Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
английский язык
Взрослым
28.05.2018
В работе раскрываются некоторые аспекты использования проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения. Раскрыта история возникновения проектных технологий, типология, принципы, этапы и контроль за деятельностью учащихся, а также их оценивание в процессе проектной деятельности. Практическая часть представляет собой алгоритм проектной деятельности и примеры модельных методов обучения при использовании проектных технологий на уроках английского языка.Итоговая выпускная работа по по теме "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения" при Республиканском институте последипломного образования инженерно-педагогических работников. Работу выполнил Березюк Александр Николаевич, преподаватель английского языка ГПОУ "Торезский горный техникум им. А.Ф.Засядько".
Реализация проектной технологии в учебном процессе.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНЖЕНЕРНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Кафедра методики профессионального образования
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
На тему « Реализация проектной технологии в учебном процессе
профессионального образовательного учреждения»
Выполнил:
Ф.И.О. Березюк А.Н.
Группа_ОII7Пр
Руководитель:___________________ Донецк – 2018 г. Кафедра_методики профессионального образования
Утверждаю:
_______________________
Заведующий кафедрой
“____”___________ _____ г.
ЗАДАНИЕ НА ИТОГОВУЮ ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ
(УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ)
Слушатель _Березюк Александр Николаевич
(Фамилия, имя, отчество)
Группа__ОII7Пр
(Наименование группы, шифр)
Тема «Реализация проектной технологии в учебном процессе
профессионального образовательного учреждения»
Тема учебного практикума______________________________________
________________________________________________________________
Руководитель
работы
________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, звание)
________________________________________________________________
Дата
выдачи
работы____________
задания________________
Срок
сдачи
Руководитель работы
Подпись
Дата Слушатель Березюк А.Н.
Подпись
Дата
РЕЦЕНЗИЯ
Ф.И.О.слушателя курсов _Березюк Александр Николаевич
Группа_ОII7Пр
Тема выпускной работы _ «Реализация проектной технологии в учебном
процессе профессионального образовательного учреждения»
______________________________________________________________
Руководитель работы
_______________________________________________
Кафедра методики профессионального образования
Структура выпускной работы (полная, частичная, не
отвечает требованиям)
Обоснование актуальности темы работы
(отображенная полностью, не четко сформулированная, не раскрытая)
Формулировка цели работы
четкость формулировки (четко, не четко )
соответствие теме и содержанию работы
(адекватно, не адекватно)
Мера раскрытия темы
структурированность (структурированная,
недостаточно структурированная)
последовательность преподавания
(последовательно, недостаточно последовательно)
Профессионально практическая направленность работы
наличие практической части (полное, не полное,
отсутствующее)
связь теоретической и практической части
(представлено, не достаточно, отсутствующее)
Выводы
полнота (полной / не в полной мере отвечают теме работы)
Оформление (в целом отвечает требованиям к оформлению
выпускных работ, не в полной мере отвечает, не отвечает)
Дополнительные данные
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Замечание и пожелание
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Общий
вывод______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________ Рекомендуемая
оценка_______________________________________________
Подпись____________________________ Дата
__________________________ АННОТАЦИЯ.
В итоговой выпускной работе автор попробовал раскрыть некоторые
аспекты темы «Реализация проектной технологии в учебном процессе
профессионального образовательного учреждения». В работе раскрыты
история появления и значимость применения проектных технологий на
современном этапе, типология, главные принципы, основные этапы, а также
контроль за деятельностью учащихся и оценивание в процессе проектной
деятельности. В практической части предоставлен алгоритм проектной
деятельности учащихся и даны примеры модельных методов обучения при
использовании проектных технологий на уроках английского языка. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗДЕЛ (Теоретическая часть)
1.1 История появления и значимость применения.
1.2 Типология проектов, главные принципы и основные этапы
проектной деятельности.
1.3 Контроль за деятельностью учащихся и оценивания в процессе
проектной деятельности.
2 РАЗДЕЛ (Практическая часть)
2.1 Алгоритм работы проектной деятельности.
