Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Оценка 5
docx
01.06.2020
Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ  В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ
Гавиловская Елена диплом.docx

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский медицинский техникум»

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 (дипломный проект)

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

 В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

 

 

Допущен к защите на ГИА

Выполнил:

Гавиловская Елена Владимировна

студент очно-заочной

формы обучения

специальности 34.02.01 Сестринское дело

____________

(подпись)

Выпускная квалификационная работа защищена

«__»____________20__г.

Оценка _______________

Секретарь ГЭК __________

 

Научный руководитель

Т. Ю. Федотова___________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Содержание

1. Краткая аннотация ……………………………………………...………..…….3

2. Паспорт дипломного проекта……………………….…………………………4

3.  Теоретическая часть…………………..……………………………………….6

3.1 Анатомо- физиологические особенности строения почек у детей…….....6  3.2 Этиология и патогенез………………………………………………………10

3.3 Факторы риска развития пиелонефрита у детей……………………….....11

3.4 Классификация и диагностика пиелонефрита…………………………….14

3.5 Клиническая картина………………………………………………………..15

3.6 Лечение пиелонефрита……………………………………………………...16

3.7 Первичная профилактика пиелонефрита у детей…………………………19

3.8 Деятельность медицинской сестры в профилактике пиелонефрита

у детей……………………………………………………………………………20

4 Этапы проведения проекта….………………………………………………...25

4.1 Подготовительный…………………………………………………….…….25

4.2 Основной…….…………………………………………………..…………..26

5. Календарный план проекта…………………………………………………..33

6. Бюджет проекта……………………………………………………………….37

7. Ожидаемые результаты……….……………………………………..……….39

8.Оценка результатов…………………………………………………………....39

9. Перспективы развития……….……………………………………………….39

10. Риски реализации проекта…………………………………………………..40

11. Пути решения рисков исполнения проекта……………………......………40

12.Список литературы…………..………………………….…….....…………..41

Приложение 1. Анкеты…..……………………...…………..…………………..44

Приложение  2. Раздаточный материал ……………………………………….47

Приложение 3.Буклет…………………………………………………………...51

Приложение 4. Фотогалерея (анкетирование и проведение занятий) ….........53

Приложение 5. Благодарственное письмо……………………………………..55

1. Краткая аннотация дипломного проекта

 

В дипломном проекте рассмотрена деятельность медицинской сестры в профилактике населения,  по заболеванию пиелонефрита у детей.

Одной из главных целей проекта является санитарно-просветительская работа медицинской сестры с родителями. Для чего необходимо проводить более активно информированность родителей, по профилактике этого заболевания, у детей с раннего возраста. Задействовав медицинский персонал детских и медицинских учреждений. Это должно привести к снижению заболеваемости   мочевой системы, и  здоровому образу жизни населения.

 На подготовку и реализацию данного проекта потребовалось 9 месяцев. На протяжении этого времени, рассматривался и изучался материал и данные статистики по этому заболеванию. Проводился анализ теоретического материала. Выявлялся уровень   начальных знаний родителей, об этом заболевании, путем анкетирования, подготовки методического и раздаточного материалов для занятия с родителями. Проведение итогового анкетирования, подведение итогов дипломного  проекта.

Данные проекта могут быть использованы в детских дошкольных и школьных учреждениях, в медицинских организациях, в «Центрах здоровья населения».

Проект подготовлен и реализован студенткой четвертого  курса «Красноярского  медицинского техникума», отделения специальности 34.02.01 Сестринское дело, очно- заочной  формы обучения- Гавиловской Еленой Владимировной.

 

 

2. Паспорт дипломного проекта

 

Актуальность обосновывается тем, что пиелонефрит является распространенной патологией среди детского населения, имеет высокий удельный вес среди всех воспалительных заболеваний  внутренних органов и занимает второе место после заболеваний органов дыхания [10].

Заболевание широко распространено среди  детей всех возрастных групп, протекает длительно, в ряде случаев приводит к тяжелым осложнениям, таким как:

1.     острая почечная недостаточность;

2.     хроническая почечная недостаточность;

3.     мочекаменная болезнь

4.     пионефроз.

Распространенность инфекции мочевой системы составляет 10-18 случаев на 1000 детского населения:

- в периоде новорожденности — 1,4%-2,4 %,

- у детей дошкольного возраста — 0,5 %,

- в препубертатном периоде — 0,1 %.

 В структуре заболеваний органов мочевой системы пиелонефрит занимает

первое место, составляя 60-65 % нефрологической патологии [8].

Цель: Повысить информированность родителей, по профилактике пиелонефрита у детей с раннего возраста.

Задачи проекта:

1.     Изучить теоретический материал по теме.

2.     Подготовить анкету для оценки начального уровня знаний родителей по профилактике пиелонефрита у детей.

3.      Подготовить методический материал для проведения занятий с родителями, 20 человек (беседа, раздаточный материал, видео-ролик, буклет).

4.     Провести первичное анкетирования, с целью выявление исходных знаний родителей об этом заболевании.

5.      Провести занятие с родителями (беседу, с раздаточным материалом для  родителей, просмотр и обсуждение видео- ролика, распространить информационный материал- буклет).

6.      Провести вторичное анкетирование родителей, по уровню информированности о профилактики пиелонефрита, после санитарно –просветительской работы.

7.     Оценить эффективность проведенных мероприятий.

Целевая группа: родители детей, находящихся в педиатрическом приемном отделении КГБУЗ «КМКБ №20 им. И. С. Берзона» 20 человек.

Исполнитель: студент КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум», специальности сестринское дело, очно-заочной формы, 4 курса, 41 группы Гавиловская Елена Владимировна, врач-педиатр Попов Андрей Сергеевич, старшая медицинская сестра Вестфальская Ольга Константиновна.

География проекта: г. Красноярск, ул. Инструментальная 12, педиатрическое приемное отделение для детей  КГБУЗ КМКБ № 20 им. И.С.  Берзона. 

Тип проекта: практико-ориентированный

Срок реализации проекта: сентябрь  2019 г – май 2020 г.

 

 

 

 

 

3 Теоретическая часть дипломного проекта

 

3.1 Анатомо- физиологические особенности строения почек у детей

 

           Почки - парный орган, поддерживающий постоянство внутренней среды организма путем мочеобразования  [12].

        Развитие почки человека проходит три этапа. Вначале формируется головная почка - предпочка (пронефрос), которая у эмбриона человека появляется на 3-й неделе. Пронефрос сменяется мезонефросом - первичной почкой, появление которой относится к середине 4-й недели внутриутробного существования эмбриона.

           Этот орган снабжается кровью из аорты, большим количеством мелких артериальных веточек. Достигает полного развития в период от 4-й до 9-й недели, выполняет экскреторную функцию. Мезонефрос на 3-м месяце подвергается обратному развитию. [17].

           У эмбриона длиной 5-6 мм можно обнаружить метанефрос (постоянную почку) - дивертикул, в котором можно различить: почечное тельце (гломерулу), капсулу, извитой каналец первого порядка, петлю Генле, извитой каналец второго порядка, собирающие канальцы, лоханку с большими и малыми чашечками, мочеточник.

           В период метанефроса формируется основная часть мозгового и коркового слоев, образуются новые нефроны, благодаря чему происходит утолщение коркового слоя дефинитивной почки. К моменту рождения в каждой почке содержится не менее миллиона клубочков и почечных канальцев. После рождения новые клубочки могут образовываться только у недоношенных детей. По мере внутриутробного и внеутробного развития почки имеют тенденцию спускаться вниз. [17].

