Введение в дисциплину "История"
Оценка 4.7

Введение в дисциплину "История"

Оценка 4.7
Лекции
docx
история
Взрослым
01.09.2017
Введение в дисциплину "История"
В данной лекции рассматриваются предмет, объект исторической науки, функции истории, ее значение в жизни общества. Представлена классификация истории по сферам деятельности человека, в обзорном порядке представлены вспомогательные исторические дисциплины. Отдельным аспектом рассмотрен вопрос развития исторического процесса на территории России. Лекция рекомендована для 1 курсов СПО.
Лекция.docx
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1 Дисциплина: История Тема: Введение в дисциплину «История» Цель: расширить и систематизировать знания по истории, ее месте среди других наук В результате проведения занятия обучающийся должен знать:  современные   версии   и   трактовки   важнейших   исторических   проблем   и   всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; уметь: объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий Норма времени: 2 часа Вид занятия: Лекция информационная  Тип занятия: ИПЗНЗ План занятия: 1. Происхождение истории как науки 2. Функции истории и ее источники 3. Подходы к изучению истории 4. Своеобразие исторического процесса России Оснащение: методические разработки, учебник, мультимедийная презентация. Литература: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. Содержание работы Вопрос 1.   История,  это   наука   о   прошлом   человеческого   общества   и   его   настоящем,   о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно­ временных измерениях. Предмет­ прошлое   всего человечества. Исторические процессы сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.  Исторический процесс­ это череда, последовательно сменяющих друг друга событий, в которых отразилась деятельность многих поколений людей. Объект­ отдельные исторические события. Термин «история» происходит от греческого слова « »– исследование, рассказ.  История взаимодействует с различными науками (социологией, философией, литературой, искусствоведением). ίστορία Вопрос 2. Функции истории и ее источники История­это   субъективная   наука.   Поэтому   историки   стремятся   использовать   разные источники при изучении какой­либо проблемы.  1.письменные (рукописи, летописи); 2.вещественные (монеты, памятники, предметы быта); 3.этнографические (обычаи, обряды); 4.устные (фольклор); 5.лингвистические (языки); 6.кино­ и фотодокументы (кинохроника); 7.фонодокументы (звукозаписи). Существуют так называемые вспомогательные исторические дисциплины: хронология, археология, антропология, текстология, нумизматика, геральдика, генеология, палеография, этнография и другие. Целью изучения исторических источников является извлечение фактов. Какие источники являются наиболее достоверными? История выполняет ряд общественно­ значимых функций: 1.познавательная (дает знания о прошлом человечества); 2.политическая (применяется в управлении государством); 3.мировоззренческая (влияет на взгляды человека); 4.воспитательная (дает примеры для подражания).         5. Функция социальной памяти        6. Научно­прогностическая функция Вопрос 3. Подходы к изучению истории  На протяжении всей человеческой истории различные ученые пытались осмыслить законо­ мерность и направленность исторического процесса, выделить его основные этапы. По   объекту   изучения   различают   всеобщую   историю,   историю   континентов,   историю отдельных стран и народов.  Историю  также  классифицируют  по  сферам  человеческой  деятельности:  социальная, политическая, военная, бытовая, экономическая  При изучении истории возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?  Подходы к выделению фаз исторического развития обществ: 1. Локально­исторический («цивилизационный») подход –анализ исторического  процесса через изучение политического, экономического и культурного своеобразия  каждого конкретного общества («цивилизации»). По мнению сторонников «цивилизационного» подхода, все общества развиваются по осо­ бым законам и живут в своем времени. Однако, несмотря на различия, все цивилизации  проходят в своем развитии одинаковые этапы: рождение, становление, расцвет, упадок и ги­ бель. Представители: ­ Н.Я. Данилевский(1822­1885), российский философ –основоположник этой теории, ­ А. Тойнби(1889­1975), английский историк – наиболее известный представитель, выделил  21 цивилизацию по территориально­религиозному принципу и отметил, что своеобразие ка­ ждой из них определяется «ответом» на «вызовы» истории (неблагоприятные природные ус­ ловия, внешнюю угрозу или влияние других цивилизаций). ­ О. Шпенглер (1880­1936) – немецкий философ, считал, что мировая история – это ряд  независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и  умирания, а также выделил «великие культуры», вполне реализовавшие свои возможности,  китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско­арабскую,  западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско­сибирскую. 