Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов"
Оценка 4.7

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов"

Оценка 4.7
docx
воспитание +2
03.06.2023
Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов"
ВКР 12.04docx.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов

Выпускная квалификационная работа

 

 

Исполнитель ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по организации образовательного процесса
_______________Писарева Д.А.

Ветошкина

Светлана Алексеевна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

группа 46

ОЦЕНКА_________________
_________ Председатель ГЭК


Научный руководитель

Храмова

Светлана Александровна

Рецензент

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2022

 

 

Содержание

 

Введение

4

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося второго класса посредством классных часов

9

1.1 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

9

1.2 Особенности организации классных часов во вторых классах

16

1.3 Возможности классного часа в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

26

Глава 2 Опытно практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов

00

2.1 Входная диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 

00

2.2 Конструкты классных часов для обучающихся второго класса по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

00

2.3 Повторная диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 

00

Заключение

00

Список использованных источников

37

Приложение А Диагностические методики по изучению уровня сформированности КУУД обучающихся второго класса

Приложение Б Результаты выходной диагностики

Приложение В Результаты повторной диагностики

Приложение Г Свидетельство о публикации дидактических материалов (апрель, май)

Приложение Д Отзывы по результатам апробации практического материала выпускной квалификационной работы

38

 

00

00

00

 

00

 

Введение.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность коммуникативных универсальных учебных действий, которые включают в себя: планирование; постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с точностью выражать свои мысли [1]. 

А.В. Федотова определяет коммуникативные универсальные учебные действия как: «универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [16].

В пособии А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» представлена следующая характеристика коммуникативных универсальных действий: «Коммуникативные универсальные учебные действия – это способность субъекта осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных задачах» [4].

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, способность пользоваться правилами общения для решения задач и достижения целей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно сотрудничать с группой сверстников или взрослыми, умения аргументировать собственную точку зрения.

Среди требований к планируемым результатам в примерной основной образовательной программе начального общего образования отражены требования к формированию коммуникативных универсальных учебных действий: обучающиеся проявляют умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером и т.д. [2].

Вместе с тем в Профессиональном стандарте педагога одной из трудовых функций заявлено умение поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, содействовать формированию положительного психологического климата и организационной культуры класса [3].

Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий  является одной из основных задач в начальной школе.

Одним из видов деятельности, которые способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, являются классные часы, в рамках которых упор делается на личностное развитие ребенка, его воспитательный результат.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

По словам Н. И. Болдырева «Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы».

По мнению доктора педагогических наук  В. П. Сергеевой  «Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру [15].

В системе образования такая форма организации воспитательного процесса как классный час является основной, так как главной целью  воспитательной работы является всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Этот сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи классных часов. Это  гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально-организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Таким образом, на основе обозначенной актуальности сформирована тема дипломной работы: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов».

Проблема исследования - каким должно быть содержание классных часов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Объектом исследования является – процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Предмет исследования – классные часы как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся второго класса.

Цель выпускной квалификационной работы является  –  теоретическое обоснование, использование и разработка конструктов классных часов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий  у обучающихся второго класса.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов.

2. Описать опытно - практическую работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов.

Гипотеза исследования: предполагается, что посредством классных часов,  можно способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Методы исследования.

1. По этапам поиска:

- метод отбора материала;

- метод теоретической интерпретации;

- метод направленного преобразования.

2. По уровню проникновения, в сущности:

- эмпирический:

•        изучение литературы;

•        изучение результатов деятельности;

•        наблюдение;

•        метод диагностических ситуаций, заданий.

- теоретический:

•        анализ и синтез;

•        моделирование;

•        мыслительный эксперимент.

3. По функциям:

- диагностика;

- прогнозирование;

- преобразование;

- коррекция;

- статистическая обработка материала.

Теоретической основой исследования в вопросе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса являются работы Асмолова А. Г., Битяновой М. Р., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Петровского А. В., Давыдова В.В., Цукермана Г.А.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей 10" г. Каменск-Уральский. Классный руководитель 2 класса – Елена Васильевна Степанова.


