17 апреля 2018 года прошли всероссийские проверочные работы ВПР по русскому языку в 5 классах. Участие 5 классов в ВПР 2018 является обязательным.
На выполнение проверочной работы по русскому языку дается 60 минут. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10–12 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задания ВПР по русскому языку для 5 классов проверяют владение нормами правописания, умение производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор, ориентироваться в содержании текста, соблюдать нормы построения предложения и словоупотребления.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Урок русского языка в 6м классе
Тема:
«Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе»
(1час)
Урок русского языка в 6м классе
Тема: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе» (1час)
Целесообразность применения ИКТ:
применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для
учащихся: техникооперационные возможности компьютера несут в себе несравнимый с
ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;
с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические
возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;
электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими
каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной
деятельности ребёнка.
Тип урока: урок повторения знаний (урокпрактикум).
Цель урока:
повторить и закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.
Задачи урока:
Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и
синтаксической роли имени прилагательного;
повторение правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен
существительных с основой на шипящую и Ц;
закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и
повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после
шипящих;
нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами;
формирование коммуникативной культуры учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная установка, карточки, инсценировка.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными
результатами изучения курса «Русский язык» является
сформированность следующих умений:
распознавание прилагательных в тексте;
построение речевых высказываний с употреблением имён прилагательных.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
1Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи,
других людей.
фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Коммуникативные
Регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
2
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и
оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая
технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и
их методический аппарат, обеспечивающий формирование
тексты учебников,
функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология
сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели –
2. Лингвистическая разминка
3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное»
4. Рефлексия
5. Задание на дом
№
слайда
Деятельность ученика
Деятельность учителя
1, 2
3.
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока и
постановка цели.
1. Ребята, посмотрите какой
сегодня день?
Здравствуйте. Я снова рада
видеть вас на уроке здоровыми
и с хорошим настроением.
Говорить друг другу
«Здравствуйте» значит желать
здоровья. Повернитесь,
улыбнитесь друг другу,
поздоровайтесь кивком головы.
2. Инсценировка отрывка из
1.
2.
Ответы детей
Предварительная
подготовка.
Распределены роли с
«обязательным
содержанием»,
продумана тактика
поведения, действий,
выполнение функций
и обязанностей
конкретного лица
3.
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Знание
морфологических
признаков
и
синтаксической
роли
прилагательных.
имёнчасть речи, которая
обозначает признак
предмета
Имя прилагательное
отвечает на вопросы
«какой?», «какая?»,
«какое?», «чей?»
Имена прилагательные
изменяются по родам,
числам и падежам
Имена прилагательные
могут иметь полную и
краткую формы
Имена прилагательные
согласуются с именами
существительными в
роде, числе и падеже .
Например: сильный
дождь
Имена прилагательные
могут являться
определением или
сказуемым
Беседа с элементами
комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
– Прослушайте отрывок из
комедии Д. И. Фонвизина
«Недоросль».
3.
рассуждения
– На самом ли деле Правдин
считает, что Митрофанушка
хорошо изучил грамматику?
Докажите.
– Почему Митрофанушка
кажется нам смешным?
– Докажите,
что вы не
Митрофанушки и поднимите
руки те, кто знает, что такое
имя прилагательное.
1 группа. Работа в
парах. Итак, вспомним
определение имени
прилагательного
– Назовите общие признаки
имен существительных и имен
прилагательных. В чем различие
этих частей речи? А для этого
вы должны ответить на ряд
вопросов:
Что такое имя прилагательное
На какие вопросы отвечает
имя прилагательное?
Как изменяются имена
прилагательные?
Какую форму могут иметь
имена прилагательные?
Как имена прилагательные
согласуются с именами
существительными? Приведите
примеры
Чем могут являться в
предложении имена
прилагательные?
2 группа. Пословицы
Прочитайте пословицу
Назовите прилагательные,
Ответьте на вопрос:
– Какова роль прилагательных в
пословицах?
3 группа. Рисунки
3Ответьте на вопросы:
Раскрашивая предметы на
рисунке, какие прилагательные
вы использовали?
Для чего нам нужны
прилагательные?
4. Сообщение темы и цели
урока.
Сегодня на уроке мы начинаем
разговор о прилагательных.
Запишите тему урока.
Наша задача: вспомнить и
повторить всё, что мы уже
знаем об этой части речи.
2. Лингвистическая разминка.
Работа с текстом
Определите, прочитав текст, о
ком идет речь.
Как он был хорош, весь
освещенный весенним
солнцем, на белом фоне
березняка! И какой
своеобразный облик у этого
лесного гиганта! Длинная
горбоносая морда, огромные
вывороченные корнирога. Сам
такой тяжелый, грузный, а
ноги высокие, стройные,
точно у скакового коня. И
какая окраска шерсти – весь
темнобурый, а на ногах
словно белые туго натянутые
чулки.
Какова роль прилагательных в
тексте?
3. Повторение материала по
теме «Имя прилагательное».
Раскрой скобки, выделите
окончания прилагательных.
Вспоминается мне (ранний,
погожий) осень. Помню
(ранний, свежий, тихий) утро.
(И.Бунин)
Определите синтаксическую
роль прилагательных
Сделайте вывод. Как
определить окончание
прилагательного?
4
5
Ученики читают текст на
доске, отвечают на
вопрос
Повторение на
практике роли имён
прилагательных в
тексте
Коммуникативные,
личностные
Вспоминают
синтаксическую
роль
прилагательных
Регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
Ученики записывают
предложения в
тетради, один
ученик работает у
доски.
Вспоминается мне
ранняя, погожая осень.
Помню раннее, свежее,
тихое утро.
