Конспект интегрированного урока
природоведение и информатика 5 класс
Урок-обобщение по теме «Вселенная».
"Полет в космос"
Цели и задачи урока:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Вселенной и развитии взглядов древних ученых;
• закрепить основные понятия и термины по данной теме;
• развить навыки обобщения и сравнения, нахождения причинно-следственных связей на примере объектов, изученных в данной теме;
• воспитать интерес к изучению окружающего нас мира.
Конспект интегрированного урока
природоведение и информатика 5 класс
Урокобобщение по теме «Вселенная».
"Полет в космос"
Цели и задачи урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Вселенной и
развитии взглядов древних ученых;
закрепить основные понятия и термины по данной теме;
развить навыки обобщения и сравнения, нахождения причинноследственных
связей на примере объектов, изученных в данной теме;
воспитать интерес к изучению окружающего нас мира.
Оборудование:
презентация урока
нетбуки учащихся
Оформление:
выставка сообщений “Планеты глазами детей”,
карточкизадания,
звезды (рефлексия)
авиабилеты(билеты с вопросом)
План урока.
1. Организационный этап. (1 мин.)
2. Этап постановки целей и задач урока.( 2 мин.)
3. Этап обобщения материала «Солнечная система» ( 15 мин.)
4. Зарядка ( 2 мин)
5. Этап исследовательской работы учащихся по теме: «Звёздное небо».( 20мин.)
6. Рефлексия. (1 мин.)
7. Заключительный этап, дом. задание. (4 мин.)
Оборудование: презентация, опорные листы , проектор, интернет, глобус.
1Оргмомент.
Ход урока
2 мин Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас обобщающий интегрированный урок
по теме «Вселенная». А как вы думаете, что вы должны сделать сегодня на уроке, и
каких целей достигнуть?
(дети отвечают. Цели писать на доске только глаголы
Повторить основные термины, приемы работы на компьютере, обобщить,
систематизировать, закрепить, анализировать)
4 мин Урок пройдет в необычной форме. Мы совершим виртуальный полет в космос,
на космическом корабле “Союз”.
Мы с вами находимся на космодроме. Я, Ирина Ивановна – капитан корабля.
С.С. – бортинженер,
Пассажиры нашего корабля это уважаемые гости. А вы, учащиеся 5 класса, команда
корабля, будете управлять движением звездолета.
Через несколько минут наш корабль стартует в открытый космос. Каким будет
полет этого корабля – зависит от каждого из вас. Необходимо максимально
сконцентрироваться, показать все свои знания и умения, найти выходы из сложных
ситуаций и благополучно вернуть корабль на Землю.
Сейчас мы познакомимся с маршрутом.
С.С. Внимание! Откройте свои бортовые компьютеры. Найдите на рабочем столе
папку Природоведение. В этой папке файл Навигация.
И.И. Ребята! Сверим наши маршруты. (Небольшой комментарий навигации)
3 мин И.И. Наш звездолет не взлетит, пока вы не сдадите небольшой экзамен
ответите на вопросы.
( в бумажном варианте вопросы лежат на столе).
И.И. Вы успешно прошли экзамен на профессиональную пригодность и мы стартуем во
Вселенную.
3 мин И.И. А что такое Вселенная? (дети дают определение )
И.И. Проверьте правильность суждения в своем бортовом компьютере.
С.С. Внимание! Откройте файл Словарь в папке Природоведение на рабочем столе.
2И.И. Какие небесные тела заполняют космическое пространство?
(дети отвечают фронтально)
2 мин И.И. Вы абсолютно правы! Там находятся 9 планет, имеющих шарообразную
форму. Все планеты светятся отраженным от Солнца светом.
И.И. А всегда ли так люди представляли Вселенную?
(дети отвечают – нет)
И.И. А почему были такие модели Вселенной?