2.2 Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки
типа: урок прессконференция, метод эмпатии (вживания), метод
“MindMap” (Карта памяти), метод “Brain Storming” (Мозговой
штурм), ClusterMethod («Гроздь), Синквейн, Метод «Знаем, хотим
узнать, узнали»
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Раздел 1
1.1 История появления и значимость применения
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская
пословица: «Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь»
Понятие «проектность» было введено Королевским колледжем искусств в
Великобритании. Оно связано с проектной культурой, в которой
исполнения и
реализуется искусство планирования,
оформления. Сам метод возник ещё в начале прошлого столетия, когда
творчества,
педагоги и философы пытались найти способы и пути развития активного
самостоятельного мышления ребёнка. Именно поэтому американские
педагоги Дж.Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной и
творческой совместной деятельности детей во время решения одной общей
проблемы. Австрийский педагог Рудольф Штайнер также считал, что
необходимо учить детей применять знания, которые они получили.
Использование проектной деятельности есть актуальной, потому что
помогает расширить коммуникативные умения и способствует
интегрированию четырёх умений.
Актуальность темы состоит в том, что, осваивая основную цель обучения
иностранного языка коммуникативной компетенции, учащиеся должны
иметь сформированные умения и навыки в том или ином виде речевой
деятельности. А проектная методика именно благоприятствует тому, чтобы учащиеся не
автоматически запоминали и воспроизводили знания, но ещё и имели
устную практику, чтобы достичь основной цели.
Новизна подхода в том, что учащимся даётся возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия.
Но как же может быть использован метод проектов в преподавании
иностранных языков и с учётом специфики предмета?
Следует отметить, учитель иностранного языка обучает детей средствам
речевой деятельности, вот поэтому мы говорим о коммуникативной
компетенции как об одной из основных целей обучения иностранному
языку.
Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения, лингвистическую
компетенцию на уровне, определённом программой и стандартом, и
научить тому или иному виду речевой деятельности, необходима активная
устная практика для каждого ученика группы. Важно предоставить
учащемуся возможность размышлять и решать некоторые проблемы.
Вот поэтому метод проектов является очень важным на этапе творческого
использования языкового материала.
К творческим умениям учащихся психологи прежде всего относят умение
регенерировать идеи, находить не один, а много вариантов решения
проблемы, прогнозировать последствия какого –либо решения.
К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести
дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения,
умение находить компромисс с
подкреплённую аргументами,
собеседником, прогнозировать последствия того или иного решения.
Таким образом для грамотного использования метода проектов необходима
значительная предварительная подготовка, которая должна проводиться
постоянно, систематически и параллельно над проектом.
Обозначим основные требования для применения методов проекта: 1. Наличие проблемы в исследовательском и творческом плане.
2. Практическое, теоретическое значение результатов (доклад,
совместный выпуск постера, газеты).
3. Самостоятельная (индивидуальная,
парная,
групповая)
деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование поисковых методов: определение проблемы,
задач исследования, оформления конечных результатов,
выводы (использование совместного исследования метода
«мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчётов и
т.д.
В рамках программного материала по английскому языку метод проектов
можно использовать по многим темам. Основное это определить проблему,
над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой
программы. Главной идеей этой методики является создание условий для
активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных
ситуациях. Учащиесяразные: одни быстро схватывают объяснения учителя,
а другим нужно время и дополнительные пояснения. Эти дети обычно
стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса. Поэтому, если
объединить детей в небольшие группы и дать им общее задание, обговорив
роль каждого в выполнении этого задания, тогда возникает ситуация, по
окончании которой, каждый отвечает за результат не только своей работы,
но и что важно, за результат всей группы. Поэтому «слабые» учащиеся
стараются выяснить у «сильных» все непонятные вопросы.
Таким образом, благодаря общим усилиям ликвидируются проблемы.
Такой есть общая идея сотрудничества в проекте. 1.2 Типология проектов, главные принципы и основные этапы
проектной деятельности.
Согласно главным видам деятельности проекты бывают:
1. Исследовательские.
2. Творческие.
3. Ролевые.
4. Приключенческие,
когда учащиеся готовят и разыгрывают
исполняют роль экскурсоводов,
экскурсию,
журналистов и др.)
экскурсантов,
5. Прикладные (составляют маршрут выходного дня).
6. Телекоммуникационные.
Основные требования к выполнению метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
значимость
2. Практическая,
познавательная
теоретическая,
предвиденных результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
4. Определение конечных целей проектов.