 

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса во внеурочной деятельности

1.1 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

 

По мнению А.Г. Асмолова формирование универсальных учебных действий, в т.ч. и коммуникативных, является важной педагогической задачей. Среди универсальных учебных действий особое внимание необходимо уделить становлению коммуникативных универсальных действий, так как именно в начальной школе учащиеся испытывают преимущественно трудности коммуникативного характера, такие как: языковой барьер, неумение последовательно и грамотно излагать свои мысли, дефицит языкового материала и др. [4].

В том числе в учебной литературе термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [11].

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение этой проблемы важно для каждого обучающегося, так как каждый из них живет в обществе и не сможет существовать в нем без общения.

Решение данной проблемы определяет развитие обучающегося как личности, которая формируется в процессе сотрудничества с окружающими, а точнее с младшими школьниками.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

-        потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-        владение речью и умение использовать невербальные средства общения;

-        позитивное отношение к взаимодействию с окружающими

-        умение слушать собеседника.

Коммуникативные умения представляют собой умения вступать в диалог, общаться, излагать свою мысль, адекватно воспринимать информацию от окружающих. [5]

Т.Н. Горбунова считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований в сфере интеллекта» [8].

В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий, рассмотрим подробней коммуникативные.

К коммуникативным УУД относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и т.д.

Результаты овладения коммуникативными универсальными учебными действиями младшего школьного возраста представлены в примерной основной образовательной программе начального общего образования:

       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

       формулировать собственное мнение и позицию;

       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

       строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

       задавать вопросы;

       контролировать действия партнёра;

       использовать речь для регуляции своего действия;

       адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [2].

В соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности коммуникативные действия можно разделить на три группы:

       коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях);

       коммуникацией как сотрудничеством (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);

       коммуникацией как условием интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания).

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся могут выступать:

       соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

       соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

       сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся [4].

Также можно выделить несколько приемов формирования коммуникативных УУД, а именно:

1.       Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

2.       Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3.       Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4.       Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5.       Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6.       Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7.       Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Второклассник – это ребенок, стоящий в самом центре младшего возраста. Развитие личности младших школьников неразрывно связано со становлением произвольной регуляции, развитием волевых качеств, учебной мотивацией, формированием рефлексии.

Основные новообразования происходят в процессе учебной деятельности младшего школьника: теоретическое мышление, произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий. Успешность учебной деятельности непосредственно влияет на развитие личности младшего школьника.

Так же второклассник совершает еще волевые действия, главным образом, по указанию взрослых, в том числе и учителя, поэтому коммуникативные взаимодействия в классе и между учителем и учеником, способствующие формированию коммуникативных УУД, должен инициировать педагог [4].

По мнению А. Г. Бремуса коммуникативные УУД следует формировать в совместной деятельности группы учащихся, давать на занятиях групповые задания и пр. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом занятии менять их состав. Учитель для формирования коммуникативных УУД должен создавать условия для развития учебного сотрудничества между второклассниками. Следует отметить, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных УУД происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре [7].

Внутренняя позиция второклассника характеризуется появлением учебно-познавательных мотивов и более зрелых форм социальных мотивов. Появление именно социальных мотивов кажется нам важным при анализе вопроса формирования коммуникативных УУД. Они предполагают, что активность ученика теперь направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, следовательно, второклассник будет в большей степени стремиться к общению со сверстником, учителем. Второклассник уже адаптирован, как правило, к школьной жизни, поэтому ситуации общения его уже не дезорганизуют. Также второклассник уже не эгоцентричен по своей позиции, способен видеть и даже принимать иные точки зрения окружающих (отличные от его собственной).       Преодоление эгоцентризма способствуют тому, что школьники начинают лучше понимать чужие мысли, чувства, желания, стремления. В процессе дискуссии, споров, дети находят общие пути решения проблемы, компромиссы и это особенно важно в начальной школе, так как на этом этапе школьники осознают в процессе коммуникации, что их точка зрения не единственная. Так формируются коммуникативные действия, которые в первую очередь направлены на учет позиции собеседника или партнера по деятельности – группа учебных действий «коммуникация как взаимодействие».

В научной литература Ж.Пиаже отмечено, что второклассники часто проявляют адекватный тип эмоциональных реакций в ситуации неуспеха. Для учащихся второго класса особо интересными становятся сложные задачи, решить которые они способны на более высоком уровне самоорганизации [14].

