Возвратные глаголы
Оценка 4.9

Возвратные глаголы

Оценка 4.9
docx
02.11.2023
Возвратные глаголы
возвратные глаголы.docx

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «РОСТОК» г-к. АНАПА

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

 «Возвратные и невозвратные глаголы»

 

 

 

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Жилина Светлана Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

г. Анапа

2017

 

 

 

 

Цели и задачи урока:

познакомить обучающихся с понятием возвратность - невозвратность глагола; понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы; распознавать возвратные-невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками  возвратности и переходности, перерабатывать  полученную информацию, преобразовывать  информацию из одной формы в другую; средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы; способствовать развитию креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность-невозвратность глаголов в художественном тексте; формировать интерес к изучению русского языка; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- С какой частью речи мы знакомимся?

- Что вы о ней уже знаете?

- Какие морфологические признаки глагола относятся к постоянным?

* вид (совершенный, несовершенный);

* переходность (переходный, непереходный);

* спряжение;

- Какие непостоянные морфологические признаки глагола?

 *наклонение;

* время (в изъявительном наклонении);

* число;

* лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

* род (в единственном числе прошедшего времени и условного наклонения)

- Что значит переходный глагол? Непереходный?

3. Проверка пройденного материала.

1) Цифровой диктант         (Слайд 1)

1. Переходный

2. Непереходный

Скучает по брату, причесал волосы, разрумянил щёки, осталась с сестрой, услышала птичку, замахнулся топором, позвала служанку, рассказал историю, обрадовался новости.

2) Взаимопроверка                         (Слайд 2)

2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 1, 2

- В каких глаголах, чтобы определить переходность можно к существительному не задавать вопрос? Почему?

4. Наблюдение и постановка проблемы.

- Прочитайте отрывок из известного вам произведения:     (Слайд 3)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани…

- Кто автор этих строк? Из какого произведения они? (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)

- Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Что общего у этих глаголов? Есть ли лишний среди них?

- Что такое –ся? (Постфикс)

- Сегодня мы поговорим с вами о еще одном постоянном признаке глагола - возвратности. Тема нашего урока: «Возвратные и невозвратные глаголы». Запишем в тетради.

5. Работа над темой урока.

- Как я уже сказала, возвратность-невозвратность—постоянный признак глагола.

- Как различить возвратные и невозвратные глаголы? Чертим таблицу.  (Слайд 4)

Возвратные глаголы

Невозвратные глаголы

1. Употребляются с суффиксом –ся (-сь).

2. Действие возвращается на себя.

 

3.  Являются непереходными.

1. Употребляются без суффикса –ся (-сь).

2. Действие направлено на другой предмет, а не на себя.

3. Могут быть переходными или непереходными.

учиться, встречаться

(то есть учить себя, встречать себя с кем-то)

учить, встречать

 

У возвратных глаголов есть суффикс – ся (сь), которые ещё называют постфиксом; у невозвратных постфиксов нет.

- Почему постфикс?

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

- Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают?

- Понаблюдаем за глаголами. Образуйте от данных глаголов возвратные глаголы. Выделите суффиксы возвратных глаголов.   Слайд 5

Сердить - ___, греть - ___, увлекать - ____, успокоить - ____, обрадовать - ____, обнять- ____, плакать -  _____,  причёсывать - _____, застёгивать - ______.

- На кого направлено действие, обозначенное возвратными глаголами? (На сам предмет, оно как бы возвращается на предмет.)

- Переходные ли глаголы с –ся? (Все возвратные глаголы являются непереходными: собираться, строиться, влюбиться).

6. Закрепление пройденного.

1) - Замените одним словом. Графически покажите, что глаголы возвратные.

Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение – волноваться.

Давать согласие - соглашаться.

Собирать перед поездкой вещи - собираться.

Допускать ошибку – ошибаться.

Проявлять интерес к чему-либо - интересоваться.

 Чувствовать обиду - обижаться.

 Уплатить полностью, сколько следует - расплатиться.

- Объясните написание –ться- в глаголах.

2) Исправьте ошибки нерадивых учеников.     ( Слайд 6)

1. Я учуся в пятом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. 6. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

3) Запишите синонимы к глаголам.       (Слайд 7)

Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).

Проблемный вопрос.

- Всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся. На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения. Как вы думаете какие?

(После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.)

7. Итог урока.

- С какими глаголами познакомились сегодня на уроке?

- Какие глаголы относятся к возвратным? Невозвратным?

8. Домашнее задание.

Подумать над проблемным вопросом: какое значение может иметь возвратный суффикс -ся? (§6 стр. 267); упр. 30 стр. 268

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций; под ред. А.Д. Шмелева. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

3. К.И. Чуковский. «Мойдодыр». Ленинград. ЛПО «Типография имени Ивана Федорова», 1991

Интернет-ресурсы.

http://azku.ru/chukovskij-skazki/mojdodyr.html

https://infourok.ru


 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с понятием возвратность - невозвратность глагола; понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы; распознавать возвратные-невозвратные…

Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с понятием возвратность - невозвратность глагола; понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики; уметь образовывать возвратные глаголы; распознавать возвратные-невозвратные…

Что такое – ся ? ( Постфикс ) -

Что такое – ся ? ( Постфикс ) -

Запишите синонимы к глаголам. (Слайд 7)

Запишите синонимы к глаголам. (Слайд 7)

Список литературы. 1. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций; под ред

Список литературы. 1. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций; под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023