ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?
Оценка 4.8

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.doc

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?

Цели: познакомить с задачами и целями внеклассной работы по литературному чтению; учить умению определять тему произведения, тему отдельных частей произведения.

 

Ход занятия

Беседа.

Учитель. Наши занятия мы постараемся сделать интересными и полезными. Будем учиться «открывать» для себя писателей, находить и проходить свой путь навстречу тексту, будем учиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус – главные задачи наших занятий.

Ведь найти «своего» автора и уметь отличать подлинное произведение литературы – настоящее искусство.

Дело в том, что очень важно открыть для себя Литературу. Не перечитывать все от «корки до корки», а открыть для себя, почувствовать, что именно может дать литература лично Вам. Тогда произведение становится мудрым другом, к которому всегда можно прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Настоящая литература поможет жить полнее и осознаннее, иногда – заметить в жизни прежде неразличимые нюансы и оттенки, иногда – увидеть в событиях более глубокий смысл, а порой ответить на вопрос: «что со мной происходит?».

Мы ищем в книгах то, чего нам не хватает в жизни. Или смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе и в нашей биографии.

Что такое тема?

Часто в библиотеке можно наблюдать такую картину. Читатель берет одну книгу, быстро перелистав её, берет другую, третью – картинок нет, у него пропадает интерес к этой книге.

К сожалению, не догадывается этот читатель, что весьма часто интересные книжки печатают без единой картинки, а вот на обложку следовало бы обратить внимание: фамилия автора и заглавие – вот с чего начинается знакомство с литературным произведением.

Иной раз заглавие прямо отвечает на вопрос, о чем книга: «О попе и работнике его Балде» (сказка Пушкина), «Бедняк и богач» (литовская сказка), «Городок в табакерке» (В. Ф. Одоевский). Часто в заглавие выносятся имена героев. «Илья Муромец» (былина), «Чук и Гек» (А. Гайдар).

События – важные и не очень, происшествия – таинственные и самые обыденные, явления – странные и вполне объяснимые, предметы – существующие в реальном мире и никогда не существовавшие. Словом, все, что только может стать темой произведения, нередко отражается в его названии.

Фамилия автора зачастую тоже может подсказать, о чем книга, ведь у многих писателей, как и у читателей, есть свои излюбленные темы. Любителям книг о животных наверняка известно имя Виталия Бианки.

Вот к примеру, вы взяли книгу В. Бианки «Купание медвежат». Несомненно вы по названию книги определили тему этого произведения, а потому, кто ее написал вы сразу определите, что писатель поведет речь о животных.

Те, кто читали книги о Великой Отечественной войне, могут по названию книги, по фамилии автора определить тему. Например, С. Баруздин «Шел по улице солдат» – рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и вышел из них победителем. О человеке, который не раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.

А вспомните, как вам учитель говорит: «Сегодня мы будем писать сочинение на тему…».

Причем в каждом литературном произведении помимо основной темы есть не две-три, а десятки других тем, можно говорить о теме всего произведения и о темах отдельных его частей.

Темой произведения может стать все, что угодно автору. Начинающим писателям А. П. Чехов говорил: «Нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Строчи, о чем хочешь: о черносливе, погоде, говоровском квасе, Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге… Но, дабы не открыть во второй раз Америки и не изобрести вторично пороха, избегай тем, которые давным-давно уже заезжены». А. П. Чехов был непревзойденным мастером темы и высоко ценил способность талантливо рассказать о любом, самом незатейливом предмете. Однажды он, беседуя с В. Г. Короленко, с которым их роднила крепкая дружба, сказал: «Вот у вас стоит на столе пепельница: хотите, я напишу завтра же о ней рассказ?»

Практическая работа. Определение темы.

Учитель. Все вы помните сказку «Хаврошечка». Не помните? Давайте я вам ее прочитаю.

ХАВРОШЕЧКА

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет. Она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть. На улицу глядеть. А Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать:

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: наткано, и побелено, и в трубы покатано.

– Может кто-то продолжит пересказ сказки? (Если есть дети, которые могут досказать сказку, послушать сказку в их пересказе, если таких детей нет, или сказку рассказывают сбивчиво, учитель продолжает её читать до конца.)

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, а в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

– Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.

Так ничего хозяйка и не дозналась, и послала вторую дочь – Двуглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:

– Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила! Коровушка наткала, побелила, и трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка поет:

– Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезала, а в другое вылезала и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

– Режь рябую корову!

Старик и так и сяк:

– Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

– Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:

– Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А коровушка ей отвечает:

– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня и замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.

А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

– Определите тему этой народной сказки. (Дети называют предполагаемые темы. Идет обсуждение. Учитель выслушивает каждого ученика. Хорошо, если участниками будут все ученики.

Можно назвать несколько тем сказки, рассмотреть каждую часть.)

Из сказанного учитель делает в ы в о д: тема то, что писатель изображает; это проблема, поставленная писателем в произведении и освещенная им на определенном жизненном материале.

В данной сказке («Крошечка-Хаврошечка») изображается жизнь семьи, в которую попала сирота Хаврошечка.

– Какая из прочитанных вами сказок больше всего нравится, какова тема этой сказки? Приготовьте к следующему занятию: кратко передайте ее содержание и назовите тему сказки.

– Что вам понравилось на этом занятии? Назовите литературное произведение, тему которого вы могли бы определить по названию.


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЧТО ТАКОЕ ТЕМА?

Фамилия автора зачастую тоже может подсказать, о чем книга, ведь у многих писателей, как и у читателей, есть свои излюбленные темы

Фамилия автора зачастую тоже может подсказать, о чем книга, ведь у многих писателей, как и у читателей, есть свои излюбленные темы

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: –

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: –

А коровушка ей отвечает: – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и…

А коровушка ей отвечает: – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020