"Все для фронта! Все для Победы!"
Оценка 4.9

"Все для фронта! Все для Победы!"

Оценка 4.9
docx
21.01.2020
"Все для фронта! Все для Победы!"
Все дляПобеды - копия.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

Проектная работа

 

 

 

Все для фронта. Все для Победы !

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Абдуразакова Аминат Дагировна

                   ученица 10 класса

                                             Ряйконен Людмила Николаевна

                       учитель математики

              МОУСОШ №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     село Круглолесское 2020 год

Содержание.

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2   

Глава1 Математические задачи для фронта и тыла---------------------------------------------4

 1.1 Эффективность стрельбы-------------------------------------------------------------------------------------4

 1.2 Статистика в военном производстве----------------------------------------------------------------8

 1.3   Совершенствование военной техники-----------------------------------------------------------11

Глава 2 Участие математиков в военных действиях------------------------------------------ 15

 2.1 Участие математиков в военных действиях------------------------------------------------- 17

  2.2 Вклад ученых уроженцев Ставропольского края в Победу--------------------19                             2.3 Выдающиеся учителя математики – участники войны----------------------------------20

2.4 Учителя нашей школы - участники войны----------------------------------------------------- 21

Заключение    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------24

Список литературы ---------------------------------------------------------------------------------------------------------26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение.

           Прошло около 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.  Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.

Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвящённых фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

Годы войны стали временем смелых и оригинальных творческих решений, высокого подъема творческой мысли учёных и конструкторов. Тематика научных исследований быстро перестраивалась на военный лад. 

Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников тех событий почти не осталось в жизни. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Объектом исследования стала Великая Отечественная война.

          Предметом исследования – математики и математика в Великой Отечественной войне.

Цель данной работы: изучить и обобщить вклад математики как науки и математиков в победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1.                 Изучить теоретический материал по данной теме;

2.                 Раскрыть роль науки математики в научных изобретениях для создания превосходства нашей армии над противником;

3.                 Раскрыть личный вклад математиков, внесенный в победу в ВОВ;

4.                 Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях;

5.                 Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны;

6.                 Выяснить, каков вклад ученых Ставропольского края в Победу;

7.                 Собрать материал об учителях МОУСОШ№5 участниках войны

Основным методом исследования стала работа с научно-популярной литературой, сравнительный анализ полученной информации, отбор  информации для работы и изучение задач, которые могли бы решаться в годы войны.

В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что научные разработки учёных-математиков сыграли большую роль в победе над фашизмом.

23 июня 1941 года расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские учёные заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей Родины».

 Глава 1.Математические задачи для фронта и тыла.

                  Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета.

Роль математики в военном деле велика. Обратившись к фактам прошлого, стало понятно, какие задачи приходилось решать учёным-математикам в годы Великой Отечественной войны.

1.1Эффективность стрельбы.

Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск как артиллерия без расчетов не мог бы существовать.

Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема – увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания уве­личить эту вероятность. Этой зада­чей занялся один из крупнейших наших математиков академик Андрей Николаевич Кол­могоров. Ему удалось найти полное решение этой задачи и довести его до практического использования. Не­сомненно, что какую-то долю успехов наших моряков следует отнести и на счет этой решенной Колмого­ровым задачи. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной ар­тиллерии по самолетам.

Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог Алексей Андреевич Ляпунов (1911 – 1973). Он  храбро воевал и внес много значимого в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А. Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член – корреспондентом АН СССР.

           В результате решения сложной математической задачи член – корреспондент АНСССР Николай Гурьевич Четаев (1902-1959) определил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечивало максимальную кучность боя, и  скорость снаряда при полете.

           Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим за­дачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бом­бометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, кото­рую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще до на­чала войны, но для самолетов, об­ладающих большими скоростями. Во время войны выявилась полез­ная возможность использования ти­хоходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбарди­ровщиков, но для них не было сво­евременно создано таблиц бомбомета­ния. Возникла срочная задача про­изводства соответствующих расчетов.  На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и  летчицам.

           В 1943 году были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, дал высокую оценку работе математиков, отметив, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.

   Традиционная область деятельности ученых нашей страны - исследование артиллерийских систем. В апреле 1942 году коллектив математиков под руководством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей академика Сергея Натановича Бернштейна(1880-1968) разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.

