Вводные слова. Группы вводных слов
Оценка 5

Вводные слова. Группы вводных слов

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русский язык
8 кл
28.05.2017
Вводные слова. Группы вводных слов
Тип урока: урок усвоения нового материала. Цели: Образовательные: знать: понятие вводных слов и вводных предложений; основные группы вводных слов по значению; уметь: опознавать вводные конструкции; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами; определять принадлежность вводного слова смысловой группе; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Развивающие: формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием. Воспитательные: воспитание интереса к познанию нового; воспитание самостоятельности и ответственности. Виды деятельности: работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий. Планируемые результаты: 1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения и обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп; 2) УУД: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и их смысловыми группами 3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание. Оборудование: «Русский язык: учеб. для 8 класса общеобраз. учреждений/Л.А. Тростенцова. Л.А. Ладыженская. и др. – М.: Просвещение, 20016», компьютер, интерактивная доска и презентация.
Публикация является частью публикации:
урок.doc
Урок Вводные слова. Вводные конструкции. Тип урока: урок усвоения нового материала. Цели: Образовательные: знать: понятие вводных слов и вводных предложений; основные группы вводных слов по значению; уметь: опознавать вводные конструкции; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами; определять принадлежность вводного слова  смысловой группе; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности. Развивающие    : формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием. Воспитательные    : воспитание интереса к познанию нового; воспитание самостоятельности и ответственности. Виды деятельности:  работа в группах; конструирование лингвистического  рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий. Планируемые результаты: 1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения  и  обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных  смысловых групп; 2) УУД: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи  в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою  способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,  выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами,  словосочетаниями и их смысловыми группами 3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской  деятельности на основе алгоритма. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково­ исследовательский метод, творческое задание. Оборудование:  «Русский язык: учеб. для 8 класса общеобраз. учреждений/Л.А.  Тростенцова. Л.А. Ладыженская. и др. – М.: Просвещение, 20016», компьютер,  интерактивная доска и презентация. Организационный момент (Приложение. Слайд 1) ХОД УРОКА 1 ­ Здравствуйте, ребята.  ­ Прежде, чем мы определим тему и цели урока, повторим некоторые аспекты из  предмета русский язык. Повторение с увлечением а) Буквенный диктант. (Приложение. Слайд 3, 4) Задание: ответьте на вопросы, сложите первые буквы ответов и отгадайте  зашифрованное слово.  К какому разряду относится прилагательное высокий? (Качественное)  Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы имени  прилагательного? (Определение)  Определите группу односоставных предложений с главным членом  подлежащим. (Назывное)  Какой буквой обозначается на письме звук (э)? (е)  Какой частью речи является слово "пять десятых"? (Числительное)  Что такое "инфинитив"? (Неопределенная форма)  Как называется раздел науки, изучающий правила написания слов. (Орфография) Ответ:  КОНЕЧНО – Почему, как вы думаете, я зашифровала это слово? Что это за слово? Это вводное слово. Определение темы и целей урока  (Приложение. Слайд 5) ­Как вы думаете, как может  звучать тема нашего урока?  Вводные слова и вводные конструкции.  Вводные слова.  Вводные слова и пунктуация при них.  Вводные слова и знаки препинания при них. ­Молодцы! Вы правильно сформулировали. Тема  сегодняшнего урока «Вводные слова  и вводные предложения».    ­Какие цели поставим для того, чтобы изучить её? 1. Вспомнить, что мы знаем о вводных словах и предложениях; 2. Выяснить, какую имеют интонацию в предложении, какими знаками  препинания выделяются; 3. Узнать все о вводности слов и предложений. ­ Правильно. Запишите в тетрадях: (Приложение. Слайд 6) Шестнадцатое марта Классная работа. Вводные слова и вводные предложения. Тему урока мы выяснили, цели перед собой поставили, начнем изучать новую  «трудность». Объяснение нового материала а) Исследовательская работа. (Приложение. Слайды 7) 2 ­ Запишите предложение: Уже наступила весна. Инструкция: – Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение  слова, которые передадут ваше удивление. К моему удивлению, уже наступила  весна. – Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, использовав  вводное слово и поставив его в середину предложения. Уже, к счастью, наступила  весна. – Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.  Уже наступила весна, по сообщению синоптиков. ­ Обратите внимание на то, если мы уберем вводные слова, то смысл предложения  почти не изменится. А раз мы можем «выбросить» эти слова и выражения, значит, они в  предложении выделяются запятыми: если вводное слово или вводное предложение  стоит в начале предложения, то запятая ставится после, если в середине – то с обеих  сторон, если в конце­то перед ним.   ­Проверьте свои записи (Приложение. Слайды 8): Уже наступила весна. К моему удивлению, уже наступила весна. Уже, к счастью, наступила весна. Уже наступила весна, по сообщению синоптиков. Ответьте на вопросы и устно сделайте  выводы своего исследования. – С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов? Для  выражения эмоций. – Изменяется ли смысл предложения? Да – Если эти слова не влияют на содержание, будут ли они членами предложения? Нет. – От какого условия зависит постановка знаков препинания? От интонации. – Прочитайте эти предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно и  пунктуационно? Да. ­Итак, сделаем вывод, к которому мы пришли в результате исследования  (Приложение. Слайды 9): 1. Вводные слова служат для выражения эмоций; 2. Делают предложения «более живыми»; 3. Выделяются интонационно и запятыми.  