Вводный урок литературы в 5 классе
Оценка 5

Вводный урок литературы в 5 классе

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русская литература
5 кл
03.02.2017
Вводный урок литературы в 5 классе
Публикация является частью публикации:
Урок 1 Книга.doc
Урок 1      Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни  человека и общества. Цели:   Познакомить с понятием «литература как учебный предмет»;  Понять роль книги в жизни человека и общества;  Рассмотреть компоненты книги: обложку, титул, форзац, сноски, оглавление;  Узнать, кто участвует в создании книг;  Познакомиться с учебником литературы и правилами работы с ним. Ход урока:        I. Литература как учебный предмет        Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это  первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от  литературного чтения в начальной школе) для учеников. Очень важны радостный,  творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к  классу, которое непременно передастся детям.        После знакомства учитель может спросить:        — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?        Уроки чтения, литературного чтения.        — Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?        Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать  стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по  ролям читать рассказы.        ­­­ Что на этих уроках являлось основным предметом?  Конечно же, книга.      Вот и мы сегодня поговорим о книге, о ее роли в жизни человека. Это и будет темой  нашего первого урока. Авторы вашего учебника уже на первых страницах определили  роль книги. Давайте прочитаем название статьи.       ­­­ Согласны ли вы с этим утверждением и почему? (Слайд 1) Обратите внимание  на картинки на слайде – это подсказки. 1 — На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое? (Слайд 2)        Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка.  В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:        Литература (лат.) — «написанное».        Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить  литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную  литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.        Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились.  Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор  — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как  люди учились выражать свои чувства словами.       II. Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного  поколения другому (Слайд 3)        Внимательно посмотрите на картинку. Как вы думаете, что здесь символически  изображено? Какой у этой картинки скрытый смысл? В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную».  ­­­ Как вы понимаете эти слова?      Многие великие люди приложили свою руку к тому, чтобы книга стала нашей  спутницей. Ведь сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов,  знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли.  Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество  за тысячелетия своего существования.  ­­­ Знаете ли вы что­нибудь из истории книги? Давайте прочитаем сведения об этом на форзаце.  (Слайд 4) Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава  Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал  особые школы для переписчиков книг. В Древней Руси книги были очень дорогими. Их  писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу.  2 (Слайд 5) Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил  первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его  учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.               — Рассмотрим изображение страниц книги «Апостол». (Слайд 6) Это первая  книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью  типографского станка на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от  Кремля.        Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой  благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором  некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки  (так называемые титло).        На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы  видим тщательно прорисованную буквицу. Буквы в строках написаны почерком,  который называется устав. В строках нет заглавных букв, редко встречаются  привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это  говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на  предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних  текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.        — Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в  купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам? Прошло несколько сотен лет и и книги стали издаваться в современных типографиях с  помощью больших типографических машин, одна из которых изображена на заднем  форзаце учебника. Сейчас книги есть в каждом доме. Они стали доступными. Но мы с  вами обязательно должны помнить, что книги  это то, что завещано нам другими  поколениями. В них те знания, тот опыт, которые мы должны передать потомками.   ­­­­­ Как же нужно относиться к книге?       III. Книга и ее компоненты: (Слайд 7) обложка, титул, форзац и нахзац, сноски,  оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор.  Учебник литературы и работа с ним 3 — Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и  обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой  книгой.        Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой.  Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по  нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью  класса и слегка корректировать ответы учеников. Если класс недостаточно активен,  поможем детям вопросами:        — Из каких же компонентов состоит книга?        Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.        Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от  твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться  к книге, мы выберем для нее обложку.        Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских 2 художников к вступлению к  поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна­лягушка», а также  отрывки из этих произведений.        Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии  авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий  авторов­составителей, года и места издания указано, что это 7­е издание,  переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки  Российской Федерации и что он состоит из двух частей.       Сноски ­ это комментарий или ссылка на источники цитат либо информации        — Назовите авторов­составителей, художников этого учебника.        Авторы­составители учебника по литературе для 5 класса — Геннадий Самуйлович Меркин, С.А.Зимин, В.А.Чалмаев. Они продумывали содержание учебника, подобрали  литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями.  Художник Н.Г. Ордынский оформил учебник. Редактор А.В.Федоров организовал всю  работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал  понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое  содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.        — Нравится ли вам внешний вид учебника? 4 — Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать  об этом?        В создании современной книги участвует большое количество людей разных  профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники  издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.        Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на  последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом  она издана и в какой типографии напечатана.        — В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?        Ученики узнают, что издательство называется «Русское слово» и находится оно в  Москве.        — Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?        Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И.  Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети  встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И.  С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.               — Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?        Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.        Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь  литературоведческих терминов» (с. 246­253 во 2 части), раздел, рассказывающий о  литературных местах России (с. 244­245 во 2 части), и рекомендательный список книг  для чтения (с. 241­243 во 2 части)        — Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже  прочитали. Теперь прочитаем, что говорят о книге русские пословицы (Слайд 8)        — Как вы понимаете смысл этих пословиц?  «Знание – солнце, книга – окно».  «Испокон века книга растит человека». 5  «Хорошая книга ярче звездочки светит».  «Книги читать – не в ладушки играть».  «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет»        Сделаем выводы: (Слайд 9)  Какую роль играет книга в жизни человека?   Как называются основные компоненты книги?   Кто работает над созданием книги?   Как нужно относиться к книге?       Домашнее задание        Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее  пересказ.        Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в  тетрадь. 6

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе

Вводный урок литературы в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017