Встроенные функции табличного процессора MS EXCEL

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование представления о встроенных функциях в Excel , и умения использовать стандартные (встроенные) функции при решении практических задач сельскохозяйственного содержания. Задачи урока: Образовательные: Познакомиться с математическими и статистическими функциями; Уметь использовать встроенные функции при решении задач агробизнес направленности; Закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы; Закрепить навыки по использованию автозаполнения; Воспитательные: воспитание информационной культуры. Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания учащихся; развитие умения применять полученные знания при обработке статистических данных .
Иконка файла материала конспект.docx
Урок информатики в 9 классе Тема. Встроенные функции табличного процессора MS EXCEL. Тема урока: Встроенные функции табличного процессора MS EXCEL. Цель: Формирование представления о встроенных функциях в Excel , и умения использовать стандартные (встроенные) функции решении практических задач сельскохозяйственного содержания. приЗадачи: Образовательные: Познакомиться с математическими и статистическими функциями; Уметь использовать встроенные функции при решении задач; Закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы; Закрепить навыки по использованию автозаполнения; Воспитательные: воспитание информационной культуры. Развивающие: развитие познавательного интереса, внимания учащихся; развитие умения применять полученные знания при обработке статистических данных . План урока 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний 3. Объяснение нового материала 4. Закрепление. Практическая работа 5. Итоги урока 6. Домашнее задание Ход урока. I . Оргмомент . Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся со встроенными и научимся функциями в Microsoft Excel, 2использовать их при решении практических задач. Прежде, чем перейти к изучению нового материала проверим и повторим то, что изучали на предыдущих уроках . Подгруппа делится на две микро группы. Первую микро группу назовем – « Ягодный комплекс» , вторую – « Богатый урожай». Каждой группе выдаются вопросы и листочек для внесения ответов ) 2. Актуализация знаний ( Каждый правильный ответ количеством « окей»- ОК). оценивается определенным Вопросы для групп. 1. Назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 ок 2. Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 ок 3. Основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 ок 4. Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон)-1ок 5. Запишите адрес данного диапазона. (A1:C3) –1ок 36. В электронной таблице выделен диапазон ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 ок 7. Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 ок 8. Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 ок. 9. Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 ок 10. Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании? (Столбец А) -ок 1. 11. 15) Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число ок -1 12. Нужно ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно копирование)-1ок использовать 13. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, 4после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2)–1ок 14. Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) – 2 ок 15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) 1ок - 1. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 ок соответственно? (8; 10) 2 – (После выполнения задания , группы обмениваются листочками с ответами и проверят друг с друга. ) Правильные ответы демонстрируются учителем на интерактивной доске. Подсчитывается количество набранных каждой группой «ОКов». 3. Объяснение нового материала. При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции, которые могут 5значительно облегчить расчеты в табличном процессоре Excel. Множество функций MS Excel делится на категории:  Математические  Статистические  Функции даты и времени и т.д. К математическим функциям ( та. 1) относятся такие известные из курса школьной математики функции, как SIN() — синус, COS() — косинус, TAN() — тангенс, LN() — натуральный ло- гарифм, KOPEHb()— квадратный корень числа и т.д. В круглых скобках (сразу за именем функции) записывается ее аргумент. При использовании тригонометрических функций следует учитывать, что аргумент должен быть задан в радианной мере. В качестве аргумента функции может выступать числовая константа, адрес ячейки табличного процессора или диапазон (блок) ячеек. Наибольший интерес представляют функции, аргументом которых является не одна ячейка, а диапазон ячеек. Наиболее часто используемой в табличных вычислениях математической функцией является функция суммирования аргументов СУММ(). Аргументами этой функции являются либо диапазон клеток, либо несколько диапазонов клеток, перечисленные через запятую (в некоторых табличных процессорах в качестве разделителя аргументов используется «;»), адреса клеток, числовые константы. Таблица1. Математические функции Название и Имя функции Пример записи Примечани е 6обозначен ие функции Синус – sin(x) Косинус – cos(x) Тангенс - tan Квадратны й корень - корень Степень числа - степень Сумма - сумм СУММ(…) функции SIN(…) SIN(А5) COS(…) COS(B2) TAN(…) TAN(B5) КОРЕНЬ (…) КОРЕНЬ(D12) Содержимо е ячеек А5 в радианах Содержимо е ячейки В2 в радианах Cодержимо е ячейки В5 