Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)
Оценка 4.7

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
21.01.2018
Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)
Урок ОРКСЭ способствует развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине, расширяет представления воспитанников о родной стране, как о стране с православными культурными традициями; вводятся понятия «Святая Русь», «Православие», «православный», о государственных символах России, знакомятся с достопримечательностями Москвы.
1.вводныйурок Мы дети России.docx
Тема: «Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура». Цель: Способствовать развитию у воспитанников чувства патриотизма и любви к своей большой и малой Родине. Задачи: 1. Расширять представления воспитанников о родной стране как стране с православными   культурными   традициями;   ввести   понятия   «Святая Русь», «Православие», «православный». 2. Уточнить   знания   детей   о   государственных   символах   России,   познакомить   с достопримечательностями Москвы. 3. Вызывать желание детей познавать историю своего народа, его быта, обычаев; 4. Продолжать   развивать   связную   и   диалогическую   речь   детей   как средство   общения,   побуждать   их   размышлять   по   проблемно­ нравственным   темам   и   высказывать   свои   суждения;   развивать координацию слова и движений. Интеграция   образовательных   областей:   «Окружающий   мир», «Изобразительное искусство», «ОРКСЭ». Методы и приемы:  наглядные: показ слайдов презентации;  словесные: чтение стихотворений, беседа с элементами диалога, ответы на вопросы педагога, рассказ педагога;  практические:   дидактическая   игра   с   использованием   иллюстраций, рисование флага. Предварительная работа:  беседы с детьми о России, о родном городе как малой родине, о красоте русской природы;  чтение стихотворения И.Никитина «Русь»;  рассматривание глобуса, географического атласа и карты России,  заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов. Программное обеспечение: 1  ноутбук с мультимедийным проектором и экраном;  презентация «Великая Россия»;  музыкальное сопровождение М. Мурадели «Россия­родина моя», муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия» Ход проведения  занятия: Звучит музыка. Педагог читает стихотворение. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с хлебным колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережем, И под небом синим­синим Флаг России над Кремлём!  ­ Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине ­ Великой России. А что такое Родина? (Ответы детей) Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает.  Наша Родина – Россия! Здесь родились мы на свет, Нет земли для нас красивей И любимей в мире нет! Здесь твой дом, твоя семья, Здесь живут твои друзья! О. Емельяненко 2 ­  Родина у каждого человека одна. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО   И   РОДИНА».   В   душе   человека,   смотрящего   на   русские   просторы, рождается   радость,   восторг,   благодарность   Богу   за   то,   что   мы   в   таких   краях живем. Благочестивые, верующие в Бога мудрые русские люди, говорят, что через русскую природу будто беседует с нами Сам Господь Бог, Творец неба и земли. Много полезных нравственных уроков преподносит Он нам через Свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления. Вот   долина:   широкая,   зеленеющая   летом   и   взращивающая   к   осени   хлеба. (Слайд) — Она учит такому доброму качеству, как смирение, щедрость, открытость, простота. ­Теперь давайте посмотрим на русскую речку (Слайд) мягко и плавно течет она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки. –   Река   учит   таким   добрым   чертам   характера,   как   нежность,   мягкость, гибкость. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми людьми, помнящими зло, не умеющими прощать. Давайте будем учиться, не обижать друг друга, любить и прощать.   На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство. ( Слайд)  Служа Господу Богу и людям, совершали свой подвиг на Святой Руси   русские   святые:   князья   и   княгини   святители   преподобные   и   праведные. Святые — это люди, которые жили по заповедям Божиим. (Слайд с изображением святых.)    ­ Мы с вами живем в г. Унеча. Унеча ­ это наша малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей).  3 ­  Да,   ребята,   мы   живём   в  стране,  у   которой   удивительно   красивое   имя  – Россия. Давайте вместе повторим это слово – «Россия»! А мы с вами граждане России, значит мы ­ кто? Россияне!   Послушайте стихотворение О. Емельяненко «Гражданин России». Гражданин России Если ты живешь в России, Если ты родился тут, Будь ты русский иль мансиец, Эскимос или якут, Кабардинец иль аварец, Белорус иль осетин, Украинец иль нанаец, Ты – российский гражданин! Вся страна – наш общий дом, Предков созданный трудом! Познавательный рассказ педагога о Святой Руси. «Откуда пошла наша земля?»   ­ Давным­давно наши давние предки жили на берегу большой реки. Растили хлеб, делали красивую посуду из глины и дерева. Но они ничего не знали о Боге. И однажды к ним пришел необыкновенный человек – святой Андрей Первозванный. Он рассказал им о настоящем Боге и сказал, что скоро в этих местах все люди научатся верить в истинного Бога. Так и случилось. Наша Родина – Россия стала православной   страной.   Наши   предки   очень   любили   и   берегли   свою   родину, защищали ее от врагов.   Ребята, а что значит Русь святая? (Ответы детей).   –   Да,   Россию   называют   Святой   Русью   потому,   что   живущие   в   ней   люди правильно славили Бога, любили его и жили по Его заповедям. А еще нашу страну называют православной. Потому, что мы славили Бога. Давайте послушаем ещё одно стихотворение «Русь называют Святою…»  Русь называют Святою. 4 Поле, да лес, да вода, Церковь над тихой рекою И в два оконца изба. Тихо о чем­то тоскует Возле колодца ветла. Родиной землю другую Я б не назвал никогда.  ­  Россия самая большая страна в мире.  