 А. Г. Асмолов в своих трудах описывал, что изменения происходят и в самооценке второклассников: она становится более развитой, зрелой, более структурированной, а также более целостной. Самооценка во многом зависима от успешности учебной деятельности. Во втором классе самооценка сильно снижается, даже может перейти рубеж адекватной – ученик может чувствовать неуверенность в себе (внешняя причина – неуспешность учебной деятельности). Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.

При этом во втором классе появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников. У некоторых детей может наблюдаться сильное стремление к лидерству, начинается соперничество между ребятами. Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять роли без помощи взрослых. При желании узнавать другого, быть лидером, сотрудничать с одноклассниками учащиеся второго класса чувствуют потребность в развитии коммуникации как кооперации. Развивать эту группу коммуникативных УУД второклассников важно, так как многие дети все же склонны работать индивидуально и часто не обращают внимания на партнера по общению [6].

По мнению Л.С. Выготского ключевым значением коммуникации для психического и личностного развития ребенка являются содействие и сотрудничество, которые выступают как реальная деятельность обучающихся. Внутри такой деятельности совершаются процессы психического развития и становления личности, так как коммуникативная компетентность имеет многогранный характер – выделение основного состава коммуникативных и речевых действий Общение связано с обобщением (мышлением), слово является средством обобщения и становления индивидуального сознания благодаря своей знаковой (вербальной) природе [9].

Таким образом, анализ исследований позволяет утверждать, что коммуникативные умения – это в первую очередь владение мыслью, способность грамотно и доходчиво передавать информацию от человека к человеку, во-вторых это восприятие поступающей информации и адекватная реакция при её усвоении, в-третьих это способность к созиданию информации путём мыслительной деятельности на основе жизненного опыта в том числе создание своей точки зрения.

Коммуникативные УУД, в свою очередь, обеспечивают учет позиции окружающих людей, позволяют строить социальные связи родственные с членами семьи, соседские, дружеские в коллективе или компании, профессиональные. Коммуникативные УУД влияют на умение слушать, слышать и вступать в диалог, интегрировать своё мнение в коллективное обсуждение. Коммуникативные УУД позволяют сверстникам объединяться и сотрудничать между собой.

Целесообразность формирования коммуникативных УУД у обучающихся второго класса обусловлена возрастными особенностями, так активность ученика теперь направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, следовательно, второклассник будет в большей степени стремиться к общению со сверстниками и учителем, именно поэтому у ученика второго класса есть потребность в формировании коммуникативных УУД.

Особенность формирования коммуникативных УУД в первую очередь заключается в том, что система работы должна учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся второго класса. Важно знать сущность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. А так же учитель для формирования коммуникативных УУД должен создавать условия для развития учебного сотрудничества между второклассниками. Следует отметить, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных УУД происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.

 

1.2 Особенности организации классных часов во вторых классах

 

Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы. В санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах установлены возможности внеурочной деятельности:

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы [3].

Таким образом классные часы проходящие на свежем воздухе или с использованием других различных форм организации будут способствовать сохранении здоровья обучающегося, что поспособствует гармоничному развитию личности.

Именно поэтому классные часы проводятся с различными воспитательными целями.

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:

Просветительская функция - суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Направляющая функция - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Ориентирующая функция - способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая функция - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

 2. Проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

 7. Проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире; 

8. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

- Определение целей и задач.

- Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

- Создание психологического настроя.

- Предварительная подготовка.

- Проведение самого мероприятия.

Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками;

- анализ воспитательного результата.

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание;

- правовое воспитание;

- физическое и умственное развитие личности.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.

Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.

Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.

Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

Основные компоненты классного часа:

Целевой – целевые установки, которые должны быть связаны с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа, которое включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Оценочно - аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся [15].

У классного часа, как и у академического урока существуют следующие требования к структуре:

1. Вступительная беседа.

2. Постановка проблемы.

3. Обсуждение темы. Высказывания учащихся.

4. Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий).

5. Выводы. Подведение итогов.

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа.

Типы классного часа:

1.Тематический классный час.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся. Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.

2.Нравственный классный час.

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература. Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

3. Интеллектуально-познавательный классный час.

Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками: - интеллектуальные марафоны; - дни интеллектуального творчества; - защита интеллектуальных проектов; - интеллектуальные ринги и викторины; - заседание клубов интеллектуалов; - школа интеллектуального развития.

4. Информационный классный час.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более [15].

