В данной лекции рассматриваются предмет, объект исторической науки, функции истории, ее значение в жизни общества. Представлена классификация истории по сферам деятельности человека, в обзорном порядке представлены вспомогательные исторические дисциплины. Отдельным аспектом рассмотрен вопрос развития исторического процесса на территории России.
Лекция рекомендована для 1 курсов СПО.
Лекция.docx
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1
Дисциплина: История
Тема: Введение в дисциплину «История»
Цель: расширить и систематизировать знания по истории, ее месте среди других наук
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать: современные версии и трактовки важнейших исторических проблем и всемирной
истории; историческую обусловленность современных общественных процессов;
уметь: объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция информационная
Тип занятия: ИПЗНЗ
План занятия:
1. Происхождение истории как науки
2. Функции истории и ее источники
3. Подходы к изучению истории
4. Своеобразие исторического процесса России
Оснащение: методические разработки, учебник, мультимедийная презентация.
Литература: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.
Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2013.
Содержание работы
Вопрос 1.
История,
это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о
закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно
временных измерениях.
Предмет прошлое всего человечества. Исторические процессы сведения о которых
сохранились в исторических памятниках и источниках.
Исторический процесс это череда, последовательно сменяющих друг друга событий, в
которых отразилась деятельность многих поколений людей.
Объект отдельные исторические события.
Термин «история» происходит от греческого слова «
»– исследование, рассказ.
История взаимодействует с различными науками (социологией, философией, литературой,
искусствоведением).
ίστορία
Вопрос 2. Функции истории и ее источники
Историяэто субъективная наука. Поэтому историки стремятся использовать разные
источники при изучении какойлибо проблемы.
1.письменные (рукописи, летописи);
2.вещественные (монеты, памятники, предметы быта);
3.этнографические (обычаи, обряды);
4.устные (фольклор);
5.лингвистические (языки); 6.кино и фотодокументы (кинохроника);
7.фонодокументы (звукозаписи).
Существуют так называемые вспомогательные исторические дисциплины: хронология,
археология, антропология, текстология, нумизматика, геральдика, генеология, палеография,
этнография и другие.
Целью изучения исторических источников является извлечение фактов.
Какие источники являются наиболее достоверными?
История выполняет ряд общественно значимых функций:
1.познавательная (дает знания о прошлом человечества);
2.политическая (применяется в управлении государством);
3.мировоззренческая (влияет на взгляды человека);
4.воспитательная (дает примеры для подражания).
5. Функция социальной памяти
6. Научнопрогностическая функция
Вопрос 3. Подходы к изучению истории
На протяжении всей человеческой истории различные ученые пытались осмыслить законо
мерность и направленность исторического процесса, выделить его основные этапы.
По объекту изучения различают всеобщую историю, историю континентов, историю
отдельных стран и народов.
Историю также классифицируют по сферам человеческой деятельности: социальная,
политическая, военная, бытовая, экономическая
При изучении истории возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?
Подходы к выделению фаз исторического развития обществ:
1. Локальноисторический («цивилизационный») подход –анализ исторического
процесса через изучение политического, экономического и культурного своеобразия
каждого конкретного общества («цивилизации»).
По мнению сторонников «цивилизационного» подхода, все общества развиваются по осо
бым законам и живут в своем времени. Однако, несмотря на различия, все цивилизации
проходят в своем развитии одинаковые этапы: рождение, становление, расцвет, упадок и ги
бель.
Представители:
Н.Я. Данилевский(18221885), российский философ –основоположник этой теории,
А. Тойнби(18891975), английский историк – наиболее известный представитель, выделил
21 цивилизацию по территориальнорелигиозному принципу и отметил, что своеобразие ка
ждой из них определяется «ответом» на «вызовы» истории (неблагоприятные природные ус
ловия, внешнюю угрозу или влияние других цивилизаций).
О. Шпенглер (18801936) – немецкий философ, считал, что мировая история – это ряд
независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и
умирания, а также выделил «великие культуры», вполне реализовавшие свои возможности,
китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийскоарабскую,
западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русскосибирскую.
2. Всемирноисторический подход –анализ исторического процесса сквозь призму единого
для всех обществ закона прогрессивного развития (от дикости к цивилизации). В рамках данного подхода можно выделить несколько направлений:
А) идеалистическое направление, представители которого считали, что основание для
выделения этапов исторического развития – стадии развития сознания людей.