             У новорожденного ребенка морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. Почки у детей раннего возраста относительно больше, чем у взрослых (1/100 массы тела, у взрослых - 1/200). Располагаются ниже гребешка подвздошной кости (до 2 лет). Строение их в первые годы дольчатое, а жировая капсула выражена слабо. В связи с этим почки более подвижны и до 2-летнего возраста пальпируются, особенно правая.

          Корковый слой почек развит недостаточно, пирамиды мозгового вещества поэтому, доходят почти до капсулы. Число нефронов у детей раннего возраста такое же, как у взрослых (по 1 млн в каждой почке). Но они меньше по величине, степень развития их неодинакова: лучше развиты юкстамедуллярные, хуже - кортикальные и изокортикальные.

          Эпителий базальной мембраны клубочка высокий, цилиндрический, что ведет к уменьшению поверхности фильтрации и более высокому сопротивлению. При этом канальцы у детей раннего возраста, особенно у новорожденных, узкие, короткие, петля Генле также короче, а расстояние между нисходящим и восходящим коленами ее, больше. Дифференцировка эпителия канальцев, петли Генле и собирательных трубок еще не завершена. [14].

             Юкстагломерулярный аппарат у детей раннего возраста еще не сформирован. Морфологическое созревание почки в целом заканчивается к школьному возрасту (к 3-6 годам). Почечные лоханки развиты относительно хорошо. У детей раннего возраста, они располагаются преимущественно внутрипочечно, а мышечная и эластическая ткань в них развита слабо. Особенностью является тесная связь лимфатических сосудов почек с аналогичными сосудами кишечника, чем объясняются легкость перехода инфекции из кишечника в почечные лоханки и развития пиелонефрита.

         Почки являются важнейшим органом поддержания равновесия и относительного постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).  Достигается это фильтрацией в клубочках воды и остаточных продуктов азотистого обмена, электролитов, активным транспортом ряда веществ в канальцах. Почки выполняют, кроме того, важную внутрисекреторную функцию, вырабатывая эритропоэтин, ренин, урокиназу и местные тканевые гормоны (простагландины, кинины), а также осуществляют преобразование витамина D в его активную форму. Хотя мочеточники у детей раннего возраста относительно шире, чем у взрослых, они более извилисты, гипотоничны из-за слабого развития мышечных и эластических волокон, что предрасполагает к застою мочи и развитию микробно-воспалительного процесса в почках.

           Мочевой пузырь у детей раннего возраста расположен выше, чем у взрослых, поэтому его можно легко прощупать над лобком, что при длительном отсутствии мочеиспускания дает возможность дифференцировать рефлекторную его задержку от прекращения мочеобразования. В мочевом пузыре хорошо развита слизистая оболочка, слабо - эластическая и мышечная ткань. Емкость мочевого пузыря новорожденного - до 50 мл, у годовалого ребенка - до 100-150 мл. [12].

          Мочеиспускательный канал у новорожденных мальчиков по длине равен 5-6 см. Рост его идет неравномерно: несколько замедляется в раннем детском возрасте и значительно ускоряется в период полового созревания (увеличивается до 14-18 см). У новорожденных девочек длина его равна 1-1,5 см, а в 16 лет - 3-3,3 см, диаметр его шире, чем у мальчиков. У девочек вследствие этих особенностей мочеиспускательного канала и близости к заднему проходу возможно более легкое инфицирование, что необходимо учитывать при организации ухода за ними (обтирать и подмывать девочку надо спереди назад во избежание заноса инфекции из заднего прохода в уретру). Слизистая оболочка уретры у детей тонкая, нежная, легкоранимая, складчатость ее слабо выражена.

           Мочеиспускание является рефлекторным актом, который осуществляется врожденными спинальными рефлексами. Формирование условного рефлекса и навыков опрятности, нужно начинать с 5-6-месячного возраста, а к году, ребенок уже должен проситься на горшок. Однако у детей до 3-летнего возраста можно наблюдать непроизвольное мочеиспускание во время сна, увлекательных игр, волнений. Число мочеиспусканий у детей в период новорожденности - 20-25, у грудных детей - не менее 15 в сутки. Количество мочи в сутки у детей с возрастом увеличивается. Мочеобразование в настоящее время рассматривается как совокупность процессов фильтрации, реабсорбции и секреции, которые происходят в нефроне. Фильтрация плазмы в клубочке и образование первичной мочи происходят под влиянием эффективного фильтрационного давления. Первичная моча является фильтратом плазмы, содержащим небольшое количество белка. Объем клубочкового фильтрата у новорожденных детей первых месяцев жизни уменьшен [15].

          Процессы реабсорбции и секреции происходят в дистальном отделе нефрона, который состоит из проксимального канальца, петли Генле, дистального канальца. В проксимальном канальце происходит обратное: всасывание из первичного фильтрата почти 100% глюкозы, фосфатов, калия, аминокислот, белка, около 80-85% воды, натрия, хлора. В этом отделе происходит активная секреция высокомолекулярных чужеродных веществ (диотраст и др.). Петля Генле играет существенную роль в создании в мозговом слое почек среды, с высокой осмотической активностью, за счет поворотно-противоточной множительной системы. В ней происходит реабсорбция воды и натрия. В дистальном канальце реабсорбируется около 14% профильтровавшейся воды, реабсорбируются натрий, бикарбонаты. В этом отделе осуществляются секреция ионов Н+ и К+, экскреция чужеродных веществ (красителей, антибиотиков и др.). Окончательная концентрация мочи происходит в собирательных трубках.

          Функциональная зрелость почек в детском возрасте наступает относительно рано. Способность к осмотическому концентрированию мочи в условиях повышенной нагрузки становится близкой к таковой у взрослых к году. Канальцевая секреция и реабсорбция приближаются к уровню взрослых в возрасте 1 - 1,5 года. Для выведения равного количества шлаков детям первого года жизни, следовательно, требуется больше воды, чем взрослым (снижена концентрационная функция). В то же время, почки детей первых месяцев жизни, не способны освободить организм от избытка воды. Следует подчеркнуть, что дети, вскармливаемые материнским молоком, не нуждаются в образовании концентрированной мочи, ибо вследствие преобладания у них анаболических процессов многие вещества, вводимые с пищей, не превращаются в окончательные продукты, подлежащие удалению через почки, а полностью усваиваются организмом. При искусственном же вскармливании почки работают с большим напряжением, так как резко возрастает белковая нагрузка и увеличивается количество продуктов, подлежащих удалению, рН крови поэтому легко сдвигается в сторону ацидоза.

 

 

                                          3.2.Этиология и патогенез

 

          Пи́елонефри́т (греч. πύέλός - корыто, лохань; νεφρός - почка) - неспецифический воспалительный процесс с преимущественным поражением клубочков почки, преимущественно бактериальной этиологии, характеризующееся поражением почечной лоханки, чашечек и паренхимы почки . [20].

           Наиболее частыми возбудителями пиелонефрита являются представители семейства Enterobacteria ceae (грамотрицательные палочки), из которых на долю Escherichia coli приходится около 80% (при остром неосложнённом течении), реже в роли возбудителя выступают Proteus spp., Klebsiella spp., Enterobacter spp., Citrobacter spp. При осложнённом пиелонефрите частота выделения Escherichia coll резко снижается, возрастает значение Proteus spp. Psemdomonas spp., других грамотрицательных бактерий, а также грамположительных кокков: Staphylococcus saprophytics. Staphylococcia epidermidis, Enterococcus faecalis, грибов. Примерно у 20% больных (особенно находящихся в стационаре и с установленным мочевым катетером) наблюдаются микробные ассоциации двух или трех видов бактерий, нередко выявляется сочетание Escherichia соli и Enterococcus faecalis. [16].

