вводное занятие творческого объединения "Аппликация": история прикладного творчества.

  • docx
  • 10.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История прикладного творчества и ТБ.docx

 Тема:   История прикладного творчества. Правила по технике безопасности и охране труда.

Форма проведения: занятие творческого объединения «Аппликация»

Цель: создание условий для осознания детьми важности прикладного творчества, умения вносить в окружающую жизнь красоту

Задачи:  расширить представление детей о видах прикладного творчества;

Корригировать восприятие обыденных вещей как объектов творчества;

Воспитывать стремление украшать свою среду.

Оборудование: карточки, слайды презентации, мультимедиа оборудование

Ход занятия:

I.                  Вводная часть

1.1.          организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

примечание

Смотрят, слушают

Занятие наше необычное: оно посвящено народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса. 
К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое. 
В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували. 
Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит". 

 

1.2.           мотивационно-целевой момент.

Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы

 

Мы постарались найти и показать вам лучшие образцы творчества, чтобы  и вам захотелось жить, окружая своих близких любовью и добром, уютом и комфортом. Найдите свой материал и создайте свои шедевры!

 

II. Основная часть.

Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия

Смотрят слайды, слушают комментарий воспитателя

Могут руки людей сделать чудо любое:

И по белому полю можно выткать цветы,

И по синему небу вышить солнце златое,

Чтобы стало чуть больше на Земле красоты.

1

 

Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

И немного фантазии и волшебства,

И сошью я такое, что вам не приснится,

Только чтобы не свете была красота.

2

 

Чтобы только сияли улыбками лица,

Чтобы только на свете жила красота.

3

 

Наш разговор сегодня о жизни. Это не то, что «выживать» или «существовать». Жить – это значит наполнять мир своей любовью, выражать через творчество все подлинное, чистое, теплое, что есть в душе.

4

 

Творчество самое разное: в металле, дереве, керамике, стекле, ткани…

 

 

Строят ли храмы, рубят ли деревянные дома, пишут ли картины, вяжут ли свитера – это Мастера украшают Жизнь вокруг себя, наполняют ее любовью. Каждый человек, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Каждая хозяйка, как может, украшает свой дом, вносит в него комфорт, уют. И хозяин не отстает, у мастерового человека и мебель в порядке, и двор.

5

6

 

7

 

 

В мире все взаимосвязано. И чем люди наполняют этот мир, в том они и живут. Наполняют любовью – живут в любви, наполняют ненавистью – страдают от нее. Птицы живут среди птиц, рыбы – среди рыб, а люди – в среде себе подобных. Одни – среди жадных, другие – среди лицемерных, а третьи – среди добрых, неравнодушных и любящих.

8

 

Мир  будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.

 

 

Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. Радость в любом труде: безупречно выгладить воротничок, вырастить цветок, воспитать ребенка, найти меткое слово, сшить голубую занавеску…

9

 

Мастер живет в каждом человеке на Земле, и только от нас самих зависит: дадим мы ему возможность себя проявить или нет.

 

 

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю – молитвы –

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь,

Будет теплой она и уютной,

Я свяжу тебе жизнь,

Будет нежной она, как рассвет,

Я свяжу тебе жизнь,

Ты пойми, что мне это нетрудно,

Мне открылась любовь,

И уже невозможного нет.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою…

10

 

 

 

11

 

12

13

14

15

 

16

 

17

 

 

18

 

 

19

 

Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима, а покрывала, шторы, коврики делают дом уютным, теплым, родным.

 

 

Простой крючок из стали

И нитки – раз и два, -

Нужны, чтоб возникали

Ажуры – кружева.

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на Земле.

Приданое невеста

И шила, и плела,

Работали с ней вместе

Крючочек и игла.

Ну а потом с терпением

Учила дочек мать

Хранить свое умение,

Чтоб дальше передать.

Так ниточкой волшебной

Связала, как могла,

Все наши поколения

Обычная игла.

Те связи не прервутся

И с ниткой той сейчас

И в мой узор вплетутся,

Чтоб радовать вам глаз.

20

 

 

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

28

29

 

Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву - и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы. 

30

 

На гладком полотне цветов различных нити
Узорами причудливо сплелись.
По взлёту вдохновенья и наитий
Листва, цветы и гроздья родились.
Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце
Видны талант, душа и мастерство,
И женских рук тепло, и нежность сердца,
И ярких красок жизни торжество.
Прельщают вышивки чудесною палитрой.
Они сияют, дышат и живут.
Как ноты музыки, что на листах пюпитров,
Страдают, радуют и душу ввысь зовут.
Я поражён, гляжу на рукоделье
и онемел, дыханье затая.
Нет, здесь не барское занятье от безделья,
А вдохновенный труд и радость бытия.

31

 

32

 

33

34

35

36

37

 

38

39

40

 

41

42

 

Мужчины тоже очень тонко чувствуют красоту, но создают ее в материалах, обработка которых требует силы. Художественная ковка превращает холодный, тяжелый, мертвый металл в легкие, изящные кружева. Металл, воплощенный в прекрасные творения, притягивает взор, радует глаз.

Чем мельче рисунок, тем труднее, точнее работа. И название у нее уже другое – филигрань. Это уже близко к ювелирному мастерству.

43-55

 

 

 

 

56-59

 

Дерево требует совсем другой обработки. Деревянные узоры мягче, теплее железных. Они  создают в доме атмосферу уюта.

Деревянные сказки украшают и комнаты, и сады.

60-70

 

Гончарное дело на первый взгляд нетрудное – крути гончарный круг и выращивай горшок. На самом деле глину нужно сначала согреть руками, добавить в нее немало пота, почувствовать, когда уже изделие можно снять с круга, и много-много еще вложить знаний и умений. Тогда-то уже и можно будет говорить о гончарном искусстве.

Керамические вазы и статуэтки очень украшают дом, вносят в интерьер изюминку.

71

 

72-75

 

 

 

Есть в России целые местности, где люди изготавливают из глины яркие, веселые игрушки. Это целые поселки и города: Дымково, Филимоново, Каргополь. Посмотришь на славных коников в цветных яблоках или веселых петушков – и настроение сразу улучшается. Такие игрушки люди дарят друг другу как обереги.

76-80

 

Есть еще много занятий для творческого человека: валяние из шерсти, бисероплетение, бумагопластика, картины из соломки и многое, многое другое.

Сейчас вы посмотрите небольшой фильм об этом, в конце которого прочитаете пословицу – громко и хором.

 

 

Душа и руки создают шедевры

И просто украшают нашу жизнь.

За чудо творчества, истраченные нервы

Рукам искусным низко поклонись!

 

 

А теперь, когда мы с вами решили украшать нашу жизнь, вернемся в наш класс, тут мы с вами начнем с аппликации для начала нам надо научиться вырезать разные фигуры и наклеивать их аккуратно. Ножницы – это острые предметы, и надо хорошенько запомнить правила безопасности при работе с ножницами:

 

Обсуждают, почему создано такое правило

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны­ми и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Карточки

III. Заключительная часть.

Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия

Повторяют по очереди

Кто сможет повторить правила безопасности при  работе с ножницами, опираясь на эти карточки?