Представители:
Г. Гегель (17701831) – немецкий философ полагал, что исторический процесс – стремле
ние человеческого духа к свободе;
К. СенСимон (17601825) и О. Конт (17981857) – французские мыслители выделяли три
стадии умственного развития людей: религиозную, метафизическую (отвлеченнофилософ
скую) и позитивную (строго научную);
Б) формационное направление, приверженцы которого рассматривали историческое разви
тие как смену общественноэкономических формаций, происходившую в результате соци
альных революций.
Полагая, что человечество движется к бесклассовому, справедливому обществу, марксисты
выделяли такие стадии исторического развития человечества как первобытность, рабовла
дение, феодализм, капитализм и коммунизм.
Представители:
– К. Маркс (18181883)
– Ф. Энгельс (18201895) – родоначальники.
В) научнотехнологическое направление, сторонники которого, предлагают в качестве
критерия для выделения этапов развития общества объективный и субъективный
показатели: уровень технологии и качество знаний людей.
Представители:
К. Кларк (19051989),
Д. Белл (р. 1919),
А. Тофлер (р. 1928),
Р. Арон (19051983) и др., современные исследователи выделяют три стадии развития
человеческих обществ: доиндустриальную (традиционную), индустриальную (модерн)
и постиндустриальную (постмодерн).
Г) Линейно стадиальная теория развития.
Античность, средневековье, новое и новейшее вемя
Периодизация по историческим эпохам:
1.Первобытность (2 млн лет назад5 тыс до н.э.)
2.Древний мир (5 тыс до н.э. 5 век н.э.)
3.Средние века (515 век)
4. Новое время (15 век – 1918 г)
5. Новейшее время (с 1918 г и до настоящего времени, есть точка зрения, что с 1914 года)
В СССР, а потом и в России длительное время историки применяли формационный
подход, который основывается на понятии «общественно экономическая формация».
Общественно экономическая формация этап в развитии человечества, основанный на
определенном способе производства. Различают пять формаций: первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Понятие формации
характеризует прежде всего социальноэкономический строй общества. В наши дни часто используется термин «цивилизация» (лат. «гражданский,
государственный, политический, достойный гражданина»). Цивилизации это крупные,
целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают
в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную
организацию, систему образования и воспитания и т.д.). Цивилизация в ходе своего развития
прошла несколько этапов:
индустриальная,
постиндустриальная.
доиндустриальная
(традиционная),
Выделяют и так называемые локальные цивилизации: древневосточная, античная,
византийская, западноевропейская, арабомусульманская, китайская, российская и ряд
других.
Формационный и цивилизационный подходы с разных сторон помогают раскрывать
закономерности исторического развития: формационный нацелен на выявление общих черт у
различных стран и народов, цивилизационный позволяет выявлять особенности развития этих
стран и народов.
Вопрос 4.Своеобразие исторического процесса России:
Анализ исторического процесса невозможен без выяснения причин социальных изменений
(факторов исторического развития). Большинство исследователей прошлого и современно
сти выделяют следующие факторы, определяющие своеобразие исторического
процесса России:
1. географический фактор – влияние на общественное развитие окружающей среды – тер
ритории, климата, ландшафта, ресурсов и т.п.
А) Климатические особенности
постоянный цейтнот сельского хозяйства (за 3 месяца лета россияне должны суметь
заготовить корм и продовольственные запасы на длительный холодный период);
большие трудовые затраты, значительные напряжения усилий и слаженность в работе изза
«рискованного земледелия», что привело к российскому коллективизму (общинность в
противовес индивидуальному хозяйству в условиях сурового климата), установлению
крепостного права (большие оброки и барщины) и необходимости сильной центральной
власти, этатизм – большая роль государства как катализатора экономического развития;
низкий прибавочный продукт ведет к бедности общества, этатизму.
Б) богатство своих недр.
Однако значительная часть российской нефти, угля и газа расходуется для «обогрева». Так,
если в Японии на одного человека приходится 3 тонны условного топлива в год, в Европе –
56 тонн, в США – 8 тонн, то в России цифра неизмеримо выше – 18 тонн условного топлива
на человека.
в) значительная протяженность границ страны, ее евразийский характер.
