Всепроникающая магия слова. К урокам литературы в 11-м классе
“Серебряный век” русской поэзии
Цели уроков:
• показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;
• сформировать представление о поэзии “серебряного века”;
• познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
• знать характерные черты литературных течений поэзии “серебряного века”;
• создать у обучающихся общее представление о поэзии “серебряного века”.
Тип урока: лекция-беседа с презентацией учебного материала по теме урока, работа творческих групп.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, сборники стихотворений поэтов “серебряного века”, аудиозаписи стихотворений, оформление классной доски, раздаточный материал с тестами для проведения контрольного опроса по теме урока.
Всепроникающая магия слова. К урокам литературы в
11-м классе
“Серебряный век” русской поэзии
Цели уроков:
показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;
сформировать представление о поэзии “серебряного века”;
познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;
знать характерные черты литературных течений поэзии “серебряного века”;
создать у обучающихся общее представление о поэзии “серебряного века”.
Тип урока: лекциябеседа с презентацией учебного материала по теме урока, работа творческих групп.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, сборники стихотворений поэтов “серебряного века”,
аудиозаписи стихотворений, оформление классной доски, раздаточный материал с тестами для проведения
контрольного опроса по теме урока.
1-й урок
I. Организация урока.
Вступительное слово учителя.
Что мы ждём от современной литературы?
Помочь разобраться в нашей действительности.
Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиции вечности.
Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный,
образный строй поэзии, прозы, драматургии.
Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К
этому были вески исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычайный интерес к так называемым
“белым пятнам” истории, одним из которых и является “серебряный век”.
Что это за явление в русской литературе?
Об этом пойдёт речь сегодня.
Лекция учителя.
II. Поэзия “серебряного века” в контексте истории.
Поэзию “серебряного века” невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых
эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.
Этот фон составляли русскояпонская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 19051907 годов.
История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзии “серебряного века” вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в
историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.
Начало века Александр Блок определял как “минуту смятенья и борьбы лжи и правды”.
III. Образование литературных группировок и наступление “серебряного века”
русской поэзии.
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры
и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее
мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории
поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической
изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.
Наступил “серебряный век”. Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из
которых имеет своё имя и свой творческий метод.
IV. О термине “серебряный век”.
Сам термин “серебряный век” возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века,
времени, когда творили Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, Михаил Юрьевич
Лермонтов, Василий Андреевич Жуковский и другие известные и знаменитые поэты.
Сами термины восходят к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества
полагали, что жизнь человека начинается “золотым”, а заканчивается “железным” веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году
стихотворению Петра Андреевича Вяземского “Три века поэтов”, в котором говорится о безвозвратно ушедшем
“золотом веке”
V. Особенности и границы “серебряного века” русской поэзии.
Принято считать, что начало “серебряного века” русской поэзии – 1890е годы XIX века, а конец – 1921 год, год
смерти Александра Блока. Хотя эта периодизация условна.
Поэты “серебряного века” следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство
выражалось в “расширении художественной впечатлительности” и в некоторых вполне умеренных
реформах стиха.
Хотя хронологически “серебряный век” русской поэзии занимает два десятилетия, его значение в истории
русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных
стихах труднейшую задачу художника новых времён:
Всё, изменяясь, изменило,
Везде могильные кресты,
Но будят душу с прежней силой
Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта –
Как свежий ключ среди руин…
Времён не слушаясь запрета,
Он в смерти жизнь хранит один.
В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое
наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо
звучит в следующих стихах В. Соловьёва:
Подвиг сердца женского,
Тень мужского зла,
Солнца блеск вселенского
И земная мгла…
Что разрывом тягостным
Мучит каждый миг –
Всё ты чувством благостным
В красоте постиг.
Владимир Соловьёв стоит у истоков русского “серебряного века” как старт для духовного взлёта целой
культурной общности творцов.VI. Уникальное художественное пространство поэзии “серебряного века”.
Поэтам “серебряного века” дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса.
Славлю в равной мере
Капельку и море, –
пишет один символист, а другой как бы откликается:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Все поэты “серебряного века” любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о
сверхчеловеке в начале века привели к введению новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась
каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, декларациям с выражением
эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.
Одна из этих программ преподана в ставших хрестоматийными строчках Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако, именно беззаветное поклонение
искусству сближает поэтов, относящихся к “серебряному веку”.
Поэзия “серебряного века” – это уникальное художественное пространство.
Работа творческих групптеоретиков.
2-й урок
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности.
Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, “тайнопись неизречённого”, недосказанность,
замена образа.
Суть программы – наша задача – “загипнотизировать читателя” (В.Я. Брюсов), вызвать у него ответное чувство.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А.
Белый.
I группа – рассказ о русском символизме, его особенностях, возникновении, путях развития, его характерных
признаках..
II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких символистов.
III группа – анализ стихотворений поэтовсимволистов. Использование учебников и других материалов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Поэтысимволисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них посвоему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего
места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые
способы для художественного осмысления мира.
Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической
туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими
литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и
ясность.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
I группа – рассказ о русском акмеизме, его характерных особенностях, возникновении, путях развития,
признаках.
II группа – краткий очерк жизни и творчества нескольких акмеистов.
III группа – анализ стихотворений поэтовакмеистов с использованием учебника и дополнительного материал.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода “методологических” увлечений, от
использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его
таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип “искусство
для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства,
анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие,
традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – “поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа,
опровержения традиции).
Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и
всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари.
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
I группа – рассказ о футуризме, его особенностях, возникновении, путях развития, характерных признаках.
II группа – краткий очерк жизни и творчества И. Северянина, В. Хлебникова.
III группа – анализ сборника стихотворений И. Северянина “Классические розы” и других стихов футуристов.
IV группа – оппоненты подводят итоги.
Обобщение учителя.
Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и
защитниками “естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь
от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались
нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование.
ИТОГИ
Русская поэзия “серебряного века” прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в
будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление,
интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия “серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и
неоднозначный процесс социальнополитического, духовнонравственного, эстетического и культурного
развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас –
войной внутренней, гражданской.Русский “серебряный век” неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого
напряжения исканий и чаяний.
Свет незабываемых зорь “серебряного века” навсегда останется в истории России.