          К основным путям проникновения инфекции в почки относят урогенный (восходящий) и гематогенный (при наличии острой и хронической инфекции в организме: аппендицита, остеомиелита, послеродовой инфекции и др.). Лимфогенным путём возможно инфицирование почки на фоне острых и хронических кишечных инфекций [12].

 

 

3.3. Факторы риска развития пиелонефрита у детей

 

          Среди факторов риска наиболее значимыми для развития пиелонефрита являются[14] :

1.                 Отягощенный акушерский и гинекологический анамнез у матери грозит развитием:

                    внутриутробной инфекции;

                    аномалии развития мочевой системы;

                    наследственной синдромальной патологии.

                    мембранной патологии.

2.                 Патологическое течение беременности (гестозы; угроза прерывания; вирусные и бактериальные инфекции; артериальная гипертония и гипотония; анемия; обострение хронической соматической патологии, в том числе гестационный пиелонефрит и цистит) грозит развитием:

                    аномалий развития мочевой системы (органных, тканевых);

                    внутриутробного и постнатального инфицирования;

                    гипоксии плода и новорожденного;

                    нейрогенной дисфункции мочевой системы;

                    энуреза;

                    пузырно-мочеточникового рефлюкса.

3.                 Наличие профессиональных вредностей у родителей (вибрация,  радиация, лаки, краски, нефтепродукты, соли тяжелых металлов) грозят развитием:

                    аномалий и пороков развития органов мочевой системы;

                    дисплазии почечной ткани;

                    хронической внутриутробной гипоксии;

                    морфофункциональной незрелости.

4.                 Вредные привычки родителей (курение; алкоголизм; токсикомания; наркомания) опасны:

                    тератогенным воздействием на плод;

                    хронической внутриутробной гипоксией;

                    пороками мочевой системы;

                    морфофункциональной незрелостью.

5.                 Отягощенная наследственность по заболеваниям мочевой системы в семье с обменными нарушениями (МКБ, ЖКБ, остеохондроз, артрозы, подагра, ожирение, сахарный диабет и т.д.), по иммунодефицитным состояниям; по генетическим заболеваниям чреваты развитием:

                    аномалии и пороков развития мочевой системы;

                    метаболических нарушений (дизметаболической нефропатии, мочекаменной болезни, инкрустирующего цистита);

                    энуреза;

                    наследственных синдромов с поражением мочевой системы.

6.                 Типы конституции (лимфатический; экссудативно-катаральный; нервно-артритический) повышают риск нарушений стабильности цитомембран; дисфункции иммунитета.

7.                 Особенности вскармливания ребенка на первом году жизни (короткий период грудного вскармливания; искусственное вскармливание неадаптированными смесями; продуктами, содержащими большое количество коровьего молока, кефира и др.) опасны развитием метаболических нарушений (оксалурии, уратурии, фосфатурии, кальциурии, цистинурии).

8.                 Наличие в анамнезе вульвита, вульвовагинита, баланита, баланопостита повышают риск появления уретрита, цистита; восходящей уроренальной инфекции.

9.                 Частые, острые респираторные вирусные и бактериальные инфекции, опасны возникновением сочетанной вирусно-бактериальной инфекции мочевой системы, и обострением хронической бактериальной инфекции мочевой системы.

10.            Наличие хронических очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит, синусит, отит; кариозные зубы) могут привести к возникновению ИМС и обострению хронической патологии мочевой системы.

11.            Железодефицитная анемия опасна развитием:

                    гипоксии почечной ткани;

                    дисфункции иммунитета.

12.            Функциональные и органические нарушения со стороны ЖКТ (запоры, дисбактериоз, синдром мальабсорбции) чреваты развитием:

                    дискинезии мочевыводящих путей;

                    бессимптомной бактериурии;

                    метаболических нарушений.

                    обострения хронической патологии мочевой системы.

13.            Сахарный диабет влечет за собой развитие инфекций мочевой системы.

 

 

3.4 Классификация и диагностика пиелонефрита

 

         Различают острый и хронический, обструктивный и необструктивный пиелонефрит. [15]

          По распространённости выделяют односторонний и двусторонний пиелонефрит:

1.                 Острый пиелонефрит может протекать в виде серозного (чаще) и гнойного (апостематозный нефрит, карбункул, абсцесс почки, некротический папиллит)  воспалительного процесса.

2.                 Хронический пиелонефрит представляет собой вялотекущее, периодически обостряющееся бактериальное воспаление, приводящее к необратимым изменениям в ЧЛС с последующим склерозированием паренхимы и сморщиванием почки.

3.                 Необструктивный пиелонефрит, в отличие от обструктивного, возникает без предшествующих структурно-функциональных изменений в почках и мочевых путях.

4.                 В основе обструктивного пиелонефрита всегда лежат факторы окклюзии (закупорки) верхних мочевых путей (конкременты, кровяные сгустки, воспалительный детрит, органическое сужение мочеточника, рефлюксы и др.), сопровождающиеся нарушением пассажа мочи.

Выделяют пиелонефрит детского возраста, беременных и раннего послеродового периода (гестационный  пиелонефрит).

          Диагноз пиелонефрита основывается на характерных клинических проявлениях и результатах лабораторных и инструментальных исследований:

1.     определения характерных местных симптомов (боль и напряжение мышц в поясничной области, положительный симптом поколачивания);

2.     исследования осадка мочи количественными методами;

3.     бактериологического исследования мочи;

4.     функциональных исследований почек (снижение плотности мочи, возможна азотемия);

5.     ультразвукового исследования почек;

6.     экскреторной урографии;

7.     КТ и МРТ. [12].

 

 

3.5 Клиническая картина

 

          Клиническая картина острого пиелонефрита в типичном случае характеризуется:

1.                 болевым синдромом (боли в пояснице или в животе);

2.                 дизурическими расстройствами (императивные позывы, поллакиурия, болезненность или ощущение жжения, зуда при мочеиспускании, никтурия, энурез);

3.                 симптомами интоксикации (повышение температуры с ознобом, головная боль, вялость, слабость, плохой аппетит, бледность с легким желтушным оттенком и др.).

           У детей раннего возраста, в клинической картине острого пиелонефрита, доминируют общие симптомы: вялость или беспокойство, анорексия, высокая температура, похудание, рвота, запор или диспепсия, иногда желтуха, судороги, менингеальные симптомы. Дизурические явления могут быть выражены слабо. [18]

          У грудных детей при остром пиелонефрите имеется выраженная склонность к генерализации инфекции, быстрому развитию нарушений со стороны водно-солевого, белкового и других видов обмена веществ, расстройству функции не только почек, но и печени, надпочечников, центральной нервной системы, с последующим появлением признаков тяжёлой интоксикации и глубокого обезвоживания, коллапса. Клиническая картина напоминает сепсис. В то же время, при хроническом пиелонефрите у детей раннего возраста,  могут отмечаться только такие общие симптомы, как снижение аппетита, недостаточное увеличение массы тела, роста, отставание в психомоторном развитии, субфебрилитет.

            У детей старшего возраста в клинической картине хронического пиелонефрита, также могут преобладать признаки интоксикации: апатия, вялость, головные боли, плохой аппетит, расстройство питания, повышенная утомляемость, субфебрильная температура, неопределенной локализации боли в животе, реже - боли в пояснице. При минимально выраженных дизурических расстройствах, или даже при их отсутствии, у 1/3 больных все же имеется дизурия, а при обструктивном процессе иногда и недержание мочи. [18].

