ВВедение в историю средние века

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала введение.docx

Урок 1

Введение. Понятие средневековья.

Цель: ознакомить учащихся с хронологическими и геогра­фическими границами средневековья; дать

            представление о свое­образии путей исторического развития стран и народов.

Основные понятия и термины: средневековье, истори­ческие источники, феодализм,

                                                                                            традиционное общество, циви­лизация.

Оборудование: атлас истории средних веков, карта 1

Ход урока

I. Вводная беседа.

Урок открывается моей вступительной беседой  с информацией об изучаемых в 6 классе курсах, а также учебниках, рабочих тетрадях, атласах и контурных картах. Я обязательно должен познакомить учащихся с требованиями к устным и письменным ответам, к оформле­нию карт, а также с нормами оценок.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1.    Что изучает история средних веков.

2.  Источники изучения средних веков.

1. Что изучает история средних веков.

Я устанавливаю связь истории средних веков с историей древнего мира с помощью вопроса в учебнике (с. 6).

=> Историю каких стран и народов вы изучали в курсе исто­рии древнего мира? (Древнего Египта,  

     Вавилона, Финикии, Асси­рии, Индии, Китая, Японии, Древней Греции, Древнего Рима.)

Напомнив дату падения Западной Римской империи (476 г. н. э.), я привлекаю внимание учащихся к изображению линии времени в учебнике (с. 6) - таким образом у учащихся создается представление о длительности исторической эпохи, которую пред­стоит изучить в 6 классе. Учащиеся устанавливают, сколько столе­тий длилась эпоха средних веков (11 столетий). Линия времени помогает объяснить происхождение понятия «средние века» - это

время лежит «посередине», между завершением истории древнего мира и началом истории нового времени.

 

       Средневековье (средние века) - эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем - длилась примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до Великих географических открытий, с V по XV вв.

       (Включение в деятельность систематической работы с истори­ческими терминами и понятиями помогает более целенаправлен­но вести работу по систематизации знаний учащихся. Усвоение исторических понятий учащимися не только предполага­ет их правильное применение, но и развивает специальное историческое мышление, создает опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории.)

 

         I способ. Я  в начале урока  записываю на доске новые понятия и термины. В процессе изучения материала объясняю по­нятия и термины, ученики записывают их значения, определения в тетрадь.

        II способ. Я в начале урока записываю на доске новые понятия и термины. Учащимся предлагается самостоятельно найти их значения в справочной литературе.'

 

 

Я ярко охарактеризовываю место средних веков в истории, стараюсь вызвать интерес у учащихся.

 

Рассказ .

     Период средних веков начинается в V веке, после падения Западной Римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. Государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации - Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были за­быты творения античных художников и философов, разрушены ве­личайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.

    Существует мнение, что средние века - это период варварст­ва, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничто­жена римская культура, велись междоусобные войны. Многие на­зывают средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке и философии. Этот период средневековья известен как эпоха Возрождения.

    Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оста­вили свой след в истории за этот период времени: одни красивый и яркий, другие - кровавый и страшный; от одних нам достались ве­ликие произведения искусства и литературы, от других - ужасы инквизиции.

   В средние века образовались государства, которые сущест­вуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) -выборные представительные учреждения.

   В Византии было записано римское право: оно являлось ос­новой для законов средневековых государств. Возник суд присяж­ных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.

Многие современные города Европы и Востока возникли еще в средние века. Сформировались языки европейских народов: анг­лийский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

В эпоху средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.

   Нельзя забывать и о том, что и в средние века человечество продвигалось вперед в своем хозяйственном, политическом и куль­турном развитии.

   Люди стали пользоваться предметами первой необходимо­сти, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневеко­вые люди научились строить корабли, применять компас, стали открывать и исследовать новые части света. В средние века люди узнали и убедились, что Земля - круглая.

 

В заключение данного вопроса я подвожу итог: мы познакомимся с судьбами народов, с выдающимися деятелями, пра­вителями и полководцами, с народными движениями и борцами за независимость родины, с мыслями и делами ученых, писателей, фи­лософов, с судьбами мастеров искусств и их произведениями.

 

3.Источники изучения средних веков.

Переходя к характе­ристике источников по истории средних веков, я ставлю сле­дующие вопросы:

=> На какие основные виды делятся исторические источники?

=> Что относится к вещественным и что - к письменным ис­точникам?

 

 

Работа с учебником (п. 2. Введения).

     Я сообщаю учащимся о сохранившихся средневе­ковых сооружениях и постройках в городах, о различных вещест­венных памятниках: изделиях ремесленников, орудиях труда, ору­жии, монетах.

      Я предлагаю учащимся вспомнить, с какими пись­менными историческими источниками они встречались в курсе ис­тории древнего мира. Далее характеризует различные виды пись­менных источников, которые относятся к средним векам: деловые документы, юридические памятники, исторические, литературные и научные произведения.

     Особый вид источников - разнообразные произведения сред­невековой архитектуры и изобразительного искусства.

Я также предлагаю учащимся рассмотреть иллю­страции (с. 6-8, Введение). Проверить понимание роли различных видов исторических источников поможет задание 3 (с. 8).

=» Что можно узнать о жизни людей в средние века, рассмат­ривая иллюстрации?

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какое место занимают средние века во всемирной истории?

 => Каковы источники наших знаний об истории средних веков?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: ознакомиться со списком дополнитель­ной литературы к I разделу; знать понятия, термины; ответить на вопросы (с. 8).