Всероссийский открытый урок
Оценка 4.8

Всероссийский открытый урок

Оценка 4.8
docx
27.04.2020
Всероссийский открытый урок
Всероссийский открытый урок.docx

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции РФ

Цели и задачи:

·        воспитание чувства гордости за свою страну;

·        знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Оборудование:

·        Конституция России;

·        таблица «Права и обязанности граждан России»;

·        «Толковый словарь».

Ход урока:

§  Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.

        Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия.

§  Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

§  Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины.

§  Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.

§  Учитель: Что представляет собой Государственный герб России?

Учащиеся: Государственный герб России представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

§  Учитель: Опишите российский флаг.

Учащиеся: Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.

§  Учитель: Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?

Учащиеся: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С.В. Михалков и А.В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к ребру, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

§  Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – «Толковому словарю». В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации)

§  Учитель: А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

Учащиеся: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

§  Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважения к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.

§  Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…». А что значит слово «федерация»?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: И вновь обратимся к толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

 А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или « народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.

§  Учитель: Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен?

Учащиеся: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведет международный переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации.

Кто является президентов в России в настоящее время?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Учащиеся: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.

§  Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81, сказано о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как президент, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Кроме исполнительной и законодательной власти в России не существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

Учащиеся: Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.

§  Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об это думаете?

Учащиеся: Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.

§  Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности».

Что такое право и что такое обязанность? В чем их различия?

Учащиеся: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

§  Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России». Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.

(Учитель вместе с детьми составляет таблицу)

Права и свобода граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

-

Свобода совести, свобода вероисповеданий

-

Свобода мысли и слова

-

Право избирать и быть избранным

-

Право на труд

-

Право на отдых

-

Право на получение социальной помощи

-

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

-

Право на образование

-

Право на получение юридической помощи

-

Свобода информации

-

Свобода творчества

-

§  Учитель: Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как не много обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и  узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.

Учащиеся: Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством.

Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.

Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране.

Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

§  Учитель: Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповедания?

Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание.  Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами и действиями не должен разжигать войну между народами.

Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

§  Учитель: Молодцы! Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что и у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

У меня предложение закончить наше занятие песней.

§  Учащиеся исполняют песню «Широка страна моя родная» (В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский).

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Всюду жизнь привольна и широка,

Точно Волга полная течет.

Молодым – везде у нас дорога,

Старикам – везде у нас почет.

 

Припев:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

 

Наши нивы взглядом не обхватишь,

Не упомнишь наших городов,

Наше слово гордое «товарищ»

Нам дороже всех красивых слов.

С этим словом мы повсюду дома,

Нет для нас ни черных, ни цветных,

Это слово каждому знакомо,

С ним везде находим мы родных.

 

Припев.

 

Над страной весенний ветер веет,

С каждым днем всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!

Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережем, как ласковою мать!

 

Припев.


 

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию

Учащиеся: Гимн – это песня, посвященная своей

Учащиеся: Гимн – это песня, посвященная своей

России, исходя из ответственности за свою

России, исходя из ответственности за свою

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в

Учащиеся: Каждый гражданин Российской

Учащиеся: Каждый гражданин Российской

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как не много обязанностей возлагает на них

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как не много обязанностей возлагает на них

Чтобы стать достойным гражданином своей

Чтобы стать достойным гражданином своей

Если враг захочет нас сломать.

Если враг захочет нас сломать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020