2. Всемирно­исторический подход –анализ исторического процесса сквозь призму единого для всех обществ закона прогрессивного развития (от дикости к цивилизации). В рамках данного подхода можно выделить несколько направлений: А) идеалистическое направление, представители которого считали, что основание для  выделения этапов исторического развития – стадии развития сознания людей. Представители: ­ Г. Гегель (1770­1831) – немецкий философ полагал, что исторический процесс – стремле­ ние человеческого духа к свободе; ­ К. Сен­Симон (1760­1825) и О. Конт (1798­1857) – французские мыслители выделяли три  стадии умственного развития людей: религиозную, метафизическую (отвлеченно­философ­ скую) и позитивную (строго научную);  Б) формационное направление, приверженцы которого рассматривали историческое разви­ тие как смену общественно­экономических формаций, происходившую в результате соци­ альных революций. Полагая, что человечество движется к бесклассовому, справедливому обществу, марксисты выделяли такие стадии исторического развития человечества как первобытность, рабовла­ дение, феодализм, капитализм и коммунизм. Представители: – К. Маркс (1818­1883) – Ф. Энгельс (1820­1895) – родоначальники. В) научно­технологическое направление, сторонники которого, предлагают в качестве  критерия для выделения этапов развития общества объективный и субъективный  показатели: уровень технологии и качество знаний людей. Представители: ­ К. Кларк (1905­1989), ­ Д. Белл (р. 1919), ­ А. Тофлер (р. 1928), ­ Р. Арон (1905­1983) и др., современные исследователи выделяют три стадии развития человеческих обществ: доиндустриальную (традиционную), индустриальную (модерн) и постиндустриальную (постмодерн). Г) Линейно­ стадиальная теория развития. Античность, средневековье, новое и новейшее вемя Периодизация по историческим эпохам: 1.Первобытность (2 млн лет назад­5 тыс до н.э.) 2.Древний мир (5 тыс до н.э.­ 5 век н.э.) 3.Средние века (5­15 век) 4. Новое время (15 век – 1918 г) 5. Новейшее время (с  1918 г и до настоящего времени, есть точка зрения, что с 1914 года) В СССР, а потом и в   России длительное время историки применяли формационный подход,   который   основывается   на   понятии   «общественно­   экономическая   формация». Общественно­ экономическая формация­ этап в развитии человечества, основанный на определенном   способе   производства.   Различают   пять   формаций:   первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Понятие формации характеризует прежде всего социально­экономический строй общества. В   наши   дни   часто   используется   термин   «цивилизация»   (лат.   «гражданский, государственный,   политический,   достойный   гражданина»).  Цивилизации­   это   крупные, целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в   себя   различные   элементы  (религию,   экономическую,   политическую,   социальную организацию, систему образования и воспитания и т.д.). Цивилизация в ходе своего развития прошла   несколько   этапов:   индустриальная, постиндустриальная.   доиндустриальная   (традиционная), Выделяют   и   так   называемые   локальные   цивилизации:   древневосточная,   античная, византийская,   западноевропейская,   арабо­мусульманская,   китайская,   российская   и   ряд других. Формационный   и   цивилизационный   подходы   с   разных   сторон   помогают   раскрывать закономерности исторического развития: формационный­ нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов, цивилизационный­ позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов. Вопрос 4.Своеобразие исторического процесса России: Анализ исторического процесса невозможен без выяснения причин социальных изменений (факторов исторического развития). Большинство исследователей прошлого и современно­ сти выделяют следующие факторы, определяющие своеобразие исторического процесса России: 1. географический фактор – влияние на общественное развитие окружающей среды – тер­ ритории, климата, ландшафта, ресурсов и т.п. ­ А) Климатические особенности  ­ постоянный цейтнот сельского хозяйства (за 3 месяца лета россияне должны суметь  заготовить корм и продовольственные запасы на длительный холодный период); ­ большие трудовые затраты, значительные напряжения усилий и слаженность в работе из­за «рискованного земледелия», что привело к российскому коллективизму (общинность в  противовес индивидуальному хозяйству в условиях сурового климата), установлению  крепостного права (большие оброки и барщины) и необходимости сильной центральной  власти, этатизм – большая роль государства как катализатора экономического развития; ­ низкий прибавочный продукт ведет к бедности общества, этатизму. ­ Б) богатство своих недр. Однако значительная часть российской нефти, угля и газа расходуется для «обогрева». Так, если в Японии на одного человека приходится 3 тонны условного топлива в год, в Европе –  5­6 тонн, в США – 8 тонн, то в России цифра неизмеримо выше – 18 тонн условного топлива на человека. ­ в) значительная протяженность границ страны, ее евразийский характер. особенности: ­ постоянная борьба с иноземными вторжениями: в XIII­XV вв. на Русь было около 160  вражеских нападений (в т.