При выборе формы проведения классных часов в начальной школе нужно учитывать психологические особенности детей. У младшего школьника низкий уровень концентрации внимания, поэтому важно чаще менять виды деятельности. Также во время проведения воспитательной работы нужно активно использовать наглядность, интригующие и сюрпризные моменты, вносить элемент неожиданности. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах: путешествие; творчество; фантазирование; конкурс; викторина; КВН; час общения; устный журнал; проектная деятельность учащихся; экскурсия; тренинг; классное собрание и т.д.

В пункте 1.3 данной дипломной работы будут представлены формы организации классных часов с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся второго класса. 

Исходя из целей организации классных часов можно сделать вывод о том, что они влияют на формирование личности и коллектива.  С помощью подходов организации можно развивать качества личности, которые помогут ребенку продуктивно взаимодействовать в социуме.

Для того чтобы классному руководителю эффективно выстроить свою деятельность и достичь целей воспитательной работы необходимо ориентироваться на уровень воспитанности обучающихся второго класса. Но стоит заметить, что нет однозначных критериев и показателей уровней воспитанности.

Н. Е. Щуркова описывает следующие показатели воспитанности:

o        внешний вид ребенка;

o        мимический и пластический образ;

o        речь;

o        поведение, складывающееся из отдельных поступков;

o        избирательная деятельность;

o        реакции на социальные явления;

o        система его взаимоотношений с окружающими;

o        качественность его предметной деятельности;

o        идеалы.

А. К. Маркова выделяет следующее понятие - воспитанность. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

Уровни воспитанности описаны в трудах А. К. Марковой:

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. "Сильное" целеполагание - удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе [13].

Как выше написано, требований к уровню воспитанности не указано ни в одном нормативном документе, но согласно  примерной программе воспитания мы можем выделить целевые ориентиры воспитания по направлениям. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституционных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.

Гражданско-патриотическое воспитание (знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту и социально значимой деятельности).

Духовно-нравственное воспитание (уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание (способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве).

Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста).

Трудовое воспитание (сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности).

Экологическое воспитание (понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм).

Ценности научного познания (выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания).

Таким образом классные часы для обучающихся второго класса направлены на формирование личностных и метапредметных результатов, таких как: умения вести диалог, аргументировать собственную позицию, учитывать, что существуют другие точки зрения и уровень воспитанности, на который опирается классный руководитель при подготовке к классному часу для второго класса заключается в любознательности обучающегося, отношении к самому себе, природе, человеку и школе. Цели, содержание, выбор форм, приёмов и методов работы должен учитывать возрастные особенности обучающегося второго класса.

 

1.3 Возможности классного часа в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

 

Основной целью воспитательной работы является создание оптимальных условий для самореализации и саморазвития личности каждого учащегося, его последующей успешной социализации в обществе, оказание психолого-педагогической поддержки в процессе становления и развития ответственного, высокоразвитого, инициативного, компетентного и творческого гражданина.

Исходя из описания функций классного часа выше,  можно сделать вывод о том, что данная форма организации воспитательной работы направлена на всесторонне развитие личности, с упором на формирование коммуникативных качеств, которые способствуют социализации в обществе.

Классные часы дают возможность расширить кругозор знаний об окружающем мире явлений или событий; обрести новый социальный опыт, опираясь на нравственные ценности; сформировать отношение к себе, оценке своих поступков;  помогают в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения - это именно тот результат освоения коммуникативных универсальных учебных действий, который представлен в программе начального общего образования.

Согласно примерной программе воспитания классный час имеет следующую структуру:

1. Вступительная часть:

- Самоопределение к деятельности, организационный этап

- Постановка проблемы

- Постановка целей и задач

2. Основная часть:

- Актуализация знаний

- Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов

- Рефлексия

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения, все зависит от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

При подготовке классного часа важно учитывать некоторые требования, отраженные в структуре:

1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.

2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.

3. Необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.

4. Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время,  потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.

При подготовке к вступительной части классного часа учитель должен понимать, что эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием «Перехода от известного к неизвестному» для того, чтобы разбудить интерес обучающихся к поиску решения задачи, с которой они еще не сталкивались, к желанию узнать то новое,  которое не знали раньше. Приём проблемного обучения будет актуален в любом классе начальной школы, так как познавательный интерес обучающихся обусловлен личным интересом каждого.