 

 

3.6    Лечение  пиелонефрита

 

         Комплексное лечение пиелонефрита предусматривает организацию и проведение мероприятий, направленных на ликвидацию микробно-воспалительного процесса в почечной ткани. Восстановление функционального состояния почек, уродинамики, иммунных нарушений. Выбор терапевтических мероприятий определяется состоянием макроорганизма, формой пиелонефрита (обструктивный, необструктивный), фазой заболевания (активная фаза, ремиссия), биологическими свойствами самого возбудителя. [21]

          На период выраженной активности микробно-воспалительного процесса рекомендуется постельный или полупостельный режим. Расширяют режим начиная со второй недели заболевания, после исчезновения экстраренальных проявлений. Диета строится в зависимости от активности заболевания, функционального состояния почек, а также от наличия или отсутствия метаболических нарушений. В период активной фазы пиелонефрита рекомендуется ограничение поступления продуктов, содержащих избыток белка и экстрактивных веществ, исключение или ограничение продуктов, для метаболизма которых требуются большие энергетические затраты, а также ограничение потребления продуктов, содержащих избыток натрия. При остром пиелонефрите на 7-10 дней назначается молочно-растительная диета с умеренным ограничением белка (1,5-2,0/кг), соли (до 2-3 г в сутки). При отсутствии обструкции мочевой системы, рекомендуется достаточное питье (на 50% больше возрастной нормы) в виде "некрепкого" чая, компотов, соков. Лечебное питание при хроническом пиелонефрите должно быть максимально щадящим, для тубулярного аппарата почек. Рекомендуется прием слабощелочных минеральных вод  из расчета 2-3 мл/кг массы на прием, в течение 20 дней, 2 курса в год.

            Больные пиелонефритом должны соблюдать режим "регулярных" мочеиспусканий. Мочиться каждые 2-3 часа, в зависимости от возраста. Необходимо следить за регулярным опорожнением кишечника, туалетом наружных половых органов. Показаны ежедневные гигиенические мероприятия - душ, ванна, обтирание, в зависимости от состояния ребенка. Лечебная физкультура проводится лежа или сидя, опять-таки, в зависимости от состояния ребенка. [19]

           При легком течении пиелонефрита может применяться пероральный путь введения антибиотика. Существуют специальные детские формы антибиотиков (сироп, суспензия), которые отличаются хорошей всасываемостью из желудочно-кишечного тракта, приятными вкусовыми качествами. Парентеральный путь введения антибиотика используется при тяжелом и среднетяжелом течении пиелонефрита и предусматривает последующий переход на пероральный путь - "ступенчатая" терапия. При тяжелом течении пиелонефрита практикуют комбинированную антибактериальную терапию, либо введение препаратов второго ряда.

           При обструктивном пиелонефрите лечение проводится совместно с детским урологом или детским хирургом. Решается вопрос о показаниях к оперативному лечению, катетеризации мочевого пузыря и др. При выборе антибактериальных препаратов у детей с обструктивным пиелонефритом, необходимо учитывать состояние функции почек и нефротоксичность антибиотиков. Использование аминогликозидов при выраженной обструкции не показано. У больных с незначительным снижением клубочковой фильтрации, дозы "защищенных" пенициллинов, цефалоспоринов могут не подвергаться корректировке. При снижении клубочковой фильтрации более 50% по пробе Реберга, дозы этих препаратов должны быть уменьшены на 25-75%. При выраженной активности обструктивного пиелонефрита с проявлениями синдрома эндогенной интоксикации, наряду с этиотропным лечением, проводится инфузионно-корирригирующая терапия. При выявлении артериальной гипертензии, решается вопрос о назначении гипотензивных препаратов.

          Успех терапии пиелонефрита, развивающегося на фоне метаболических нарушений, зависит от своевременной коррекции питания, назначения соответствующего питьевого режима, применения средств, нормализующих обменные процессы. При оксалурии назначаются витамины В6, Е, А. Длительность курса лечения составляет 15-30 дней, повторные курсы проводятся ежеквартально. Можно применять 2% -ный раствор ксидифона из расчета 3 мг/кг массы в день (чайная, десертная, столовая ложка в зависимости от возраста), курс лечения до 3-4 недель. Ксидифон противопоказан при гиперкальциемии, принимается вместе с витамином Е. При гипероксалурии показана окись магния, которая назначается в дозе 50-100-200 мг/сутки, в зависимости от возраста, 1 раз в день, на 2-3 недели, курсами 3-4 раза в год. Показан отвар овса, настой семени льна, проводятся курсы длительностью 1 месяц, по 4 курса в год.

          При вторичном пиелонефрите на фоне гиперуратурии, показан прием витамина В6 (в первой половине дня, от 10 до 60 мг в сутки в зависимости от выраженности уратурии, в течение 3-4 недель). Назначается оротат калия, обладающий урикозурическим действием (0,3-0,5 г 2-3 раза в день, курс лечения 2-4 недели), антиоксиданты (витамины А, Е, С), уролесан, солуран, блемарен, магурлит, уралит.

 

 

3.7    Первичная профилактика пиелонефрита у детей

 

            Профилактика – составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья населения, включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска, является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.

 Первичная профилактика – это система мер предупреждения, возникновения и воздействия на факторы риска развития заболеваний. Ключевой фигурой в системе оказания первичной медико-санитарной помощи детям, является медицинская сестра. Первичная профилактика детского пиелонефрита заключается в: 

1.     Регулярном опорожнении мочевого пузыря и кишечника;

2.     Правильной гигиене наружной части половых органов;

3.     Узи органов мочевой системы детям, в возрасте от 3 до 12 месяцев, для выявления врожденной аномалии развития;

4.     Своевременное, квалифицированное лечение любого воспалительного заболевания, осложнением которого может быть пиелонефрита;

5.     Своевременном выполнении профилактических прививок;

6.     Профилактике дисбактериоза;

7.     Соблюдение питьевого режима согласно возрасту;

8.     Избегание  переохлаждений поясничного отдела и промежности. [22]

 

 

3.8  Деятельность медицинской сестры в профилактике пиелонефрита у детей

 

             Медицинская сестра играет важную роль в формировании у населения медико-социальной активности, и установок на здоровый образ жизни. Правильное питание и адекватный прием жидкости (до двух литров воды в день) – это следующий шаг иммунной профилактики. Пища должна быть сбалансированной и витаминизированной. Вода же, в свою очередь, является источником энергии. Организм, при достаточном употреблении жидкости, очищается от токсинов, а его защитные функции начинают работать лучше. Не стоит забывать и про закаливание в домашних условиях, в виде контрастного душа по утрам. Они помогут в укреплении иммунитета. А прогулки на свежем  воздухе постепенно позволят стать устойчивее к перепадам температур. Роль медицинской сестры, в предупреждении несвоевременного опорожнения мочевого пузыря, заключается в проведении санитарно-просветительной работы с родителями и детьми. В виде бесед, санитарных бюллетеней, буклетов на тему, необходимости регулярного опорожнения мочевого пузыря: в дневное время – не реже 1 раза в 2-3 часа. [16]

           Каждый должен знать о том, что при длительной задержке мочи в мочевом пузыре, моча становится концентрированной, а это чревато выпадением солей, которые раздражают слизистую почек и мочевыводящих путей, провоцируя их воспаление. К тому же, при долгом терпении происходит перерастягивание мочевого пузыря, и моча устремляется обратно в почки, тем самым, формируется пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

 Соблюдение правил личной гигиены наружных половых органов, заключается в проведении санитарно-просветительной работы с родителями и детьми. Каждому ребенку показаны ежедневные гигиенические мероприятия – душ, ванна с использованием специальных средств ухода. Все дети младшего школьного возраста должны уметь правильно протирать задний проход после опорожнения кишечника (от промежности к копчику).

