Структура описания методической разработки
воспитательного мероприятия:
1. Поясни тельная записка
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» описывается Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализуемый с 2021 г. в рамках Национального проекта «Образование», который ставит следующие задачи: создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи; формирование единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания. В Концепции раскрываются ценностно-целевые основы воспитания, описывается портрет гражданина России 2025 года, в котором основными приоритетами являются: патриотизм, гражданская позиция и правосознание, социальная направленность и зрелость.
Чтобы будущие граждане нашей страны были действительно готовы любить Родину, вносить вклад в развитие России, заботиться о стране, нужно учить быть патриотами. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс в школе, частью которого, безусловно, должны стать мероприятия по патриотическому воспитанию: встречи с очевидцами событий, обсуждение видеороликов, участие в онлайн-акциях, конкурсы тематического рисунка.
Данное мероприятие способствует воспитанию уважения к прошлому, настоящему и стремлению к лучшему будущему.
1.1. Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
1.2. Тема воспитательного мероприятия выбрана неслучайно. На современном этапе происходящих военных действий очень актуально установить связь поколений: прошлое – настоящее – будущее. Отыскать точки соприкосновения, понять необходимость героических поступков. «История проходит красной нитью памяти…» - под таким названием проходит встреча с очевидцами двух войн (войны в Афганистане и войны на Донбассе, как части России)
1.3. Сценарий рассчитан на учащихся 4 классов. Следует отметить большое количество семей, в которых родственники являются участниками освободительной операции в России.
1.4. Можно сказать, что патриотическая тема в воспитательном процессе проходит красной нитью. Каждый ребёнок чувствует себя частью большого государства.
1.5. Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе внеурочной деятельности:
- способствовать воспитанию патриотизма;
- формированию ценностного отношения к своему Отечеству, его героям;
- чувства ответственности за процессы, происходящие в нём.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего воспитания, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
понимание ключевых проблем современного общества;
знание исторического прошлого страны;
формулирование собственного отношения к событиям прошлого, настоящего и их оценка
Познавательные УУД:
- развивать воображение, критическое мышление, речь детей с помощью художественного слова, креативного подхода к раскрытию темы.
Коммуникативные УУД:
- учитывать позицию собеседника, осуществлять деловое сотрудничество при общении,
- адекватно передавать информацию
Личностные УУД:
- осознание себя гражданином, представителем определённого народа, определённой культуры,
- воспитание высоконравственного, творческого гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, тесно связанного с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации – иными словами: гражданина-патриота.
1.6. Форма проведения: встреча – интервью с очевидцами.
1.7. Приемы: устный, наглядный
Словесные методы: рассказ, беседа, интервью.
Методы организации деятельности: демонстрация
Методы познавательной активности: интерактивный, проблемно-поисковая работа
Методы эмоционального воздействия: создание ситуации занимательности, нравственного переживания и личного участия во время организации встречи с очевидцами событий.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.
1.8. Информационные ресурсы:
1. Великая Отечественная война — Википедия (wikipedia.org)
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979—1989)
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сепаратизм
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Терроризм
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демилитаризация
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Война_в_Донбассе_(2014—2022)
7. https://ria.ru/20220406/angelydonbassa-1780006629.html
8. : https://school76-muzeum.ucoz.ru/news/voprosy_dlja_intervju_s_uchastnikami_vooruzhennykh_konfliktov_khkh_veka/2013-11-11-433
9. https://www.sunhome.ru/poetry/1153074
10. https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Проект%20%20концепция%20воспитания.pdf
1.9. Правильное ведение воспитательного мероприятия, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность – все это способствует формированию и развитию такого важного нравственного качества, как патриотизм.
При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас) и отсроченный (на перспективу).
2. Предварительно, перед уточнением даты проведения воспитательного часа, приглашают участников боевых действий, готовят им памятные подарки.
Тематическое направление:
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тема методической разработки:
«ИСТОРИЯ ПРОХОДИТ КРАСНОЙ НИТЬЮ ПАМЯТИ…»
Автор: Ревина Ольга Григорьевна, учитель начальных классов высшей категории,
МБОУ «Школа №18 г. Тореза»
Донецкая Народная Республика
2023 год
Тема: «История проходит красной нитью памяти…»
Презентация https://docs.google.com/presentation/d/1Q-_aKbRlF84zkPtYgCYUSuaGPE3jREidl55xRaCve7A/edit#slide=id.p1
ХОД ВСТРЕЧИ
1 учащийся
Чтобы история не знала искажений,
Не подвергались пересмотру подвиги дедов,
Давайте создавать мосты меж поколениями,
Где Память - то звено для сочленения веков…
Ведущий
- Дорогие ребята и уважаемые гости, наша встреча проходит под названием «История проходит красной нитью памяти…» - слайд № 1
- История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. – слайд № 2
МОЗГОВОЙ ШТУРМ К ПО СЛОВУ «ИСТОРИЯ»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ИСТОРИЯ»? (работа с залом, ассоциации записываются маркером на доске)
- ВОЙНА, РАССКАЗ, ПРОШЛОЕ, УЧЕБНИК, ПРЕДМЕТ, НАУКА, МИР, ГЕРОИ, СОБЫТИЕ
Ведущий
Уважение к прошлому - это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являются для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжёлой схватке с врагом как на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны и на современном этапе история повторяется!
- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? (ответы детей)
- Ребята, во имя чего совершались и совершаются подвиги, почему люди жертвуют своей жизнью? Откуда появляются всё новые и новые ГЕРОЙ? (ответы - рассуждения детей)
Ответ на этот вопрос вам поможет дать название нашей встречи «История проходит красной нитью памяти…» (во имя интересов Отечества).
- Почему красная нить? (цвет крови, отданной за победу)
- Что непременно оставляет после себя любое событие? (память)
- Давайте подробно разберём, что означает понятие память? Расшифруем слово «память» по первым буквам слова (запись вариантов ответов на доске)
АКРО – КЛЮЧ-ПАМЯТИ
П – ПОДВИГ, ПРАВДА
А – АКТИВНОСТЬ
М – МУЖЕСТВО, МИР
Я – ЯРКО, ЯРОСТЬ
Т - ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД, ТОВАРИЩ
И – ИСТОРИЯ
II ЧАСТЬ - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
- Давайте соединим важные исторические события красной нитью…
- Открываем первую страницу….
СТРАНИЦА № 1
1941 – 1954 г. г.
– Великая Отечественная война против фашистской Германии
(Слайд №3: 1941 – 1945 + видеоролик)
Ведущий: - Какое событие произошло в этот исторический период?
https://learningapps.org/watch?v=pmo5s359523
- Что вы знаете о происходящем в этот исторический период времени? (Период Великой Отечественной войны)
Ведущий
Это война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии), начавшаяся с самого крупного сухопутного вторжения в мировой истории их войск на советскую территорию и закончившаяся освобождением от фашизма стран Центральной и Восточной Европы. По своим масштабам — это был самый крупный и кровопролитный вооружённый конфликт в мировой истории
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Ведущий:
- Какие слова у нас ассоциируются с этой войной?
АНОГРАММА (работа в 2 командах)
(Дети составляют слова по данному запросу на магнитных досках –
слайд №4)
ВОВ 1941-1945
ФАШИЗМ
НАЦИЗМ СМЕРТЬ ЭКСТРЕМИЗМ
- Чем закончилась Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.? - (Победой и капитуляцией нацистской Германии, парадом победы на Красной Площади в Москве)
- Сохранение памяти о Великой Отечественной войне - часть основы дальнейшего духовного развития России XXI века. Наше и будущее поколение является главным хранителем прошлого, тех, кто защищал страну и сохранил мир на нашей земле. Именно поэтому долг россиян и всего народа - суметь пронести память о великих подвигах наших дедов, отцов, сыновей.
- Поднимите руки, чьи прадеды и родственники были участниками Великой Отечественно войны. Нельзя забывать. Память должна жить….
(Слайд № 5 – участие детей в конкурсе открыток ко Дню Победы)
- Перелистываем страницу….
СТРАНИЦА № 2
1979 – 1989 г. г. – ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ
Ведущий: - Какое событие произошло в этот исторический период? - слайд № 6
https://learningapps.org/watch?v=p4oy9fiyt23
Ведущий:
- Ребята, сегодня у нас в гостях очевидец тех тяжёлых событий в Афганистане. Это ФИО ГЕРОЯ ________. Он не только защищал мирное население Афганистана от вооружённых формирований оппозиций - афганских моджахедов («душманов»), которые в то время тоже поддерживала Америка, но и не смог оставаться в стороне и в период нашей войны на Донбассе, начиная с 2014 года. Перед нами, можно сказать, легендарная личность. Просим ИО_____ занять почётное место на сцене.
(Даётся слово приветствия гостю мероприятия. Продолжается беседа о войне в Афганистане. О той войне о которой они, фактически, ничего не знают)
Ведущий ведёт ИНТЕРВЬЮ:
- Если считаете возможным, укажите свои биографические данные более точно (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).
- Участником какой войны вы являетесь? Можно ли сказать, что война проходит нитью по Вашей судьбе?
- Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)
- В каком возрасте вы ощутили ужасы войны? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?
- Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?