От северного полюса и до горы Рагдан И от Чукотки до Калининграда Лежит Россия – большая из стран, И нам земли другой вовек не надо! Дальний Восток, Сибирь, Урал, Кавказ, Карелия, Кубань, Крым, Черноземье – Всё это в сердце каждого из нас, Всё это наши родовые земли.  ­ В России свыше тысячи городов, много сел, деревень. Назовите мне города какие вы знаете?  (Ответы детей – Москва, Санкт­Петербург, Белгород, Курск, Самара, Нижний Новгород, Уфа и т.д.)  ­ Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны.  Какие реки вы знаете, которые протекают по нашей стране? (Ответы детей. Волга, Обь, Енисей, Москва, Ока…) Если долго­долго­долго В самолёте нам лететь, Если долго­долго­долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, 5 Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы. Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая Наша Родина большая, необъятная страна! ­   Наша   Родина   ­   это   великая   страна.  А   какой   главный   город   в   России? (Ответы детей).  Да, Москву мы называем столицей нашей Родины. Невозможно не влюбиться В эту сказку наяву – Нашей Родины столицу, Сердце русское – Москву, В щебетанье птичьих хоров, В Патриарших зеркала, В площадь Красную, в соборов Золотые купола. Не горда и не спесива, Всех готова принимать, Ты, Москва, для всей России Не владычица, а Мать. ­   Москва   очень   большой   и   красивый   город.   Давайте   немного   поиграем.   Я произношу название города – «Москва» ­ и бросаю мяч, а вы назовите какую­либо достопримечательность этого города.  ­   Молодцы,   ребята!   Действительно,   в   нашей   столице   очень   много   достопримечательностей, потому что это древний город России. Педагог показывает фотографии и иллюстрации достопримечательностей Москвы (слайд­шоу) и читает стихотворение Ф. Глинки о Москве. 6 Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы И посады, и деревни, и палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен на седых твоих холмах! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных — Это матушка Москва!  ­ Ребята, Россия ­ это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди, это ­ государство. Кто стоит во главе государства? (Ответы детей) Президент Нужен в каждом государстве Главный, чтоб держать ответ. Царь есть в тридевятом царстве, А у нас есть президент – Лидер, избранный народом Защищать страны свободу И следить, чтобы закон Был повсюду соблюден! - Назовите президента Российской Федерации. (Ответы детей) ­ А какие символы есть у каждого государства? (Ответы детей) Педагог демонстрирует герб России  ­ Это герб России. На нем изображен двуглавый орел, который смотрит на Запад и Восток страны. Герб 7 У России герб красивый,  Полный гордости и силы – Золотой орел двуглавый  Держит скипетр и державу. С запада и до востока Крылья он простер широко. Три над ним короны реют, И копьем пронзает змея Всадник на его груди: Зло придет – не пощадим! В этом деле нам подмога – Правда, честь и вера в Бога!       Проводится игра «Собери в целое». Дети делятся на 2 команды, каждой из которых даются образцы: из разрезанных  частей необходимо собрать в целое – герб (подводятся итоги).       Педагог демонстрирует флаг России  ­ Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы. Флаг Вейся, смелый И прекрасный Флаг родной России: Сверху – белый, Снизу – красный, Посредине – синий, Гарантируя народу Правду, силу и свободу! Художественно­продуктивная деятельность:  двум командам предлагается  нарисовать на мольберте  флаг  России. 8 ­ Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина, Святая Русь.  Педагог читает стихотворение И. Никитина «Русь» ­ Ребята, а вы знаете, что издавна символом Руси была белая березка. Педагог показывает макет березки. Просмотр картинки на слайде. ­Русская березка – краса и гордость России! Как вы думаете, за что русские люди  любят березку? (Ответы детей) ­ Правильно, березка – символ чистоты, красоты русской души! В старину весной  березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.                           Физминутка «Хоровод» Посреди двора березка ненаглядная стоит. И зелеными глазами очень ласково глядит. Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят, Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят. Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем. Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.  ­ А сейчас я вам предлагаю послушать знакомую песню «Моя Россия». Слушание песни «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз. Г. Струве)   ­ На Руси верили, что если что­то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется.   ­ Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к нашей березке свою Педагог раздает ленточки ленточку. Дети произносят пожелания и привязывают ленточки. ­Почему же Русь называют православной? (Ответы детей) ­Действительно, православная вера лежит в основе нашей истории и культуры.  Мир православия, мир бесконечный, добрый и мудрый. И на следующих уроках мы будем знакомиться с ним ближе. 9 ­Перед тем, как дать вам задание на дом, давайте подведем итог нашего занятия. В России проживают люди разных национальностей.   Что зависит от всех, чтобы в России был мир?  Каким общим словом можно назвать всех людей, живущих в России.   Для чего нужно изучать русский язык? Список литературы 1. Данилюк   Александр   Ярославович   «Основы   религиозных   культур   и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4­5 кл. 2010 г. 2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   учебное   пособие   для православной   культуры   4­5   классы: общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев­М.: Просвещение, 2010­ 95 с.: ил.­ISB№978­5­09­024063­5 3. http://www.portal­slovo.ru/pre_school_education/36462.  4. Это – родина моя: цикл занятий  о родине для детей. Материалы  из опыта   работы   педагогического   коллектива.   –   Белгород:   Изд­во БелРИПКППС, 2009. – 60 с. 5. Культура родного края: учебное пособие для 4 класса/ В.Н.Лупоядов, Л.Ю.лупоядова­ Брянск: «Курсив»,2013,­ 128с. 10

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)

Вводный урок. Мы – дети России, Руси Святой. Что такое культура (ОРКСЭ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018