особенности:
постоянная борьба с иноземными вторжениями: в XIIIXV вв. на Русь было около 160
вражеских нападений (в т.ч. шведов, литовцев, немцев , норвежцев и шведов, монголо
татар);
постоянная угроза вторжений ведет к многочисленной армии, большим тратам на
оборону и необходимости для граждан объединяться вокруг центральной власти; сепаратизм периферии в противовес стремлению центра сохранить свое господствующее
положение (имперское мышление);
полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный)
характер государства.
2. социальноэкономический фактор – определение исторического развития способом
ведения хозяйства той или иной страны.
Марксисты исходят из того, что основой любого общества (ее «базисом») является
экономика, которая складывается из производительных сил (т.е. людей с их квалификацией
и средств производства – орудий труда, источников энергии, транспортных средств и т.п.) и
производственных отношений (взаимоотношений между людьми, возникшими в процессе
производства). Экономический базис определяет «надстройку», то есть влияет на
содержание права, политики, общественного сознания, морали, науки, искусства и религии.
Согласно теории модернизации, описывающей переход общества от доиндустриальной к
индустриальной стадии развития, сопровождающийся изменениями во всех сферах
общественной жизни, Россия в своем экономическом развитии отстает от стран Запада и
вынуждена их «догонять» путем заимствования зарубежных технологий, приглашения
иностранных специалистов, реформирования политической системы по западному образцу
и т.п.
Сквозь призму модернизации исследователи рассматривают сталинскую индустриализацию
1930х гг., Перестройку в СССР 19851991 гг., экономические преобразования 1991–1993
гг. и т.п.
Особенности этих процесов:
неорганичность российской модернизации, ее навязанность властью обществу,
порождает раскол в общественном сознании и культуре;
«догоняющая» модернизация приводит и к многоукладности экономики – сочетанию в
хозяйстве страны старых и новых способов производства и сочетанию в российском
обществе старых и новых социальных групп. Так в России начала XX в. наряду с
буржуазией и рабочими, существовали дворянство и духовенство;
этатизм – влияние государства как катализатора экономического развития.
3. научнотехнологический фактор– влияние научнотехнического прогресса на социаль
ную жизнь общества. Например, внедрение электричества коренным образом изменили
жизнь европейцев и американцев и вслед за ними и всего того мира, который стал пользо
ваться электрическими механизмами.
Особенности:
игнорирование собственных научных достижений и заимствование западной техники и
технологии.
низкий уровень грамотности населения был в начале XX в.. В отличие от западных стран
в России в 1897 г. насчитывалось меньше 30% умеющих читать и писать;
позднее развитие светской культуры: если первые университеты в Европе возникли в
XIIXIII вв., то в России – на 500 лет позже.
4. демографический фактор – влияние на развитие страны ее народонаселения. При
этом важнейшими характеристиками жителей государства является плотность населения,
половая и возрастная структура, соотношение различных этнических и религиозных групп,
качество жизни и т.д. Демографические особенности РФ:
неравномерное распределение граждан по территории страны, низкая плотность
населения.
Следствие – очаговость российской цивилизации;
полиэтнический (многонациональный)
и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства.
Следствие – периодически возникающие социальные конфликты и противоречия,
периодическое обострение борьбы за национальное самоопределение.
5. Личностный фактор – влияние «великих людей» на исторический процесс.
А) общественный прогресс определяется деятельностью «героев» или «критически мыс
лящих» личностей, увлекающих пассивную и инертную толпу на хорошее или дурное дело.
Б) великим человеком может считаться лишь тот, кто служит общественным нуждам сво
его времени. Деятельность «героя», таким образом, всецело подчинена обществу.
Роль всех вышеназванных факторов в истории неодинакова. В какойто период времени
преобладающим является один, в какойто – другой. Тем не менее, все они, так или иначе,
оказывают существенное влияние на развитие России и определяют характерные черты
российского общества:
1. сильная роль государства (сильная центральная власть, этатизм);
2. «догоняющий» характер модернизации, ее незавершенность;
3. расколотость, конфликтность общества (специфическая социальная, религиозная и
этническая структура общества).
Вопросы для самопроверки:
1. Для чего изучают историю? В чем ее особенность
2. Что такое исторический источник. Перечислите их
3. В чем особенность формационного и цивилизационного подходов?
4. Составить синквейн по теме.
Преподаватель: Михлина О.В.
Введение в дисциплину "История"
Введение в дисциплину "История"
Введение в дисциплину "История"
Введение в дисциплину "История"
Введение в дисциплину "История"
Введение в дисциплину "История"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.