б) Знакомство со смысловыми  группами вводных слов. (Приложение. Слайд 10) ­Рассмотрите в учебнике таблицу «Группы вводных слов по значению». Что вы  увидели? Мы увидели, что уже знакомы с вводными словами, еще в 5 классе, когда учились  писать сочинение, вы нам рассказали, что существуют слова для выражения наших мыслей.  ­А теперь обратите внимание на слайд, что нового вы увидели на нём?  Группа – вежливость, привлечение внимания собеседника. 3 ­Да, ребята, это особая группа, которую выделяет лингвист Малюшкин А.Б.(«Учебные  таблицы. 5­11 классы») и лингвисты  Воителева Т.М., Войлова К.М., Герасименко Н.А.  («Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»). Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов ведет к  засорению речи. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать. Вводные слова и предложения при произнесении выделяются интонацией, т.е. паузами и сравнительно   быстрым   произнесением,   а   на   письме   выделяются   запятыми.   Иногда вводные предложения выделяются скобками или тире. Вводные слова можно “изъять“ из предложения, и смысл высказывания от этого почти не изменится.  – Имеются ли у вас вопросы по данной теме? Есть. Мы узнали, что вводные слова и  предложения не являются членами предложения. Но как   быть с таким  примером:       К  несчастью (к чему? ­ дополнение)  моему  никто  не  остался   равнодушным.      К  несчастью,  проливные  дожди  затопили  окрестные  поля. ­Хороший вопрос: в первом предложении к несчастью является существительным в  косвенном падеже, а во втором ­ вводным словом, выражающим различные чувства. Более подробно об этом поговорим на следующем занятии. Но надо запомнить: одни и те же слова могут употребляться и как вводные слова, и как члены предложения Закрепление, тренировка и отработка умений Работа в парах: а) Творческая работа "Три минутки для шутки"  (Приложение. Слайд 11) Задание распечатано на карточках для индивидуальной работы. 4 Задание: Прочитайте этот "рассказ". Можно ли понять его содержание? Добавьте  недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ. Условие – не  выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все  получится! Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал  для справок. Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить. _____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные:  грузовые, легковые, пожарные. Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного  самосвала – не прокашляешься. Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть  в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься. _______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы,  немало от них и вреда. ______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые  средства транспорта. Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по  словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам. б) Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных  слов. (см. таблицу в учебнике) (Приложение. Слайд 12) в) Самостоятельно найти вводные слова, расставить недостающие знаки препинания.  (Приложение. Слайд 13) 1. Книги как известно издавна почитались на Руси. 2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно. 3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома. 4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом. 5. Вы одним словом легко отделались. 6. Он  слава богу остался жив. 7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры. ЭТАЛОН:  (Приложение. Слайд 14)  1. Книги, как известно, издавна почитались на Руси. 2. Пожар в лесу, по словам очевидцев, возобновился неожиданно. 3. Поезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома. 4. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом. 5. Вы, одним словом, легко отделались. 6. Он, слава богу, остался жив. 7. По сообщению синоптиков, скоро ожидается понижение температуры. 5 ­Давайте определим принадлежность вводных слов смысловым группам.  (Приложение. Слайд 15) ­Еще раз сделаем вывод, для чего мы используем вводные слова и предложения?  Вводные слова и предложения нам нужны для выражения мыслей и эмоций;  Они делают предложения «более живыми»;  Выделяются интонационно и знаками препинания;  Не являются членами предложения. ­ Давайте проверим себя, на сколько хорошо мы усвоили тему: Тест. (Приложение. Слайд 16) 1. Вводные слова ­ это: А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает; Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью. 2.Какое значение имеет вводное слово действительно: А) порядок мыслей; Б) различные чувства; В) большая степень уверенности; Г) меньшая степень уверенности; Д) источник сообщения. 3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь: А) к удивлению; Б) возможно; В) конечно; Г) по­моему; Д) итак. 4. Являются ли вводные слова членами предложения: А) да; Б) нет. 5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово: А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег. Б) Кажется, скоро пойдёт снег. В) Он не такой, каким кажется. 6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение: А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,­ страшное зрелище. Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,­ страшное зрелище. В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу­ страшное зрелище. г) *Резерв (дополнительное задание "Семейный разговор").     Рефлексия (Приложение. Слайд 17): ­ – Что на уроке было главным? Узнать, что такое вводные слова и предложения, научиться находить их и  выделять в тексте при помощи интонации и на письме запятыми.. – Добились ли мы поставленных целей? Да. – Что было интересным? То, что, как оказалось, мы с ними уже знакомы и часто их  используем без надобности. – Ребята! А какие еще слова, кроме вводных не являются членами предложения. 6 Так же,  как и  вводные слова,   обращения  и междометия  не  являются   членами предложения. – Чему научились? Домашнее задание (Приложение. Слайд 19) 1 вариант: Подготовить индивидуальное сообщение по выбору учащегося: – "Слова­хамелеоны" в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста) – Слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.) 2 вариант: Разработать словарный диктант по теме "Вводные слова". 3 вариант: Выполнить упражнение № 366. ­ Закончить наш урок я бы хотела стихотворением А.Кушнера, которое называется  «Вводные слова»: (Приложение. Слайд 20) Выставление оценок учащимся  (Приложение. Слайд 21) ­ Спасибо за внимание, урок окончен… 7

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов

Вводные слова. Группы вводных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017