Такой приём как «Ассоциация» способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, помогает настроить детей на предстоящую деятельность с положительной точки зрения. Эмоциональный настрой обучающихся особенно на первом этапе классного часа важен тем, что предстоящая тема отзовется положительной эмоцией в душе ребенка в будущем. 

Так же в качестве вступительного слова можно использовать приветствие с пожеланиями, художественное слово (стихотворение, сказка), музыкальное произведение, мини-рассказ,  цитату великих людей, приём «Подари улыбку», «Трение ладоней», «Поздоровайся на разных языках» и пр.

Все те приёмы, которые позволят положительно настроить учеников на предстоящую деятельность, организовать их внимание, наладить психологический контакт между учителем и учениками. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

 В приемах перечисленных выше отражается потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, позитивное отношение к процессу сотрудничества и умение слушать собеседника, которые являются одними из базовых компонентов коммуникативных универсальных учебных действий.

В основной части важно раскрыть тематику классного часа, актуализировать опыт обучающихся и получить новые знания по теме и при возможности их применить в незнакомой ситуации.

Выбор приёмов на данном этапе зависит от формы организации классного часа.

Например, классный час в форме игры-путешествия подразумевает использование различных видов деятельности (игровых, трудовых, познавательных, художественных, поисковых и др.), игровых и сюрпризных моментов. В свою очередь, такая форма организации как этическая беседа подразумевает живой обмен мнениями, диалог, рассуждения, инсценировки, чтение отрывков художественных произведений, анализ ситуаций, поступков и мн. др.

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками можно проследить в процессе изучения темы, совместного решения поставленных задач.  Для достижения цели классного часа обучающимся необходимо сотрудничать, без владения определенными вербальными и невербальными средствами общения этого сотрудничества не состоится. Во взаимодействии складывается ориентация на партнера по общению.

В заключительной части педагогу важно сделать вывод о том, насколько поднятая тема была раскрыта и усвоена обучающимся, важно получить обратную связь на уровне эмоций, это можно сделать при помощи таких приёмов как:

(1) Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния являются:

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого, безразличного);

2. «Светофор». Обучающимся предлагается оценить свое эмоциональное состояние после определенного вида деятельности (игра, конкурс, викторина …) или в конце занятия (Зеленый цвет – мне понравилось; Желтый цвет - понравилось не все; Красный цвет - не понравилось).

3. Прием «Лесенка». У каждого обучающегося на столе лежит небольшой лист бумаги на котором изображена лесенка четырех цветов. Каждый цвет соответствует определенному настроению. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует вашему настроению (Черный цвет – плохое настроение; Белый цвет – безразличное настроение; Оранжевый свет – хорошее настроение; Зеленый цвет – очень хорошее настроение)

4. Прием «Лесенка успеха». Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

5. Приём с разными цветовыми изображениями. Прием «Мое настроение». Обучающимся предлагается на листе ватмана нарисовать свое настроение. Этот вид работы можно проводить как индивидуально, так и в группах.

6. В образной рефлексии обучающиеся сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

7. «Поляна цветов». Обучающиеся при помощи цвета (цветов разного цвета) могут выразить свое отношение к какому-нибудь предмету или событию.

(2.) Приемами рефлексии деятельности являются:

1. «Пирамида успеха». Если ребенок активно работал на всех этапах классного часа или занятия он ставит человечка (любой другой предмет) на самую вершину пирамиды, а если работал плохо человечек остается у подножья пирамиды.

2. Прием «Стул успеха» позволяет обучающимся проанализировать работу всех детей и выбрать «самого лучшего, активного, добросовестного» и объяснить свой выбор.

3. Прием «полянка». На доске – поляна из цветов. Каждый цветок – вид деятельности на классном часе. Обучающимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. Прием «Огонёк общения». Обучающиеся встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

5. Прием «Цепочка пожеланий». Обучающимся предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе или другим по итогам работы на классном часе, занятии. Можно при этом передавать символ.

7. Прием «Дерево». По окончанию работы обучающиеся выходят к доске и располагают на ветках дерева яблоко, цветок или листик в зависимости смогли ли оно получить на занятии новую информацию.