          Медицинская сестра должна объяснить родителям существенную роль санации хронических очагов инфекции, если таковые имеются. Чаще всего хроническая инфекция располагается в ЛОР-органах (риносинуит, аденоидит, хронический тонзиллит). Данные заболевания, в значительной мере снижают барьерную функцию слизистой оболочки дыхательного тракта. Поэтому, весьма важно, как можно раньше санировать их.

Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение  иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. [18]

Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Диспансеризация – один из ответственных моментов в системе ведения ребенка с уже перенесенным острым пиелонефритом. За такими детьми необходимо установить динамическое наблюдение в течение пяти лет, поскольку исчезновение пиурии (наличие гноя в моче) или бактериурии (наличие бактерий в моче) не всегда означает ликвидацию воспалительного процесса.

            Во многих случаях это свидетельствует лишь о его затихании. Любая посторонняя (интеркуррентная) инфекция, ослабление организма вследствие переутомления, недостаточности питания или других причин, могут привести к повторной инфекции (реинфекции), либо обострению латентной (вялотекущей) инфекции в почках. Для обеспечения полноты и своевременности явки диспансеризируемых, важна работа с картотекой.

 Медицинская сестра предварительно извещает пациентов о необходимости явиться на прием, о днях и часах явки. Участвует в проведении профилактических осмотров, проводя целый ряд измерений (антропометрию, термометрию, спирометрию, измерение артериального давлении). Готовит медицинскую документацию, контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу с родителями и детьми,  убеждая их проходить необходимые курсы терапии.

       Раз в полгода ребенок,  должен посещать стоматолога (для исключения кариеса), отоларинголога (для исключения хронического тонзиллита, аденоидита). Комплексное обследование ребенка в поликлинике включает: общий анализ мочи (в динамике); общий анализ крови; количественное 15 исследование мочи (анализ мочи по Нечипоренко, по Аддису-Каковскому); функциональную пробу по Зимницкому; посев мочи на флору; консультацию детского гинеколога и взятие мазков (на флору и чувствительность к антибактериальным препаратам); консультацию детского уролога. После перенесённого острого необструктивного пиелонефрита,  в течение первых трех месяцев проводят контрольные анализы мочи каждые 10-14 дней, до года – ежемесячно, а далее – ежеквартально и после интеркуррентных заболеваний. Артериальное давление контролируется при каждом визите к фельдшеру. Раз в год проводят исследование функции почек (проба Зимницкого и определение концентрации креатинина в сыворотке крови) и УЗИ органов мочевой системы. Через 6 месяцев после заболевания, целесообразно провести статическую нефросцинтриграфию, для выявления возможных рубцовых изменений в паренхиме почки. Если пиелонефрит развился на фоне пузырно-лоханочного рефлюкса, обструкции мочевых путей, то ребенка наблюдают нефролог и уролог совместно. В таких случаях, помимо упомянутых выше исследований, повторно проводят урографию и/или цистографию, нефросцинтиграфию, цистоскопию (их частоту определяют индивидуально, но в среднем – раз в 1- 2 года).

          Таким образам, диспансеризация лиц, перенесших острый пиелонефрит эффективна. Она необходима детям с данной патологией для сохранения здоровья, а также для того, чтобы избежать повторного возникновения заболевания, осложнений и  хронизации процесса.

Выводы:

1. Пиелонефрит является самым распространенным заболеванием почек и занимает второе место среди всех воспалительных заболеваний внутренних органов, уступая лишь острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ).

2. Заболевание широко распространено среди  детей всех возрастных групп, протекает длительно. В ряде случаев приводит к тяжелым осложнениям: острой почечной недостаточности, мочекаменной болезни, пионефрозу, хронической почечной недостаточности.

3. К развитию пиелонефрита у детей могут привести аномалии развития мочевой системы, очаги хронической инфекции, нарушение личной гигиены.

4. Профилактика снижает риск пиелонефрита у детей, включает своевременную диагностику воспалительных и паразитарных заболеваний, соблюдение правил гигиены, санацию очагов хронической инфекции и т.д.

5. Медицинские сестры ведут активную профилактическую работу по выявлению факторов риска развития пиелонефрита среди пациентов, а так же проводят полноценный курс профилактических мероприятий среди родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4        Этапы проведения проекта:

 

4.1 Подготовительный этап проекта

 

1.     Изучила теоретический материал по выбранной теме (методическую и медицинскую литературу)

2.     Составила анкету, для родителей находящихся в детском приемном отделении 20 человек, с целью выявления информированности родителей об этом заболевании (приложение 1).

3.     Подготовила план занятия: беседу по данной теме с раздаточным материалом (приложения 2), видео-ролик по профилактике пиелонефрита у детей.

4.     Составила буклеты по профилактике пиелонефрита (приложение 3).

5.     Подготовила для детей: альбомы- раскраски, детские кроссворды,   цветные карандаши, фломастеры. 

 

 

4.2  Основной этап реализации проекта

 

    Основной этап проводился в малых группах (два этапа, по 10 человек). Было проведено  первичное анкетирование родителей, находящиеся в детском приемном отделении КГБУЗ «КМКБ №20 им. И. С. Берзона», с целью выявления уровня исходных знаний о профилактике пиелонефрита  (приложения 1,4). Опрошено всего 20 человек  (100%) родителей  детского отделения.

 

 

 

 

 

 

По результатам первичного анкетирования получила следующие данные:

Рис. 1.  Диаграмма о знании заболевания «Пиелонефрит»

 

 

 

 

 

 


                                Рис.1         ри                           

 

     Из опрошенных 100% родителей, на вопрос, знают  ли  они о заболевании с названием пиелонефрит?  65%  ответили, что о пиелонефрите не знают, остальные 35% опрошенных,  знают об этом заболевании (см.рис.1)

 

Рис. 2. Диаграмма о симптомах пиелонефрита

 

 

 

 

 

 

 

 


Из опрошенных 100% человек:  45% считают, что основные симптомы этого заболевания- отеки. 25%  думают, об изменении мочи. 20 %– об учащенном мочеиспускание. 10% - боли в поясничной области. 30%- повышение температуры (рис.2).

Рис. 3. Диаграмма о факторах риска пиелонефрита

 

 

 

 

 

 

 

 

                 На вопрос, как вы думаете, какие  факторы риска, сопутствуют  этому заболеванию?  Из опрошенных 100% человек:  45% родителей  отметили  переохлаждение. 15% считают, что это нарушение гигиены.  10%-нарушение питьевого режима. А остальные 25% – затрудняются ответить (см.рис.3)

 

Рис. 4. Диаграмма о владение информацией о мерах профилактики
пиелонефрита у детей

 

 

 

 

 

 

 

 


Из 100% -15%  человек  ответили – знают о мерах профилактики пиелонефрита у детей, а остальные 85 %  -не знают (см.рис.4)

 

 

Рис. 5. Диаграмма о знании осложнений пиелонефрита у детей

 

 

 

 

 

 

 

 


Из числа опрошенных, на вопрос, какие осложнения возможны при пиелонефрите у детей?  15% считают, возможным развитие  почечной недостаточности, 10% родителей  -   упоминают сеспсис, 5%  думают, об  абсцесс почки и 70% - затрудняются ответить (см.рис.5)

 

Рис. 6. Диаграмма желали бы родители   получить  информацию, по профилактике пиелонефрита у детей?