Видную роль сыграли в годы войны математики Московского университета. Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие в Московском университете одного из разделов математики - номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм. Номограммы позволяли значительно экономить время вычислений, максимально упрощали расчеты ряда задач. Работу специального номографического бюро при Научно-исследовательском институте математики МГУ возглавлял известный советский геометр, Нил Александрович Глаголев (1888-1945). Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские города от налетов вражеской авиации.    

1.2 Статистика в военном производстве.

      Имеется еще один аспект работы советских математиков на помощь фронту -  это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь было огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях математиков. Одна из проблем – контроль качества продукции и управле-ния качеством в процессе производства.  Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб и мин, причём все это было необходимо в огромных количествах.

Эта проблема со всей остротой возникла перед промышленностью уже в первые дни войны, поскольку прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли женщины и подростки без квалификации и общего опыта работы. Некачественный патрон мог испортить пушку и причинить вред стрелявшему.

          Была поставлена задача – как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических. Время oт времени со станка брались несколько (скажем пять) только что наготовленных изделий и замерялись параметры их качества. Если все эти параметры находились в допустимых пределах, то производственный про­цесс продолжался, если же хотя бы одно изделие выходило за пределы до­пуска, то подавался сигнал о необ­ходимой переналадке станка или о смене режущего инструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партия была изготовлена качественно? Это требовало специальных расчетов.

Во время войны решением этой проблемы занялся Андрей Николаевич Колмогоров и его ученик Борис Владимирович Гнеденко (1912-1995).

После окончания войны выяснилось, что аналогичные исследования проводили математики США. Они подсчитали, что результаты их работы за годы войны принесли стране миллиардную экономию. То же самое можно сказать и о работе советских математиков и инженеров.

Возьмём задачу «Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подводные лодки?» Задача не из лёгких! Если составить караван из большого числа судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно, но нельзя забывать другого: увеличатся потери, если встреча большого каравана судов осуществится с подводными лодками противника. Тут математика пришла на помощь.

Математическими методами были определены размеры каравана судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими.

Учёные-математики помогли так же рассчитать, сколько нужно сделать одновременно выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга математической школы академика А.Н.Колмогорова

Видная роль в обороне нашей Родины принадлежит Александру Николаевичу Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-Морскими Силами. Он создал непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

Как видим, оружие становилось очень сложным, мощным и результативным, поэтому неизмеримо возрастала мера ответственности за его применение. Точность попадания ракеты в цель во многом зависела  от качества выполнения необходимых математических расчётов.

Одной из главных задач ученых в период войны было-

                1.3 Совершенствование военной техники

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.  Только с июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял 422 изобретения и рацпредложения.                                                                                                                    

 В годы войны поединок шел не только на полях сражений, но и в лабораториях ученых, в конструкторских бюро, в заводских цехах. Так, в специальном конструкторском бюро при заводе «Компрессор» было разработано 78, а сдано на вооружение 36 типов пусковых реактивных установок (гвардейских минометов). Уже к началу ноября 1942 года в Красной Армии их насчитывалось 1724. Всего во время войны было изготовлено свыше 7 тыс. «Катюш», выпущено около 500 тыс. артиллерийских орудий всех систем и калибров. Первый залп по немецким войскам из опытного оружия был произведен 14 июля 1941 года. Он привёл врага в ужас.

Не менее важными явились достижения изобретателей и в других областях военной техники, благодаря чему фронт получал новое, передовое вооружение.  Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С. Яковлеву и С.А. Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину - неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову - мощные бомбардировщики. Например, за время войны в серийное производство были запущены 25 новых типов самолетов и 23 типа авиационных моторов. В каждом из них было заложено немало принципиально новых технических решений, что являлось результатом творческого труда не только авиаторов, но и специалистов других областей. 

Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, причем с большой амплитудой,  и это явление (флаттер)  вело к разрушению самолета в  воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.  Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978) и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков.

Изобретательский талант, непрерывный поиск более совершенных решений и неистовый труд конструктора М.И. Кошкина, его соавторов А. Морозова, Н.А. Кучеренко, М.П. Таршинова, А.А. Малоштанова, Я.И. Барана, В.Г. Матюхина А. и др. были заложены в прославленный танк Второй мировой войны Т-34.

Сконструированный Ю.Б.Кобзаревым, П.А.Погорелко, Н.Я. Черенцовым на базе изобретения П.К. Ощепкова прибор позволял обнаруживать вражеские самолеты.Трал П.М. Мугалева дал возможность проходить минные поля противника. С помощью простого и эффективного оружия, предложенного В. Кошкиным (бутылка с горючей жидкостью), поджигались фашистские танки на подступах к Москве. Бронебойный подкалиберный снаряд Н. Рахманова мог пробивать броню любой крепости и толщины.