5. Определение базовых знаний из разных областей, необходимых в
работе над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта (с определением
поэтапных результатов).
7. Выполнение исследовательских методов: определение проблем, задач
исследования, обсуждение методов исследования, оформление
конечных результатов, анализ полученных данных, подведение
итогов, корректировка, итоги.
8. Результаты выполненных проектов должны быть материальными, то
есть оформленными в надлежащем виде (видеофильм, газета,
презентация).
Существует много вариантов обучения в проектном сотрудничестве, но
нужно чётко соблюдать главные принципы:
1. Группы учащихся формируются учителем до начала урока с учётом
психологии совместимости учащихся. При этом в группе должны
быть «сильные», «средние» и «слабые» учащиеся, мальчики и
девочки.
2. Группе даётся одно задание, но во время его выполнения допускается
разделение ролей между членами группы(учащиеся могут это сделать
сами по рекомендации учителя).
3. Оценивается работа не одного учащегося, а всей группы. Оценка
выставляется одна на всю группу.
4. Преподаватель выбирает из группы учащегося, который должен
отчитаться за выполнение задания. Иногда это может быть и
«слабый» ученик, так как цель всякого задания не формальное его
выполнение, а овладение материалом каждым учащимся. Если принимать во внимание групповой проект, то внимание уделяется
«групповым целям» и успеху группы в целом, чего можно достичь
исключительно в результате самостоятельной работы каждого члена этой
группы в постоянном взаимодействии с другими учащимися во время
работы над определённой темой, проблемой, вопросом. При этом
оценивается не столько результаты «слабого» учащегося, сколько усилия,
которые он приложил для достижения цели. Лидер группы постоянно
держит «слабого» учащегося в поле зрения, помогает ему, но ни в коем
случае не выполняет за него работу.
Если принимать во внимание коллективный проект, то коллектив делится
на группы по нескольку учащихся. Каждая группа получает своё задание,
которое является частью определённой темы, над которой работает весь
класс. В результате совместной работы отдельных групп совместно
достигается усвоение материала в полном объёме.
Проект это особая форма организации коммуникативнопознавательной
деятельности, способ организации языкового и речевого материала. Проект
также можно рассматривать как систему коммуникативных задач, которые
составляют структуру исследовательской деятельности учащихся.
Во время выполнения проектов учащиеся учатся определять и решать
важные проблемы, составлять схемы проектов, планировать конкретные
результаты и достигать их, согласовывать действия в коллективном
процессе.
Задача учителя состоит в помощи учащимся с определением проблемы, на
решение которой нацелен проект, в планировании проекта, в определении
конечного результата и координации работы учащихся. Следует заметить, что одной из целей организации проектной деятельности
учащихся является использование иностранного языка на всех этапах
выполнения проекта, исходя из этого следует отметить, что задачей
учителя является также организация работы учащихся так, чтобы
подталкивать их к общению на иностранном языке даже во внеурочное
время. Поэтому достижению этой цели может способствовать создание
системы заданий для самостоятельной внеурочной работы таким образом,
чтобы они были сориентированы на личностные интересы учащихся с
учётом их собственного жизненного опыта и знаний, умений и навыков в
разных сферах жизни.
Работа над проектом проводится в четыре основных этапа:
Подготовительный этап.
1. Выбор и обсуждение темы проекта.
2. Ознакомление с новым языковым материалом и автоматизация
действий с этим материалом.
3. Разработка структуры проекта.
4. Обсуждение конечного продукта и способа его презентации.
5. Формирование микрогрупп (34 учащихся)
Исполнительный этап.
1. Сбор информации (чтение текстов, работа с справочниками,
интервьюирование, анкетирование).
2. Обсуждение собранной информации в микрогруппе.
3. Обсуждение в классе.
Презентационный этап.
1. Обсуждение в микрогруппе способов презентации.
2. Документирование проекта.
3. Презентация проекта.
Итоговый этап.
1. Обсуждение проектов. 2. Оценивание.
3. Анализ результатов.