 

 

 

 

 

 

 

 


Получить информацию, по профилактике пиелонефрита у детей, выразили желание все 20 человек (100%) опрошенных (см.рис.6)

 

 

 

Рис. 7. Диаграмма « Оценка  результатов  первичного анкетирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Таким образом,  выяснилось, что большинство родителей, принявшие участие в первичном анкетировании: 15% не достаточно информированы, имеют низкий уровень  о заболеваемости пиелонефрита и его профилактики в детском возрасте. А 85 % -  не имеют знаний об этом заболевании (см.рис.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Мною  была проведена санитарно-просветительская работа с родителями по профилактике пиелонефрита у детей: (приложение 4). Дети родителей,  на период проведения занятия,  были задействованы в творчестве: рисовали, раскрашивали раскраски и разгадывали детские кроссворды.

План занятия:

1. Беседа с применением раздаточного материала по теме «Пиелонефрит у детей» (приложение 2). Для проведения беседы с родителями, мною был привлечен врач-педиатр Попов. А. С.

2.Просмотр видео – ролика  по данной  теме (приложение 4)

3.Обсуждение просмотренного видео-ролика.

4.Распространение буклетов  (приложение 3)

5. Обсуждение прочитанного в буклетах и доведенной до родителей информации (вопрос- ответ)

6. Провела  итоговое  анкетирование родителей, по уровню информированности о заболевании и профилактики пиелонефрита у детей, после проведенного занятия (приложение 1,4)

 

Рис. 8. Диаграмма: Результаты повторного анкетирования, по уровню знаний о заболевании и  профилактики пиелонефрита у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 


Итоговое анкетирование родителей, по уровню знаний о заболевании и  профилактике пиелонефрита у детей, после проведенного занятия,
показало,  все 100% родителей,  получили достаточное первичное знание, о профилактике этого заболевания (см.рис.8). Дефицит знаний отсутствует, в сравнении с первичным анкетированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

5. Календарный план проекта

 

 

Дата

Мероприятия

Исполнители

Результат

Место презентации

05.10.2019-12.10.2019

Составление плана дипломной работы

Студент

План проекта

Аудитория красноярского медицинского техникума

13.10.2019-16.10.2019

Выбор локации для проведения практической части

Студент

Локация

Согласование количество участников

Педиатрическое отделение

17.10.2019-18.10.2019

Составление целей и задач дипломной работы

Студент

Научный руководитель

Поставленные цели и задачи

Аудитория красноярского медицинского техникума

17.10.2019-30.10.2019

Работа с методической и медицинской литературой

Студент

Составленная теоретическая

часть

Техникум

30.10.2019-29.11.2019

Изучение теоретического материала по выбранной теме

Студент

Изученный теоретический материал

Аудитория красноярского медицинского техникума

30.11.2019-06.12.2019

 Составление анкет

Студент

Анкета

Техникум

08.12.2019-18.12.2019

Разработка раздаточного материала

Студент

Старшая медицинская сестра

Раздаточный материал

Педиатрическое отделение

12.12.2019

Составление плана занятия

Студент

Врач-педиатр

План занятия

Техникум

13.12.2019-15.12.2019

Подготовка видео-ролика по данной теме

Студент

 

Видео-ролик

Техникум

16.12.2019-20.12.2019

Составление

 буклетов

Студент

Буклет

Аудитория красноярского медицинского техникума

21.12.2019-25.12.2019

Закупка для детей раскрасок, альбомов, детских кроссвордов,

цветных карандашей,

фломастеров

Студент

Канцелярия для детей

 

02.02.2020

Проведение первичного анкетирования (этап 1)

Студент и родители пациентов

Первичное  анкетирование

Педиатрическое отделение

02.02.2020

Проведение занятия (этап 1-10 человек):

Беседа с родителями, с применением раздаточного материала.

Просмотр видео-ролика по данной теме.

Обсуждение прочитанного в буклетах и донесенной до родителей информации

 (вопрос-ответ)

Студент, родители пациентов,

врач-педиатр

Доклад

 

Педиатрическое отделение

КГБУЗ КМКБ № 20 им. И.С.Берзона

06.02.2020

Проведение повторного анкетирования

Студент

Повторное  анкетирование

Педиатрическое отделение

18.02.2020-20.02.2020

Математическая обработка результатов анкетирования

Студент

Доклад

Техникум

12.04.2020

Проведение первичного анкетирования (этап 2)

Студент и родители пациентов

Первичное анкетирование

Педиатрическое отделение

12.04.2020

Проведение занятия (этап 2-10 человек):

Беседа с родителями,

 с применением раздаточного материала.

Просмотр видео-ролика по данной теме.

Обсуждение прочитанного в буклетах и донесенной до родителей информации

 (вопрос-ответ)

Студент, родители пациентов,

врач-педиатр

Доклад

Педиатрическое отделение

КГБУЗ КМКБ № 20 им. И.С.Берзона

12.04.2020

Проведение повторного анкетирования (этап 2)

Студент и пациент

Повторное анкетирование

Педиатрическое отделение

13.04.2020-14.04.2020

Математическая обработка результатов анкетирования

Студент

Доклад

Аудитория красноярского медицинского техникум

15.05.2020-16.05.2020

Обработка фотографий по проведенной санитарно-просветительской работе

Студент

Коллажи

 (за 2 этапа)

Техникум

17.05.2020-25.05.2020

Оформление практической части дипломной работы

Студент

Практическая часть

Техникум

26.05.2020

Составление

бюджета проекта

Студент

Бюджет проекта

Аудитория красноярского медицинского техникум

27.05.2020

Окончательное оформление дипломной работы

Студент

Дипломная работа

Техникум

03.06..2020-10.06.2020

Проверка работы научным руководителем

Студент и научный руководитель

Утвержденная к защите дипломная работа

Техникум

12.06.2020-14.06.2020

Составление презентации дипломной работы

Студент

Презентация

Техникум

15.06.2020-30.06.2020

Защита дипломной работы

Студент

Защита

Техникум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

6. Бюджет проекта

 

 

№ п/п

Наименование статьи расходов

Ед. изм.

Цена, руб.

Кол-во

Стоимость, руб.

1

Техническое обеспечение

 

 

 

 

 

Компьютер

шт.

-

1

-

 

Телевизор

шт.

-

1

-

 

Фотоаппарат

шт.

-

1

-

2

Канцелярские расходы

 

 

 

 

 

Раскраска

шт.

25

10

250

 

Бумага

уп.

290

1

290

 

Карандаши цветные

уп.

40

4

160

 

Кроссворд

детский

шт.

25

4

100

 

Фломастеры

уп.

55

4

220

 

Авторучки

шт.

12

10

120

 

Дырокол

шт.

167

1

167

 

Флэш-карта

шт.

1200

1

1200

 

Скрепки

уп.

34

 

34

 

Папка скоросшиватель

шт.

38

1

38

3

Разное

 

 

 

 

 

Интернет

-

450

-

450

 

Сотовая связь

-

370

-

370

4

Типографские расходы

 

 

 

 

 

Печать анкет

шт.

6

40

240

 

Сканирование

шт.

6

20

120

 

Цветная печать раздаточного материала

лист.

15

16

240

 

Цветная-двухсторонняя  печать буклетов

шт.

15

40

600

Печать текстового документа (дипломной)

лист.

6

53

318

 

Печать цветных

Фотографий (коллаж А4)

лист.

35

2

70

 

Печать презентации

лист.

15

26

390

5

Итого

 

 

 

5377

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Ожидаемые результаты

 

Информированность родителей о значении профилактики пиелонефрита у детей с раннего возраста, должна привести  к снижению заболеваемости   мочевой системы, и  здоровому образу жизни населения.

