Вы, супер органисты!

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вы, супер, Органисты!.docx

Открытый обобщающий урок по органической химии

Вы, супер, Органисты!

Цель урока: Обобщить и закрепить знания, связанные с органической химией.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к предмету химия и исследовательской работе, приобретение навыков и умений проведения лабораторных опытов и лабораторных исследований;

-– развивать навыки самостоятельности, ответственности, аккуратности, самодисциплины, самопознания и саморазвития;

– воспитывать чувство гордости за отечественную науку, культуру общения и поведения в коллективе, навыки здорового образа жизни.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока:

1.     Вступление учителя: Объяснение  плана урока, работы с карточками. Класс делится на две команды. Команда, которая быстрее  и правильно выполняет задание, получает высший бал – 5 баллов, если допускаются ошибки, то балл снижается. В конце игры подсчитывается общее количество баллов, побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. В ходе игры будет девять разных заданий в виде карточек. Ответы прилагаются.

 

Задания и ответы

 

Упражнение №1. Третий – лишний

Определить формулу углеводорода ( предельного спирта), являющегося «лишним» среди каждой тройки:

 Третий – лишний

CH4 O    C2 H6 O   C3 H8 O

C4 H10 O   C3 H6 O   C 4H8 O

C7 H14 O   C 6H6 O   C7 H9 O

Ответы:  1.CH4 O;   2.C4 H10 O;   3. C7 H14 O

Упражнение №2. Найди «родственников»

Определить формулы углеводородов, относящихся к одному классу.

C2 H6    C5 H12

C4 H8      C2 H2

C7 H12   C10 H18

C5H12    C H4

C2 H4      C5 H10

C2 H6 O   C3 H6 O

Ответы: 1. C2 H6    C5 H12;                      2. C7 H12   C10 H18

3. C2 H4      C5 H10

 

 

 

Упражнение №3 «Крестики – нолики»

Найти выигрышный путь, с формулами предельных спиртов.

C2 H6

C10 H22

C2 H6 O

C5H10

C4 H10 O

C6 H6

C3 H8 O

C2 H4

C7 H8

   

Ответ: По диагонали  слева направо.

Упражнение № 4 Что бы это значило?

Определить, используя две предыдущие, что нужно дописать во второй и в третьей, вместо вопроса и указать, что обозначает эта аббревиатура.

                            Правильный ответ

C2 H6 - ?

C2 H6 – ПУ

этан

C6 H12 – ?,  

C6 H12 – ЦА, НПУ

циклогексан, гексен

C6 H6 - ?

C6 H6 – АУ

 бензол

 

Где: ПУ – предельный углеводород, ЦА – циклоалканны, непредельный углеводород), АУ – ароматические углеводороды.

Упражнение № 5. Распределить данные по  классам углеводородов

Диены

Арены

Алкены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные: CnH2n -2;  = ; C6 H; C10 H20   ; C6 H12  ; C3 H;  --  =.; C8 H10  ; Cn H2 n -6  ; C5 H; C8H14  ; CnH2n  ; C7H8 ; C4 H8 ; = =, где – одна черта – это одинарная связь, две черты – двойная, три черты – тройная связь.

Ответ:

Диены

Арены

Алкены

CnH2n -2

Cn H2 n -6 

CnH2n

=   =

--   =

=

C3 H

C6 H

C4 H8

C5 H

C7H8

C6 H12 

C8H14

C8 H10 

C10 H20  

Игра №6: «Именные реакции»

Внимательно рассмотрите  реакции и выберите реакции, которые были открыты тем или иным известным химиком – это: реакция Вюрца, реакция Коновалова, Марковникова, Кучерова, Зелинского, Лебедева, Бутлерова, Фриделя – Крафтса, Семенова.

1. 2CH3I + 2Na → СH3–CH3 + 2NaI (ответ Вюрца)

2.CH3–CH3 + HNО3 → CH3–CH3NО2 + Н2О ( ответ - Коновалова.)

3.CH2=CH–CH3 + HBr → CH3–CHBr–CH3   (ответ – Марковникова).

4.2СН3–СН2ОН → СН2=СН–СН=СН2 + 2Н2О + Н2   (ответ – Лебедева).

5.СН≡СН + Н2О → СН3–HСO (Ответ – Кучерова).

6. 3CH≡CH →С6 Н6   (ответ – Зелинского).

7.  6 НСОН → С6 Н12 О6  (ответ – Бутлерова)

8. СН4 + СL2   →   СН3CL +НСl (реакция - Семенова)

Игра №7 «Боевой хоровод» - «Кто с химией дружит, тот никогда  не тужит»: нужно за 2 минуты составить как можно больше более длинную  цепочку  слов, связанных с органической химией,   и где бы последняя буква служила началом следующего:

Например:  Глюкоза – анилин – нитрование – единая – янтарная –ядро –орто – ориентант – толуол – Лебедев –Вюрца – Арен – нуклеотид – ДНК – карбонил – лактоза – аминокислота – амид –денатурация – яблочная – и т.д.

Задание №8: Разгадай кроссворд

Кроссворды

1)

4

 

2

 

3

 

1

 
1.JPG

1.      Диеновый углеводород;

2.      Реакция присоединения водорода;

3.      Трехатомный спирт;

4.      Фениламин (или) ?

Ответ:1 –бутадиен; гидрирование; 3 –глицерин; 4 -анилин

4

 
2)

3

 

2

 

1

 
2.JPG

1.      Продукт распада крахмала

2.      Реакция Коновалова

3.      Название солей ароматических спиртов

4.      Дисахарид

Ответ: 1 –мальтоза;2 –нитрование; 3 –феноксид; 4 -сахароза

Игра №9: Вопрос – загадка «О ком речь?»

В этом задании пойдет речь об ученом, который работал в области органической химии. Я буду давать вам подсказки, а вы должны отгадать, о каком ученом идет речь.

1.      Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик»

2.      Учился у крупнейших ученых Зинина и Клауса

3.      Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

4.      В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата

5.      В 23 года читал лекции в казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии.

6.      Создал теорию строения органических веществ.

(ответ - Бутлеров Александр Михайлович)

Вот мы с вами к финишу пришли. Подводится итог урока.

Сейчас прозвенит звонок.

К концу подошел наш урок.

Я благодарность вам всем объявляю,

Отметки в журнал я вам выставляю.

Вы, супер! - я вам говорю,

Мы цели достигли. Благодарю!

Прутко Валентина Викторовна – учитель химии Озероучумской ООШ

Ужурского района Красноярского края