Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста посредством приемов мультимедийной дидактики
По модулю:
Выполнил (а): Нестерова Анастасия Владимировна Ш-47
(Фамилия, имя, отчество) (группа)
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(наименование специальности)
Руководитель: Глазырина Елена Валерьевна, преподаватель колледжа
Защита состоялась «__» 2021 г.
Оценка_____________
Соликамск, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса младших школьников посредством приемов мультимедийной дидактики
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………8
1.2. Методы и приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности……………………………………………………………………..12
1.3. Теоретические подходы к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики…………………………………………………….16
1.4. Разработка учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint………………………………………………………………………..17
1.4.1. Принципы предъявления наглядности при использовании учебных материалов мультимедийной дидактики………………………………………20
1.4.2. Использование технологии триггеров при создании интерактивных презентаций………………………………………………………………………25
1.4.3. Возможности MS PowerPoint при контроле знаний и умений учащихся…………………………………………………………………………28
Глава 2. Эмпирическое исследование использования мультимедийной дидактики для эффективного развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап) …………………………………35
2.2. Методика использования мультимедийной дидактики для развития познавательного интереса у младшего школьного возраста (формирующий этап исследования) ………………………………...……………………………41
2.3. Выявление уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап исследования) ……………………...43
Заключение………………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………..50
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе российские школы превращаются в высоко технологические организации, призванные и способные сформировать у обучающихся компетенции потребления и создания информации и знаний. Это техническое оснащение призвано активизировать преподавательский состав в освоении и внедрении информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Применение информационных технологий в начальной школе объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления c изучаемым объектом. Уже давно известен тот факт, что более 90 процентов всей информации об окружающем нас мире человек получает с помощью зрительного анализатора, т.е. зрения. В связи с этим значительное место в учебном процессе, безусловно, занимает использование наглядности, созданной с применением программы MS PowerPoint.
В Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 66 п.1. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [1; 91].
В профессиональном стандарте педагога начальной школы сказано «В начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную». Такая перемена нелегко переносится многими обучающимися. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным [3; 2].
Во ФГОС НОО нового поколения сказано «…активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач…» [2; 35] это значит, что учителя должны использовать в учебной и внеурочной деятельности ИКТ для развития кругозора, познавательного интереса учащихся. Мультимедиа технологии широко используется в работе, и позволяют учителю представить учебную информацию в максимально эффективном виде. Однако потенциал программы MS PowerPoint заключен не только в мультимедийности, но и в интерактивности создаваемых в ней учебных ресурсов. Потенциалу же интерактивности уделяется меньше внимания.
Из данной проблемы вытекает ряд педагогических противоречий: между необходимостью использования приемов мультимедийной дидактики в работе учителя и отсутствием методик применения компьютерных программ в работе по развитию познавательного интереса учащихся, между доказанной оптимизаций и высокой эффективностью образовательного процесса на основе ИКТ и результатами исследований, доказывающими отрицательное влияние безграмотного применения мультимедийных продуктов на динамику развития обучающихся. Рассмотрение данных противоречий обнаруживает проблему, которая состоит в поиске эффективных средств мультимедийной дидактики в целях развития познавательного интереса учащихся. Таким образом, тема дипломной работы «Развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста посредством приемов мультимедийной дидактики» является актуальной.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы мультимедийной дидактики, созданные с помощью программы MS PowerPoint.
Цель работы: изучить возможность развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста посредством приемов мультимедийной дидактики.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по рассматриваемой проблеме;
2. Определить содержание базовых понятий работы: познавательный интерес, интерактивные учебные материалы, приемы мультимедийной дидактики, программа MS PowerPoint, технология триггеров;
3. Рассмотреть приемы мультимедийной дидактики, созданные с помощью программы MS PowerPoint;
4. Рассмотреть проблему развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста на учебных занятиях в период преддипломной практики через использование приемов мультимедийной дидактики;
5. Представить алгоритм разработки интерактивных учебных материалов с помощью триггеров в программе MS PowerPoint;
6. Составить электронное учебно-методическое пособие «Учебные материалы для младших школьников с применением программы MS PowerPoint».
Гипотеза: можно предположить, что использование приемов мультимедийной дидактики, созданных с помощью программы MS PowerPoint, обеспечит разработку интерактивных учебных материалов для обучающихся начальной школы, что повлияет на развитие познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
Для реализации поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования); эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса); социальные (беседы с учителями); творческие (работа в сотрудничестве по созданию алгоритмов и рекомендаций); практические (работа по составлению электронного учебно-методического пособия).
Практическая значимость работы в описании приемов мультимедийной дидактики, созданных с помощью программы MS PowerPoint, а также в разработке электронного учебно-методического пособия Учебные материалы для младших школьников с применением программы MS PowerPoint».
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса младших школьников посредствам приемов мультимедийной дидактики
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» п.2. «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной нравственной установки «становиться лучше» с помощью информационно–коммуникативных технологий учитель может поспособствовать духовно-нравственному развитию учащихся, а именно развитию их творческого потенциала, способствовать развитию интереса к познанию мира и себя как личности [4; 12].
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [9; 195].
Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения [17].
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности [18].
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения [19].
Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя.
В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел).
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящен целый ряд исследований (Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, К.М. Рамонова, Р.Д. Тригер, и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Познавательный интерес детей 7-9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат [20].
Таким образом, развитию познавательного интереса необходимо уделять большое внимание. Познавательный интерес младших школьников отличается их непрочностью, дети в возрасте 7-9 лет редко проявляют интерес в изучении каких-либо предметов, поэтому нужно преподносить материал урока в интересной, полезной, необычной, познавательной форме. Учащиеся будут проявлять больше интереса к учебным предметам. Но как, же развивать познавательный интерес на уроках? В следующем пункте мы более подробно узнаем о методах и приемах стимулирования познавательного интереса.
1.2. Методы и приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.
Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:
ü Методы эмоционального стимулирования;
ü Методы развития познавательного интереса;
ü Методы формирования ответственности и обязательности;
ü Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Коротко остановимся на каждой подгруппе.
Методы эмоционального стимулирования.
Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Использование игр, игровых форм организации учебной, внеучебной деятельности.
Методы развития познавательного интереса.
Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий, или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.
Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.
Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.
Метод создания ситуаций творческого поиска. Для объяснения значения данного метода приведем высказывание К.Н. Боуви «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности.
Формирование понимания значимости учения.
Предъявления учебных требований. Содержание данного метода определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения.
Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушение дисциплины.
Оперативный контроль. Чем чаще проверяется и оценивается работа, тем прочнее интерес к предмету. Для этого необходимо оценивать каждую работу учащегося.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т.д.
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у учащихся знаний.
Дискуссия. Организация обсуждения материала, основанная на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказанная учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц [13].
Активизации познавательной деятельности детей на уроках.
Приведем примеры активизации познавательной деятельности детей на уроках, внеклассных занятиях с учетом вашей специальности по следующим направлениям:
ü Факты (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей).
ü Иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, художественное кино; натуральные объекты).
ü Создание проблемной ситуации на уроке.
ü Ситуация неожиданности на уроке.
ü Индивидуальная и групповая работа на уроке.
ü Организация соревнования на уроке.
ü Игра-путешествие.
ü Ролевая игра. Деловая игра.
ü Диспут.
ü КВН.
ü Круглый стол.
ü Аукцион знаний.
ü Выставка.
ü Пресс-конференция и т.д.
Можно выделить следующие виды методик на выявление уровня познавательного интереса [5; 126].
Таким образом, учителями и педагогическими работниками были разработаны, сформированы методы и приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности учащихся. От правильности использования методов зависит уровень отношения к учебному процессу и жизнедеятельности в целом. Каждый метод несет свою особенность во время обучения младших школьников. Для наиболее эффективного результата нужно применять и (или) чередовать методы и приемы познавательной и развивающей деятельности.
Но каковы теоретические подходы к разработке учебного материала с использованием мультимедийной дидактики? Это мы узнаем из следующего параграфа.
1.3. Теоретические подходы к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики
Перед изучением параграфа нам необходимо ознакомиться с определением: дидактика, мультимедиа, мультимедийная дидактика.
Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения [15].
Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию) [16].
После рассмотрения определений дидактики и мультимедиа, можно сформулировать определение мультимедийной дидактики. Мудьтимедийная дидактика – это прием обучения с использованием информационных технологий, который способствует лучшему усвоению устного и (или) иного материала.
Е.В. Оспенникова дала своё определение мультимедийной дидактики. Мультимедийная дидактика – это теория обучения на основе использования полного комплекса средств и способов информационного обмена [7;17].
Сегодня более широкое распространение в образовательном процессе получили два вида ИКТ: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. И именно при предъявлении учебной информации учителя широко используют презентации.
Это наиболее доступный и многофункциональный инструмент, позволяющий организовать сопровождение изучаемого материала визуальными и аудиальными формами, что активизирует кинетическое восприятие и делает информацию доступной учащимся с различными типами восприятия (визуалам, аудиалам и кинестетикам).
Самой распространенной программой для создания презентаций является MS PowerPoint. Но, как правило, учителя самостоятельно осваивают возможности этого программного продукта, что ведет к упрощенности его использования.
Потенциал программы MS PowerPoint заключен в мультимедийности и интерактивности создаваемых в ней учебных ресурсов. Мультимедиа технологии широко используется в работе, и позволяют учителю представить учебную информацию в максимально эффективном виде. Потенциалу же интерактивности уделяется меньше внимания.
Таким образом, самой распространенной программой для теоретического подхода к разработке учебных материалов мультимедийной дидактики является MS PowerPoint. Преимущества программы состоит в её мультимедийности и интерактивности. Для предания учебному материалу красочности, наглядности, пробуждения познавательного интереса учащихся необходимо использовать мультимедийную дидактику.
Мультимедийная дидактика является хорошим приемом формирования познавательного интереса.
1.4. Разработка учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint
Современные учителя имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку как пользователя компьютера, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ. Какими бы красочными интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедийные продукты, они далеко не всегда соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей. Современному педагогу необходим инструмент разработки и сбора из отдельных мультимедиа-компонентов единого законченного мультимедиа-приложения. Одной из перспективных моделей обучения является использование инструментальных программ для разработки собственных мультимедийных продуктов.
Одним из актуальных и распространенных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс школы являются мультимедийные презентационные технологии [8; 49].
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. Учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.
Таким образом, презентационный материал на уроках позволяет воспринять информацию намного лучше, если преподносить информацию на слух и иллюстрировать данный материал на слайде. Работая с презентационным материалом, учитель повышает свое методическое мастерство, а именно оно помогает ученикам повышать качество знаний.
Для создания презентации чаще всего используется программа MS PowerPoint, которая предлагает различные шаблоны оформления и упрощает процесс создания презентации до такой степени, что с этим справится даже начинающей пользователь программы.
Перед создание презентации необходимо, прежде всего, продумать ее сценарий.
Сценарий презентации состоит, как правило, из двух этапов: идея презентации и пошаговая разработка каждого слайда. Идея определяет общую направленность, стили и тему проекта. Создав идею презентации, нужно подготовить по ней блок-схемы, рисунки, фотографии, пояснительные тексты, музыкальное сопровождение, видеофрагменты, элементы анимации. Пошаговая разработка презентации – это разработка содержания и дизайна каждого слайда.
Чаще всего презентации используют для визуализации представляемой информации. Поэтому условно можно разделить презентации на четыре типа:
1. Презентации с преобладанием текстового содержания;
2. Презентации с преобладанием изображений;
3. Комбинированные презентации, содержащие и текст, и изображения;
4. Сложные мультимедиа-проекты с видеороликами, аудиозаписями.
