Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу, называются второстепенными.
Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения.
Они делятся по своим грамматическим значениям на определения, дополнения и обстоятельства.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения.
Согласованные определения связаны с определяемым словом по типу связи - согласование и способны уподобляться ему в числе и падеже (в единственном числе - и в роде).
Несогласованные определения — это определения, которые связываются с определяемым словом по способу управления или примыкания. Такие определения выражаются грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию.
Несогласованные определения
Особой разновидностью определений является приложение.
Приложение — это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже, что и определяемое слово. Определяя предмет, приложение дает ему другое название. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным прилагательным и причастием, а также субстантивированным числительным. Приложения могут иметь самые разные значения.
Основные значения приложений
1. Классификационный разряд, к которому принадлежит предмет (лицо): род занятий, профессия, специальность, должность, социальная и национальная принадлежность, возраст, родство и т. д. | Девушка-врач, девушка-кассир, девушка-студентка, девушка-грузинка, девушка-спортсменка, девушка-подросток, девушка-племянница |
2. Свойства и качества предмета, его характеристика | Петух-драчун, машина-малютка, завод-гигант, чародейка-зима |
3. Обозначение названия предмета, а также географического наименования (кроме собственных имен лиц) | Газета «Труд», пароход «Сибирь», село Марьевка, озеро Байкал, город Воронеж |
Примечание. Приложения могут присоединяться к определяемому слову при помощи союзов то есть, или, а также при помощи слов например, по имени, по фамилии, по прозвищу: Наш учитель математики, по фамилии Горобец, отличался высоким ростом.
Дополнение — это второстепенный член предложения, указывающий на предмет, на который направлено действие или который является результатом действия. Дополнения выражают объектные отношения и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Разграничиваются дополнения прямые и косвенные.
Прямое дополнение — это дополнение, обозначающее объект, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются существительным или местоимением, которое стоит:
— в винительном падеже без предлога: Ель рукавом мне тропинку завесила. (Фет);
— в родительном падеже при глаголе с отрицанием: На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести. (Пауст.);
— в родительном падеже при выражении «частичного объекта», т. е. для обозначения части целого: Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипяченой водой. (Пауст.).
Косвенные дополнения — это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Например: В этом утре уже было предчувствие длинного лета, теплых ливней... (Пауст.);
Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. (С.Е.)
Дополнение может быть выражено также инфинитивом (объектный инфинитив). Например: И тогда государь повелел ослепить этих зодчих. (Кедрин)
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака. Обстоятельства связываются с определяемым словом посредством примыкания и управления и обычно подчиняются глагольному слову.
По значению обстоятельства делятся на несколько видов:
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Образа действия | как? каким образом? | Вздыхая, ширится волна (Бун.); |
Меры и степени | насколько? | День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Т.); |
Места | где? куда? откуда? | Мы въехали в кусты. (Т.); |
Времени | когда? как долго? | Снег выпал только в январе. (П.); |
Причины | почему? | Сенокос запоздал из-за дождей. (Пауст.); |
Цели | с какой целью? зачем? | Кирила Матвеич побежал одеваться. (Т.); |
Условия | при каком условии? | При большей настойчивости вы добьетесь лучших результатов. |
Уступки | несмотря на что? | Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью.(Нов) |
Сравнения | как? | На соснах застыла ручьями золотая смола. (Пауст.); Кошка стала жадно грызть корку, как пойманную мышь. |
Задание: Прочитайте. В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек. Здесь в светелке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шел отдохнуть душою послушать ее чудесные сказки. Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено все здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав.
Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню. Ему здесь нравилось все и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нем замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину. Перед отъездом Языкова из Михайловского няня подарила ему шкатулку. В шкатулке он хранил свои сувениры письма и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «У лукоморья дуб зеленый...». Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны дошедшая до наших дней и хранящаяся в музее в Михайловском. (По С. С. Гейченко.)
Задание: Найдите второстепенные члены и укажите, чем они выражены.
1) Любовь к природе учит и любви к Родине. (Зуев) 2) В каждом нашем поступке тогда была мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче и общих делах. (Иван.) 3) Захар разрешил людям немного отдохнуть. (Иван.) 4) Росло во мне желание жить. (Лукон). 5) Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека (К.Ушин). 6) Очень весело в дороге пассажиру лет семи (С.М.) 7) В туманном небе низко висел месяц. (Пауст.) 8) За столом в кафе сидит человек с пятью орденами. (Сим.) 9) Даже цветы на родине пахнут по –иному. 10) Крепко не полюбилось Герасиму вначале его новое житье. (Т.) 11) Над лиловой грядой плывут облака. (Шукурб.) 12) Сквозь бурю мы пронесли наше знамя – славу земли. (Бокон.) 13) Повесть «Джамиля», написанная Айтматовым, переведена на многие языки мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.