в радианах Содержимо е ячейки D12>0 СТЕПЕНЬ(…) СУММ(А1;В9) СТЕПЕНЬ(В4;4) Содержимо е ячейки В4 возводится в четвертую степень Сложение двух чисел, содержащи хся в ячейках А1 и В9 Сложение всех чисел, содержащи хся в СУММ(А1:А20) 7СУММЕСЛИ(… ) СУММЕСЛИ(B2: B5;”>10”) Сумма с условием - СУММЕСЛ И диапазоне ячеек от А1 до А20 Сложение всех чисел, больших 10, содержащи хся в диапазоне ячеек от B2 до B5 Одной из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных. Этим объяс- статистических няется довольно многочисленная группа функций. ( Таблица 2. ) Таблица 2. Статистические функции Имя функции МАКС(…) Пример записи функции МАКС(А1:А9) МИН(…) МИН(С1:С23) Название и обозначени е функции Максимальн ое значение - макс Минимально е значение - мин Примечани е Поиск максимально го среди аргументов Поиск минимально го среди аргументов 8Среднее значение - срзнач СРЗНАЧ(…) СРЗНАЧ(А1:В5 ) Количество чисел - счет СЧЕТ(…) СЧЕТ(В2:В5) СЧЕТЕСЛИ( …) СЧЕТЕСЛИ(В2: В5;”<5”) Количество чисел по заданному условию- счетесли Находит среднее арифметиче ское значение среди чисел, содержащих ся в диапазоне ячеек от А1 до В5 Подсчет общего количества чисел, содержащих ся в диапазоне ячеек от В2 до В5 Подсчет общего количества чисел, меньших 5, содержащих ся в диапазоне ячеек от В2 до В5 9Наиболее часто используемыми статистическими функциями являются: СРЗНАЧ()— вычисление среднего арифметического аргументов, МИН() и МАКС() — вычисление минимального и максимального значений среди аргументов. Аргументы этих функций выбираются так же, как и у функции суммирования. Вызвать Встроенные функции можно командой: Вставка- Функция 10114. Закрепление . Практическая работа на компьютере. Задание для группы « Ягодный комплекс». - 10 ок 1.Составить таблицу используя данные в тексте « Затраты на посадку..», 2. Вычислить количество материальных затрат на самую дорогую и самую дешевую культуру, минимальные затраты на удобрения, максимальные затраты на горючее, средние затраты на оплату труда. Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 80-х годах. Оплата труда при посадке крыжовника — 207 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки клубники — 220 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 785 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки черной смородины — 190 руб. Посадочный материал при посадке клубники — 2050 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 250 руб. Удобрения при посадке малины — 732 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 655 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 189 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 1694 руб. Прочие расходы при посадке клубники — 684 руб. Оплата труда при посадке малины — 335 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 192 руб. Удобрения при посадке клубники — 533 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины — 1300 руб. Оплата труда при посадке клубники — 350 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 488 руб. Посадочный 12материал при посадке черной смородины — 1300 руб. Прочие расходы при посадке малины — 576 руб. Задание для группы « Богатый урожай».- 10 ок 1. Составить таблицу используя данные в тексте «Валовый сбор и урожайность сельхозкультур в России». 2. Вычислить среднюю урожайность каждой культуры за три года, суммарный сбор каждой культуры за три года, минимальную урожайность и максимальный сбор культур за каждый год. Валовый сбор и урожайность сельхозкультур в России Урожайность картофеля в 1985 г. составила 126,9 ц с га. Валовый сбор зерновых культур в 1990 г. составил 116,7 млн. т. Валовый сбор картофеля в 1995 г. составил 39,7 млн. т. Урожайность сахарной свеклы в 1985 г. составила 211 ц с га. Валовый сбор овощей в 1985 г. составил 11,1 млн. т. Валовый сбор сахарной свеклы в 1995 г. составил 19,1 млн. т. Урожайность зерновых культур в 1995 г. составила 11,6 ц с га. Валовый сбор зерновых культур в 1995 г. составил 63,5 млн. т. Урожайность овощей в 1990 г. составила 154 ц с га. Валовый сбор сахарной свеклы в 1990 г. составил 31,1 млн. т. Валовый сбор картофеля в 1985 г. составил 33,9 млн. т. Урожайность сахарной свеклы в 1995 г. составила 176 ц с га. Урожайность картофеля в 1990 г. составила 99 ц с га. Валовый сбор овощей в 1990 г. составил 10,3 млн. т. Урожайность овощей в 1985 г. составила 153 ц с га. Урожайность сахарной свеклы в 1990 г. составила 213 ц с га. Валовый сбор зерновых культур в 1985 г. составил 98,6 млн. т. Урожайность картофеля в 1985 г. составила 96 ц с га. Валовый сбор овощей в 1995 г. составил 11,2 млн. т. Валовый сбор сахарной свеклы в 1985 г. 13составил 31,5 млн. т. Урожайность овощей в 1995 г. составила 140 ц с га. Урожайность зерновых культур в 1985 г. составила 14,5 ц с га. Валовый сбор картофеля в 1990 г. составил 30,9 млн. т. Урожайность зерновых культур в 1990 г. составила 18,5 ц с га. 5 . Итоги урока. -Сегодня, ребята, вы показали хорошие навыки работы в Excel . Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных « Оков» за ответы на вопросы в начале урока. Критерии оценивания Количество « Ок» Оценка 16-20 21-28 29-32 «3» «4» «5» 6. Задание на дом: Учебник Угринович. § 10.3, Творческое задание: придумать задачу, где бы использовались статистические функции. Спасибо за хорошую работу! Литература 1. Учебник «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 Угринович Н.Д. 2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012г. 1415