По степени интерактивности выделяют два типа презентаций:
1. Линейная презентация, характеризующаяся последовательной сменой слайдов. Это самый распространенный тип учебной презентации, создаваемой учителями для своих уроков. В них реализуются мультимедийные технологии.
2. Интерактивная презентация, предполагающая управленческую активность пользователя, способность влиять на процесс презентации, использование активных методов обучения [10].
Таким образом, для использования на уроках презентации имеют несколько достоинств:
1) презентация облегчает работу учителя, помогая соблюдать последовательность изложения, подсказывая, на каком элементе (или моменте) сделать акцент, предлагая в запланированный момент проблемные задания или иные виды практической работы;
2) презентация помогает сократить время для выведения на доску необходимой для работы учащихся информации (иллюстраций, элементов текста, математических примеров и т.п.);
3) с помощью фото-, видео- и аудио контента презентация помогает ликвидировать абстрагированность в обучении, приближая максимально возможно субъекта образования (учащегося, слушателя) к объекту исследования;
4) презентация мобильна, т.е. ее легко передавать коллегам при помощи носителей или сети Интернет.
Рассмотрим принципы, предъявляемые к наглядности и технологии триггеры при создании интерактивных презентаций.
1.4.1. Принципы предъявления наглядности при использовании учебных материалов мультимедийной дидактики
Использование наглядности тем более актуально, когда в ряде школ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Используя мультимедийные технологии, проектор, интерактивную доску учитель может создавать многоуровневые, интерактивные наглядно-дидактические разработки.
Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных принципов предъявления наглядности:
- узнаваемости предъявляемых объектов;
- организации эффективной, дидактически выверенной динамики их демонстрации;
- определения выверенного алгоритма, запланированной последовательности группы визуальных объектов, то есть видеоряд; оптимизации размера наглядных объектов;
- оптимизации количества одновременно предъявляемых объектов.
Место размещаемого объекта.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.
1. Узнаваемость наглядности.
Вполне очевидно, что предъявляемая наглядность должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Однако практика показывает, что учителя довольно часто нарушают этот принцип неумелым использованием иллюстраций, прежде всего заимствованных из Интернета.
Если вы скопировали из Интернета иллюстрацию, которая занимает всего 10-15 килобайт, какой бы привлекательной по содержанию она ни была, придётся от неё отказаться или, по крайней мере, не увеличивать. Любые операции увеличения приводят к искажениям, потере контрастности, размытости, то есть неузнаваемости изображения.
Особенно часто такие огрехи в разработках учителей видны, когда используются gif-анимации. При всей их привлекательности, к сожалению, любое их увеличение даёт такую потерю в качестве, что перед учениками вместо привлекательного героя появляется настоящий «монстр».
Очень часто вместо фотографий учителем используются рисунки. Если данная наглядная информация предъявляется впервые, они должны быть максимально документальными, то есть полностью соответствовать тому объекту, о котором идёт речь.
Не должно быть утрированных, карикатурных рисунков, стилизованных изображений и т.д. Особенно это касается младшей школы, где складывается первичное представление ребёнка об изучаемом объекте.
Образно говоря, если мы говорим о тигре, то должна быть предъявлена фотография или качественный и достоверный рисунок тигра с соблюдением цветовой гаммы, пропорций тела.
И ещё одна рекомендация. Наглядная информация должна быть однотипной, то есть на одном слайде не должны присутствовать одновременно фотографии и рисунки [6;11].
Впрочем, совершенно другие принципы могут быть применены, если обучаемым уже знаком, предъявляемый наглядный объект. В таком случае возможен дидактический эффект от определённой недосказанности, построения некоего ассоциативного ряда, демонстрации фрагмента с постановкой проблемной ситуации, учебной задачи дорисовать, пофантазировать, угадать, что изображено.
Таким образом, мы можем это представить, как принцип угадываемости изображения. Принцип угадываемости мы можем использовать также при демонстрации небольшого фрагмента печатного текста. В данном случае мы представляем текст, прежде всего, в качестве зрительного образа.
Действительно, одно из важнейших условий использования учебного текста в мультимедийной разработке является его читабельность. Однако, если речь идёт о постановке определённой учебной задачи по трансформации, угадыванию, «расшифровке» печатного текста, его можно представить в виде сложного шрифта или текста с пропусками.
Таким образом, нет никакой разницы, как будет представлена информация: печатным текстом, видеорядом, изображениями и т.д. Главное, чтобы она была понятна всем участникам образовательного процесса.
Исходя из этого, мы можем использовать наглядность в качестве знаков-символов, выстраивать определённые цепочки ассоциаций. На этом основаны, к примеру, принципы технологии опорных конспектов, где единицей информации является опорный сигнал.
2. Динамика предъявления наглядности.
Время демонстрации наглядности должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации.
Очень важно не переусердствовать с эффектами анимации. Современные технологии могут представить нам целый букет таких возможностей. К примеру, в программе MS PowerPoint лишь для «входа» объекта предусматривается 60 различных эффектов. А если добавить эффекты при выделении, выходе, путях перемещения, то можно представить себе, какие у автора разработки предоставляются варианты проектирования учебной задачи.
Однако вводимые эффекты анимации при демонстрации наглядности должны быть дидактически оправданы, не отвлекать ученика, больше того, должны привлекать его внимание. На входе целесообразно использовать эффекты «появление», «растворение», «выцветание» и ещё несколько простых эффектов анимации.
Когда возникает необходимость обратить внимание ученика на какой-то объект на слайде. Тогда уместен эффект выделения «мигание», «мерцание», «изменение цвета заливки» и т.п.
3. Видеоряд, или запланированная последовательность группы визуальных объектов.
Помимо динамики, необходимо тщательно продумать видеоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации.
Средства мультимедиа помогают учителю предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а заложить развивающее начало в урок, побудить учащихся к активной мыслительной деятельности.
Варианты:
Учитель может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране.
Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.
Наглядный объект при необходимости может сопровождать текст.
Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.
4. Оптимальный размер наглядности.
