Возвратные глаголы
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Возвратные глаголы

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл—9 кл
24.02.2020
Возвратные глаголы
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ.docx

Тема:  Возвратные глаголы

Цель:  организовать деятельность по повторению возвратных глаголов, способов их образования, особенностей употребления в речи, содействовать развитию аналитических умений, развитию монологической речи, активизации творческой активности, воспитывать навыки ЗОЖ.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Мотивационный этап

Прием «Эпиграф»

«Воля и труд человека дивные дивы творят» (Н.А. Некрасов)

-Как вы понимаете слова, взятые  к сегодняшнему уроку в качестве эпиграфа? Какого человека можно назвать волевым и сильным? Как вы считаете, эти качества необходимы для хорошей работы?

4 Актуализация полученных знаний

А) Карточка для индивидуальной работы

-Определите переходность и непереходность глаголов во фразеологизмах

Отбился от рук, идти в гору, выйти из себя, корова языком слизала, гора с плеч свалилась, не пробьешь пушкой, тряхнуть стариной, бросить перчатку, витать в облаках, втирать очки, встать не стой ноги, кормить обещаниями.

5 Операционно-познавательный этап

А) Выполнение упражнения

-Вставьте пропущенные буквы, укажите переходность и непереходность

Укр…плять (з, с)доровье, нравственно совершенствоват…ся, делаеш… утре(н,нн)юю зарядку, выполнять упр…жнение, пр (и,е)долевать трудности, бор..мся за победу, занимат…ся спортом, катает…ся на в(е, и)лос(и, е)педе, систематически трен(и,е) роват…ся, смотр…м на чемпиона.

-Среди записанных глаголов есть возвратные. Каким образом их можно найти, подскажет информация на стр. 52. Укажите возвратные глаголы. Являются ли они переходными? Объясните правописание глаголов на –тся, ться.

Б) Первичное закрепление

-Я вам прочитаю стихотворение Сергея Боруздина «Жить по часам»

Кто жить умеет по часам      Зарядку делать, руки мыть

И ценит каждый час,             И застилать кровать.

Того не надо по утрам           Успеет он одеться в срок,

Будить по десять раз.            Умыться и поесть.

И он не станет говорить       Успеет встать он за станок,

Что лень ему вставать,          За парту в школе сесть.

-Сформулируйте основную мысль стихотворения? Что значит жить по часам? (выполнять режим дня, быть собранным, организованным, целеустремленным, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня)

В) Слово учителя

В древнерусском языке существовало 2 формы возвратного местоимения СЕБЯ: СЕБЕ и СЯ.  Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение СЯ утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись в постфикс. Древнее значение СЯ=себя сейчас можно выделить лишь у некоторых возвратных глаголов: РЕБЕНОК УМЫВАЕТСЯ=РЕБЕНОК УМЫВАЕТ СЕБЯ. Постфикс СЯ употребляется после согласных, а СЬ – после гласных. В народно – поэтической речи СЯ возможно и после гласных. Это создает особую напевность стиха. Среди глаголов есть и такие, которые без СЯ не употребляются: БОРОТЬСЯ, КУВЫРКАТЬСЯ, ПЛЕСКАТЬСЯ, СМЕЯТЬСЯ, ГОРДИТЬСЯ, СОВЕЩАТЬСЯ, НРАВИТЬСЯ.

-Прочитайте стихотворение Б. Заходера.О чем идет речь?

Собака кусается… Что ж не беда.

Загадочно то, что собака

Хотя и не кусается, но никогда

Себя не кусает, однако…

-Найдите среди предложенных возвратных глаголов те, которые не обозначают  перехода действия на себя:

Драться, умываться, собираться, смеяться, целоваться, обниматься, обливаться, прятаться, одеваться, убираться, тренироваться.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

-ВЫПОЛНИТЕ НАЗВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ:  приподнимитесь, станьте прямо, потянитесь, наклонитесь влево, вправо, повернитесь вокруг своей оси, присмотритесь к своему соседу, улыбнитесь, садитесь.

Г) Изучение нового материала

-Рассмотрите таблицу на стр. 52 и сделайте вывод: какими способами и от каких частей речи образуются возвратные глаголы?

Д) Словообразовательная пятиминутка по УПР. 85

Е) Выполнение упражнения по развитию  речи

-Рассмотрите репродукцию картины Т. Яблонской «Утро» Составьте устный рассказ по картине из 5-7 предложений, используя как можно больше возвратных глаголов.

6 Рефлексийно – оценочный этап

-О каком признаке глагола вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Молва гласит, что коль здорово тело,

То крепок дух – и в этом весь секрет!

Включайся в спорт, будь ловким и умелым

И этим укрепляй иммунитет!

-Закончите предложение возвратным глаголом:

Чтобы стать очень умным, сильным и красивым, надо… (учиться, трудиться, стараться, заниматься, тренироваться)

7 Д.З.

П. 9 упр. 124, сочинение –рассуждение на тему «Физкультура и спорт в моей жизни» (на выбор)


 

Тема: Возвратные глаголы Цель: организовать деятельность по повторению возвратных глаголов, способов их образования, особенностей употребления в речи, содействовать развитию аналитических умений, развитию монологической речи, активизации…

Тема: Возвратные глаголы Цель: организовать деятельность по повторению возвратных глаголов, способов их образования, особенностей употребления в речи, содействовать развитию аналитических умений, развитию монологической речи, активизации…

Найдите среди предложенных возвратных глаголов те, которые не обозначают перехода действия на себя:

Найдите среди предложенных возвратных глаголов те, которые не обозначают перехода действия на себя:
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей