Тема: Времена года в русской поэзии.
Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками природы
Задачи:
• Образовательные:
o познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета;
o расширить представление ребят о средствах художественной выразительности.
• Воспитательная:
o способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе.
• Развивающая:
o обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся.
Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.
До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение). Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Времена года в русской поэзии
Тема: Времена года в русской поэзии.
Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками
природы
Задачи:
Образовательные:
o познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета;
o расширить представление ребят о средствах художественной выразительности.
Воспитательная:
o способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе.
Развивающая:
o обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся.
Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением
природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.
До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в
начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение).
Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Накануне урока учащиеся писали сочинения на одну из тем:
1. Моё любимое время года
2. Моё любимое стихотворение о природе
3. Зима (весна, лето, осень) в моём городе.
4. Тему предлагает сам учащийся (о природе)
ХОД УРОКА
I.
Урок начинается с анализа сочинений.
Все ребята писали работу на тему №1. В сочинении основное внимание было уделено событийной стороне:
нравится лето, потому что можно делать то, это и др. Описание природы либо отсутствует, либо присутствует в
очень малой степени. Чувств, эмоций от созерцания пейзажа нет. Ребята не замечают сломанных веток, гор
мусора под деревьями, разбитых стеклянных бутылок на берегу и в водоёмах, хотя помнят о порезах ног. Анализ
сочинений проводится в корректной форме, не унижая труд учащихся.
– А теперь процитирую К.Г.Паустовского, писателя, тонкого наблюдателя и ценителя красот родной природы:
“Каждый любит природу посвоему и “как может”. В любую минуту она может перейти из состояния
созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при
виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет
почти физическую боль”
А от себя добавлю: человек, любящий природу, не позволит себе…А вот что он себе не позволит, хотелось бы
услышать от вас.
Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске. Получается примерно так:
сломать ветку
вырезать чтонибудь на стволе дерева.
оставить после себя мусор
выбросить мусор под дерево или в водоём
швырнуть камень в воробья
и т.д.– Предлагаю считать эту запись на доске нашим кодексом чести. Если вы согласны – прошу аплодисменты.
Аплодировали не все.
ІІ.
– Наверное, с тех пор, как появилась речь, человек пишет стихи. Неиссякаемый источник творчества
выдающихся мастеров поэтической речи – родная природа. Прикоснёмся же к этому источнику! Перед вами
фрагменты знакомых вам стихов, авторы которых не указаны. Вам нужно восстановить справедливость.
Ребята работают.
– Давайте сверим ответы.
Очень мало точных ответов.
– Имена каких авторов вам знакомы? Что вы о них знаете?
Все имена знакомы, но о поэтах дети не знают ничего или, что тоже возможно, не помнят.
ІІІ.
– Фёдор Иванович Тютчев – потомок древнего рода русских воинов и государственных деятелей. Родился и
провёл детство в родительском имении – в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в крае, где с
незапамятных времён звучала чистая и щедрая русская речь. Дядька его, Николай Афанасьевич Хлопов, был
умён, заботлив, горячо любил своего питомца, хранил обычаи русского православного быта, соблюдал их и в те
годы, когда сопровождал Тютчева за границей. Домашним учителем на протяжении семи лет был Семён
Егорович Раич, известный поэт и переводчик, знаток русской, античной и новой европейской литературы.
– Обратимся к фрагменту № І на ваших листах. Ваши впечатления? Какую картину вы себе представляете?
Ребята единогласно считают, что картина напоминает сказку.
– Какие слова, строки помогают нам представить сказку?
Зимачародейка, она околдовала лес и теперь он живёт волшебной жизнью или Земля принахмурилась – звучит
так, будто поэт говорит о живом существе, чемто недовольном.
– Взгляните на пейзажи на доске. Какие строки стихотворения можно использовать в качестве названия
фотографий зимних пейзажей?
В основном называют “чародейказима”.
– Обратимся к ещё одному стихотворению, помещённому в нашем учебнике.
Учитель читает наизусть “Зима недаром злится”.
– Как повашему, сказочная картина или вполне обычная?
Все согласны, что сказка продолжается!
– Докажите это утверждение.
Ребята называют: Зима злится, Весна гонит Зиму, Зима ворчит, Зима – злая ведьма и т.д.
– Как называются эти приёмы создания художественного образа?
Все безошибочно называют олицетворение, эпитет – с трудом.
– Приведите примеры олицетворений эпитетов, метафор из других фрагментов с ваших листов.
Ребята находят достаточно быстро.
– Почему Зима и Весна написаны с большой буквы?
Ответы верные. После этого стихотворение читают сами учащиеся. Перед ними задача – создание сказки
посредством голоса. Потом обсуждаем, кому удалось лучше.Стихотворение “Весенние воды” после прочтения учителем предлагается проанализировать самостоятельно по
аналогии с предыдущим стихотворением. Ребята отмечают сказочный мотив, далее затрудняются. Учитель
помогает.
– Сколько частей в стихотворении? Повашему, почему?
– Как показано пробуждение весны?
Ребята знакомятся с понятием динамики как движения, развития.
– Покажите весну в динамике. Какие слова являются ключевыми?
Ребята справляются с заданием легко.
– О каких гонцах идёт речь?
Ответы ребят достаточно грамотны; чувствуется, что стихотворение ими понято. Далее идёт лексическая работа:
брег, гласят. После этого дети читают стихотворение сами, но задача перед ними иная – показать динамику
природного явления.
Следующий момент – учащиеся делают пейзажные зарисовки по мотивам прочитанных стихотворений. Эти
рисунки используются на следующем этапе урока.
IV.
– Афанасий Афанасьевич Фет – незаконнорожденный сын богатого орловского помещика Афанасия
Неофитовича Шеншина – был надолго оторван от семьи, находился на положении безродного изгоя, был лишён
прав и привилегий. Поэтический дар ощутил в 18 лет.
Учитель читает “Весенний дождь”.
– Попробуйте показать начало дождя в динамике.
– “Чтото” – это что, повашему?
– Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.
– Какое настроение создаёт стихотворение?
Ребята составляют синонимический ряд
– Какие чувства пробуждает стихотворение?
Ребята читают стихотворение, изображают увиденное в произведении, сравнивают со стихотворением
Ф.Тютчева.
V. Подведение итогов
– Вернёмся к нашему кодексу. Если у вас есть дополнения – озвучьте их.
Ребята делают дополнение: знакомиться с художественной литературой, посвящённой природе.
– Какое стихотворение вам хотелось бы прочесть ещё раз?
Желающие – все, читают с удовольствием.
В оставшееся время ребята учат стихи наизусть (выбирают сами). Им предлагается откорректировать свои
сочинения с учётом того, что прозвучало на уроке.