Данная кажущаяся «мелочь» тоже играет немаловажную роль. Необходимо не забывать условия, при которых будет демонстрироваться тот или иной наглядный объект. Не всё, что прекрасно видно на экране монитора будет заметно на большом экране. Следует убедиться, что даже ученики на последней парте хорошо видят демонстрируемую наглядность.
Проблема размера касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.
5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.
Не следует увлекаться большим количеством слайдов, фото, рисунков и т.д., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Вряд ли будет уместно демонстрировать всё, что мы с вами найдём в Интернете, на дисках, сканируем сами, если это не будет оправдано содержанием, если наглядный объект не будет нести в себе какую-то дополнительную информацию по сравнению с предыдущим.
6. Место расположения наглядного объекта.
Не следует пренебрегать и этим существенным принципом. Если мы хотим, чтобы изучаемый объект был главным в учебном эпизоде, то он должен занимать место по центру или чуть выше центра.
Наконец, еще одна рекомендация, которая тоже может быть не лишней. При конструировании учебного эпизода не стоит «налегать» на красивости, которые носят сопутствующий характер.
Иначе они из помощников, оформительского фона могут превратиться в средства, снижающие результативность занятия. Дети с большим удовольствием будут рассматривать симпатичного котёнка, которого вы разместили на слайде, а не разбираться с условием задачи.
Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения.
1.4.2. Использование технологии триггеров при создании
интерактивных презентаций
Триггер – это интерактивный механизм анимации, позволяющий задать автономное действие для любого элемента презентации и управлять ими на слайде в любой последовательности.
Объектами-триггерами называют такие объекты, которые обладают способностью длительно находиться в одном из двух более устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов.
В MS PowerPoint объект-триггер включает проигрывание анимации собственного объекта или других объектов слайда. При нажатии на один объект-триггер может проигрываться анимация нескольких объектов одновременно или цепочкой.
Сама кнопка может быть в форме любого объекта (графики, картинки, слова и пр.).
Можно выделить 4 варианта использования триггера:
1.Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице (например, двигающийся объект, изменяющая цвет кнопка, исчезание и пр.)
2.Триггер-кнопка⇒ анимированный объект.
3.Триггер-кнопка ⇒ несколько анимированных объектов или несколько анимаций.
4. Триггер-кнопка и анимированный объект в одном лице ⇒ анимированный объект [14].
На первый взгляд может показаться, что триггеры ничем не отличаются от обычной анимации. Однако при использовании простой анимации мы можем вызывать её только в той последовательности, в которой определили во время настройки, триггеры же позволяют нам использовать анимацию в любом порядке, что удобно для создания контрольных или проблемных заданий. Действие анимации на экране будет зависеть только от того, какой триггер активирует ученик.
Самый простой пример использования триггеров – это выбор правильного ответа. При щелчке по правильному ответу, которым может быть любой объект: картинка, кнопка, фигура, текст, включается выбранная вами анимация, например, «исчезновение» объекта, а в случае щелчка по неправильному ответу сработает другая анимация.
С помощью триггеров учитель может создавать в презентациях тесты, игры, задания для викторин и т.п. Буквально «триггер» означает «спусковой крючок», а внешне он является кнопкой, нажатие на которую вызывает запланированный эффект.
Благодаря триггерам можно добиться большей динамики при проведении занятий, организовать уникальные дидактические игры, тренажёры, тестеры, в том числе и для работы на интерактивной доске.
Какие технологические приёмы можно осуществить с помощью триггеров?
• Перемещение отдельного объекта.
• Изменение объекта (изменение цвета заливки, содержания текста, размера объекта, его исчезновение).
• Появление нового объекта на экране не по общему щелчку мыши или нажатии клавиши «Пробел», а по щелчку на определённый объект нашего учебного эпизода.
Конечно, подготовка такого фрагмента урока требует более длительной подготовки, но затраты стоят этого. Хотелось бы указать ещё не некоторые рекомендации. Необходимо обратить внимание на некоторые «мелочи», которые могут повлиять на качество разработки.
К примеру, в случае случайного нажатия на любой другой участок (кроме запланированного) экрана произойдет не желаемый переход к другому слайду.
Чтобы этого не произошло необходимо так настроить презентацию, чтобы переход к следующему учебному эпизоду произошёл только по гиперссылке. Поэтому, на вкладке Анимация в группе Смена слайдов уберите флажок на элементе «По щелчку».
Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Дети и взрослые любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.
Триггеры помогут при разработке интересных тематических игр на закрепление или проверку пройденного материала [11].
Не все объекты могут быть «горячей зоной». Для таких объектов можно использовать прием прозрачных триггеров, т.е. присвоить триггер не к самому объекту, а к прозрачному прямоугольнику, наложенному на этот объект. Например:
- надписи, сделанные с помощью объекта WordArt;
- если объекты наложены друг на друга, и они должны появляться последовательно по щелчку;
- можно увеличить отдельные фрагменты изображения, если поверх исходного изображения поместить увеличенный фрагмент и на нем создать прозрачный триггер.
Таким образом, в роле триггера может выступать любой объект на слайде. Триггеры помогают при разработке интересных дидактических игр, материалов, способствуют улучшению внимания детей на уроках. Создание презентаций к урокам в программе MS PowerPoint эффективны, но каковы преимущества программы? Этому мы узнает в следующем параграфе.
1.4.3. Возможности MS PowerPoint при контроле знаний и умений учащихся
Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний. Успех преподавания зависит не только от хорошего изложения материала учителем, умело проводимого эксперимента, достаточно полноценной самостоятельной работы учащихся, но и от правильной системы повторения и учета знаний. В настоящее время в системе образования происходят существенные изменения. Эти перемены повысили требования к качеству контроля, проверке и оценке результатов обучения.
Для оперативного контроля знаний и умений учителя обычно используются специально подобранные и систематизированные упражнения. Однако традиционные формы контроля, такие как устный опрос и письменные работы, требуют значительных временных затрат, как на составление работы, так и на проверку и систематизацию ошибок.
Чаще всего к программе MS PowerPoint обращаются при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.
