Всероссийские проверочные работы
2020 год
Описание контрольных измерительных материалов
для проведения в 2020 году проверочной работы
по МАТЕМАТИКЕ
6 класс
Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году проверочной работы по МАТЕМАТИКЕ
6 класс
1. Назначение всероссийской проверочной работы
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2019/20 учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Структура проверочной работы Работа содержит 13 заданий.
В заданиях 1–8, 10 необходимо записать только ответ.
В задании 12 нужно изобразить рисунок или требуемые элементы рисунка.
В заданиях 9, 11, 13 требуется записать решение и ответ.
5. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 1 приведён кодификатор проверяемых элементов содержания. Таблица 1
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Числа и вычисления |
2 |
Геометрические фигуры |
3 |
Текстовые задачи |
4 |
Статистика и теория вероятностей |
5 |
Измерения и вычисления |
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню подготовки.
Таблица 2
Код |
Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 |
Оперировать понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь |
2 |
Владеть навыками устных и письменных вычислений |
3 |
Использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при решении задач |
4 |
Решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение) |
5 |
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломанная, угол, треугольник и четырехугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры |
6 |
Понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы |
7 |
Применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера |
8 |
Решать несложные логические задачи методом рассуждений |
9 |
Проводить логические обоснования математических утверждений |
6. Распределение заданий проверочной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 3.
Таблица 3
№ |
Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) |
Блоки ПООП ООО: выпускник научится / получит возможность научиться |
|
|
|
|
|
1 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Оперировать на базовом уровне понятием целое число |
1 |
1 |
Б |
1 |
2 |
2 |
Развитие представлений о числе и числовых сис- |
Оперировать на базовом уровне понятием обыкновенная дробь, |
1 |
1 |
Б |
1 |
2 |
|
темах от натуральных до действительных чисел |
смешанное число |
|
|
|
|
|
3 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части |
1 |
1 |
Б |
1 |
4 |
4 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Оперировать на базовом уровне понятием десятичная дробь |
1 |
1 |
Б |
1 |
2 |
5 |
Умение пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах |
Оценивать размеры реальных объектов окружающего мира |
5 |
7 |
Б |
1 |
3 |
6 |
Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах |
Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений |
4 |
6 |
Б |
1 |
3 |
7 |
Овладение символьным языком алгебры |
Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа |
1 |
1 |
П |
1 |
4 |
8 |
Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел |
Сравнивать рациональные числа / упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных дробей, десятичных дробей |
1 |
1 |
П |
1 |
4 |
9 |
Овладение навыками письменных вычислений |
Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений |
1 |
1, 2 |
П |
2 |
5 |
10 |
Умение анализировать, извлекать необходимую информацию |
Решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях |
3 |
8 |
П |
1 |
4 |
11 |
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин |
Решать задачи на покупки, находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины |
3 |
4, 7 |
П |
2 |
4 |
12 |
Овладение геометрическим языком, развитие навыков изобразительных умений, навыков геометрических построений |
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломанная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки |
2 |
5 |
П |
1 |
5 |
13 |
Умение проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений |
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности |
1, 3 |
1, 3, 9 |
В |
2 |
9 |
Всего заданий — 13, из них Б — 6, П — 6, В — 1. Общее время выполнения проверочной работы — 60 минут. Максимальный первичный балл — 16. |
|
|
|
|
|
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности Распределение заданий по уровню сложности приведено в табл. 4.
Таблица 4
№ |
Уровень сложности |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального пер- вичного балла за всю работу |
1 |
Базовый |
6 |
6 |
37,5 |
2 |
Повышенный |
6 |
8 |
50 |
3 |
Высокий |
1 |
2 |
12,5 |
|
Итого |
13 |
16 |
100 |
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1–2 проверяется владение понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
В задании 3 проверяется умение находить часть числа и число по его части.
В задании 4 проверяется владение понятием десятичная дробь.
Заданием 5 проверяется умение оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
В задании 6 проверяется умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
В задании 7 проверяется умение оперировать понятием модуль числа.
В задании 8 проверяется умение сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
В задании 9 проверяется умение находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Задание 10 направлено на проверку умения решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В задании 11 проверяются умения решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
Задание 12 направлено на проверку умения применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
Задание 13 является заданием повышенного уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.
Успешное выполнение обучающимися заданий 12 и 13 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильное решение каждого из заданий 1–8, 10, 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение заданий 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов.
Максимальный первичный балл – 16.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 5
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–5 |
6–9 |
10–13 |
14–16 |
10. Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение проверочной работы по математике дается 60 минут.
11. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходи-
мых для проведения проверочной работы
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
12. Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.