Аннотация к методической работе
Работа раскрывает основные функции концертмейстера в работе в классе хореографии. Эти функции носят педагогический характер и определяют задачи концертмейстера в воспитательном процессе учеников.
Функции концертмейстера в учебном процессе на уроках хореографии
В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии, хорового пения, вокала, инструментального класса невозможно без верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьёт у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьёт им музыкально-эстетический вкус. Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей?
Весь учебный процесс на отделении хореографии неотделим от музыки – он без музыки не существует.
Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях является музыкально-ритмическое воспитание.
Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
· обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
· усвоение музыкальных знаний;
· формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность даёт правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.
Концертмейстер помогает создавать художественный образ.
Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа. Танец – создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу
Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образ. Всё действия ребёнка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идёт по возрастающей линии.
Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт. Дальше мы отходим от рисунка и, слушая музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ.
Ещё сложнее – показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.
Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, педагогики – в их взаимосвязях.
Для педагога-хореографа и учащихся класса хореографии концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов, в собственном музыкальном совершенствовании.
Список литературы
1.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2.
2.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.,1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.