Первые теоретические исследования социальной работы были выполнены учеными в этой области науки: Л.В. Бадя, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жуковым, И.А. Зимней, А.А. Козловым, В.В. Колковым, В.А. Никитиным, Л.В. Топчим, П.Д. Павленком, А.М. Пановым, А.С. Сорвиной, М.Ф. Фирсовым, Е.И. Холостовой, Б.К. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.Б. Шмелевой и др.Они предприняли попытку определить:
категориальный аппарат,
предмет и объект социальной работы,
ее взаимосвязь с другими науками,
роль и значение социальной работы в обществе и личности профессионала в этой деятельности.
Социальная работа как общественное явление
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”.
С самого начала потребовалось определить:
кто такой профессиональный социальный работник в России?
что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции?
каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе?
Особенности отечественной модели социальной работы
Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что ее становление и развитие было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи, а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
Особенности отечественной модели социальной работы
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России была безвозвратно утрачена.
В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно.
Особенности отечественной модели социальной работы
Третья особенность органично связана со второй; так как груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента.
Особенности отечественной модели социальной работы
Четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте
Социальная работа в широком толковании
В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития.
Социальная работа в узком толковании
Холостова Евдокия Ивановна -доктор исторических и философских наук, профессор определяет социальную работу как «деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков,препятствующих полноценному социальному функционированию».
Доктор социологических наук, профессор
Данакин Николай Семенович определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем».
«Социальная работа – это профессиональная деятельность социальных работников, которая способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением.
Принципы прав человека и социальной
справедливости являются фундаментом
социальной работы».
определение принято 27 июня 2001 года в Копенгагене
Международной ассоциацией школ социальной работы и
Международной федерацией социальных работников
Социальная работа как вид профессиональной деятельности
Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровнях.
Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь,
профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, экономических, юридических, воспитательных и т. д.).
Основные цели социальной работы
увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
адаптация или реадаптация (восстановление) людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента (получателя социальных услуг) отпадает.
Функции специалиста по социальной работе
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
выявление, учет…
нуждающихся в помощи людей…..
*Данная функция заключается в выявлении на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной социальной помощи.
Функции специалиста по социальной работе
СИСТЕМНО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ
определение характера, объема, форм и методов социальной помощи…
*Данная функция в настоящее время реализуется через составление индивидуальных программ социальной адаптации или социальной работы (при заключении с семьей или получателем услуг социального контракта)
Технология «От пособия к зарплате» в основе своей деятельности реализует цель – повышение уровня благосостояния малообеспеченных безработных семей путем оказания им содействия в трудоустройстве. Для достижения цели в рамках ресурсной технологии исполнителями проекта заложены следующие принципы:
договорные отношения между семьей и органами социальной защиты населения;
дифференциация и индивидуализация комплексной помощи семьям посредством определения величины пособия в зависимости от совокупного дохода семьи;
отслеживание процесса реабилитации семей в период нахождения в программе и оценка изменений, происходящих в семье после выхода из программы;
обеспечение стабильности перехода семей на самообеспечение – помощь семьям после трудоустройства безработного члена семьи продолжает оказываться еще три месяца;
стимулирование занятости путем материального поощрения и наложения материальной ответственности (штрафные санкции) за нарушение договора.
содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
проводить среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений;
оказывать помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, в трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними с асоциальным поведением;
выявлять проблемы и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
представлять в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства;
организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступать в качестве их общественного защитника в суде;
участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п.;
организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы и др.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА
Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т.д.), это проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы.
Динамическая характеристика системы социальной работы связана с особенностями процесса развития в тех или иных культурно-исторических условиях, а статическая определяет ее структуру и уровни.
Элементы системы социальной работы как практической деятельности
объект и субъект социальной работы
основные сферы социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы, влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.
институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность
методы социальной работы – это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач социальной работы
формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем
системообразующим компонентом является ведущая цель деятельности: «оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем»
Объект-субъектные отношения в социальной работе
Объект социальной работы
(семья, дети, инвалиды,
пенсионеры и др.)
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Управление
внутренних дел
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Образование
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Здравоохранение
Субъект с.р.
(сфера, институт)
Социальная защита
Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа – это универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. Задачи учебного предмета “Социальная работа”:
На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе.
Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию.
В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом и другими дисциплинами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.