Большую роль в развитии авиации сыграли работы академика Н.Е. Кочина, отдавшего последние годы своей научной деятельности МГУ. Значительным вкладом Н.Е. Кочина в победу явились разработка  и решение комплекса задач «теории круглого крыла», в которых впервые было дано строгое решение для крыла конечного размаха, что давало возможность точно рассчитывать силы, действующие на крыло самолета во время полета.  Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А. Рахматулиным.

В начале войны молодые ученые мехмата А.А. Космодемьянский и Л.П. Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

В осажденном Ленинграде великий математик Яков Исидорович Перельман прочитал десятки лекций воинам-разведчикам Ленинградского фронта, Балтийского флота и партизанам о способах ориентирования на местности без приборов.

              Глава 2. Участие математиков в военных действиях

2.1 Участие математиков в военных действиях

                  С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний.   При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.  А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Среди них такие имена как академики  Юрий Владимирович. Линник, Ю.А. Митропольский, Г.Г. Черный, Н.П Еругин, О.С. Парасюк.

Не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся  геометр академик АН А.А. Погорелов.

Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.

Николай Владимирович Метельский будучи студентом физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии,  был ранен и контужен, имеет боевые награды.

Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.

В годы ВОВ, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Сергей Евгеньевич Ляпин – известный математик и методист, сразу же вступил в состав вооруженных сил, занял пост начальника штаба одного из подразделений местной противовоздушной обороны.

Вместе со многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными, сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны  до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь! Среди них были признанные ученые, и только начинающие математики, учителя и  ученики.

2.2 Вклад ученых уроженцев Ставропольского края в Победу

Иван Алексеевич Бурмистров (родился27 июня 1903 в г Ставрополь; умер— 28 августа 1962, там же) — советский командир-подводник; первый из военных моряков, удостоенный звания «Герой Советского Союза».
Родился в Ставрополе в семье русского рабочего. Окончил церковно-приходскую школу при Евдокиевском храме.

        Участвовал в Великой Отечественной войне — руководил эвакуацией людей и грузов из Феодосии, Ялты, Севастополя. В декабре 1941 г. осуществлял разведывательные плавания на подлодке «Щ-201» в целях подготовки Керченско-Феодосийской десантной операции, а затем участвовал и в десанте; был ранен.
В 1943—1944 гг. учился в Военно-морской академии, по окончании её назначен командиром отдельного дивизиона строящихся подводных лодок в Ленинграде. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в Тихоокеанском высшем военно-морском училище.
        В 1950 г. вышел в отставку, жил в городе Ставрополе. Похоронен в Ставрополе на Даниловском кладбище.


Родился Виктор Никифорович Бугайский 25 января (8 февраля) 1912 в селе Ипатово Ставропольского края.

Бугайский В.Н.-учёный и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники. Под его непосредственным руководством были созданы пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, послевоенный реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, первый в мире реактивный бронированный штурмовик Ил-40, а также разработана ракета-носитель «Протон».
Доктор технических наук, трижды лауреат Государственной Премии СССР (включая Сталинскую премию II степени в 1952 году), награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами «Знак Почета», двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями . 18 августа 1940 году, в возрасте 28 лет, Виктора Бугайского назначают на должность заместителя главного конструктора по самолету Ил-2 на заводах №1(Москва) и №381(Ленинград).

В 1940—1941 годах — главный конструктор авиационного завода № 381 в Ленинграде.
В 1941—1946 годах — главный конструктор авиационного завода № 18 в Куйбышеве (ныне Самара).
В 1946—1957 годах — заместитель главного конструктора завода № 240 ОКБ имени С. В. Ильюшина.
С 14 февраля 1948 г. по 17 декабря 1956 г. первый заместитель главного конструктора С.В. Ильюшина. С 17 декабря 1956 г. по август 1958 г. - первый заместитель генерального конструктора С.В. Ильюшина.
В 1957—1958 годах — главный конструктор завода № 240 ОКБ имени С. В. Ильюшина.
За это время, под руководством Виктора Бугайского были созданы самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, бомбардировщик Ил-28, реактивный бронированный штурмовик Ил-40.
Разработки первых советских управляемых ракет класса «воздух-земля». За это время были созданы высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» X-25, дозвуковая маловысотная противокорабельная ракета, тактическая управляемая ракета класса «воздух-поверхность» X-31 и другие.

