ВВЕДЕНИЕ
Согласно ФГОС социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых и т. д. [28]
Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добропорядочные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами могут легко обидеть, не задумываясь об этом. А ведь нуждающиеся в помощи люди - это чьи-то престарелые родители, дети и внуки, сестры и братья, наконец, просто наши сограждане, соотечественники. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.
Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них - это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.
Педагоги любого звена системы непрерывного образования человека не станут опровергать, что за последние десять-пятнадцать лет произошло нивелирование института воспитания: от целей-ценностей до реальных технологий. За этот период выросло поколение, которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных детей, не понимая, каким, с точки зрения воспитанности, должен быть их ребенок в современном социуме. Но при самых разных взглядах общества на цели воспитания, ни родители, ни воспитатели и учителя, ни преподаватели средних профессиональных и высших учебных заведений не будут спорить с тем, что человек должен быть Человеком, а значит - добрым и неравнодушным к Другому. Заповедь: ОТКЛИКНИСЬ-ПОСОЧУВСТВУЙ-ПОМОГИ! Остается по-прежнему значимой для сообщества людей.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в старшем дошкольном возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.
Действия родителей, педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивым, способным к сопереживанию, готовым проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов: современный ребенок становится жестоким и безразличным.
Отмеченные выше противоречия определяют проблему исследования.
Развитие эмоциональной сферы ребенка и на этой основе воспитание детских чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» - утверждал А.В.Запорожец. Именно в условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста занимает театрально-игровая деятельность.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития эмпатии именно у детей старшего дошкольного возраста определили выбор темы нашего исследования: «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования: разработать и внедрить в практику педагогическую модель использования театрально-игровой деятельности как средства развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития эмпатии;
- выявить общее и различия понятий: «эмпатия», «сопереживание», «сочувствие»;
- изучить особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
- определить роль театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников;
- провести диагностику уровня эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
- апробировать педагогическую модель развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности;
- разработать практические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии у детей.
Гипотеза исследования:
использование театрализованной деятельности в педагогическом процессе повысит уровень эмпатии у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- если работа будет носить целенаправленный, планомерный и систематический характер;
- в работе будут применяться педагогические методы и приемы, способствующие эффективному формированию эмпатии у детей;
- будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
- в педагогическом процессе будут принимать участие все субъекты образования.
Методологическую основу исследования составили основополагающие концепции развития эмпатии отечественных исследователей: А.А. Бодалёв, Т.Е. Каштанова, Л.И. Божович, Т.Е., В.К. Вилюнас, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, А.В. Петровский, М.А. Туревский, Л.П. Стрелкова, А.Э. Штейнмец, О.И. Цветкова, И.М. Юсупов.
Для решения задач нами были использованы методы:
- анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- беседа;
- анкетирование родителей;
- метод математической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в осуществлении эксперимента по апробации педагогической технологии развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Разработанные рекомендации по развитию эмпатии у детей могут быть использованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
База исследования: МБДОУ Детский сад «Сказка» ст.Обливской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.