8. Интересным является прием «Попс – формулы». Ценность этого приёма заключается в том, что позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственное мнение (позицию) по изученной теме. Обучающимся предлагается сказать (используя памятку) четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция;

О – объяснение (или обоснование);

П – пример;

С – следствие (или суждение);

(Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слова: «Например …». Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слова: «Поэтому…». Прием «Что было бы, если…» позволяет спрогнозировать события в конкретной ситуации).

4. Интересен в работе прием «синквейн». Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – описание действия 3 слова,

четвертая строка - 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

пятая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

В описанных выше приёмах отражаются основные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, можно сделать вывод о том, что такая форма организации воспитательного процесса как классный час имеет огромный потенциал в формировании коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.

Далее будут представлены формы организации классных часов с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся второго класса.  А так же отражение компонентов коммуникативных универсальных учебных действий в формах организации классных часов.

У обучающегося второго класса преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что подразумевает изучение мира ребенком с помощью глаз и рук, т.е. изучаемое нужно увидеть и потрогать. Ссылаясь на данную возрастную особенность обучающегося второго класса целесообразно использовать такие формы организации классного часа как: экскурсия, поход, театрализованный классный час, концерт, спектакль, ролевые, сюжетные игры и др. В процессе взаимодействия у обучающихся возникает потребность в общении со взрослыми и сверстниками, это выражается в желании поделиться впечатлениями, оценить увиденное или  результат проделанной работы, для этого обучающимся необходимо владеть речью и умением использовать невербальные средства общения.

Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [10].

Учитывая, что в данном возрасте развиваются все логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение необходимо стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.  Это возможно и на классных часах с использованием следующих форм организации деятельности: олимпиада, викторина, исследование, игра-путешествие, игра-квест и пр.

Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. В этом возрасте ребенок во всем ориентируется на оценку взрослого, но поскольку рефлексия развита недостаточно, самостоятельно оценивать себя объективно ребенок не может. Важно формировать умение оценивать себя и свои достижения, поступки, учить взаимодействовать с коллективом класса и направлять возможности ребенка в нужное русло. Для успешности второклассника необходимо организовывать классные часы, на которых у ребенка появиться возможность взаимодействовать в группе. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики [4].

Это отражается в следующих формах организации классных часов: этическая, нравственная беседа, всевозможные конкурсы (групповые, индивидуальные), встреча с интересными людьми, литературная гостиная,  групповые исследовательские проекты, просмотры тематических фильмов с обсуждением, коллективное творческое дело, тематические праздники, мастерская подарков, трудовой десант, акции добрых дел и т.д.

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации воспитательной работы как классный час имеет высокий потенциал в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Во-первых целенаправленность классных часов обширная начиная с коллектива класса в целом и заканчивая личностью конкретного ребенка. Во-вторых разнообразие форм и приёмов организации деятельности на классном часе обеспечивает формирование всех компонентов коммуникативных универсальных учебных действий. В - третьих обеспечивает становление классного коллектива и внутригрупповых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Опытно практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов

 

2.1 Входная диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Диагностика №1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. «Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок».

Автор: Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.

Цель: выявить умение ребёнка по серии сюжетных картинок понимать тему и последовательно выстраивать грамматические конструкции с адекватным использованием вербальных средств.

Оцениваемые УУД: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Возраст: 7-8 лет.

Форма проведения: индивидуальная работа с детьми.

Инструкция: Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Матертиал: изображение - 4 шт.

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/58850/jXRHVbjpG5fz3K76KfC0Ww1217/ocr  http://cf2.ppt-online.org/files2/slide/o/Oz2oKI81EtVQpBJd90fxlLSMaFPqY7y6CvUj4hwNHe/slide-7.jpghttps://sun6-23.userapi.com/s/v1/if1/RQ1L9E8iwGuJ9UK-jIHkBE2i_-nzLjE2Tw_15VeKAvfIwdLOuwaDZtEiWRxbbGlo78FGMxB9.jpg?size=744x1024&quality=96&crop=0,0,744,1024&ava=1 http://cf2.ppt-online.org/files2/slide/o/Oz2oKI81EtVQpBJd90fxlLSMaFPqY7y6CvUj4hwNHe/slide-7.jpg

 

Критерии оценивания:

3 -  картинки разложены самостоятельно и правильно, верно передан смысл происходящего. Рассказ полный, точный, связный, последовательный, с соблюдением языковых норм;

2 – использование помощи при раскладывании картинок, в рассказе нарушена связность, пропуски эпизодов, отдельные морфолого-синтаксические нарушения;

1 –раскладывание картинок с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, бедность содержания

 

 

Методика:  «Рукавички».