2.3Выдающиеся учителя математики – участники войны

     Свою долгую и удивительную жизнь П. М. Эрдниев начал в обычной калмыцкой кибитке, родившись в многодетной семье. В конце 1940 года Пюрвя Эрдниев был призван на службу в Красную Армию. Начало войны встретил назападной границе. Первый бой принял в 1941 году в качестве наводчика 45-миллиметровой пушки под городом Бердичевым на Украине. В том же году Пюрвя получил первое ранение в голову. После госпиталя вернулся на фронт. Его батарея в это время вела огонь по противнику, занявшему правый берег Днепра в районе острова Хортица. Пришлось испытать тяжелые дни отступления Красной Армии. После очередного попадания в госпиталь красноармеец Эрдниев был послан на курсы младших лейтенантов-артиллеристов. Вернувшись на фронт, стал командовать взводом. С ним он участвовал в тяжелых боях в Восточной Пруссии. В наступательных боях под городом Гольдапом в рядах 3-го Белорусского фронта был тяжело ранен, в госпитале ему ампутировали ногу. В разгром фашистской Германии П. М. Эрдниев внес личный ратный вклад и заплатил за Великую Победу сполна. Награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степени, многими медалями. После демобилизации в 1945 году молодой, энергичный калмык продолжает учиться. Окончив еще до войны Астраханское педучилище и некоторое время поработав в школе учителем, на фронте он мечтал об учебе в вузе, и одна только эта мысль согревала воина и придавала силы. Поступил Пюрвя Мучкаевич на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института.

            В 1998 году П. М. Эрдниев удостоен премии президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц». Награжден орденами «Знак Почета», Дружбы. В 1999 году выиграл конкурс по международному внедрению УДЕ как передовой технологии. И вот ему уже девяносто! Не скажешь, что худощавый старик ходит на протезе. Человек действия, Пюрвя Мучкаевич искренне радуется каждой встрече с единомышленниками, с теми учителями, которые сумели подняться над обыденностью, загореться творчеством и зажечь детей. Человек эпохи, он доказывает всей своей жизнью, как много можно сделать за отпущенное для людей и страны время. Человек воли, он сумел отодвинуть старость и в свои девяносто неустанно пропагандирует научные достижения.

2.4 Учителя нашей школы – участники войны.

Похожалова Анна Филипповна родилась в 1922 году в селе Круглолесском, росла в многодетной семье. У Филиппа Прокофьевича и Ксении Петровны было пятеро детей. В те довоенные годы всем было тяжело, приходилось много работать, помогать родителям. Но самое страшное время наступило с началом войны…

Из воспоминаний: «Как тяжело вспоминать годы войны. Я помню, «22 июня, ровно в четыре часа Киев бомбили - нам объявили, что началася война». Это была Велика Отечественная война. Фашистская Германия внезапно, вероломно напала на нашу Родину. Враг был силён, подготовлен, у него была цель – покорить Россию. В суровом 1941 году враг рвался к Москве, наши войска оставляли один за другим города врагу. Был указ правительства призывать в ряды Советской Армии не только мужчин, но и девушек. В августе 1942 года я была мобилизована в армию. И так ,я, девятнадцатилет-няя сельская девчонка, покинула родительский дом и ушла на войну. Нас привезли в город Тбилисси, началась солдатская жизнь – получила обмундирование, приняла присягу, тогда мы еще не знали, что нас ждёт…

Анна Филипповна попала в 540 БАО, в автороту, закончила курсы шофёра, работала по возможности на спецмашине. «… Враг рвался на Северный Кавказ, но наша армия, наш народ стал твёрдо и стойко на защиту Родины. Наш батальон шёл по пятам врага – освободили Северный Кавказ. Получила первую медаль «За оборону Кавказа». И так прошла по дорогам суровой, жестокой, кровопролитной войны до Германии. День победы встретила в городе Дрезден, побывала в Берлине, видела разваленный, убогий Рейхстаг, где оставила свою надпись «Быковская Аня».Так на мою долю выпали суровые годы Великой Отечественной войны. Горело небо и земля, мечтала живой вернуться домой, стать мамой, и моя мечта сбылась…» После демобилизации в 1945 году по возращению домой стала учиться и работать. 34 года проработала в школе учителем начальных классов. Работала с любовью и радостью. Мой жизненный путь большой, я испытала много радостей и печалей, но я благодарна судьбе. К сожалению, Анна Филипповна умерла в 2005 году, но она оставила о себе самые добрые  воспоминания в наших сердцах. Мы всегда будем помнить и чтить её память,

ведь благодаря таким людям мы  живём в мире! Внучка Похожаловой Анны Филипповны, Назарова Светлана Алексеевна успешно работает в нашей школе учителем начальных классов.