ч. шведов, литовцев, немцев , норвежцев и шведов, монголо­ татар); ­ постоянная угроза вторжений ведет к многочисленной армии, большим тратам на  оборону и необходимости для граждан объединяться вокруг центральной власти; ­ сепаратизм периферии в противовес стремлению центра сохранить свое господствующее  положение (имперское мышление); ­ полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный)  характер государства. 2. социально­экономический фактор – определение исторического развития способом  ведения хозяйства той или иной страны. ­ Марксисты исходят из того, что основой любого общества (ее «базисом») является  экономика, которая складывается из производительных сил (т.е. людей с их квалификацией  и средств производства – орудий труда, источников энергии, транспортных средств и т.п.) и производственных отношений (взаимоотношений между людьми, возникшими в процессе  производства). Экономический базис определяет «надстройку», то есть влияет на  содержание права, политики, общественного сознания, морали, науки, искусства и религии. ­ Согласно теории модернизации, описывающей переход общества от доиндустриальной к  индустриальной стадии развития, сопровождающийся изменениями во всех сферах  общественной жизни, Россия в своем экономическом развитии отстает от стран Запада и  вынуждена их «догонять» путем заимствования зарубежных технологий, приглашения  иностранных специалистов, реформирования политической системы по западному образцу  и т.п. Сквозь призму модернизации исследователи рассматривают сталинскую индустриализацию  1930­х гг., Перестройку в СССР 1985­1991 гг., экономические преобразования 1991–1993  гг. и т.п. Особенности этих процесов: ­ неорганичность российской модернизации, ее навязанность властью обществу,  порождает раскол в общественном сознании и культуре; ­ «догоняющая» модернизация приводит и к многоукладности экономики – сочетанию в  хозяйстве страны старых и новых способов производства и сочетанию в российском  обществе старых и новых социальных групп. Так в России начала XX в. наряду с  буржуазией и рабочими, существовали дворянство и духовенство; ­ этатизм – влияние государства как катализатора экономического развития. 3. научно­технологический фактор– влияние научно­технического прогресса на социаль­ ную жизнь общества. Например, внедрение электричества коренным образом изменили  жизнь европейцев и американцев и вслед за ними и всего того мира, который стал пользо­ ваться электрическими механизмами. Особенности: ­ игнорирование собственных научных достижений и заимствование западной техники и  технологии.  ­ низкий уровень грамотности населения был в начале XX в.. В отличие от западных стран  в России в 1897 г. насчитывалось меньше 30% умеющих читать и писать; ­ позднее развитие светской культуры: если первые университеты в Европе возникли в  XII­XIII вв., то в России – на 500 лет позже. 4. демографический фактор – влияние на развитие страны ее народонаселения. При  этом важнейшими характеристиками жителей государства является плотность населения,  половая и возрастная структура, соотношение различных этнических и религиозных групп,  качество жизни и т.д. Демографические особенности РФ: ­ неравномерное распределение граждан по территории страны, низкая плотность  населения. Следствие – очаговость российской цивилизации; ­ полиэтнический (многонациональный)  и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства. Следствие – периодически возникающие социальные конфликты и противоречия,  периодическое обострение борьбы за национальное самоопределение. 5. Личностный фактор – влияние «великих людей» на исторический процесс. ­ А)  общественный прогресс определяется деятельностью «героев» или «критически мыс­ лящих» личностей, увлекающих пассивную и инертную толпу на хорошее или дурное дело. ­ Б)  великим человеком может считаться лишь тот, кто служит общественным нуждам сво­ его времени. Деятельность «героя», таким образом, всецело подчинена обществу. Роль всех вышеназванных факторов в истории неодинакова. В какой­то период времени  преобладающим является один, в какой­то – другой. Тем не менее, все они, так или иначе,  оказывают существенное влияние на развитие России и определяют характерные черты  российского общества: 1. сильная роль государства (сильная центральная власть, этатизм); 2. «догоняющий» характер модернизации, ее незавершенность; 3. расколотость, конфликтность общества (специфическая социальная, религиозная и  этническая структура общества).   Вопросы для самопроверки: 1. Для чего изучают историю? В чем ее особенность 2. Что такое исторический источник. Перечислите их 3. В чем особенность формационного и цивилизационного подходов? 4. Составить синквейн по теме. Преподаватель: Михлина О.В.

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"

Введение в дисциплину "История"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017