Автор: Г.А. Цукерман.

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Методика проведения: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1 уровень - низкий уровень (1 балл) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2 уровень - средний уровень (2 балла) – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3 уровень - высокий уровень (3 балла) – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.



 

2.2      Конструкты классных часов для обучающихся второго класса по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

 

2.3 Повторная диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.


 

Заключение

Целью данной работы являлось теоретическое обоснование, использование и разработка конструктов классных часов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий  у обучающихся второго класса.

Для реализации цели были решены поставленные во введении задачи:

1. Раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов.

2. Описать опытно - практическую работу по формированию коммуникативных универсальных учебных.

И сделаны следующие выводы: особенность формирования коммуникативных УУД в первую очередь заключается в том, что система работы должна учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся второго класса. Важно знать сущность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. А так же учитель для формирования коммуникативных УУД должен создавать условия для развития учебного сотрудничества между второклассниками. Следует отметить, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных УУД происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.

Таким образом классные часы для обучающихся второго класса направлены на формирование личностных и метапредметных результатов, таких как: умения вести диалог, аргументировать собственную позицию, учитывать, что существуют другие точки зрения и уровень воспитанности, на который опирается классный руководитель при подготовке к классному часу для второго класса заключается в любознательности обучающегося, отношении к самому себе, природе, человеку и школе. Цели, содержание, выбор форм, приёмов и методов работы должен учитывать возрастные особенности обучающегося второго класса.

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации воспитательной работы как классный час имеет высокий потенциал в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Во-первых целенаправленность классных часов обширная начиная с коллектива класса в целом и заканчивая личностью конкретного ребенка. Во-вторых разнообразие форм и приёмов организации деятельности на классном часе обеспечивает формирование всех компонентов коммуникативных универсальных учебных действий. В - третьих обеспечивает становление классного коллектива и внутригрупповых отношений.

Таким образом, задачи решены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. – Текст: электронный // Грант: [сайт]. – 2009. – 22 дек. – URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 8.11.2022).

2. Об утверждении Примерной основной образовательной программы начального общего образования: решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г.  №1/15 – Текст: электронный // Городской методический центр: [сайт]. – 2016. – 31 авг. – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primernaya-osnovnaya-obraz-programa-nachalnogo-obshego-obrazov.html (дата обращения: 20.12.2022).

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 16.03.2011 г. № 19993 – Текст: электронный// Городской методический центр: [сайт].- 2011.- 27 апр.-URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения 23.01.2023).

3. Профессиональный стандарт "Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - Москва: утв. Министерства труда и социальной защиты РФ, 2016. – 45 с. - Текст: непосредственный.

4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова  — Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный.

5. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская. – Москва: Просвещение, 2017. – 159 с. – Текст: непосредственный.

6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от мысли к действию. Система заданий. Пособие для учителей /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — Москва: Просвещение, 2010. — 159 с. – Текст: непосредственный.

7. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании /А.Г. Бермус; под ред. А.В. Хуторского. – Москва: ИНЭК, 2007. – 45–53 с. - Текст: непосредственный.

8. Большова, Н. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода /Н. Большова //Научный поиск. - 2012. - № 2.1. – С. 18-20. - Текст: непосредственный.

9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений В 6-ти т. Т. 4: Детская психология /Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. – Москва: Педагогика, 1984. – 432 с. - Текст: непосредственный.

10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с., ил. - Текст: непосредственный.

11. Дубова, М. Учебная ситуация в компетентностно - ориентированном обучении младших школьников /М. Дубова. //Начальная школа плюс до и после. – 2013. - № 2. – С, 38-48. - Текст: непосредственный..

12. Купина Н. А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка./Купина Н. А. , Богуславская Н. Е – Москва : Просвещение, 1980.-54 .- Текст: непосредственный.

13. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии : учебник для бакалавров / В. Н. Карандашев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2014 — 376 с. — Текст: непосредственный.

14. Пиаже, Ж. Теория Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии /Ж. Пиаже. — Москва: Гардарики, 2001. – 624 с. Текст: непосредственный.