 

 

7.     Оценка результатов

 

По результатам итогового анкетирования можно сделать вывод, что вся информация, полученная родителями, была необходима и своевременна. Значительно повысился уровень знаний у родителей, по профилактике пиелонефрита у детей. Содержимое раздаточного материала, беседы, были актуальными и доступными. Медицинские работники  детского педиатрического отделения, положительно оценили содержимое раздаточного материала. Родители высказались о важности проведения таких мероприятий, и выразили благодарность за проделанную санитарно-просветительскую работу (приложение №5).

 

 

8.     Перспективы развития

 

Данный проект может  развиться в рамках  просветительской программы для родителей и медицинского персонала. Подготовленный мною раздаточный материал возможно использовать в детских и медицинских учреждениях с целью просветительской работы с  населением.

 

9.     Риски реализации проекта

 

Не понятная для родителей, изложенная на медицинском языке, информация. Слабая заинтересованность родителей в анкетировании. Нежелание родителей принимать участие в беседе и обсуждении данной проблемы. Отказ медицинского персонала в помощи проведения данного мероприятия.

 

 

10.  Пути решения рисков исполнения проекта

 

     Донести весь информационный материал до родителей, понятным и доступным языком,  не упрощая существо проблемы профилактики пиелонефрита  у детей.  Вызвать интерес родителей к проведению занятия, путем использования в работе видеоматериалов, транслируемых на мониторах в детском отделении, использование  раздаточного материала на бумажных носителях. Привлечение в проект большего числа медицинского персонала (врач-педиатр, мед. сестра). Оформленное холла в игровом виде, способном заинтересовать детей к творчеству (альбомы- раскраски, детские кроссворды,   цветные карандаши, фломастеры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».

2. ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

3. Закон о медицинском страховании граждан РФ № 1499-1 от 22.06.2006г.

4. ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред. от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

6. Российские клинические рекомендации по урологии Москва 2013 г.

7. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с инфекцией мочевыводящих путей. Москва 2015 г.

8.   Медицинская информационная система МИС QMS КГБУЗ «КМКБ №20 им. И. С. Берзона» г. Красноярска

9. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг функционального обследования ГОСТ Р 52623.1— 2015

10. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг манипуляции сестринского ухода ГОСТ Р 52623.3—2015 11

11. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств ГОСТ Р 52623.4—2015

12. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 560 с.

13. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: учебное пособие / В.Д. Тульчинская. – Изд. 4-е, стер. – Ростов н/Д; Феникс, 2009 – 347 с. Дополнительная литература:

14. Н. Г. Соколова «Сестринский уход за здоровым новорождённым» / ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014. – 252 с.

15. В. Д. Тульчинская «Сестринская помощь детям», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2015. – 368 с.

16. В помощь практикующей медицинской сестре: Инструментальная диагностика. Информированное согласие и подготовка к исследованиям. № 5(59) 2016.

17. Атлас по детской урологии  / Т. Н. Куликова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 160 с. : фот.

18. Пугачев, А. В. Детская урология: руководство / А. В. Пугачев. - Москва : ГЭОТАР Медиа, 2018. - 832 с. : ил. .

19.  Разин, М. П. Детская урология-андрология : учеб. пособие / М. П. Разин, В. Н. Галкин, Н. К. Сухих. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 128 с.

20. Диетотерапия при заболеваниях почек у детей  / Т. Э. Боровик [и др.] // Вопросы питания. - 2016. - № 2. - С.67-83.

21. Пиелонефрит у детей раннего возраста: современные подходы к диагностике и лечению. А.И. Сафина. Нефрология, ПМ Педиатрия. Лекции для практикующих врачей, Практическая медицина 07, 2017г

22. Возианов А. Ф., Майданник В. Г., Бидный В. Г., Багдасарова И. В. Основы нефрологии детского возраста. Киев: Книга плюс, 2002. С. 22–100.

 23. Малкоч А. В., Коваленко А. А. Пиелонефрит//В кн. «Нефрология детского возраста»/под ред. В. А. Таболина и др.: практическое руководство по детским болезням (под ред. В. Ф. Коколиной, А. Г. Румянцева). М.: Медпрактика, 2005. Т. 6. С. 250–282

 24. Коровина, Н. А. Что нужно знать о пиелонефрите у детей / Н.А. Коровина, С.М. Мартынов. - М.: Медицина, 2017. - 895 c.
25. Лопаткин, Н. А. Пиелонефрит у детей: моногр. / Н.А. Лопаткин, А.Г. Пугачев, В.Е. Родоман. - М.: Медицина, 2016. - 256 c.
26. Пиелонефрит, гломерулонефрит. - М.: Слог, 2014. - 160 c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Анкета по выявлению первичного уровня знаний родителей, о профилактике пиелонефрита у детей (анонимно).

 

1.     Ваш пол:     мужской  ¨     женский  ¨

2.     Сколько Вам лет?       ________

 

 

3.     Знаете ли Вы о заболевании «Пиелонефрит» (допишите)______________________________________________________

4.     Как вы считаете, какие симптомы характерны для пиелонефрита у детей?

А) Отеки;

Б) Изменение частоты мочеиспускания;

В) Изменение цвета мочи;

Г) Боли в поясничной области;

Д) Повышение температуры тела.

5.     Какие факторы риска пиелонефрита у детей Вы знаете? (допишите)

А)

Б)

В)

Г) Затрудняюсь ответить

6.      Знаете ли вы о мерах  профилактики пиелонефрита у детей?

А) Знаю

Б) Не знаю

7.     Есть/ были ли заболевания мочевыводящих путей у взрослых членов Вашей семьи?

А) да

Б) Нет

В) Не знаю.

8.     Как вы думаете, возможно ли развитие пиелонефрита у ребенка после перенесенных заболеваний (ангины, гриппа, скарлатины и т.п.)

А) Да;

Б) Нет;

В) Затрудняюсь ответить.

9.     Как вы считаете, как часто необходимо проводить гигиенические процедуры наружных половых органов ребенка?____________________________________

13. Как вы думаете, какие  осложнения возможны при пиелонефрите у детей?

      А) Почечная недостаточность;

      Б) Сепсис;

      В) Абсцесс почки.

      Г) Затрудняюсь ответить

14. Наблюдаете ли Вы за цветом мочи ребенка?

     А) Да;

     Б) Нет;

     В) Эпизодически.

15. Сколько воды употребляет Ваш  ребенок?

      А) Мало

      Б) Много

      В) Соответствует норме

      Г) Затрудняюсь ответить

16. Соответствует ли частота мочеиспусканий у Вашего ребенка физиологической возрастной  норме?

     А) Соответствует;

      Б) Не соответствует;

      В) Затрудняюсь ответить.

17. Желаете ли  Вы получить информацию о профилактике пиелонефрита  у детей?

А) Да;

Б) Нет.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

 

 

Анкета по итогам проведения санитарно- просветительской работы о профилактике пиелонефрита у детей (анонимно).

1.     Считаете ли Вы полученную информацию полезной?

А) Полезна:

Б) Бесполезна.

      2. Считаете ли Вы необходимым контролировать функцию мочевыделения у ребенка?

          А) Да;

          Б) Нет.

3. Считаете ли Вы необходимым исследование мочи у ребенка ежегодно?

         А) Да;

         Б) Нет.

4. Какие меры  профилактики пиелонефрита у детей Вы считаете необходимыми ? ( выделите несколько ответов)

          А) Гигиена;

          Б) Анализ мочи;

          В) Избегание переохлаждения;

          Г) Витамины.

5.  Считаете ли Вы себя информированным по вопросам профилактики пиелонефрита у детей?