(дети отвечают)
И.И. В соответствии с нашим маршрутом первое небесное тело, которое мы наблюдаем
это Солнце. Об этом светиле нам расскажет один из членов экипажа.
1 мин (сообщение)
Солнце – небесное тело, самая близкая к Земле звезда. Масса Солнца в 333 тыс. раз
больше массы Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что
и Земля, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. Энергия, излучаемая Солнцем,
огромна. На Землю попадает лишь ничтожная доля, но она в десятки раз больше, чем
могли выработать все электростанции мира. Наблюдения за Солнцем позволили
установить, что Солнце вращается вокруг своей оси и полный оборот делает за 27
земных суток. Температура внутри 15 млн. градусов. Солнце находится от Земли на
расстоянии 150 млн. км. Солнце – гигантский пылающий шар – источник света и тепла
на Земле.
2 мин И.И. Пока мы летим до Меркурия, давайте вспомним, как представляли систему
мира Птолемей и Коперник. ( чья, где?)
И.И. Какая система мира более правильна и научно обоснована?
(Дети отвечают Коперника)
И.И. Мы подлетаем к Меркурию. (посмотрите таблицу в тетрадях)
Посадку совершить не можем. ПОЧЕМУ?
т.к. температура на поверхности +400 градусов.
1 мин Краткие сведения о Меркурии (сообщает член экипажа).
И.И. Посадка не состоялась, но чтобы наш полет не показался вам скучным, выполним
первое задание
33 мин С.С. Внимание! Откройте файл Задание 1.
И.И. Напишите названия планет по изображению на рисунке по мере удаления их от
Солнца. Ответы занесите в рабочая тетрадь столбиком.
И.И. Справа по борту Венера (сообщение ученика о Венере).
3 мин. С.С. Внимание! Откройте файл Задание 2. (указать соответствие при помощи
стрелок) Воспользуйтесь командой Вставка, фигура стрелка
(И.И. выполните Задание 2. Ученые и исследователи космоса
1. Н. Коперник
2. Д. Бруно
3. Н. Армстронг
4. А. Леонов
5. Ю. Гагарин
Из перечисленного перечня фамилий выбрать правильный ответ:
1. Назовите советского космонавта, впервые вышедшего в открытый космос.
2. Ученыйастроном, утверждавший, что не Солнце движется вокруг Земли, а
Земля вокруг Солнца.
3. Первый космонавт.
4. Кто из ученых был сожжен на костре, утверждая, что Земля вращается
вокруг Солнца.
5. Кто из перечисленных знаменитых личностей первым ступил на поверхность
Луны. )
1 мин И.И. А сейчас мы пролетаем Марс (сообщение ученика о Марсе).
3 мин И.И. В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это
астероиды, кометы, метеориты, метеоры. В истории известно падение на территории
нашей страны Тунгусского метеорита. Упав на Землю, метеорит рассыпается на мелкие
кусочки. Да. Это страшное явление происходит крайне редко. По данным наблюдений
большинство метеоритов имеют астероидное происхождение. В большинстве своем они
имеют небольшие размеры.
4Повторите на стр. 43 что такое астероиды, кометы, метеоры и метеориты, и заполните
таблицу
С.С. Внимание! Откройте файл Небесные тела и заполните таблицу.
Признак
Астероиды
Кометы
Метеоры
Метеориты
Перевод
названия
звездоподобные
волосатая
парящие в
воздухе
Упавшие на
Землю
1 мин Физминутка:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
1 мин И.И. Уважаемые пассажиры! Мы с Вами сейчас пролетим мимо планет –
гигантов: Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, увидим Плутон, но, к сожалению
совершить остановку на них мы не сможем. Эти планеты состоят из газов, не имеющих
твердых поверхностей, атмосфера их состоит из водорода. Пролетаем мимо Юпитера.
(Сообщение учащихся о Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне, Плутоне).
2 мин И.И. Все вы уже знаете, что звезды – пылающие огромные шары, расположенные
далеко от нашей планеты, поэтому кажутся нам мерцающими точками.