Ведущий
- Чем же закончилась война в Афганистане? (Победой и выводом войск после разрешения конфликта)
- И этот отрывок истории нельзя забывать …
(Слайд №7 – участие детей в конкурсе рисунков, посвящённому выводу войск из Афганистана)
- Быстро крутится колесо истории. Афганская война отошла в далекое прошлое. Но «пришла» еще одна война …
Перелистываем страницу….
СТРАНИЦА № 3
2014 - 2022 г. г. – война на Донбассе – слайд № 8 https://learningapps.org/watch?v=pk7iug88t23
Ведущий:
- За этот военный период снова появляются новые термины, новые понятия. И вы уже неоднократно слышали эти слова. А знаете ли вы их значение? Проверим. Предлагаю желающим сыграть в интеллектуальную игру «Знатоки исторических терминов»
Интеллектуальная игра «Знатоки исторических терминов» - слайд № 9
https://quizlet.com/775383109/match
Ведущий:
- Сколько пришлось пережить за восемь лет войны, прежде, чем началась освободительная операция …. Геноцид Донбасса забрал тысячи жизней, в том числе и детей. 5 мая 2015 года в донецком парке имени Ленинского комсомола открыли "Аллею Ангелов" – мемориал погибшим детям Донбасса. 2 июня 2017 года мемориал был дополнен памятником детям Донбасса. На скульптурной композиции мальчик смотрит в небо, прикрывая собой младшую сестру.
(Слайд № 10 - «Аллея Ангелов» в Донецке)
Ведущий
- В нашем зале присутствуют участники освободительной операции на Донбассе. Ваши самые знакомые и родные герои - ваши папы. Даже, если кто-то из них сейчас далеко, они всегда мысленно с вами. А тем героям, которые смогли уделить нам своё драгоценное время, я предлагаю тоже подняться на сцену.
Ведущий ведёт интервью с гостями:
- Война на Донбассе … Что Вы можете рассказать про данный этап своей биографии?
- В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?
- Ваше отношение к войне на разных ее этапах
- С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?
- Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)
- Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?
- Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?
- Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?
- Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей. Откройте нам, пожалуйста, эту самую трудную страницу своей жизни.
Ведущий
- Давайте вместе послушаем самую актуальную и известную песню нашего времени в исполнении Шамана «Встанем» с трогательным видеорядом.
слайд №11 https://www.youtube.com/watch?v=LpqP6cvIOqQ
https://cloud.mail.ru/public/Rofd/GcwAqxsKK
(Выходят дети на сцену на последних минутах песни)
1 учащийся:
-Тихо, друзья, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Память о них сохраним.
2 учащийся:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько воинов наших не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Ведущий
- Почтим светлую память всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания. Звучит метроном.)
Ведущий
- Уважаемые герои Отечества! Мы думаем, что вы с большим волнением ожидали этой встречи, и вам есть, что сказать тем, кто сегодня собрался здесь!
- А что помогает вам выстоять и выдержать все эти испытания?
- Ваши позывные на фронте?
- Какими качествами должен обладать солдат?
- Чувствуете ли вы все в этой освободительной операции поддержку тыла?
(Слайд № 12 – 13 - участие детей в акциях и поздравлениях)
Ведущий (работа с залом)
- Дорогие наши защитники, что бы вы пожелали девчонкам и особенно мальчишкам?
- Считаете ли себя героями боевых действий?
- Давайте спросим у ребят – считают ли они вас всех героями? (Дети отвечают поднятием руки)
- Приглашаю всех ребят на эту сцену, у кого отцы и родные защищают Родину от фашизма, но не смогли сегодня приехать к нам на встречу.
Слайд № 14 - https://www.youtube.com/watch?v=FAPwIEWzqJE
Шаман « Я русский» https://cloud.mail.ru/public/Vfzw/UmSyFX16D
(Под песню Шамана «Я русский» дети выходят на сцену, берутся за руки и называют своих героев)
Ведущий
- А сейчас я предлагаю всех наших гостей и ребят на сцене, чьи родные защищают нашу Отчизну, образовать круг с помощью красной ленты (Участникам даётся красная лента, держась за неё, образуется общий круг)
Ведущий:
- Подведём итоги. Что нас объединяет вместе? - Слайд № 15
(Память, любовь к Родине, чувство патриотизма)
- Дорогие друзья! Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжают жить в душах тех, кто в них участвовал, в душах тех, кто пережил тревожные минуты ожидания и переживания за родных. Сегодня мы на конкретном примере увидели, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества Настоящего человека. К чему и должно стремиться подрастающее поколение!
1 учащийся
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если патриот вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
(Дети вручают памятные подарки гостям-участникам встречи)
Ведущий:
- Спасибо вам, наши Защитники! Мы постараемся не подвести!
До новых встреч.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.