Программа POWER POINT позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с небольшими затратами времени:
При отработке учебных умений и навыков по теме:
1. Фронтальный опрос (учитель проводит опрос, используя мультимедиа или мониторы ПК для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения, ученик их озвучивает).
2. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами.
3. Семинарские занятия, дискуссии, круглый стол с применением презентаций учащихся.
Для контроля знаний:
1. Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора.
2. Контроль с использованием компьютерных тестов.
3. Защита исследовательской работы, проектов, доклады и т.п.
Фронтальный опрос. Через небольшой промежуток времени (учебной четверти, полугодия) ученики плохо помнят усвоенный ранее материал, даже основные вопросы. Объясняется это тем, что учитель не всегда находит время для регулярного повторения ранее пройденного учебного материала.
Фронтальный опрос учителя обычно используют лишь для проверки только, что пройденного материала и для подготовки к изучению нового материала. Однако при таком понимании роли фронтального опроса его возможности использованы далеко не полностью. Учебные функции фронтального опроса должны быть значительно расширены.
Методика организации фронтального опроса учащихся подразумевает выделение в учебном материале так называемых «базовых» знаний – тех знаний, которые должны ученики помнить и понимать, уметь воспроизводить в любое время учебного года.
Презентации, подготовленные в программе MS PowerPoint, помогают сделать фронтальный опрос более наглядным, ведь чаще визуальное восприятие у учащихся развито лучше, чем слуховое. Кроме того, программа MS PowerPoint позволяет использовать различные графики, схемы и изображения, что для преподавания математики имеет высокую ценность, ведь не всегда в учебниках есть вопросы подходящего содержания для повторения пройденного материала. Кроме того, в программе MS РowerРoint есть инструментарий для анимированного представления решения задач. Это повышает наглядность, способствует окончательному закреплению материала у учащихся. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала [12].
Метод тестирования. Среди известных методов педагогической диагностики наиболее ценным для обучения информатике является метод тестирования.
Под тестированием мы будем понимать процедуру, состоящую из системы стандартизированных заданий, определенного способа проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов.
Средствами программы MS PowerPoint можно создать тест с заданиями закрытого типа, когда ученику предлагается вопрос и несколько ответов, среди которых один правильный. При выборе правильного ответа ученик переходит к следующему шагу, в противном случае получает разъяснения и еще одну попытку. Тесты организуются без оценки в баллах, подсчет потребует привлечения программирования.
При подготовке теста необходимо сформулировать вопросы, варианты ответов, определить количество вопросов. На каждый вопрос потребуется 3 слайда: слайд с вопросом и ответами, слайд с реакцией на правильный ответ и слайд с реакцией на неправильный ответ.
Для создания электронных тестов применяют специальные программные оболочки. Разрабатывать тесты можно в виде электронных страниц с использованием языков HTML и JavaScript. Особенно эффектно выглядят тесты, созданные в приложении MS PowerPoint с применением макросов VBA. Последний слайд презентации – слайд с результатами тестирования.
Подвести итоги такого тестирования можно гласно, если обеспечить визуализацию тестов. После работы ученика за партой весь класс приглашается к обсуждению итогов тестирования, когда тест демонстрируется на экране.
Возможности программы MS PowerPoint помогают разнообразить тестовые задания:
- использованием различные типы вопросов;
- добавлением мультимедийные объекты;
- автоматическим подсчетом баллов.
Данная форма позволит сделать электронное тестирование привлекательным для учащихся и удобным для преподавателей.
Вместе с тем имеется возможность подготовки презентаций, которые представляют собой тест с выбором ответов и подсчетом баллов, без использования указанных элементов и языка программирования VBA. Каждый вариант ответа оформляется на слайде в виде гиперссылки, и в зависимости от того, правильный или ошибочный вариант ответа выбрал ученик, осуществляется переход на разные слайды. Гиперссылка, соответствующая правильному ответу, реализует переход на один слайд, неправильному ответу — на другой (другие) слайд. Для слайда с первым вопросом в презентации будут присутствовать два совершенно одинаковых слайда (отличающихся только количеством “набранных учеником баллов”, которое держится, так сказать, “в уме”). Для третьего и следующих вопросов число одинаковых слайдов будет увеличиваться.
Таким образом, программу MS PowerPoint можно использовать для проверки знаний учащихся. Программу можно использовать для демонстрации наглядного материала при словесном описании, при проведении контроля знаний, при отработке учебных навыков.
Вывод по 1 главе
Таким образом, изучив главу теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста посредством приемов мультимедийной дидактики. Можно сделать вывод о том, что познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. У детей младшего школьного возраста нет познавательного интереса в изучении учебных предметов в виду психологических особенностей детей данной возрастной категории. Для развития познавательного интереса учителя прибегают к использованию различных приемов и методов его стимулирования.
В настоящее время, из различных средств, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, наиболее популярным становится программа MS PowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средства обучения, но и интерактивные материалы.
Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:
ü сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
ü эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
ü раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
ü осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
Глава 2. Эмпирическое исследование использования мультимедийной дидактики для эффективного развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста
2.1. Выявление уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста (констатирующий этап)
Исследование проводилось в г. Березники (г. Усолье, учебный корпус) на базе МАОУ «Школа № 22» в 2020- 2021 учебном году.
В исследовании принимали участие 23 обучающихся в возрасте от 7 до 8 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа:
· Первый этап – констатирующая диагностика. Диагностика была проведена в марте 2021 года на всем классе.
· Второй этап – формирующий эксперимент. На данном этапе был реализован цикл занятий по развитию познавательного интереса посредством информационно-коммуникационных технологий. Данный цикл занятий реализовывался с февраля 2021 года по март 2021 года по программе «Школа России» в течение четырёх недель.
· Третий этап – контрольная диагностика. Диагностика проводилась в марте 2021 года на всем классе.