14. Сергеева В. П. Классное руководство (учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании") / В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, И. С. Сергеева и др.; под редакцией В. П. Сергеевой. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. – 318.- Текста: непосредственный.

16. Статья формирование коммуникативыных универсальных учебных действий – Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А.В. Федотова // Управление начальной школой. - 2012. - №12. С. 6 -36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ

Содержание Введение 4

Содержание Введение 4

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность коммуникативных универсальных учебных…

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является сформированность коммуникативных универсальных учебных…

Вместе с тем в Профессиональном стандарте педагога одной из трудовых функций заявлено умение поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, содействовать формированию положительного психологического климата…

Вместе с тем в Профессиональном стандарте педагога одной из трудовых функций заявлено умение поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, содействовать формированию положительного психологического климата…

Таким образом, на основе обозначенной актуальности сформирована тема дипломной работы: «

Таким образом, на основе обозначенной актуальности сформирована тема дипломной работы: «

По функциям: - диагностика; - прогнозирование; - преобразование; - коррекция; - статистическая обработка материала

По функциям: - диагностика; - прогнозирование; - преобразование; - коррекция; - статистическая обработка материала

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса во внеурочной деятельности 1

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса во внеурочной деятельности 1

Т.Н. Горбунова считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для…

Т.Н. Горбунова считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для…

В соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности коммуникативные действия можно разделить на три группы:  коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции…

В соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности коммуникативные действия можно разделить на три группы:  коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции…

Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей

Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей

Внутренняя позиция второклассника характеризуется появлением учебно-познавательных мотивов и более зрелых форм социальных мотивов

Внутренняя позиция второклассника характеризуется появлением учебно-познавательных мотивов и более зрелых форм социальных мотивов

Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе

Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе

УУД. Особенность формирования коммуникативных

УУД. Особенность формирования коммуникативных

Таким образом классные часы проходящие на свежем воздухе или с использованием других различных форм организации будут способствовать сохранении здоровья обучающегося, что поспособствует гармоничному развитию личности

Таким образом классные часы проходящие на свежем воздухе или с использованием других различных форм организации будут способствовать сохранении здоровья обучающегося, что поспособствует гармоничному развитию личности

Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к

Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс: -

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс: -

Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка

Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы

Информационный классный час.

Информационный классный час.

А. К. Маркова выделяет следующее понятие - воспитанность

А. К. Маркова выделяет следующее понятие - воспитанность

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве)

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве)

Цели, содержание, выбор форм, приёмов и методов работы должен учитывать возрастные особенности обучающегося второго класса

Цели, содержание, выбор форм, приёмов и методов работы должен учитывать возрастные особенности обучающегося второго класса

Актуализация знаний - Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности 3

Актуализация знаний - Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности 3

Приём проблемного обучения будет актуален в любом классе начальной школы, так как познавательный интерес обучающихся обусловлен личным интересом каждого

Приём проблемного обучения будет актуален в любом классе начальной школы, так как познавательный интерес обучающихся обусловлен личным интересом каждого

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками можно проследить в процессе изучения темы, совместного решения поставленных задач

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками можно проследить в процессе изучения темы, совместного решения поставленных задач

Приемами рефлексии деятельности являются: 1

Приемами рефлексии деятельности являются: 1

Прием «Что было бы, если…» позволяет спрогнозировать события в конкретной ситуации)

Прием «Что было бы, если…» позволяет спрогнозировать события в конкретной ситуации)

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [10]

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [10]

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации…

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации…

Глава 2 Опытно практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов 2

Глава 2 Опытно практическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов 2

Методика : «Рукавички». Автор:

Методика : «Рукавички». Автор:

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса посредством классных часов"

Конструкты классных часов для обучающихся второго класса по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 2

Конструкты классных часов для обучающихся второго класса по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 2

Заключение Целью данной работы являлось теоретическое обоснование, использование и разработка конструктов классных часов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Заключение Целью данной работы являлось теоретическое обоснование, использование и разработка конструктов классных часов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации…

Изучив особенности организации классных часов, формы проведения и сопоставив их с возрастными особенностями обучающихся второго класса можно сделать вывод о том, что такая форма организации…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от мысли к действию

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от мысли к действию

СПО по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании") /

СПО по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Коррекционная педагогика в начальном образовании") /

Приложение А

Приложение А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2023