          А) Да;

          Б) Нет.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Буклет

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Фотографии первичного  анкетирования

 

Фотографии проведения занятий и итогового анкетирования

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


 

Скачано с www.znanio.ru

Красноярский медицинский техникум»

Красноярский медицинский техникум»

Содержание 1. Краткая аннотация ……………………………………………

Содержание 1. Краткая аннотация ……………………………………………

Краткая аннотация дипломного проекта

Краткая аннотация дипломного проекта

Паспорт дипломного проекта

Паспорт дипломного проекта

Провести первичное анкетирования, с целью выявление исходных знаний родителей об этом заболевании

Провести первичное анкетирования, с целью выявление исходных знаний родителей об этом заболевании

Теоретическая часть дипломного проекта 3

Теоретическая часть дипломного проекта 3

У новорожденного ребенка морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено

У новорожденного ребенка морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено

Достигается это фильтрацией в клубочках воды и остаточных продуктов азотистого обмена, электролитов, активным транспортом ряда веществ в канальцах

Достигается это фильтрацией в клубочках воды и остаточных продуктов азотистого обмена, электролитов, активным транспортом ряда веществ в канальцах

Мочеиспускание является рефлекторным актом, который осуществляется врожденными спинальными рефлексами

Мочеиспускание является рефлекторным актом, который осуществляется врожденными спинальными рефлексами

Функциональная зрелость почек в детском возрасте наступает относительно рано

Функциональная зрелость почек в детском возрасте наступает относительно рано

Proteus spp., Klebsiella spp.,

Proteus spp., Klebsiella spp.,

Патологическое течение беременности (гестозы; угроза прерывания; вирусные и бактериальные инфекции; артериальная гипертония и гипотония; анемия; обострение хронической соматической патологии, в том числе гестационный пиелонефрит и…

Патологическое течение беременности (гестозы; угроза прерывания; вирусные и бактериальные инфекции; артериальная гипертония и гипотония; анемия; обострение хронической соматической патологии, в том числе гестационный пиелонефрит и…

Типы конституции (лимфатический; экссудативно-катаральный; нервно-артритический) повышают риск нарушений стабильности цитомембран; дисфункции иммунитета

Типы конституции (лимфатический; экссудативно-катаральный; нервно-артритический) повышают риск нарушений стабильности цитомембран; дисфункции иммунитета

Сахарный диабет влечет за собой развитие инфекций мочевой системы

Сахарный диабет влечет за собой развитие инфекций мочевой системы

Выделяют пиелонефрит детского возраста, беременных и раннего послеродового периода (гестационный пиелонефрит)

Выделяют пиелонефрит детского возраста, беременных и раннего послеродового периода (гестационный пиелонефрит)

У детей раннего возраста, в клинической картине острого пиелонефрита, доминируют общие симптомы: вялость или беспокойство, анорексия, высокая температура, похудание, рвота, запор или диспепсия, иногда желтуха,…

У детей раннего возраста, в клинической картине острого пиелонефрита, доминируют общие симптомы: вялость или беспокойство, анорексия, высокая температура, похудание, рвота, запор или диспепсия, иногда желтуха,…

Восстановление функционального состояния почек, уродинамики, иммунных нарушений

Восстановление функционального состояния почек, уродинамики, иммунных нарушений

Лечебная физкультура проводится лежа или сидя, опять-таки, в зависимости от состояния ребенка

Лечебная физкультура проводится лежа или сидя, опять-таки, в зависимости от состояния ребенка

При оксалурии назначаются витамины

При оксалурии назначаются витамины

Первичная профилактика – это система мер предупреждения, возникновения и воздействия на факторы риска развития заболеваний

Первичная профилактика – это система мер предупреждения, возникновения и воздействия на факторы риска развития заболеваний

А прогулки на свежем воздухе постепенно позволят стать устойчивее к перепадам температур

А прогулки на свежем воздухе постепенно позволят стать устойчивее к перепадам температур

Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления

Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация, как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления

После перенесённого острого необструктивного пиелонефрита, в течение первых трех месяцев проводят контрольные анализы мочи каждые 10-14 дней, до года – ежемесячно, а далее – ежеквартально…

После перенесённого острого необструктивного пиелонефрита, в течение первых трех месяцев проводят контрольные анализы мочи каждые 10-14 дней, до года – ежемесячно, а далее – ежеквартально…

К развитию пиелонефрита у детей могут привести аномалии развития мочевой системы, очаги хронической инфекции, нарушение личной гигиены

К развитию пиелонефрита у детей могут привести аномалии развития мочевой системы, очаги хронической инфекции, нарушение личной гигиены

Этапы проведения проекта: 4

Этапы проведения проекта: 4

Основной этап реализации проекта

Основной этап реализации проекта

По результатам первичного анкетирования получила следующие данные:

По результатам первичного анкетирования получила следующие данные:

Рис. 3. Диаграмма о факторах риска пиелонефрита

Рис. 3. Диаграмма о факторах риска пиелонефрита

Рис. 5. Диаграмма о знании осложнений пиелонефрита у детей

Рис. 5. Диаграмма о знании осложнений пиелонефрита у детей

Рис. 7. Диаграмма « Оценка результатов первичного анкетирования»

Рис. 7. Диаграмма « Оценка результатов первичного анкетирования»

Мною была проведена санитарно-просветительская работа с родителями по профилактике пиелонефрита у детей: (приложение 4)

Мною была проведена санитарно-просветительская работа с родителями по профилактике пиелонефрита у детей: (приложение 4)

Рис. 8. Диаграмма: Результаты повторного анкетирования, по уровню знаний о заболевании и профилактики пиелонефрита у детей

Рис. 8. Диаграмма: Результаты повторного анкетирования, по уровню знаний о заболевании и профилактики пиелонефрита у детей

Таблица 1 5. Календарный план проекта

Таблица 1 5. Календарный план проекта

Студент Врач-педиатрПлан занятияТехникум 13

Студент Врач-педиатрПлан занятияТехникум 13

Студент Доклад Техникум 12

Студент Доклад Техникум 12

Составление бюджета проекта

Составление бюджета проекта

Таблица 2 6. Бюджет проекта № п/п

Таблица 2 6. Бюджет проекта № п/п

Типографские расходы

Типографские расходы

Ожидаемые результаты Информированность родителей о значении профилактики пиелонефрита у детей с раннего возраста, должна привести к снижению заболеваемости мочевой системы, и здоровому образу жизни населения

Ожидаемые результаты Информированность родителей о значении профилактики пиелонефрита у детей с раннего возраста, должна привести к снижению заболеваемости мочевой системы, и здоровому образу жизни населения

Риски реализации проекта Не понятная для родителей, изложенная на медицинском языке, информация

Риски реализации проекта Не понятная для родителей, изложенная на медицинском языке, информация

Список литературы 1. Конституция

Список литературы 1. Конституция

Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: учебное пособие /

Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок: учебное пособие /

Лопаткин, Н. А. Пиелонефрит у детей: моногр

Лопаткин, Н. А. Пиелонефрит у детей: моногр

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета по выявлению первичного уровня знаний родителей, о профилактике пиелонефрита у детей (анонимно)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета по выявлению первичного уровня знаний родителей, о профилактике пиелонефрита у детей (анонимно)

Как вы думаете, возможно ли развитие пиелонефрита у ребенка после перенесенных заболеваний (ангины, гриппа, скарлатины и т

Как вы думаете, возможно ли развитие пиелонефрита у ребенка после перенесенных заболеваний (ангины, гриппа, скарлатины и т

А) Да; Б) Нет. СПАСИБО ЗА

А) Да; Б) Нет. СПАСИБО ЗА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Раздаточный материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Раздаточный материал

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ  В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ  В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ

Выпускная квалификационная работа Гавиловской Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ  В ПРОФИЛАКТИКЕ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020