Времена года в русской поэзии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Времена года в русской поэзии. Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками природы Задачи: • Образовательные: o познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета; o расширить представление ребят о средствах художественной выразительности. • Воспитательная: o способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе. • Развивающая: o обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся. Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора. До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение). Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Иконка файла материала Времена года в русской поэзии.doc
Времена года в русской поэзии Тема: Времена года в русской поэзии. Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками  природы Задачи:  Образовательные: o познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета; o расширить представление ребят о средствах художественной выразительности.   Воспитательная: o способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе. Развивающая: o обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся. Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением  природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора. До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в  начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение).  Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры. Накануне урока учащиеся писали сочинения на одну из тем: 1. Моё любимое время года 2. Моё любимое стихотворение о природе 3. Зима (весна, лето, осень) в моём городе. 4. Тему предлагает сам учащийся (о природе) ХОД УРОКА I. Урок начинается с анализа сочинений. Все ребята писали работу на тему №1. В сочинении основное внимание было уделено событийной стороне:  нравится лето, потому что можно делать то, это и др. Описание природы либо отсутствует, либо присутствует в  очень малой степени. Чувств, эмоций от созерцания пейзажа нет. Ребята не замечают сломанных веток, гор  мусора под деревьями, разбитых стеклянных бутылок на берегу и в водоёмах, хотя помнят о порезах ног. Анализ  сочинений проводится в корректной форме, не унижая труд учащихся. – А теперь процитирую К.Г.Паустовского, писателя, тонкого наблюдателя и ценителя красот родной природы: “Каждый любит природу по­своему и “как может”. В любую минуту она может перейти из состояния  созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при  виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет  почти физическую боль” А от себя добавлю: человек, любящий природу, не позволит себе…А вот что он себе не позволит, хотелось бы  услышать от вас. Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске. Получается примерно так: сломать ветку вырезать что­нибудь на стволе дерева. оставить после себя мусор выбросить мусор под дерево или в водоём      швырнуть камень в воробья  и т.д.– Предлагаю считать эту запись на доске нашим кодексом чести. Если вы согласны – прошу аплодисменты. Аплодировали не все. ІІ. – Наверное, с тех пор, как появилась речь, человек пишет стихи. Неиссякаемый источник творчества  выдающихся мастеров поэтической речи – родная природа. Прикоснёмся же к этому источнику! Перед вами  фрагменты знакомых вам стихов, авторы которых не указаны. Вам нужно восстановить справедливость. Ребята работают. – Давайте сверим ответы. Очень мало точных ответов. – Имена каких авторов вам знакомы? Что вы о них знаете? Все имена знакомы, но о поэтах дети не знают ничего или, что тоже возможно, не помнят. ІІІ. – Фёдор Иванович Тютчев – потомок древнего рода русских воинов и государственных деятелей. Родился и  провёл детство в родительском имении – в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в крае, где с  незапамятных времён звучала чистая и щедрая русская речь. Дядька его, Николай Афанасьевич Хлопов, был  умён, заботлив, горячо любил своего питомца, хранил обычаи русского православного быта, соблюдал их и в те  годы, когда сопровождал Тютчева за границей. Домашним учителем на протяжении семи лет был Семён  Егорович Раич, известный поэт и переводчик, знаток русской, античной и новой европейской литературы. – Обратимся к фрагменту № І на ваших листах. Ваши впечатления? Какую картину вы себе представляете? Ребята единогласно считают, что картина напоминает сказку. – Какие слова, строки помогают нам представить сказку? Зима­чародейка, она околдовала лес и теперь он живёт волшебной жизнью или Земля принахмурилась – звучит  так, будто поэт говорит о живом существе, чем­то недовольном. – Взгляните на пейзажи на доске. Какие строки стихотворения можно использовать в качестве названия  фотографий зимних пейзажей? В основном называют “чародейка­зима”. – Обратимся к ещё одному стихотворению, помещённому в нашем учебнике. Учитель читает наизусть “Зима недаром злится”. – Как по­вашему, сказочная картина или вполне обычная? Все согласны, что сказка продолжается! – Докажите это утверждение. Ребята называют: Зима злится, Весна гонит Зиму, Зима ворчит, Зима – злая ведьма и т.д. – Как называются эти приёмы создания художественного образа? Все безошибочно называют олицетворение, эпитет – с трудом. – Приведите примеры олицетворений эпитетов, метафор из других фрагментов с ваших листов. Ребята находят достаточно быстро. – Почему Зима и Весна написаны с большой буквы? Ответы верные. После этого стихотворение читают сами учащиеся. Перед ними задача – создание сказки  посредством голоса. Потом обсуждаем, кому удалось лучше.Стихотворение “Весенние воды” после прочтения учителем предлагается проанализировать самостоятельно по  аналогии с предыдущим стихотворением. Ребята отмечают сказочный мотив, далее затрудняются. Учитель  помогает. – Сколько частей в стихотворении? По­вашему, почему? – Как показано пробуждение весны? Ребята знакомятся с понятием динамики как движения, развития. – Покажите весну в динамике. Какие слова являются ключевыми? Ребята справляются с заданием легко. – О каких гонцах идёт речь? Ответы ребят достаточно грамотны; чувствуется, что стихотворение ими понято. Далее идёт лексическая работа:  брег, гласят. После этого дети читают стихотворение сами, но задача перед ними иная – показать динамику  природного явления. Следующий момент – учащиеся делают пейзажные зарисовки по мотивам прочитанных стихотворений. Эти  рисунки используются на следующем этапе урока. IV. – Афанасий Афанасьевич Фет – незаконнорожденный сын богатого орловского помещика Афанасия  Неофитовича Шеншина – был надолго оторван от семьи, находился на положении безродного изгоя, был лишён  прав и привилегий. Поэтический дар ощутил в 18 лет. Учитель читает “Весенний дождь”. – Попробуйте показать начало дождя в динамике. – “Что­то” – это что, по­вашему? – Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры. – Какое настроение создаёт стихотворение? Ребята составляют синонимический ряд – Какие чувства пробуждает стихотворение? Ребята читают стихотворение, изображают увиденное в произведении, сравнивают со стихотворением  Ф.Тютчева. V. Подведение итогов – Вернёмся к нашему кодексу. Если у вас есть дополнения – озвучьте их. Ребята делают дополнение: знакомиться с художественной литературой, посвящённой природе. – Какое стихотворение вам хотелось бы прочесть ещё раз? Желающие – все, читают с удовольствием. В оставшееся время ребята учат стихи наизусть (выбирают сами). Им предлагается откорректировать свои  сочинения с учётом того, что прозвучало на уроке.

Посмотрите также