Вводные слова. Смысловые группы вводных слов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработку могут использовать учителя русского языка при изложении нового материала по теме «Вводные слова» на уроках в 8-м классе. Чтобы в будущем не иметь проблем с постановкой знаков препинания при вводных словах, школьники должны уже на этом занятии хорошо понять значение этого понятия, усвоить его основные отличия и в дальнейшем не путать вводные слова со вставными конструкциями и обособленными членами предложения.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок русского языка в 8 классе Тема: Вводные слова. Смысловые группы вводных слов. Цели:  Образовательные: o знать:   o уметь:      Развивающие: понятие вводных слов; основные группы вводных слов по значению; опознавать вводные конструкции; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными  словами; определять принадлежность вводного слова  смысловой группе; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию  вводности. o формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием; o развитие умения использовать  интерактивную доску в процессе обучения.  Воспитательные: o воспитание интереса к познанию нового; o воспитание самостоятельности и ответственности. Если в мире есть вещи,достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л.Успенский 1. Работа с текстом (слайд). ­ Прочитайте выразительно тексты, которые вы видите на доске. ­ Чем отличны друг от друга они? (по объему, в 1 тексте автор использует вводные слова) ­ Назовите их. ­ Верно, вводные слова в этом тексте есть. Они­то и станут предметом изучения на  сегодняшнем уроке. Поэтому тема урока так и будет звучать: Вводные слова (слайд) ­ Для чего автор использует такие слова? (текст благодаря им становиться выразительным,  эмоциональным, интересным, говорящий привлекает внимание слушателей, выражая свое  отношение) ­ Так что же помогает сделать первый текст интересным, эмоциональным? (таким помогает  сделать его вводные слова) ­ Значит, это слова – помощники? ­ А что объединяет тексты? (в них говорится об одном и том же, несмотря на то, что в  первом тексте есть вводные слова, а во втором их нет) ­ Так влияют ли на смысл предложений вводные слова? (нет, не влияют) Тогда есть  необходимость в использовании этих слов в речи? (нет, можно обойтись и без них) ­ (слайд) Однажды знаменитый лингвист Александр Матвеевич Пешковский заметил, что  вводные конструкции – это «инородные слова, внутренне чуждые приютившему их  предложению». Так это или нет, нам предстоит сегодня выяснить на уроке? ­ Что вы думаете по поводу этого высказывания? (дети говорят) ­ Итак, мы услышали два противоположных мнения Проблемный вопрос (слайд) Вводные слова – помощники ИЛИ Вводные слова – чужаки Именно это нам и предстоит выяснить на уроке. А что для этого нам нужно сделать? (ответы  детей) Целеполагание:­ Верно, узнать, что такое вводные слова, выяснить их роль в нашей речи, научиться видеть  их в тексте. ­ Почему слова, о которых мы ведем разговор, называются вводными. Какое значение имеет  слово «вводный». Для этого нам необходимо заглянуть в словарь. Работа со словарем В словаре Ушакова слово “вводный” имеет два значения: 1. Служащий вводом во что­нибудь, свидетельствующий о вводе. Вводная лекция (первая­  предшествующая последующим). 2. Введенный внутрь чего­то (слово, войска) Значит, вводное слово – это слово введенное внутрь предложения. Работа с учебником. ­ А какое определение дается в учебнике «Теория». Откройте §199. Прочитайте его. ­ В русском языке много вводных слов. Давайте познакомимся с их разнообразием. А для  этого предлагаю поработать с интерактивным плакатом. Комментарии. Работа в группах. ­ Все вводные слова объединены в группы по значению. Сколько таких групп? Какие это  группы? ­ Чего не хватает в этом плакате для полноты понимания? (Примеров) ­ Составьте предложения­примеры со словами разных групп, запишите, а затем  выразительно прочитайте. Поработать предлагаю в группах. 1 группа – вводные слова группы меньшей и большей степени уверенности, различных  чувств, порядок мыслей 2 группа ­ вводные слова группы источник сообщения, способ оформления мыслей ­ сделайте вывод о роли вводных слов Вывод: вводные слова необходимы для того, чтобы выразить свое отношение, к тому, о чем  сообщается ­ В какой части ваших предложений находятся вводные слова (в начале, в середине) ­ О чем это говорит? (Вывод: вводные слова могут находиться в разных частях  предложения) Схематично это выглядит так СХЕМЫ [ ВВ,…] [ ….,ВВ,…] ­ В устной речи вы интонационно выделяете вводные слова, а значит и на письме их нужно  тоже выделить. Как? Работа с предложениями ­ А теперь, когда мы немало узнали о вводных словах, предлагаю работу с  таблицей (слайд), колонки которой нужно заполнить, проанализировав предложения. ­ Выпишите первое предложение из таблицы и сделайте синтаксический разбор.­ Какой вопрос вы задали к вводному слову? (его задать невозможно) ­ Какую же синтаксическую роль выполняет вводное слово в предложении? (не является  членом предложения) ­ А что изменится, если вводное слово опустить? (ничего, смысл предложения не изменится) Вывод: вводные слова не является членами предложения, смысл предложения без них не  меняется, значит, в предложение вводное слово не вносит никакой дополнительной  информации. ­ Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Вы каждый день  употребляете их в речи, не подозревая, что это еще одна группа вводных слов. Это слова  приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы. Что они  означают? (слайд) Насколько часто вы употребляете их в повседневной речи, мы сейчас проверим. Речевые ситуации. Составьте в парах несколько предложений ­ первая пара составляет предложение ­ просьбу со словосочетаниями «будьте добры»,  «будьте любезны», «сделайте одолжение»; ­ вторая пара отвечает предложением ­ отказом, используя слова «знаете ли», « понимаете  ли», «видите ли». ­ Вот она, сила «волшебных» слов. Мы должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы  грязная ругань вызывала отвращение. Произносите чаще добрые приятные слова, они  раскрывают необыкновенную красоту языка, несут радость людям – от этого и вы будете  радостнее жить. Разрешение проблемы. ­ А теперь вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока. (слайд) ­ Как считаете вы? ­ Наши мысли дополнит стихотворение Александра Кушнера «Вводные слова» (слайд) Возьмите вводные слова. От них кружится голова. Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чём, смущаясь, говорим. ­ О какой роли вводных слов пишет поэт? Согласны вы с ним?­ И все­таки, без вводных слов речь была бы скучной, «серой», невыразительной. Они  помогают автору передать свое отношение к высказыванию, логически верно выстроить  мысль, а читателям ­ понять его. Рефлексия (слайд) ­ В чем заключалась основная задача нашего урока? ­ Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей Домашнее задание. (слайд) §199, знать группы вводных слов Упр№417 или Сочинение – миниатюра «Зачем нужны вводные слова?» Тезис и аргументы в его подтверждение с помощью вводных слов. Подведение итогов урока. Оценка деятельности. ­ В завершение урока хочется сказать: «Мне, бесспорно, понравилось с вами работать. Вы, несомненно, замечательные ученики»

Посмотрите также