Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3) ориентироваться на развороте учебника;
4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2) проговаривать последовательность действий на уроке;
3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
4) учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать речь других;
2) выразительно читать и пересказывать текст;
3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Литературное чтение
Урок 3.
Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Тема: Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
© Баласс, 2012
1Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
умений.
1 2 2
Проверка домашнего задания.
1. Сегодня мы продолжим удивительное путешествие в мир сказки.
– Что для этого необходимо? (Фантазия, воображение.)
– Расскажите о своей Вообразилии.
Ученики показывают свои рисунки и рассказывают.
2. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».
I. Работа со стихотворением Б. Заходера «Моя Вообразилия».
3 4 2 1 1 3
Знакомство с разделом I.
– Прочитайте на с. 7, как называется первый раздел учебника. («Там, на
неведомых дорожках...»)
– Откуда эта строчка? Кто её автор? (Поэма «Руслан и Людмила» А.С.
Пушкина.)
– Кто может прочитать отрывок из поэмы Пушкина с этими строчками
наизусть?
– Объясните, почему в конце названия раздела стоит многоточие. Что же
произойдёт, если мы откроем дверь и войдём в неё? (Начнутся сказочные
приключения, встреча со сказками.)
II. Беседа о сказках.
– Нам предстоит совершить удивительное путешествие по сказкам.
– Их на свете очень много. Среди них, конечно, есть для вас и самые
дорогие, самые любимые. Назовите их.
Познавательные УУД:
1) преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты;
2) делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя;
3) ориентироваться на
развороте учебника;
4) находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1) определять и
© Баласс, 2012
2– Почему все эти произведения относятся к сказкам? (Вымышленный
сюжет, сказочные герои, борьба добра и зла, хороший конец...)
– Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали,
рассказывали люди? (Сказки появились очень давно, они создавались
самим народом. Конечно, сказка в своей основе придумывалась сначала
какимнибудь рассказчиком. Если это сочинение автора было удачным, оно
запоминалось и передавалось из уст в уста, а имя автора забывалось,
терялось. Так сказка становилась произведением устного народного
творчества. При этом каждый новый сказитель вносил в сказку чтото своё.
Так появились народные сказки.)
– Кто из вас запомнил свою первую встречу с любимой сказкой? От кого и
когда вы её услышали?
– Расскажите, когда вам нравится слушать сказки и в чьём исполнении.
Здесь и далее в рекомендации к уроку не вносятся упражнения по
формированию навыка чтения. Учитель выбирает их сам, при этом он
может ориентироваться на задание 1 к каждому из уроков в «Тетради
по литературному чтению».
III. Работа со стихотворением Б. Заходера «Сказочка».
1. Работа с заглавием.
– Чем сказочка отличается от сказки? (Она, наверное, маленькая,
короткая.)
– Кто изображён на рисунке? Вероятно, кот и будет главным героем
сказки?
2. Чтение стихотворения «Сказочка».
– Что вы больше любите: когда сказку вам читают или когда вы сами её
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя;
2) проговаривать
последовательность действий
на уроке;
3) учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника;
4) учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и
понимать речь других;
2) выразительно читать и
пересказывать текст;
3) оформлять свои мысли в
устной и письменной форме;
4) умение работать в паре и в
группах.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
© Баласс, 2012
3и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
читаете?
В зависимости от выбора детей текст они читают самостоятельно
или прослушивают в исполнении учителя.
– Какую картину вы себе представили?
– Что было белым? (Поле, снег, дом, крыша, дверь, крыльцо...)
– Сколько раз употребил автор слово «белый»? (16.)
– А какой ещё цвет есть в «Сказочке»? (Чёрный. Чёрным был сказочный
кот.)
– Вспомните знакомые вам сказки. Что делает стихотворение похожим на
сказку?
– Каким показалось вам это стихотворение – страшным или добрым,
серьёзным или смешным?
3. Повторное чтение вслух. Подготовка к выразительному чтению.
Беседа после чтения:
– Обратите внимание на иллюстрацию. Таким ли вы представляли себе
кота? Может ли такой кот жить в стране Вообразилии?
– Сказка чаще приходит к нам вечером, в темноте, когда всё кругом
выглядит особенно таинственно, загадочно. Вот и к моему знакомому,
мальчику Саше, сказки нередко являются таким образом. Хотите с ним
познакомиться?
IV. Чтение авторского текста (с. 8–9).
Чтение по абзацам с комментированием (читать могут или учитель,
или хорошо читающие ученики).
1й абзац.
– Расскажите о семье Саши.
– Чем Саша любил заниматься?
© Баласс, 2012
4– Почему мальчику не разрешали уходить со двора?
2й абзац.
– Что было интересного в квартире у дедушки и бабушки?
3й абзац.
– Почему Саша не мог долго заснуть? Но всётаки, вероятно, мальчик
заснул, и в квартиру вошла... сказка. Когда вы это почувствовали?
4й абзац.
– Кто же этот смешной человечек? Рассмотрите его изображение на
обложке учебника и на с. 9, где он изображён сидящим на коврике у двери.
– Кто же это может быть? Как его зовут? Где он живёт? Чем занимается?
Предположения учащихся.
– Прочитаем об этом.
Диалог (читает учитель).
– Что говорит Сашин дедушка о сказках?
– Давайте вместе со сказочным человечком Афанасием и Сашей
посмотрим на следующую страницу и узнаем, что нам предстоит прочитать
на следующем уроке.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Сегодня мы прочитали ещё одно стихотворение Б. Заходера.
– Чем оно похоже на предыдущее?
– Что нового вы открыли для себя в поэте Б. Заходере? 4
© Баласс, 2012
5Ι
V. Домашнее
задание.
Подготовить пересказ любимой народной сказки (можно взять любой
эпизод).
Деятельность учащихся:
– декламировать стихотворение;
– читать про себя текст, осознавать его, отвечать на вопросы.
© Баласс, 2012
6