Всероссийской олимпиады по литературе
2023-2024 учебный год
6 класс
(школьный этап)
Инструкция для учащихся
Дорогой друг!
Инструкция для учащихся
На выполнение всех заданий Вам отводится 1 час. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок. На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать только номер задания.
чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно,
достаточно указать только номер задания.
Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием.
Желаем тебе успеха!
(максимальное количество баллов – 57)
Задание 1. Соотнесите жанровое определение с названием произведения.
1. «Муму»
2. «Медной горы хозяйка»
3. «Узник»
4. «Дубровский»
5. «Скотный двор царя Авгия»
6. «Волк на псарне»
А. Рассказ
Б. Роман
В. Басня
Г. Стихотворение
Д. Сказ
Е. Миф
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
Задание 2. Соедините произведение с его автором.
1. «Хирургия»
2. «Бежин луг»
3. «Робинзон Крузо»
4. «Одиссея»
А. Д. Дефо
Б. А.П. Чехов
В. Гомер
Г. И.С.Тургенев
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 3. Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей.
1. Антон
2. Фёдор
3. Антуан
4. Константин
5. Афанасий
6. Владимир
7. Марк
8. Вильгельм
9. Сельма
10. Джек
А. Фет
Б. Паустовский
В. Чехов
Г. Короленко
Д. де Сент-Экзюпери
Е. Лондон
Ж. Лагерлёф
З. Гауф
И. Твен
К. Тютчев
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 4. Соотнесите термин и его определение.
1). Описание природы в литературном произведении. |
А). Портрет |
2). Стилистическая фигура, основанная на противопоставлении понятий, образов. |
Б). Пейзаж |
3). Рассказ о фантастическом событии, участником и свидетелем которого считает себя рассказчик. |
В). Быличка |
4). Последовательность и связь событий в художественном произведении. |
Г). Поговорка |
5). Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. |
Д). Антитеза |
6). Детальное описание персонажа. |
Е). Сюжет |
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 6.
5. Перечислите названия известных вам мифов Древней Греции.
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 10.
6. Закончите пословицы.
1. Куй железо, ___________________________________________________________
2. Люди пашут, __________________________________________________________
3. ________________________________________________________, а делом никуда.
4. ______________________________________________________, а всё в лес смотрит.
5. По одежке встречают, ____________________________________________________
1 балл за каждый верный ответ. Максимальное количество баллов – 5.
7. Найдите ошибки в определениях.
1. Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств неодушевленного предмета на человека.
2. Сравнение – это сопоставление двух предметов на основе разных признаков.
3. Метафора – это перенос признаков и свойств одного предмета на другой по принципу противопоставления.
4. Эпитет – это художественное определение, чаще всего глагол, который выделяет свойства, качества, создаёт образ.
1 балл за каждое верно исправленное определение. Максимальное количество баллов – 4.
8. Найдите эпитеты в четверостишии.
А ткачиха с Бабарихой,
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
1 балл за каждый верно названный эпитет. Максимальное количество баллов – 2.
9. Назовите автора четверостишия из задания №8.
2 балла за верно названные фамилию, имя и отчество. 1 балл за верно названную фамилию.
10. Как называется произведение, отрывок из которого приведен в задании №8?
Максимальное количество баллов – 2.
11. Анализ текста.
«Жёлтый свет».
Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
К.Г. Паустовский
1. Как называется такое описание природы?
2. Какое время года описывает автор? Докажите примерами.
3. Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании? Приведите примеры.
1 балл за каждый верный факт.
В 3 задании 1 балл за верно приведенные примеры (художественный троп).
Максимальное количество баллов – 6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.