Перед началом проведения диагностик, учителю МАОУ «Школа №22» начальных классов Анне Юрьевне (учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 6 лет) была предложена анкета (Приложение 1), которая состояла из 7 вопросов. В результате анкетирования было выявлено, что учитель на уроках использует презентации, а если быть точнее мультимедийную дидактику на простом уровне.
В исследовании были использованы следующие диагностики:
ü Диагностика познавательной активности младшего школьника по А. А. Горчинской (Приложение 2);
ü Оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г. (Приложение 3);
ü «Анкетирование по методике Г.И Щукиной» (Приложение 4).
Данные диагностики были выбраны из-за результативности, простоты и соответствия возрастных особенностей обучающихся.
Время, затраченное на прохождение диагностик, составляло от 10 до 30 минут. Для прохождения диагностики дети не были разделены на группы, учащимся была прочтена инструкция по выполнению диагностик. Данные методики используются для определения уровня познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста.
Цель проведения диагностик: выявить уровень познавательного интереса младших школьников.
Диагностика №1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А. А. Горчинской
Цель- Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Результаты диагностики по всему классу представлены в таблице (Приложение 5).
Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме (рис.1)
Рис. 1. Результаты диагностики №1 познавательной активности младших школьников по А.А. Горчинской
Исходя из результатов, проведенной диагностики было выявлено, что высокий уровень познавательной активности выявлен у 12% (3 ученика). Исходя из наблюдений, дети на уроках работают активно, отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно справиться с трудностями, которые у них возникают при выполнении заданий.
Умеренный уровень выявлен у 84% (19 учеников), это значит, что ученики выполняют задания не по собственной инициативе, а по указанию учителя. Если в процессе обучения у них возникают трудности, то некоторые ученики стараются самостоятельно найти ответ, но некоторые, большинство, обратятся за помощью учителя. Учащиеся могут быть на уроках активны, если они считают тему урока интересной, поэтому учителю необходимо продумывать разнообразные способы, приемы для привлечения детей к работе на уроке.
Слабый уровень выявлен у 4% (1 ученик). У данного ученика слабо выражена познавательная активность, так как ученик не обладает навыками письма, чтения, счета, не развита мелкая моторика рук, учитель составляет задания для ученика, которые соответствуют уровню знаний.
Таким образом, большинство учеников в классе имеют умеренный уровень познавательной активности, это обозначает, что ученики готовы стремиться к познанию, им интересен процесс обучения.
Диагностика №2. Оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г.
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию
Результаты диагностики по всему классу представлены в таблице (Приложение 6).
Общие результаты диагностики №2 продемонстрированы на диаграмме. (рис.2)
Рис. 2. Результаты диагностики №2 Оценки школьной мотивации
по Лускановой Н.Г.
В результате проведения диагностики было выявлено, что
Сильный уровень 4% (1 ученик) из этого можно сделать вывод, что ученик положительно относится к школе, учебному процессу в целом. Из наблюдений можно выявить, что ученик активен как на уроках и внеурочной деятельности, так и на перемене.
Средний уровень имеет 31% (7 учеников), эти ученики имеют приближенные результаты к сильному уровню. Дети положительно относятся к школе, но из-за сниженной познавательной активности ученики имеют низкую мотивацию к учебному процессу.
Умеренный уровень 21% (5 учеников) в данном случае дети относятся нейтрально к школе. Им не интересен учебный процесс, больше интересует процесс общения с одноклассниками, к сожалению, ученики этой группы не до конца осознают факт смены социальных ролей.
Слабый уровень 17% (4 ученика) дети, которые имеют слабый уровень по результатам диагностики, на уроках не активны, отвечаю только тогда, когда спросит учитель или вообще могут не отвечать на поставленный вопрос. Но во время проведения уроков физической культуры, технологии, ИЗО и во внеурочной деятельности дети активны.
Низкий уровень 27% (6 учеников) с помощью диагностики было выявлено, что ученики, результаты которых относятся к низкому уровню, не заинтересованы в учебном процессе, детям более интересен процесс общения с одноклассниками.
Таким образом, результаты диагностики показали, что дети не заинтересованы в процессе обучения, в посещении школы, поскольку у них отсутствует школьная мотивация. Её можно развивать с помощью применения мультимедийной дидактики, создания проблемных ситуаций и привнесения новых форм и методов в процесс обучения.
Диагностика №3 «Анкетирование по методике Щукиной Г.И.».
Цель анкетирования – выявить уровень познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Результаты диагностики №3 «Анкетирование по методике Щукиной Г.И. представлены в таблице (Приложение 7).
Обобщенные результаты диагностики №3 продемонстрированы на диаграмме. (рис.3)
Рис. 3. Результаты диагностики №3 «Анкетирование по методике Щукиной Г.И.
В результате проведенной диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень имеет 4% учеников (1 ученик). Познавательный интерес ученика находится на высоком уровне. Ученик заинтересован в учебном процессе, старателен, внимателен на уроках.
Средний уровень познавательного интереса имеют 53% (12 учеников). При подсчете балов было видно, что некоторые дети только переступили порог к данному уровню. Следовательно, познавательный интерес находится на стадии своего развития. Дети заинтересованы в процессе обучения и получения новых знаний.
Низкий уровень познавательного интереса выявлен у 43% (10 учеников). Познавательный интерес у данной группы детей не выявлен. Ученики не заинтересованы в учебном процессе.
Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод, что ученики 1 класса МАОУ «Школа № 22» показали высокий, средний и низкий уровень познавательной активности, отношения к школе, познавательного интереса. Ученики в процессе проведения диагностик показали себя внимательными. Для того чтобы подтвердить гипотезу (предположим, что использование приемов мультимедийной дидактики, созданных с помощью программы MS PowerPoint, обеспечит разработку интерактивных учебных материалов по учебным дисциплинам для начальной школы, что повлияет и на развитие познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста).
2.2. Методика использования мультимедийной дидактики для развития познавательного интереса у младшего школьного возраста (формирующий этап исследования)
На основании проведенных диагностик были разработаны презентации с использованием мультимедийной дидактики, презентации с триггерами, которые способствовали развитию познавательного интереса младших школьников, как на уроках, так и на внеурочных занятиях.
