Всероссийский открытый урок

  • docx
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Всероссийский открытый урок.docx

Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции РФ

Цели и задачи:

·        воспитание чувства гордости за свою страну;

·        знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Оборудование:

·        Конституция России;

·        таблица «Права и обязанности граждан России»;

·        «Толковый словарь».

Ход урока:

§  Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.

        Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия.

§  Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

§  Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины.

§  Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.

§  Учитель: Что представляет собой Государственный герб России?

Учащиеся: Государственный герб России представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

§  Учитель: Опишите российский флаг.

Учащиеся: Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.

§  Учитель: Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?

Учащиеся: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С.В. Михалков и А.В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к ребру, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Кстати, а что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

§  Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – «Толковому словарю». В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации)

§  Учитель: А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?

Учащиеся: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

§  Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот так она начиналась:

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважения к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?

Учащиеся: Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.

§  Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…». А что значит слово «федерация»?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: И вновь обратимся к толковому словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

 А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или « народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

А каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Учащиеся: Например, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения правительства.

§  Учитель: Кто такой президент? Какими полномочиями он наделен?

Учащиеся: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведет международный переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Российской Федерации.

Кто является президентов в России в настоящее время?

(Заслушиваются ответы учащихся)

§  Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Учащиеся: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.

§  Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81, сказано о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как президент, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Кроме исполнительной и законодательной власти в России не существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?

Учащиеся: Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.

§  Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об это думаете?

Учащиеся: Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.

§  Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности».

Что такое право и что такое обязанность? В чем их различия?

Учащиеся: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

§  Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России». Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем права даются в совокупности со свободами.

(Учитель вместе с детьми составляет таблицу)

Права и свобода граждан

Обязанности граждан

Право на жизнь

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право на личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

-

Свобода совести, свобода вероисповеданий

-

Свобода мысли и слова

-

Право избирать и быть избранным

-

Право на труд

-

Право на отдых

-

Право на получение социальной помощи

-

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

-

Право на образование

-

Право на получение юридической помощи

-

Свобода информации

-

Свобода творчества

-

§  Учитель: Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как не много обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и  узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.

Учащиеся: Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством.

Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.

Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране.

Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.

§  Учитель: Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповедания?

Учащиеся: Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание.  Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами и действиями не должен разжигать войну между народами.

Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

§  Учитель: Молодцы! Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как, впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что и у других они точно такие же!

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

У меня предложение закончить наше занятие песней.

§  Учащиеся исполняют песню «Широка страна моя родная» (В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский).

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Всюду жизнь привольна и широка,

Точно Волга полная течет.

Молодым – везде у нас дорога,

Старикам – везде у нас почет.

 

Припев:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

 

Наши нивы взглядом не обхватишь,

Не упомнишь наших городов,

Наше слово гордое «товарищ»

Нам дороже всех красивых слов.

С этим словом мы повсюду дома,

Нет для нас ни черных, ни цветных,

Это слово каждому знакомо,

С ним везде находим мы родных.

 

Припев.

 

Над страной весенний ветер веет,

С каждым днем всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!

Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережем, как ласковою мать!

 

Припев.