 

 

Выводы.

1.Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне огромен.

2.Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики.

3.Учёные приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом.

    4.Развитие математики тесно связано с историей нашей страны.

5.Математика тесно связана со всеми отраслями науки.

Заключение.

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая гипотеза оказалась верной. Велик личный вклад не только признанных учёных, но и только начинающих математиков, учителей и студентов в победу, которые принимали участие в военных действиях, руководили отрядами, находились в окружении и блокаде.

Вторая мировая война оказалась, прежде всего, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Огромное значение имели труды ученых математиков в военные годы. Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых. А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Нельзя забывать, что в конце войны мы вынуждены, были вплотную заняться созданием собственного атомного оружия, а для этого пришлось объединить интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, металлургов и самостоятельно пройти этот путь.   

Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества. Героический порыв в годы войны получил продолжение в стремительном послевоенном восстановлении разрушенного хозяйства, развитии науки, выходе в космическое пространство, создании ядерного щита и в конечном итоге - превращении нашей страны в могучую сверхдержаву. Во всем этом - величие и историческое значение великих умов России!

Таким образом, я считаю, что тема моей работы очень актуальна в наши дни.  Во-первых, она приближает математику к истории России, к жизни. Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.

     Во - вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки. И чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы не выбрали, знания математики нам просто необходимы.

Список литературы

1)    Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.

2)    Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.

3)    Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.

4)    Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: 1986.

5)    Помогайбо А.А. Тайны великих открытий, - М.: 2012.

6)    Прасолов В.В., Т.И. Голенищева-Кутузова, А.Я. Канель-Белов, Ю.Г. Кудряшов,  И.В.Ященко, - М: МЦНМО, 2010.

 

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.     http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/1494/index.phtml

2.     http://ru.wikipedia.org/wiki

3.     http://xreferat.ru/76/116-8-statika-korablya.html

4.     http://tula.region-news.info/news/?ID=1093

5.     http://www.famhist.ru/famhist/schelkin/0006952a.htm

6.     http://funeralspb.narod.ru/necropols/literat/tombs/krilov_an/krilov_an.html

7.     http://ru.wikipedia.org/

8.     http://www.sevsk32.ru/gpw/7/329/

9.     http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4916

 

 

 

 

 

                                  


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Содержание. Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2

Содержание. Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2

Введение. Прошло около 75 лет со дня

Введение. Прошло около 75 лет со дня

Изучить теоретический материал по данной теме; 2

Изучить теоретический материал по данной теме; 2

Роль математики в военном деле велика

Роль математики в военном деле велика

В результате решения сложной математической задачи член – корреспондент

В результате решения сложной математической задачи член – корреспондент

Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз

Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз

Была поставлена задача – как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии

Была поставлена задача – как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии

Видная роль в обороне нашей Родины принадлежит

Видная роль в обороне нашей Родины принадлежит

Не менее важными явились достижения изобретателей и в других областях военной техники, благодаря чему фронт получал новое, передовое вооружение

Не менее важными явились достижения изобретателей и в других областях военной техники, благодаря чему фронт получал новое, передовое вооружение

Изобретательский талант, непрерывный поиск более совершенных решений и неистовый труд конструктора

Изобретательский талант, непрерывный поиск более совершенных решений и неистовый труд конструктора

Глава 2. Участие математиков в военных действиях 2

Глава 2. Участие математиков в военных действиях 2

Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды

Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды

Ленинграде. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в

Ленинграде. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в

В 1957—1958 годах — главный конструктор завода № 240

В 1957—1958 годах — главный конструктор завода № 240

Поступил Пюрвя Мучкаевич на физико-математический факультет

Поступил Пюрвя Мучкаевич на физико-математический факультет

И так ,я, девятнадцатилет-няя сельская девчонка, покинула родительский дом и ушла на войну

И так ,я, девятнадцатилет-няя сельская девчонка, покинула родительский дом и ушла на войну

Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики

Подготовка боевых операций нуждалась в большом количестве расчётов, которые требовали хорошего знания математики

Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества

Победа в Великой Отечественной войне стала историческим рубежом в судьбах человечества

ID=1093 3. http://www

ID=1093 3. http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020