(И.Бунин)
имена прилагательные с
существительным
согласуются в роде,
46
7
Задашь вопрос найдешь
ответ!
Задание: Определите, какие
окончания пишутся у
прилагательных в безударном
положении. От
существительного к
прилагательному задайте
вопрос, вставьте пропущенные
буквы:
В морозн... воздухе
январск ... днем
зимн ... вечером
погож ... утром
рыж... белку
соснов... бором
чист... полем
в темн... лесу
кудряв ... березой
на мохнат ... ели
душист... черемухой
жгуч… морозом
Определи, где О, а где Е?
Работа с сигнальными
карточками
Больш…го озера;
в чуж…м краю;
накрыться плащ…м;
у колюч…го кустарника;
дремуч…й чащ…й;
о старш…й сестре;
идти со свеч…й;
обшить ситц…м;
о младш…м товарище.
Релаксация. Звучит музыка.
Закройте глаза, положите руки
на колени, расслабьтесь и
давайте мысленно перенесёмся
в волшебный зимний лес.
Полюбуемся красками снежной
зимы,
с
хозяевами леса и пожелаем им
тепла и красоты. Остановимся.
А так ли тихо в зимнем лесу?
Послушайте, как шумит в
ветвях
весело
посвистывают синички. Мы
спокойны, добры, приветливы,
поздороваемся
ветерок,
числе, падеже.
Работа по вариантам.
Учащиеся записывают
словосочетания в
тетрадях, проверяют,
делают вывод.
Знание
правописания имён
прилагательных
Регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
Учащиеся поднимают
сигнальные карточки,
проверяют, делают
вывод.
Умение применять
полученные знания
на практике (при
выполнении
упражнений)
Личностные,
познавательные,
коммуникативные
5ласковы. А как пахнет в зимнем
лесу! Вдохните ГЛУБОКО этот
морозный воздух! Медленно
выдохните вчерашнюю обиду,
злость, беспокойство, забудьте
о них. Вдохните в себя свежесть
морозного
утра,
тепло
солнечных лучей,
чистоту
прозрачного льда на реке. Я
желаю вам крепкого здоровья,
хорошего настроения.
И…
открываем глаза.
Задание: Укажите
порядковый номер слов или
словосочетаний, в которых у
существительных или
прилагательных не пишется Ь
знак.
1.Кустарник колюч(?). 2.Много
дач(?). 3.Пустош(?). 4.Напиток
шипуч(?). 5.Лес дремуч(?).
6.Возле рощ(?). 7.Брош(?). 8.Из
за туч(?). 9.Мальчик пригож(?).
10.Голос певуч(?).
Задание:
1.Прочитай 1ый текст, затем 2
ой. (вместе) Все ли слова
вам понятны? Как вы
понимаете выражение
«Афанасьевские морозы»?
2.Сравни тексты по
8
9
выразительности. (задания 28 в
группе)
3.Ответь на вопросы:
Какой текст больше
понравился? Почему?
За счёт чего создаётся такая
яркая, образная картина,
которую легко себе
представить?
Какую роль играют
прилагательные в тексте?
Как понимаешь выражения:
«свежими снегами» и «радостные
краски»?
4.Выпиши 3 словосочетания и
разбери их.
5.Подбери синоним к
слову«огромный» (запишите)
Цифровой диктант.
Учащиеся работают в
тетрадях.
Умение применять
полученные знания
на практике (при
выполнении
упражнений)
Личностные,
познавательные,
коммуникативные
Личностные,
познавательные,
коммуникативные
Осознание
роли
прилагательных в
устной и письменной
речи;
эмоционально
«проживание»
текста, выражение
своих эмоций
Дети получают карточки
с текстом и работают в
них. (работа в группе)
Сообщение об
«афанасьевских
морозах»
делают речь более
эмоциональной,
живописной, без них речь
была бы бледна,
невыразительна.
Ученик читает
стихотворение о
прилагательном
66.Разбери по составу
слова:«золотистый,
солнечный» (запишите).
7. Выписать из текста имена
прилагательные.
8. Найти среди прилагательных
эпитеты и подчеркнуть их.
Сделайте вывод о роли
прилагательных в речи. Для чего
они используются?
Лес.
I. Утро.
Какое
великолепие и спокойствие!
Над снегами, завалившими
чащи елей, небо. Такие
краски бывают у нас только
по утрам в афанасьевские
морозы. Солнце ещё за лесом,
просека в тени. В колеях следа
тень. А на вершинах сосен, на
их венцах, уже играет свет.
II. Утро. Зимний лес. Какое
великолепие и спокойствие!
Над глубокими,
свежими
снегами, завалившими чащи
елей, синее, огромное и
удивительно нежное небо.
Такие яркие,
радостные
краски бывают у нас только
по утрам в афанасьевские
морозы. Солнце ещё за лесом,
просека в голубой тени. В
колеях санного следа тень
совершенно синяя.
А на
вершинах сосен, на их пышных
зелёных венцах, уже играет
золотистый солнечный свет.
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Чем отличается первое чтение
от второго?
Подведение итогов.
Рефлексия. Объявление
оценок
Когда научимся пользоваться
богатством прилагательных,
вдумчиво относиться к подбору
эпитетов, т.е. прилагательных
(что, впрочем, одно и то же, как
утверждают древние греки),
тогда наша речь станет ярче и
10
Дети должны
продолжить фразы:
Я знаю…. Я умею…. Я
могу….
7Запись задания в
дневники
11
красивее.
Домашнее задание:
«3» учебник стр. 5 упр.318
«4» подобрать к слову
КРАСНЫЙ 15 прилагательных.
«5» творческое
задание:составить
четверостишие, используя
прилагательные
или
небольшой рассказописание
дерева, уголка природы,
зимнего дня, используя имена
прилагательныеэпитеты.
8