И.И. А какой прибор позволил изучить звездное небо?
(дети телескоп)
Кто создал его?
5(Галилео Галилей)
Показать несколько телескопов.
И.И. Что обозначает слово телескоп?
С.С. Внимание! Откройте файл Словарь.
2 мин И.И. В 1609 году Г. Галилей направил телескоп в звездное небо. “Теле” –
далеко, “Скопия” вижу. С помощью телескопа наблюдают за небесными светилами.
И.И. Трудами многих ученых было установлено, что наше Солнце и все видимые на
небе звезды образуют единую звездную систему, которую назвали Галактика. Она
состоит из 100 млрд. звезд.
Наша Галактика – это лишь небольшая часть Вселенной (Схема Галактик). Во
Вселенной множество Галактик, которые нам недосягаемы.
2 мин И.И. Мы прошли весь маршрут и пора возвращаться на Землю. А пока мы
возвращаемся на Землю выполните Задание 3. Повторите основные понятия темы
С.С. Ребята откройте снова файл Словарь.
1 мин И.И. Мы приближаемся к нашей планете Земля, расскажите о ней
3 мин С.С. Внимание! Откройте файл Земля. Выполните тест
И И. Домашнее задание. Подготовка к проверочной работе и выполнить кроссворд.
3 мин И.И. Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство,
удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением
на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое
впечатление о нашем полете. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите
настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов.
И.И. А сейчас вам предстоит пройти таможенный контроль и создать созвездие 5В
класса. Оцените свою деятельность на уроке (звездочки разного цвета на доску)
6Кроссворд
1. Вторая планета от Солнца. 2. Самая близкая звезда к нашей планете. 3. Что древние
греки называли “волосатой”? 4. Кто создал первый телескоп? 5. У какой планеты –
гиганта обнаружено красное пятно? 6. Спутник Земли. 7. Кто первым предложил
современную модель Вселенной? 8. Какую книгу Аристотель написал в 8 томах? 9.
Участки звездного неба.
7Билет №1
В представлениях древних ученых, что являлось центром Вселенной?
________________________________________________________________
Билет №2
Что такое Солнце?
__________________________________________________________________
Билет №3
Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара?
________________________________________________________________
Билет №4
Что означает слово кратер?
________________________________________________________________
Билет №5
Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце?
__________________________________________________________________
Билет №6
Что такое Луна?
_______________________________________________________________
Билет №7
Что такое Звезды
________________________________________________________________
Билет №8
Какое небесное тело упало на озере Чебаркуль?
________________________________________________________________
Билет №10
8Как называются спутники Марса?
________________________________________________________________
Билет № 9
На какие две группы делятся планеты?
________________________________________________________________
Билет №11
Какие планеты относятся к планетам земной группы?
__________________________________________________________________
Билет №12
Самая маленькая планета земной группы?
__________________________________________________________________
Билет №16
Какие планеты относятся к планетам гигантам?
________________________________________________________________
Билет №17
Какая планета была открыта с помощью расчетов?
___________________________________________________________
Билет №18
У какой планеты больше всего спутников?
______________________________________________________________
Билет №19
Какая планета имеет кольца?
_____________________________________________________________
Билет №20
На какой планете находится большое красное пятно?
_______________________________________________________________
9Билет №21
Какая планета самая дальняя в солнечной системе?
________________________________________________________________
Билет №22
Астероиды. Это звезды?
_________________________________________________________________
Билет №23
Из чего состоят кометы?
________________________________________________________________
Билет №24
Как называются космические тела, упавшие на Землю?
_________________________________________________________________
Билет №25
Что такое метеоры?
______________________________________________________________
Билет №26
Какие звезды называются сверхгигантами?
_________________________________________________________________
Билет №27
Что называют созвездиями?
__________________________________________________________________.
10ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках).
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Тихонько сели.
Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тиктак
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия
11