Всероссийская олимпиада школьников по информатике 9-11 класс с ответами. Школьный этап. 2020/2021 учебный год

  • doc
  • 31.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала информатика 9-11 кл.doc

 Всероссийская олимпиада школьников по информатике  

Школьный этап. 2020/2021 учебный год

 

Время выполнения работы- 45 минут

 

9-11 классы

(максимум – 75 баллов)

 

Задача 1. Кто в теремочке живет – 10 баллов

Тип задачи: Задача на логическое рассуждение

            На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из них живет по одному человеку. Их зовут Василий, Семен, Геннадий и Иван.  Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что

·     Столяр живет правее охотника.

·     Врач живет левее охотника.

·     Скрипач живет с краю.

·     Скрипач живет рядом с врачом.

·     Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом.

·     Иван живет рядом с охотником.

·     Василий живет правее врача.

·     Василий живет через дом от Ивана.

Определите, кто где живет, и запишите начальные буквы имен жильцов всех домов слева направо. Например, если бы в домах жили (слева направо) Кирилл, Олег, Мефодий и Пафнутий, ответ был бы КОМП.

 

Задача 2. “ Зри в корень ” – 10 баллов

Тип задачи: Задача на системы счисления

Запись числа  6710  в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления N.

Задача 3. “ Алгоритм ” – 10 баллов

Тип задачи: Задача на построение алгоритма управления формальным исполнителем

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. возведи в квадрат

2. вычти 3

Первая из них возводит  число на экране во вторую степень, вторая вычитает из числа 3. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 46, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 2221 – это алгоритм

вычти 3

вычти 3

вычти 3

возведи в квадрат,

который преобразует число 4 в 25.)

 

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

 

Задача 4. “Раз - цепочка, два - цепочка” – 15 баллов

Тип задачи: Задача по кодированию информации

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то дублируется средний символ цепочки символов, а если чётна, то в начало цепочки добавляется буква Г. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б, Б – на В и т. д., а Я – на А).

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма.

Например, если исходной была цепочка УРА, то результатом работы алгоритма будет цепочка ФССБ, а если исходной была цепочка ПУСК, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДРФТЛ.

 

Дана цепочка символов РЕКА.

 

Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. Применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?

 

Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

 

Задача 5. “Фишки” – 30 баллов

Тип задачи: Задача по теории графов

Два игрока играют в следующую игру. На координатной плоскости стоит фишка. Игроки ходят по очереди. В начале игры фишка находится в точке с координатами (-1, -2). Ход состоит в том, что игрок перемещает фишку из точки с координатами (А, В) в одну из трёх точек: или в точку с координатами (А-2, В-3), или в точку с координатами (А+2, В+2), или в точку с координатами (А+1, В+4). Игра заканчивается, как только расстояние от фишки до начала координат превысит число 6. Выигрывает игрок, который сделал последний ход. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков – игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте, построив таблицу или дерево игры.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

Критерии оценивания

 

9-11 классы

(максимум – 75 баллов)

 

Задача 1. Кто в теремочке живет  

Тип задачи: Задача на логическое рассуждение

 

скрипач

врач

охотник

столяр

Геннадий

Иван

Семён

Василий

 

Ответ: ГИСВ

Мах-10 баллов

 

Задача 2. “ Зри в корень

Тип задачи: Задача на системы счисления

Начнем с двоичной системы. Для хранения числа 67 необходимо 7 цифр, т.к. 64<67<128. 128=27.

Троичная система.

 Для хранения числа 67 нужно 4 цифры, т.к. 27<67<81. 81=34. Следовательно,троичная система удовлетворяет условию:"число содержит 4 цифры". Теперь необходимо проверить,удовлетворяет данная система условию:"число оканчивается на 1". Для этого нужно перевести 6710 в троичную систему. Но полный певевод делать не надо,т.к. нас интересует только первый остаток, на него и будет оканчиваться 67 в троичной системе.

67 | 3 _ 
6     22 
  7    
  6 
  
1 

Остаток равен 1. Следовательно, и второе условие выполнено, поэтому троичная система подходит.

Ответ:_ Основание троичной системы равно 3

Мах-10 баллов

Задача 3. “ Алгоритм

Тип задачи: Задача на построение алгоритма управления формальным исполнителем

Ответ: 22212

Мах-10 баллов

 

Задача 4. “Раз - цепочка, два - цепочка” – 15 баллов

Тип задачи: Задача по кодированию информации

Ответ: ­ЕТЖЖМВ

Мах-15 баллов

 

Задача 5. “Фишки”  Мах-30 баллов

Тип задачи: Задача по теории графов

Ответ: Выигрывает игрок, делающий первый ход;  его ход - (А+2, В+2) дает возможность ему выиграть на втором ходу с любой позиции фишки после хода второго игрока.  Хотя у него есть возможность выиграть и если его ход будет (А+1,В+4), что видно из таблицы ниже.

Стартовая

позиция

1 ход

2 ход

1 игрок

2

 игрок

1 игрок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(-1.-2)

 

 

 

 

 

(-3,-5)

 

(-5,-8)

-

-

-

 

(-1,-3)

-

-

-

 

(-2,-1)

-

-

-

 

 

 

 

 

(1,0)

 

(-1,-3)

(-3,-6)

(1,-1)

(0,1)

 

 

(3,2)

(1,-1)

(5,4)

(4,6)

 

(2,4)

(1,1)

(4,6)

(3,8)

 

 

 

 

 

(0,2)

(-2,-1)

(-4,-4)

(0,1)

(-1,3)

 

(2,4)

(0,1)

(4,6)

(3,8)

 

(1,6)

(-1,3)

(3,8)

(2,10)