При создании презентаций, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников, в рамках преддипломной практики был разработан учебно-методический материал с презентационным сопровождением по следующим учебным дисциплинам, согласно комплексу «Школа России» (Приложение 8, 9).
В ходе изучения теоретического материала было выявлено, что уроки с использованием ИКТ (презентаций с триггерами) способствуют решению следующих задач:
· внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность.
· изучать потребности и индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка.
· обеспечить развитие информационной культуры у младших школьников.
· развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
· развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь.
· развивать воображение и творческие способности.
Все презентации были разработаны согласно требованиям по оформлению презентации. И в соответствии с требованиями, которые предъявляются к техническим средствам обучения (Приложение 13).
Задания в презентации даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении не нарушалась их последовательность. Задания, которые использовались в презентациях, соответствуют уровню знаний младших школьников. Все задания подбирались на развитие логики, мышления, сравнения, обобщения и на развитие познавательного интереса.
Презентации с триггерами являются отличным помощником в проверке знаний детей (во время подведения итогов и (или) творческих заданий), на этапе актуализации знаний (решение логической цепочки, вставить пропущенные буквы и т.д.), на этапе СТИЦ (создание проблемной ситуации, например, вставьте пропущенные буквы, и т.д.).
Для того чтобы учителям начальных было проще создавать презентации с триггерами нами был разработан пример алгоритма по созданию презентаций с триггерами (Приложение 14). Данным примером могут воспользоваться учителя начальной школы, которые работают с презентацией, но не используют триггер.
Таким образом, использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Наглядность ИКТ, простота в их использовании, безусловно, способствуют развитию познавательного интереса младших школьников. Современных информационных компьютерных технологий является эффективным средством обогащения интеллектуальной сферы, стимулирования интереса к познанию, развития творческих способностей, формирования личности младших школьников.
2.3. Выявление уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста (контрольный этап исследования)
Контрольный этап исследования проводился в г. Березники (г. Усолье, учебный корпус) на базе МАОУ «Школа №22» в 1 классе. Для проведения диагностик ученики не были разделены по группам. Перед началом диагностирования ученикам была прочитана инструкция. Время, затраченное для прохождения диагностик от 10-30 минут.
Диагностики были использованы те же, что и на констатирующем этапе исследования.
Диагностика №1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А. А. Горчинской.
Цель- Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Результаты диагностики по всему классу представлены в таблице (Приложение 10).
Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме. (рис.4)
Рис. 4. Результаты диагностики №1 познавательной активности младших школьников по А.А. Горчинской
Исходя из результатов, проведенной диагностики было выявлено, что сильный уровень познавательной активности выявлен у 48% (11 учеников), из этого следует, что 8 учеников смогли повысить уровень познавательной активности. Исходя из наблюдений, дети на уроках стали работать более активно, с активностью отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно справиться с трудностями, которые у них возникают при выполнении заданий.
Умеренный уровень выявлен у 48% (11 учеников). Исходя из результатов диагностики, мы можем наблюдать уменьшение количества учеников имеющих умеренный уровень. Эти ученики смогли повысить уровень познавательной активности. Ученики, обладающие умеренным уровнем познавательной активности, выполняют задания не по собственной инициативе, а по указанию учителя. В процессе обучения ученики стараются самостоятельно справиться с трудностями или позвать на помощь учителя, на уроках стараются работать активно, если им интересна тема урока.
Слабый уровень выявлен у 4% (1 ученик). Данный ученик не смог повысить свой уровень познавательной активности. На уроках ученик не проявляет активности в учебном плане, отвлекает своих одноклассников. На переменах общителен, активен. Во внеурочной деятельности может себя проявить внимательным, творческим и усидчивым.
Таким образом, после проведения занятий с использованием ИКТ можно сделать вывод о том, что ученики смогли повысить свой уровень познавательной активности.
Диагностика №2. Оценка школьной мотивации по Лускановой Н.Г.
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Результаты диагностики по всему классу представлены в таблице (Приложение 11).
Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме (рис.5)
Рис. 5. Результаты диагностики №2 Оценки школьной мотивации
по Лускановой Н.Г.
В результате проведения диагностики было выявлено, что
Сильный уровень 26% (6 учеников) из этого можно сделать вывод, что школьная мотивация возросла. Дети стали положительно относится к школе, учебному процессу. Из наблюдений можно выявить, что ученики активны как на уроках и внеурочной деятельности, так и на перемене.
Средний уровень имеет 57% (13 учеников), число учеников умеющих средний уровень школьной мотивации возросло. Дети стали активны на уроках, улучшилось отношение к посещению школы.
Умеренный уровень 4% (1 ученик) количество учеников имеющих умеренный уровень школьной мотивации снизилось, это значит, что ученики смогли повысить свой уровень школьной мотивации.
Слабый уровень 4% (1 ученик) ученик, умеющий слабый уровень школьной мотивации, на уроках не активен, к школе отношение нейтральное, исходя из наблюдений, можно было заметить, что ученик пропускает занятия.
Низкий уровень 9% (2 ученика) с помощью диагностики было выявлено, что у учеников, результаты которых относятся к низкому уровню, отсутствует школьная мотивация. Дети воспринимают школу не как место получения знаний, а место для встреч и игр с одноклассниками.
Таким образом, результаты диагностики показали, что некоторые дети смогли повысить уровень школьной мотивации. Но, к сожалению, для некоторых школа так и остается место для общения и игр со своими одноклассниками, а не место получения и приобретения знаний, навыков.
Диагностика №3. «Анкетирование по методике Г.И. Щукиной»
Цель анкетирования – выявить уровень познавательного интереса у учащихся 1 класса.
Результаты диагностики по всему классу представлены в таблице (Приложение 12).
Общие результаты диагностики продемонстрированы на диаграмме. (рис.6)
Рис. 6. Результаты диагностики №3 «Анкетирование по методике Щукиной Г.И.
