область народной
культуры и равноправных видов народного искусства. Игрушкинебалушки,
игрушки – воспитатели, учителя, наставники, врачи, психотерапевты».
– «Традиционный костюм как своеобразное явление народной культуры:
история, многообразие вариантов, использование народных мотивов в
современной одежде россиян».
– «Национальная кухня: социальные аспекты, значение для здоровья нации».
Д е я т е л ь н о с т ь
1. Разработка и реализация системного проекта «Открываем кладовые
народной мудрости» (пословицы, поговорки, колыбельные, пестушки, потешки,
считалки, приговорки, дразнилки, мирилки, подловки, жеребьевки, колядки,
заклички, сказки, страшилки, байки, приметы, загадки, поверья, суеверья).
2. Проведение фольклорных экспедиций «К истокам» с целью пополнения
имеющихся и открытия новых школьных экспозиций, музеев «Родная старина».
3. Походы «К преданьям старины глубокой» (с целью сбора местных
обрядовых песен, сказок, былин, частушек, поговорок, загадок, сказок, игр).4. Встречи со старожилами, носителями традиционной культуры с целью
сбора информации.
5. Проведение научнопрактических конференций,
посвященных
фольклору.
6. Подготовка научных докладов, проектов на фольклористические
темы.
7. Введение в систему жизнедеятельности детей и взрослых традиций
вечеринок,
посиделок,
проведения народных празднеств,
состязаний.
игрищ,
8. Деятельность по приобщению воспитанников к миру народной
игрушки (см. раздел «Игра, игровая деятельность).
9. Приобщение воспитанников к миру народной игры, национальным
видам спорта.
10. Формирование и развитие системы воспитания сказкой:
– сказочные фольклорные экспедиции;
– системные проекты: «В гостях у народной сказки», «В сказочной стране
Лукоморье»;
– путешествие в мир сказок народов России, народов, населяющих малую
родину, родной край;
– открытие музея народной сказки, экспонаты в котором будут собраны и
изготовлены воспитанниками, их родителями и учителями;
– конкурсы, выставки рисунков и поделок по мотивам народных сказок
«Сказочная мозаика»;
– оформление сказочных книжекмалышек для малышей детского сада, для
младших братишек и сестренок;
– проведение конкурсов на лучших сказителей и сочинителей сказок, на
лучший сказочный костюм, на призы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной,
Марьиискусницы, Данилымастера и др.;
– организация работы театра сказки, подготовка спектаклей для малышей
детских садиков, одноклассников, родителей, односельчан, горожан и для всех,
кто любит сказки;
– проведение сказочных карнавалов, праздников, фестивалей;
– организация работы сказочного кинотеатра и др.11. Приобщение к музыкальному фольклору:
1. Прослушивание записей народной музыки.
2. Организация встреч с носителями традиционной культуры, с
исполнителями народных песен и наигрышей.
3. Участие воспитанников в творческоисполнительных актах «Песенные
узоры»:
– разучивание простейших напевов – жеребьевок, считалок, игровых
приговорок, игровых припевок;
– освоение календарных обрядов и участие в них воспитанников;
– разучивание фольклорных игр;
– коллективные занятия музыкальным фольклором (в рамках певческих
«артелей»);
– создание фольклорных театров, коллективов;
– фольклорные концерты;
– фольклорные праздники, фестивали «Радуйтесь и веселитесь!»;
– обучение детей вождению хороводов «Вейся, вейся, хоровод!»;
– хороводные смотрины «Пестрый хоровод» (песни, музыкальные игры и
хороводы народов России);
– молодежные гулянья «Шире круг!»;
– весенние хороводные обрядовые действа «Весну встречаем!» и т. п.;
– хоры, ансамбли народной песни;
– вечера, праздники, фестивали народной песни «Лейся, песня!».
12. Передача новым поколениям россиян традиций в сфере овладения
основными направлениями искусства от мастеровносителей традиционной
культуры своего народа:
– открытие творческих мастерских народных умельцев;
– организация работы школ ремесел;
– уроки народных умельцев;
– творческие выставки;
– декады искусств;
– конкурсы на призы Марьиискусницы, Данилымастера, Левши.
13. Создание этнически окрашенной предметной среды, очагов народной
школа традиционных ремесел,
(музей «Родная старина»,
культуры
соответствующее оформление интерьеров ОУ).14. Приобщение воспитанников к миру народных праздников.
Разработка и реализация системной программы «Возрождение праздников
нашего самосознания»:
– фольклорные экспедиции «К истокам» с целью встреч со старожилами и
знакомства с традициями проведения местных народных праздников;
– встречи с носителями традиционной культуры, мастерами праздничных дел;
– восстановление в каждом городе, селе, деревне народных праздников –
исторических, этнографических, местных, выражающих самобытность малой
родины;
– введение в систему школьного воспитания круга народных праздников
(осенних, зимних, весенних, летних);
– открытие и работа праздничных мастерских, праздничных конструкторских
бюро, в которых изучаются традиции проведения народных праздников,
разрабатываются их сценарии,
готовится
оформление и т. д.
современные модификации,