Целью подготовительного этапа является деятельность учащихся по
выполнению проекта, а именно : определение основных направлений
деятельности, распределение учащихся в мини группы, которые будут
работать с этими направлениями, определение формата ожидания
конечного продукта, планирование путей и источников поиска информации
для реализации исследования, а также способы презентации результатов
исследования и т.д. К подготовительному этапу проекта включаются
рецептивные и рецептивнорепродуктивные условнокоммуникативные
упражнения, которые представлены такими видами заданий: определение
темы сообщения, выделение главной информации из текста и определение
логики построения высказывания. Завершение подготовительного этапа
предусматривает выполнение рецептивнопродуктивных упражнений на
обсуждение в малых группах плана проектной работы, формулирование
цели и определение конечного результата проекта. На исполнительном этапе проекта совершается развитие умений учащихся
в четырёх видах речевой деятельности во время выполнения рецептивных,
репродуктивных и продуктивных, коммуникативных упражнений на уроках
и в ходе поиска информации для проекта во внеурочное время. На этом
этапе учащиеся выполняют упражнения, которые подготавливают их к
выполнению проекта, а именно: упражнения на формирование замысла
высказывания, соединение смысловых частей высказывания в целый текст,
логичное построение собственного высказывания. К исполнительному этапу
относятся также упражнения, которые являются собственным проектом.
Учащиеся учатся составлять анкеты, проводить интервью, писать отчёт. Их
также обучают статистическим способам изложения полученной
информации в графиках, схемах, таблицах. Учащиеся овладевают
приёмами письменного оформления проекта и его устной презентации.
Кроме этого, в этот этап включены текущие отчёты учащихся, ход работы и
заполнение отчётных форм.
Презентационный этап предусматривает собственно презентацию
результатов проектной деятельности. На этом этапе учащиеся готовятся к
устному докладу во время выполнения рецептивных и продуктивных
коммуникативных упражнений. Главной целью итогового этапа есть анализ и оценивание проектной
деятельности и проектов учащихся. С этой целью учащимся предлагается
специально разработанная система отчёта, которая состоит в специальном
заполнении отчётных форм и проверочных листов для самоконтроля в мини
группах и каждым участником группы отдельно. На итоговом этапе
учащиеся обсуждают результаты проектной деятельности в мини группе и
дают оценку проекту в целом, а также оценивают работу своих
одногруппников. Учитель анализирует полученную информацию и
использует её для общего оценивания деятельности учащихся. Итоговый
этап также представлен упражнениями для контроля уровня
сформированности иноязычной коммуникативной компетентности
учащихся.
В зависимости от типа проекта и планируемого результата ( плакат, чертёж,
выставка фотографий, творческий вечер), содержание на каждом этапе
может варьироваться.
1.3 Контроль за деятельностью учащихся и её оценивание в процессе
проектной деятельности.
Самым актуальным вопросом проектной методики является контроль за
деятельностью учащихся и её оценивание, так как в проектной
деятельности оценивается как процесс так и результат деятельности
учащихся. Проектная работа может быть как групповой так и
индивидуальной. В групповом проекте оценивается процесс совместной
деятельности и уровень участия каждого отдельного учащегося.
К средствам текущего контроля относятся тесты, анкеты, дневники
учащихся, индивидуальные интервью, бланки для самоконтроля и отчётные
листы, бланки для взаимоконтроля и т.д. К средствам итогового контроля относятся прежде всего письменный отчёт
по проекту, разработанный учащимися материал(конечный продукт
проектной деятельности, а именно: сценарии, карточки, описания, газеты,
статьи и т.д.), а также тесты, анкеты, дневники учащихся, индивидуальные
интервью, бланки для самоконтроля и отчётные листы, бланки для
взаимоконтроля и т.д.
Метод проектов является одной из инновационных педагогических
технологий. Целесообразность проведения интегрированного подхода
обусловлена тем, что по своей сути работа над проектом носит
инновационный характер, требует от учащихся применять новые знания,
опираясь на усвоенный ранее материал, вырабатывает умение действовать и
принимать решения самостоятельно или в составе группы, развязывать
конфликты, искать, составлять и применять новую информацию из разных
источников, используя информационно компьютерные технологии для
выполнения конкретных заданий, развивает критическое мышление и
стремление к творчеству и саморазвитию, формирует желание и
способность учиться самостоятельно.
Раздел 2
2.1 Алгоритм работы проектной деятельности. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе
проекта лежит какаялибо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется
не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных
Дети должны владеть определёнными
предметных
знаний.
интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными
участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации
соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов
деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта
выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.
Рассмотрим этот алгоритм работы.
1 этап. Начинание или целеполагание, подготовка.
Деятельность учащихся
Выявляют проблемы.
Деятельность учителя
Обсуждают задание.
Уточняют информацию.
Объясняет цели проекта.
Мотивирует учащихся.
Наблюдает. На первом этапе разрабатываю план проектной работы и продумываю
систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую её речевой
уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и
грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к
обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать
грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем
типа «образуй нужную грамматическую форму глагола», «назови
отрицательный вариант данного предложения», «переведи предложения с
русского на английский» и т.д. На первом уроке предлагаю проблему в
скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут
наводящие вопросы.
II этап. Планирование.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируют задачи.
Уточняют информацию.
Выбирают и обосновывают свои
критерии успеха.
Помогает.
Наблюдает.
III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки
принятых решений).
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Работают с информацией.
Выполняют исследования.
Наблюдает.
Консультирует. IV
этап. Выполнение.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Оформляют проект.
Выполняют исследование.
Работают над проектом.
Направляет процесс,
необходимо.
Наблюдает.
если это Данные этапы обеспечивают языковые и речевые умения учащихся.
Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом. Тексты из
учебника служат содержательной базой для развития речевых и
исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию
языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики
необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое
значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным
речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В
данном случае используются клише типа: I think, It seems to me и т.д. Затем
для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, I
think so, Right, That’s true) и несогласия (Sorry, I don’t think so, I’m afraid
you are wrong) и обобщения сказанного (On the whole, In general.)
Тренировка учащихся в использовании этих речевых клише начинается
сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить
учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных
коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только
запоминают новы клише и запоминают лексику, но и учатся связному
логичному изложению мыслей.
V этап. Защита проекта.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Защищают проект
Участвуют в коллективной оценке
результатов проекта
Участвует в коллективной оценке
результатов проекта VI
этап. Оценка результатов.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
в
Участвуют
самоанализе и самооценке
Направляет процесс,
коллективном
если это
необходимо
Наблюдает Каждая группа защищает свой проект по ранее обсуждённому плану. После
презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна
быть заранее продумана. Я анализирую высказывания ребят, слежу за тем,
как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические
структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение
итогов дискуссии. Для того, чтобы поддерживать и стимулировать
активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно
оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать
различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики
могут зарабатывать баллы за удачный вопрос или ответ, использование
активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока
баллы суммируются и по этим результатам проставляются оценки.
Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный
продукт. После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом,
высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою «копилку» необходимую
информацию. При организации работы над коллективным проектом
выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения
запланированного. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют
уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина,
чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть
проектной деятельности при изучении иностранного языка это прежде
всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды
деятельности. Конечно, обучение методом проекта с одной стороны сложно оценить
работу, т.к. оценивается не объём освоенной информации, а её применение
в деятельности для достижения цели. Свою работу учащиеся предъявляют
скорее своим товарищам, чем учителю. Результат мы можем увидеть и на
«малоуспешных» учащихся. Пусть защита и не блестящая, но
индивидуальное продвижение к успеху нужно поддерживать.
Итак, проект это пять «П»: ПроблемаПроектированиеПоиск
информацииПродуктПрезентация.
2.2 Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр,
уроки типа: урокпрессконференция, метод эмпатии, метод “Mind
Map” (Карта памяти), метод “Brain Storming” (Мозговой штурм),
ClusterMethod (Гроздь), Синквейн, метод «Знаем, хотим узнать,
узнали».
Урокпрессконференция.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни прессконференции когда
группы общественных деятелей или учёные ведут беседы с
представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов
и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа
способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной
литературой, воспитывают любознательность, умение делать работу в
коллективе, товарищескую взаимопомощь. Урокпрессконференцию провожу с целью обобщения и закрепления
изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть
превращается в представителей прессы, другая в специалистов: экологов,
историков и т.д. Проводя разного вида урокипрессконференции, я понял,
что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности,
обладающей не только определённым запасом знаний, но и умением
получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают
большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности.
Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные
условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и
делового общения, а также предоставляется возможность для развития как
устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Метод эмпатии (вживания).
Означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта,
«вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка
почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность
дерева, кошки, облака и др. В момент вживания ученик задаёт вопросы
объектусебе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть
ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть
образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен
в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
Teacher: Imagine yourself that you are “Tornado”. How can you describe
yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite
season, places you occur, your weather. Student: I am tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous,
violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars
and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in
the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in
the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become
darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a
funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything
it can.
Метод “
Mind
Является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись
происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала
” (Карта памяти).
Map
возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество
неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева
и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом
одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные
создаёт пространство для проявления креативных
возможности,
способностей.
Метод “Brain Storming” (Мозговой штурм).
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по
озвученной теме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны
они или нет. Роль учителяроль проводника, заставляя учащихся
размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
Teacher: What comes to mind when you hear the expression “What is a
calendar?”
ClusterMethod (Гроздь). Служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность,
освобождённая от какойлибо цензуры. Графический приём систематизации
материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в
определенном порядке.
Технология составления:
* Ключевое слово.
* Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг
основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
* Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает
дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
* Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования.
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation).
Систематизация информации, полученной до знакомства с основным
источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на
стадии рефлексии.
Исправление неверных предположений в предварительных кластерах,
заполнение их на основе новой информации, установление причинно
следственных связей между отдельными смысловыми блоками
(индивидуально или в группах) так и стратегией урока в целом.
Синквейнэто стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или
рефлектировать по какомулибо поводу. Слово «синквейн» происходит от
французского, означающего пять, Синквейн это стихотворение, состоящее
из пяти строк. Каждому учащемуся даётся 57 минут на то, чтобы написать синквейн,
затем он повернётся к партнёру и из двух синквейнов они составят один, с
которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически
рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали
друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут
увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными
синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчкаэто описание это описание темы в двух словах
(двумя прилагательными).
Третья строчкаэто описание действия тремя словами.
3.
4. Четвёртая строчкфраза из четырёх строк, показывающая отношение к
теме.
5. Последняя строкаэто синоним из одного слова, который повторяет
суть темы.
Как это делать.
Название (обычно существительное)____________________
Описание (обычно прилагательное) _________________________
Действия ____________________________________________
Чувство (фраза) __________________________________________
Повторение сути ______________________________________________
Example
«Новый курс английского языка для российских школ.
Unit1 “The
ABC of ecology”.
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can hurt
Planet
Earthquake
Violent, destructive
Damage, destroy, break
May be awful
Disaster Example: Text “Schools around the world” «
языка
Новый
курс
английского
российских
школ
».
для
School
State, private
Learn, participate, attend
A place where children learn/Go to be educated
The process of learning/The time during your life when you go to school
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для
рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Метод «Знаем/хотим узнать/узнали».
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся
предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем/хотим
узнать/узнали». Такая же таблица находится и на доске.
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной
теме (после обсуждения темы).
В колонку «Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё,
что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку «Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из
текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам
из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить
ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги
заносятся в колонку.
Example: Text “Clean air at home” We know
Factories, cars cause air
pollution
We want to know
What else causes air
pollution?
Now I know how to
We cause air pollution
using cleaning products:
dust, paint, insect sprays,
cigarette smoke, steam
from cooking “Learning Together” (Учимся вместе).
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.
Возможности использования:
При работе с текстом.
При изучении грамматики.
Как это делать при работе с текстом.
Взаимообучение проходит в группах из 47 человек. Всем раздаются
экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди выполняют роль
учителя. После прочтения абзаца «учитель» делает следующее:
Суммирует содержание абзаца.
Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить,
Растолковывает то, что для других осталось неясным.
Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца.
Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Как это делать при работе с грамматическим материалом.
Например, при изучении темы “The Past Perfect Tense” классу предлагается
заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления/Указатели/Схемы».
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме.
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени
описывает действия.
Вторая находит указатели, словапомощники.
Третья составляет схемы утвердительного, отрицательного и
вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для
заучивания дома. Отмечая все положительные стороны использования информационных
технологий, хочется подчеркнуть, что никакие самые новейшие технологии
не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а
только дополняет его. А применение проектных и информационных
технологий следует рассматривать как одним из эффективных способов
организации учебного процесса и одним из основных требований к
профессиональной деятельности учащихся и учителя информационной
компетентности.