В результате проведенной диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень имеет 4% учеников (1 ученик). По результатам диагностики видно, что высокий уровень познавательного интереса остался без изменений. Ученик, обладающий высоким уровнем познавательного интереса, активен на уроках, старателен, может самостоятельно справится с трудностями, которые возникают при выполнении заданий.
Средний уровень познавательного интереса имеют 61% (14 учеников). По результатам диагностики можно заметить, что число учеников имеющих средний уровень выросло. Дети находятся на стадии развития познавательного интереса. Дети, результаты которых относятся к данному уровню познавательного интереса, на уроках выполняют задания самостоятельно или позвать на помощь учителя, на различных этапах урока внимательны.
Низкий уровень познавательного интереса выявлен у 35% (8 учеников). К сожалению, у учеников данного уровня познавательный интерес не выявлен. Выполняют задания по просьбе учителя, если дети не знают, как их выполнять, то просто оставляют их не выполненными. На поставленные вопросы учителя не отвечают.
Таким образом, по итогам на контрольном этапе исследования можно сделать вывод, что ученики 1 класса МАОУ «Школа № 22» показали высокий, средний и низкий уровень познавательной активности, отношения к школе, познавательного интереса. После проведения в системе занятий с использованием мультимедийной дидактики, презентации с триггерами, можно сделать вывод, что ученики смогли повысить уровень познавательной активности. В этом нам помогли убедиться результаты диагностических материалов.
Заключение
Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Школа как важнейший социальный институт должна способствовать формированию всесторонне развитой личности. Учителя всеми известными способами и методами должны способствовать развитию познавательного интереса. В век современных технологий использование компьютерных программ в образовательном процессе является основным фактором развития познавательного интереса школьников.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Мультимедийная дидактика является отличным наглядным приемом в образовательном процессе. Давно доказано, что использование наглядности способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Использование мультимедийной дидактики способствует наглядному сопровождению учебного материала. Мультимедийная дидактика позволяет использовать аудио, видео файлы, которые позволяют лучше воспринимать темы уроков. Мультимедийная дидактика делает информацию доступной для детей любых типов восприятия (визуалам, аудиалам и кинестетикам).
Самой распространенной программой для создания презентаций является Microsoft PowerPoint. Основной прием мультимейдиной дидактики — это триггер. Триггер - это интерактивный механизм анимации, позволяющий задать автономное действие для любого элемента презентации и управлять ими на слайде в любой последовательности. Презентации с использованием триггеров можно использовать на различных этапах урока.
Для того чтобы познавательный интерес учащихся не оставался на одном уровне и не уменьшался необходимо использовать приемы мультимедийной дидактики. Делать их красочными и полезными для детей. Не стоит злоупотреблять ИКТ, так как ученики могут быстро привыкнуть к данным приемам, и тогда придется искать новые приемы развития познавательного интереса. Презентации с триггерами являются самым распространенным приемом мультимедийной дидактики. Простота, доступность и универсальность программы Microsoft PowerPoint поможет создать качественный и полезный интерактивный материал к урокам.
Не стоит отказываться от приемов ИКТ из-за больших временных затрат. Намного лучше подготовить качественный, содержательный и полезный интерактивный материал к уроку, нежели использовать ИКТ, которые не только не принесут пользу, но и смогут отрицательно повлиять на образовательный процесс и развитие познавательного интереса.
Таким образом, с помощью исследования мы смогли доказать, что использование в системе мультимедийной дидактики, если быть более точным, то презентаций с триггерами способствует развитию познавательного интереса младших школьников.
В продолжение данной работы хотелось уделить внимание разработке УМК с целью развития познавательного интереса с использованием мультимедийной дидактики для детей начальной школы по предмету технология. Уроки технологии способствуют творческому развитию учеников.
Список литературы
1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российский Федерации» [Текст]. - М., 2021. – 191 с.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: 2019. – 99 с.
3. Профессиональный стандарт педагога начальной школы [Текст]. – М., 2019.-. 47 c.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.- 23 с.
5. Аствацатуров, Г.О., Кочегарова, Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде // Директор школы.-2015.- 176 с.
6. Катаева О.А. Мультимедийные презентации в учебном процессе: Методические рекомендации по разработке и применению для преподавателей (Подготовлено на основании Методических рекомендаций по разработке и применению для преподавателей, ГПОАУ АКСТ, 2016) /сост.: О.А. Катаева – Благовещенск: ГПОАУ АКСТ, 2016. – 23с.
7. Оспенникова Е.В. Мультимедийная дидактика. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч. Ч. 1. Моделирование информационно-образовательной среды учения: среды учения: монография / Е.В. Оспенникова; Перм. Гос. Пед. уни-т. – Пермь, 2003. – 301с.
8. Смолянинова О.Г. Мультимедиа для ученика и учителя // Информатика и образование. – 2002.-№2. – С. 48-54.
9. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - №3. – 196 с.
10. Bиды, этапы и структура презентаций [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://griban.ru/blog/59-primenenie-uchebnyh
11. Возможности программы MS PowerPoint при контроле знаний и умений учащихся [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://studfile.net/preview/4619239/page:5/
12. Использование технологии триггеров при создании интерактивных презентаций [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=19585
13. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://studbooks.net/1868952/pedagogika/metody_sredstva_stimulirovaniya_
14. Методы и приемы стимулирования познавательного интереса [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://infourok.ru/metodi-stimulirovaniya-
15. Определение «Дидактика» [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://fpptraining.fandom.com/ru/wiki/%D0%94%D0%B8%
16. Определение «Мультимедиа» [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://www.sites.google.com/site/multitehnologii/fyvfvafa
17. Определение «познавательный интерес в литературе»[Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: http://www.edufacts.ru/lefabs-156-
18. Определение «познавательный интерес» [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://poisk-ru.ru/s19363t20.html
19. Определение «познавательный интерес» [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://studbooks.net/1280953/pedagogika/teoretiche
20. Особенности развития познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] доступ свободный строка доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19337
21. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.