Введение в профессию«социальная работа»
Первые теоретические исследования социальной работы были выполнены учеными в этой области науки: Л.В. Бадя, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жуковым, И.А. Зимней, А.А. Козловым, В.В. Колковым, В.А. Никитиным, Л.В. Топчим, П.Д. Павленком, А.М. Пановым, А.С. Сорвиной, М.Ф. Фирсовым, Е.И. Холостовой, Б.К. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.Б. Шмелевой и др.Они предприняли попытку определить:
категориальный аппарат,
предмет и объект социальной работы,
ее взаимосвязь с другими науками,
роль и значение социальной работы в обществе и личности профессионала в этой деятельности.
ПЛАНА ЗАНЯТИЯ
Социальная работа как вид профессиональной деятельности;
Социальная работа как наука;
Социальная работа как учебная дисциплина.
Социальная работа как общественное явление
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”.
С самого начала потребовалось определить:
кто такой профессиональный социальный работник в России?
что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции?
каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе?
Особенности отечественной модели социальной работы
Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что ее становление и развитие было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
Особенности отечественной модели социальной работы
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России была безвозвратно утрачена.
В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно.
Особенности отечественной модели социальной работы
Третья особенность органично связана со второй; так как груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента.
Особенности отечественной модели социальной работы
Четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте
Социальная работа в широком толковании
В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития.
Социальная работа в узком толковании
Холостова Евдокия Ивановна -доктор исторических и философских наук, профессор определяет социальную работу как «деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков,препятствующих полноценному социальному функционированию».
Доктор социологических наук, профессор
Данакин Николай Семенович определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем».
«Социальная работа – это профессиональная деятельность социальных работников, которая способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением.
Принципы прав человека и социальной
справедливости являются фундаментом
социальной работы».
определение принято 27 июня 2001 года в Копенгагене
Международной ассоциацией школ социальной работы и
Международной федерацией социальных работников
Социальная работа как вид профессиональной деятельности
Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях.
Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь,
профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, экономических, юридических, воспитательных и т. д.).
Основные цели социальной работы
увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
адаптация или реадаптация (восстановление) людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента (получателя социальных услуг) отпадает.
Функции специалиста по социальной работе
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Функции специалиста по социальной работе
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
Функции специалиста по социальной работе
СИСТЕМНО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ
определение характера, объема, форм и методов социальной помощи…
*Данная функция в настоящее время реализуется через составление индивидуальных программ социальной адаптации или социальной работы (при заключении с семьей или получателем услуг социального контракта)
Функции специалиста по социальной работе
АКТИВАЦИОННАЯ
Технология «От пособия к зарплате» в основе своей деятельности реализует цель – повышение уровня благосостояния малообеспеченных безработных семей путем оказания им содействия в трудоустройстве. Для достижения цели в рамках ресурсной технологии исполнителями проекта заложены следующие принципы:
Функции специалиста по социальной работе
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ
содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
проводить среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений;
оказывать помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, в трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними с асоциальным поведением;
выявлять проблемы и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
представлять в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства;
организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступать в качестве их общественного защитника в суде;
участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п.;
организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы и др.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА
Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т.д.), это проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы.
Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
Элементы системы социальной работы как практической деятельности
объект и субъект социальной работы
Объект-субъектные отношения в социальной работе
Объект социальной работы
(семья, дети, инвалиды,
пенсионеры и др.)
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Управление
внутренних дел
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Образование
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Здравоохранение
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Социальная защита
ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СУБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(когда объект становится
самостоятельным
и независимым,
следовательно,
субъектом)
Субъект-субъектные отношения в социальной работе
Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа – это универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. Задачи учебного предмета “Социальная работа”:
На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе.
Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию.
В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом и другими дисциплинами
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.