Выводы.
Многоизмеримый или интегрированный подход, направленный на
органическое соединение конкретной дисциплины с развитием мышления
учащихся, а также их воспитанием, приобретает особую эффективность во
время применения проектной технологии. Этот подход соединяет
образование по вопросам демократического гражданства, прав человека,
гражданское образование, межкультурное образование с изучением учебных
предметов, среди которых важное место занимают иностранные языки.
Метод проектов является одной из инновационных технологий, которая
отвечает требованиям развития образования, касаемо перехода к новому
типу гуманитарноинновационного образования,
когда внимание
переносится на процесс приобретения знаний, умений, навыков, жизненного
опыта, которые трансформируются в компетенции. Целесообразность
внедрения интегрированного подхода обусловлена тем, что по своей сути
работа над проектом носит инновационный характер:
1. Требует от учащихся применять новые знания, опираясь на усвоенный
ранее материал. 2. Вырабатывает умение действовать и принимать решения
самостоятельно или в составе команды и решать конфликты.
Интегрированный подход в проектной технологии некоторым образом
решает проблему перегрузки учебников фактическим материалом, учит
учащегося тому, как найти методы и средства для выполнения какихлибо
заданий. Работа с проектом уменьшает пассивное восприятие учебного
материала, вместе с тем усиливает деятельностный компонент,
предусматривает критический анализ.
Интегрированный подход в проектной технологии учит учащихся тому,
как найти новые методы и средства для выполнения какихлибо задач или
проблем, даёт возможность отделить второстепенный материал и
сосредоточить внимание на рациональном, позитивном, перспективном и
т.д.
Выполняя проект, учащиеся приобретают социальные, гражданские,
общекультурные и другие компетенции, результатом которых должно стать
участие в формировании демократических основ общества, желания
утверждать взаимопонимание, справедливость и уважение к правам
человека и их соблюдения.
Внедрение проектной технологии приводит к тому, что учащиеся
постепенно осознают её не только как учебную технологию, умение
самостоятельно учиться критически мыслить, но также как метод
организации и планирования своей дальнейшей жизнедеятельности.
Список использованной литературы.
1. Нехорошева, А.В. Из опыта работы по проектной методике. [Текст]//
ИЯШ, 2002. № 1. – С.1821. 2. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю.
Пахомова // Школьные технологии, 2004. №4. – С.9396
3. Загальноєвропейські рекомендації з мовної освіти: вивчення,
викладання, оцінювання / Наук. Ред. Укр. Видання, Доктор пед. Наук
проф. С.Ю. Ніколаєва – К., Ленвіт, 2003273 с.
4. Цимбал, О.М. Проектні технології: Матеріали тренінгу літнього
семінару «Партнери в освіті» (PiE Summer Institutes), 27 червня4
липня 2004р.// Демократична школа: шлях до формування
громадянського суспільства в Україні. – Горлівка, 2004.
5. Арванитопуло, У.Г. Проектная работа по английскому языку
учащихся старшей школы// Иностранные языки, вып. 2/2003. – К,
Ленвит, 2003. – 64с.
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст] / Е.С. Полат. М.: Издательский центр
«Академия», 2003. – 272с.
7. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка /
[Электронный
n.ru/distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm.
Режим
ресурс]//
доступа:
www/it
8. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского
языка. //ИЯШ, 2002. № 3. – С.4146.
9. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и
Режим доступа:
[Электронный ресурс]
практика.
//
http://
orus
. slavica
. org
/ node
/235
10. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы
[Текст] / Л. Иванова // Учитель. – 2004. №6. – с.1115
11. Абышева, Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на
уроках иностранного языка в общеобразовательной школе.
//
[Электронный
доступа:
ресурс]
Режим
ftp
:// lib
. herzen
. spb
. ru / text
/ abysheva
_102_116_121.
pdf 12. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках
английского языка как средства формирования положительного
интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный
ресурс] // Режим доступа: collection.edu.ru/attach/17/11175.doc
13. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития
познавательных интересов старшеклассников: Дис. … канд. Пед.
Наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005. – 181с.
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Выпускная курсовая работа на тему "Реализация проектной технологии в учебном процессе профессионального образовательного учреждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.